Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое подведомственность и подсудность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Разрешение правил подведомственности гражданских дел
Существует множество гражданских уголовных дел, значительно отличающихся друг от друга.
Для решения всех вопросов и споров, введены общие правила подведомственности материалов, которые рассматривает суд.
Все основные правила указаны в Конституции РФ в ст. 22. Соответственно, правила подведомственности гражданских дел рассматривают:
- спор о праве;
- определение характера правоотношения, из чего и вытекают требования;
- конкретный состав спорного правонарушения.
Все материалы по спорам ведутся судами с общей юрисдикции. Гражданские дела, где не выявлен спор о праве, решаются в административном порядке.
При отсутствии спора, нотариус обязан засвидетельствовать о правах на долю совместно нажитой собственности обеих супругов.
Существуют случаи, когда дела такого характера, бесспорно, решаются в соответствии с законом.
Суды, общей юрисдикции, относят к следующим спорам граждан:
- семейным;
- трудовым спорам;
- жилищным;
- земельным.
Но в ряду выше перечисленных дел, предусмотрены акты законодательства, которые дают право решать вопросы и споры специальным юридическим органам.
Если, одна из сторон спора является гражданином РФ, то материал, рассматривает суд общей юрисдикции. Но бывают и исключения в рассмотрении некоторых важных вопросов, установленные нормативными актами, которыми занимается суд общей юрисдикции.
Решение разносторонних споров о том, чтобы прекратить деятельность политических партий, религиозных организаций, а также рассматриваются важные дела, где участвуют лица без Российского гражданства.
Подсудность уголовных дел
Институт подсудности сформулирован в ст. 30—36 УПК РФ.
В действующем уголовно-процессуальном законодательстве и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.
Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).
Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и их судебными составами.
В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел о преступлениях, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным и окружным (флотским) военным судам в качестве судов первой инстанции.
В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях несет районный суд.
Районный суд создается в судебном районе, который охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Фе-дерации.
Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду.
Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.
Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье.
Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны:
1) уголовные дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ;
2) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых также дан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
В этом исключении находятся уголовные дела:
а) об убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107/ УК РФ);
б) об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, либо об убийстве, совершенном при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления (ст. 108);
в) о причинении смерти по неосторожности (ст. 109);
г) о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134);
д) о развратных действиях (ст. 135);
е) о некоторых других преступлениях.
Мировые судьи (мировой суд) не функционируют в системе военных судов.
В связи с этим уголовные дела о преступлениях, подсудные мировому судье и совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для деятельности мирового судьи.
В этих случаях решения судей гарнизонного военного суда обжалуются не в апелляционном, а в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30 УПК РФ).
Таким же образом разрешается данный вопрос в уголовно-процессуальном законе применительно к гражданской ветви судов общей юрисдикции, если на территории, находящейся под юрисдикцией районного федерального суда, отсутствуют мировые судьи, как это имеет место до настоящего времени в г. Санкт-Петербурге и других регионах Российского государства.
Правовой статус предварительного расследования
Законом определены три формы проведения предварительного расследования – дознание, предварительное следствие и дознание в сокращённой форме. Данное деление осуществляется для равномерного распределения нагрузки по лицам с разной степенью компетентности по должностям и территориальному размещению, с целью рационального осуществления должностных обязанностей и восстановления справедливости.
Три формы расследования:
- Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
- Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
- Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.
Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.
Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.
Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:
- на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
- дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
- дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.
Подсудность уголовных дел — это совокупность признаков конкретного уголовного дела, при учете которых решается вопрос о том, какой суд первой инстанции должен рассматривать данное дело по существу.
Осуществление правосудия на территории такого огромного государства, как Российская Федерация, требует соответствующей организации деятельности судов разных звеньев и, прежде всего, оптимального распределения между ними уголовных дел, поступающих для рассмотрения по существу. С этой целью законодатель предусмотрел правила подсудности. При этом учитывается ряд признаков, характеризующих конкретное уголовное дело, которые и позволяют определить, какой суд первой инстанции должен принять данное дело к своему производству и рассмотреть его по существу.
Этими признаками являются:
1) место совершения преступления (начало и окончание конкретного преступления);
2) состав преступления, т.е. норма уголовного закона, по которой органы предварительного расследования квалифицировали деяние, вмененное обвиняемому либо лицу, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера;
3) данные о личности субъекта преступления;
4) другие обстоятельства, дающие возможность определить, какой суд должен рассмотреть конкретное уголовное дело, позволяя при этом экономить время, силы и средства судебной системы и общества в целом. Например, проживание всех участников уголовного судопроизводства на одной территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, отличного от места совершения преступления, и др.
Законодательство в регулировании подсудности
Конституция, являясь главным законом государства, содержит основы подсудности. Примером считается 20-я статья. В отличие от ч. 1, часть вторая позволяет использовать институт присяжных при решении судьбы обвиняемого за преступные деяния, которые предусматривают смертную казнь. Временный запрет на применение такого наказания оставляет его действующим.
Уголовный процесс статьями с 30 по 36 устанавливает правила определения суда, который будет единственной инстанцией полномочной вынести справедливый приговор. Согласно номам, изложенным в указанных статьях, подсудность может устанавливаться, терпеть изменения и ставиться под сомнение в определённом порядке.
Законодательство устанавливает и определяет вопросы подсудности через законодательные акты. Лекция, подготовка реферата, защита дипломного проекта по этой теме позволяет будущему юристу, адвокату, сотруднику правоохранительных органов, правовому консультанту в любой организации иметь диплом и стать профессионалом и чётко разбираться в принципах, как правило, сводимых в таблицу:
- отказ от рассмотрения дела из-за сомнений в подсудности недопустим, поступившее в соответствии с процессуальными нормами дело принимается к рассмотрению;
- если суд выносит вердикт без учёта подсудности, то это решения является незаконным;
- суд любой инстанции не может нарушать границы юрисдикции на основании 29 статьи уголовного процесса.
Научный подход определения фундаментальных положений подсудности рассматривался в новой юридической литературе. В институтах эта тема находит отражение у выпускников при защите дипломной работы. Подготовка основана на изучении материала последнего учебника, содержащего раздел про уголовный процесс, презентация которого прошла в обычном порядке.
Действующее законодательство РФ определяет подсудность по 31 статье УПК.
Структура выстроена в порядке возрастания значимости судебных инстанций, с указанием для каждой категории рассматриваемых уголовных статей:
- Мировой суд.
- Районный суд федерального значения.
- Судебный орган субъекта.
- Арбитражный межотраслевой третейский суд.
- Верховный суд.
Определять судебную инстанцию, которая рассмотрит уголовные материалы, дано прокурору. При рассмотрении этого вопроса он руководствуется правилом подсудности, даёт оценку субъекту и обстоятельствам дела, установленные следствием.
Основная масса, рассматриваемых уголовных дел, находится в производстве районных судов.
Кроме этого, дела по уголовным статьям подразделяются на несколько видов:
- уголовные дела, подсудные мировому судье;
- дела по уголовным статьям, рассматриваемые вышестоящими судами;
- дела военных судов.
Говоря о подсудности уголовных дел мировому судье, следует отметить, что эта категория судей рассматривает преступные проявления малой тяжести. Срок наказания сравнительно не велик – менее трёх лет тюремного заключения.
Перечень регламентируется 31 статьёй УК, состоит из преступных деяний, имеющих квалификацию:
- Намеренного нанесения не тяжёлого вреда.
- Нанесения тяжкого вреда без намерения его причинить.
- Побоев.
- Высказываний о намерении нанести увечья либо совершить убийство.
- Клеветы.
Ограниченный указанными составами список составлялся на законодательном уровне для того, чтобы разбирательство могло зависеть как от величины наказания, так и от компетенции суда установить истину.
Дела, входящие в компетенцию судов, с учётом сложности состава и предусмотренной ответственности, а также заявления субъекта, подлежат рассмотрению:
- судьёй с двумя заседателями;
- тремя судьями;
- исключительно составом присяжных заседателей.
Когда эпизоды преступного деяния произошли не в одном районе, области или республике, а в различных местах, здесь необходимо предусмотреть принцип определения подсудности по наибольшему числу эпизодов либо по более тяжкому. Эти положения изложены во второй части 32 статьи УПК.
Законодательство предусматривает наличие военных судов. В международном праве существует такое понятие, как международный военный трибунал.
Действующая редакция закона позволяет этой категории судов определиться с подсудностью, принимая во внимание:
- Территориальный признак.
- Место дислокации воинской части или флота.
Рассматриваемая категория судов является первой инстанцией. Статья 31 процессуального кодекса нормами частей 5–8 определяет наименования дел, находящихся в компетенции военных судов.
К производству принимаются дела, когда подсудимый:
- военнослужащий проходит службу в воинских частях;
- гражданин на военных сборах;
- является лицом, уволенным в запас либо окончившим сборы, но преступление совершил в период службы и участия в сборах.
Если военный суд расположен за границей РФ, то он вправе рассматривать дела, подсудные региональным судам. Исключением являются случаи, изложенные в ч. 4 седьмой статьи закона о воинских судах, когда должны учитываться требования договоров России и других стран. В его полномочия входит рассмотрение всех дел, кроме, подсудных вышестоящему и суду флота.
Судебный орган военного округа рассматривает сложные дела, с мерой ответственности от 15 лет до пожизненного тюремного заключения.
Принимает к производству:
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судов, не вступивших в силу.
- Материалы по обжалованию вынесенных решений военных либо флотских окружных судебных инстанций, вступивших в силу.
- Материалы по вновь открытым фактам в рамках принятых судебных актов самой Военной коллегией, имеющих законную силу.
Этот судебный орган уполномочен информировать заинтересованных лиц о принятых решениях, по рассмотренным материалам, готовить обзоры о правовой деятельности.
Передача уголовного дела
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Обратите внимание! При условии, что судья уже начал рассматривать дело, но в его ходе было обнаружено, что его следует передать в другой суд, возможно оставить его на рассмотрении в данном правовом институте. Но это возможно только при согласии подсудимого.
Таким образом, подсудность уголовных дел – это важная составляющая в рассмотрении исков. Она позволяет правильно определить уполномоченный орган, что позволяет быстро и с учетом интересов всех сторон вынести справедливый приговор.
Как определить подведомственность административных дел
В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний.
В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.
Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ.
Какие дела подсудны мировому судье
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и уголовные дела. Сама же подсудность дел мировому судье в уголовном процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, ст. 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они, в свою очередь, не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть уголовное дело, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Что касается территориальной подсудности уголовных дел, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Подсудность и подведомственность – в чём различие?
Очень часто подсудность отождествляют с подведомственностью, что является в корне неверным. Эти понятия несут абсолютно разный смысл. Подведомственность – это то, как разграничивается и распределяется компетенция органов власти относительно тех или иных споров. Каждый государственный орган может рассматривать только тот ряд вопросов, на урегулирование которых он имеет необходимые полномочия. Таким образом, подведомственностью обладают все органы государственной власти. Подсудность же является своеобразным правилом, по которому ряд относящихся к судам вопросов распределяется между ними. Отсюда следует, что подсудность применяется только в отношении судебных инстанций. Таким образом, подсудность и подведомственность имеют схожие черты, однако отождествлять эти понятия никоим образом нельзя.
Реализация института подследственности в системе уголовно-процессуальных институтов
По смыслу ст. 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным самостоятельно осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Предполагается, что следственные и иные процессуальные действия производит непосредственно он. Однако в ходе производства по делу может возникнуть необходимость проведения следственных или оперативно-розыскных действий в районах, удаленных от места производства предварительного следствия.
В действующем УПК РФ отдельной статьи, регламентирующей порядок направления и исполнения отдельных поручений следователя, нет. Данные действия регулируются положениями п.4 ч.2 ст.38 и ч.1 ст. 152 УПК РФ. Согласно ст. 38 следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Согласно ст. 152 УПК РФ в случае необходимости следователь вправе поручить производство следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания. Нет никаких сомнений, что в подобных случаях должны учитываться нормы о подследственности.
На наш взгляд, стоит согласиться с мнением А.И. Михайлова о том, что обращения следователя к следователю или дознавателю с письменным поручением о производстве следственных или оперативно-розыскных мероприятий стоит именовать отдельным поручением следователя, которое должно быть оформлено в письменном виде.1
На основании анализа норм УПК РФ, поручения следователя могут быть разбиты на две группы.
К первой группе относятся такие, которые вправе девать следователи только органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия. В силу ст.38 УПК РФ следователь не вправе самостоятельно осуществлять подобные мероприятия, а согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующие органы обязаны исполнять поручения, полученные в письменной форме от следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
При направлении подобных поручений, не носящих уголовно процессуального характера, следователь в своем поручении не вправе устанавливать, методы, средства и способы его исполнения, так как это не входит в его компетенцию. Такого рода поручения должны быть направлены руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который в свою очередь выделяет оперативного работника для его выполнения.
Ко второй группе относятся поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, то есть поручения уголовно-процессуального характера, которые направляются в органы, осуществляющие предварительное расследование. В данной связи видится верным мнение о том, что поручения подобного характера должны направляться только в случае отсутствия у следователя возможности произвести их лично.2
Закон не регламентирует, какие следственные действия должны исполняться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, а какие могут быть выполнены путем направления поручения.
Представляется, что наиболее значимые для конкретного уголовного дела следственные действия, в результате которых появляются наиболее важные сведения об обстоятельствах, указанных в ст. 73 УПК РФ, как правило, должны производиться лично следователем, в производстве которого находится уголовное дело, хотя это и может быть связано с выездов в другой город или область.
В случаях возникновения необходимости производства различных следственных действий в другом районе (области), следователь в порядке ст. 152 может поручить их производство органам расследования, дислоцирующимся в этом районе. Но при необходимости производства в другом районе ключевых для расследования уголовного дела следственных действий или следственных действий в большом объеме, они должны быть выполнены самим следователем, ведущим дело, путем выезда на место. Производство их по отдельному поручению означало бы перекладывание своих обязанностей на другого следователя.
В ст.38 УПК РФ в общей форме указано, что по письменному поручению следователя могут быть произведены действия по исполнению постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий. Подобная законодательная формулировка не случайна. Ключевым на наш взгляд, в ст.ст. 38, 152 УПК РФ является формулировка «поручать производство», то есть само решение о необходимости производства, а также надлежащее оформление принятого решения (вынесение соответствующего постановления, обращение в установленном порядке в суд за санкцией и т.д.), должно приниматься следователем, в чьем производстве находится уголовное дело.
Что же касается производства по поручению следователя следственных действий, то закон никаких ограничений либо конкретных перечней не содержит. Однако есть ряд следственных и розыскных действий, которые не следует выполнять путем направления отдельного поручения. Прежде всего, это поручения следователям другого района истребовать и пересылать к месту производства расследования по делу различного справок. Подобные запросы о выдаче соответствующих справок, характеристик, копий судебных решений и прочих документов подлежат направлению непосредственно в те организации и учреждения, которые располагают соответствующими данными и документами.
В связи с возможностью выполнения отмеченных процессуальных действий по поручению, возникает вопрос о том, какому конкретно органу расследования направляется такое поручение. Четкого ответа на этот вопрос в уголовно-процессуальном законе не содержится.
Думается, что исполнение отдельных поручений следователя должно осуществляться, прежде всего, при строгом соблюдении предметной, территориальной и персональной подследственности уголовных дел. Так, если дело по предметному признаку подследственно следователю органов внутренних дел, то и выполнение этих процессуальных действий следует поручить следователю этого ведомства. Лишь в исключительных случаях их производство может быть поручено следователям следственного комитета при прокуратуре РФ или следователям других органов. В случае, например, необходимости провести допрос военнослужащего, подобное поручение должно направляться следователю военного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ, либо командиру воинской части, осуществляющему в порядке ст. 40 УПК РФ, функции органа дознания. Естественно, что поручение необходимо направлять в тот орган предварительного расследования, который правомочен осуществлять такую деятельность в том районе, где необходимо исполнить поручение, то есть в соответствии с критериями определения территориальной подследственности.
Исходя из того, что в соответствии со ст. 38 УПК РФ отдельное следственное поручение должно направляться в письменном виде, видится верной позиция, что отдельное поручение должно состоять из трех частей: вводной, описательной, резолютивной1. При этом добавим, что именно во вводной части отдельного поручения определяется его исполнитель с учетом предметной, персональной и территориальной подследственности уголовных дел.
Подсудность представляет собой институт, регулирующий относимость определенной категории дел, подлежащих рассмотрению в судах, к компетенции конкретного суда судебной системы для рассмотрения дела по первой инстанции.
Для определения уровня суда, компетентного рассмотреть дело по первой инстанции, существует правило предметной (родовой) подсудности, как подсудности определенного звена системы судов общей юрисдикции. Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом правоотношения (например, усыновление детей гражданами, постоянно проживающими за пределами России, иностранцами, исполнение решений иностранных судов — подсудность суда субъекта РФ — п. 2 ст. 269, ст. 410 ГПК РФ). В соответствии с абзацем вторым п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при нарушении правил подсудности суд апелляционной инстанции отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям ч. 3 ст. 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение. Абзац 3 п. 37 данного Постановления, в частности, указывает на возможность передачи дела по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо о том, что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле; если вследствие нарушения правил родовой подсудности при рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, или правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество отсутствовала возможность собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, соответственно составляющие государственную тайну или находящиеся по месту расположения недвижимого имущества, что могло привести к вынесению неправильного по существу решения суда.
Нарушение правил родовой подсудности рассматриваемого дела является безусловным основанием отмены судебного решения, поскольку нарушается конституционный принцип, закрепленный в п. 1 ст. 47 Конституции РФ: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, — пп. 1 п. 4 ст. 330 ГПК РФ (Определение Ставропольского краевого суда от 29.09.2015 N 33-6383/15; Определение Волгоградского областного суда от 11.04.2012 N 33-3600/12).
Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции некоторые административные дела, а также экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с компетенцией, изложенной в п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 27 ГПК РФ).
Суды субъектов РФ рассматривают гражданские дела, связанные с государственной тайной, с признанием и исполнением решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей), а также дела с участием иностранного государства, за исключением дел, подсудных специализированным судам, и дел, подсудных Верховному Суду РФ (ст. ст. 26, 417.2 ГПК РФ). Пунктом 3 ст. 26 ГПК РФ отдельно закреплена подсудность споров, связанных с защитой авторских и (или) смежных прав, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, сети Интернет, Московскому городскому суду как суду первой инстанции.
Подсудность военных и специализированных судов определяется ст. 25 ГПК РФ и специальными законами. Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны: гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам. Согласно ФКЗ «О судебной системе» Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Подсудность дел мировому судье определена в ст. 23 ГПК РФ. Мировому судье подсудны гражданские дела об определении порядка пользования имуществом, по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей. В силу ст. ст. 23, 121 ГПК РФ мировой судья вправе выдать приказ о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества, если их размер или его стоимость не превышают 500 тыс. рублей. Также мировым судьей рассматриваются дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях, иные дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении, ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении), и о признании брака недействительным, дела об определении порядка пользования имуществом, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей. В случае если часть требований подсудна мировому судье, а часть районному суду, все требования подлежат рассмотрению районным судом (п. 3 ст. 23 ГПК РФ).
Все остальные гражданские дела в соответствии со ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду.
Согласно ст. 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В п. 4 ст. 34 АПК РФ также отражен полный перечень дел, подлежащих рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.
Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в котором подлежит рассмотрению спор. По общему правилу иск подается в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ). Однако существует и альтернативная подсудность, которая означает право истца подавать заявления как по месту жительства (нахождения) ответчика, так и по иному месту по выбору истца. Случаи альтернативной подсудности установлены в ст. 29 ГПК РФ и ст. 36 АПК РФ.
В случаях исключительной подсудности иск подается в строго определенный суд. Так, в соответствии со ст. 30 ГПК РФ иски, связанные с недвижимостью, рассматриваются по месту нахождения недвижимости. Так же разрешается вопрос по месту разрешения требований об освобождении имущества от ареста. Иски кредитора наследодателя до принятия наследства подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому была предъявлена в установленном законом порядке претензия. Аналогичная норма имеется и в АПК РФ (ст. 38).
Возможность изменения подсудности по соглашению сторон предусмотрена в ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ (договорная подсудность).
Но ни родовая, ни исключительная подсудность дела не могут быть изменены соглашением сторон.
Подследственность и подсудность уголовных дел.
Статья 151 УПК РФ закрепляет правила о подследственности. Подследственность — это совокупность закрепленных в уголовно-процессуальном законе юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых устанавливается конкретный орган, правомочный и обязанный осуществлять дознание и предварительное следствие.
В соответствии со ст. 151 подследственность уголовных дел, расследуемых следователями прокуратуры, федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов налоговой полиции, определяется по предметному (родовому), персональному (личному), территориальному (местному), альтернативному признакам, а также по связи дел.
Предметный (родовой) признак является основным для определения подследственности уголовных дел и зависит от характера и степени общественной опасности преступления. Статья 151 УПК РФ устанавливает перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия.
Так, следователи прокуратуры расследуют уголовные дела о преступлениях:
1) против жизни и здоровья (различные виды убийств (ст. 105-108 УК), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120УК);
2) против свободы чести и достоинства личности (похищение человека (ст. 126 УК), квалифицированные виды незаконного лишения свободы (ст. 127 УК), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК) и др.).
На основе предметного (родового) признака разграничивается подследственность между дознавателями различных ведомств.
Так, дознавателями органов внутренних дел дознание производится по уголовным делам о преступлениях:
1) против жизни и здоровья (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание — без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 117 УК), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК), угроза убийством пли причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), заражение венерической болезнью (ст. 121 УК), заведомое доставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК), заражение другого лица ВИЧ — инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч. 2 ст. 122 УК), производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ч. 1 ст. 123 УК), производство аборта лицом, ранее судимым за незаконное производство аборта (ч. 2 ст. 123 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК));
2) против свободы, чести и достоинства личности (незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК), клевета (ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК) и др.).
Статья 31 УПК РФ (“Подсудность уголовных дел”) посвящена вопросам подсудности. Подсудность – это разновидность подведомственности, которая является свойством уголовного дела, закрепленном в УПК РФ, которое позволяет его принять конкретному суду к производству.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции и ч. 3 ст. 8 УПК никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В статье 31 УПК РФ это конституционное положение реализуется посредством установления предметной подсудности судов РФ разного уровня (звена) по смешанному признаку видов преступлений и субъектов их совершения.
Подсудность мировых судей закреплена и регулируется ч. 1 ст. 31, а также ст. 318-323 гл.41 “Производство но уголовным делам, подсудным мировому судье”. Согласно ст. 5 ФЗ № 177-ФЗ от 18.12.2001 г. “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие УПК не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные УПК подсудности мировых судей, рассматриваются судами районных судов единолично в порядке, установленном главой 41. Приговор и постановления в этих случаях могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (ст. 452), а также дела, связанные с рассмотрением кассационных жалоб и представлений на приговоры и иные решения краевых, областных, республиканских и им равных судов, на приговоры и иные решения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355); дела, связанные с рассмотрением надзорных жалоб и представлений – на судебные решения нижестоящих судов, определения Кассационной коллегии, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановления судей Верховного Суда РФ (ст. 403, ч. 8 и 10 ст. 407); дела по пересмотру приговоров, определений или постановлений суда ввиду новых обстоятельств (ч. 4 ст. 413, ч. 5 ст. 415, ч. 1 и ст. 417).
При рассмотрении уголовных дел следует правильно определить, к компетенции какого из них они относятся. Именно для этого используется подсудность уголовных дел. Именно правильное определение позволяет упростить разбирательство в рассматриваемом деле, а также законную защиту интересов как обвиняемой, так и пострадавшей стороны. Основная информация по этому юридическому вопросу находится в ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса России.
Рассмотрение нормативных актов, имеющих юридическую силу на территории РФ, усложняется тем, что они не отражают признаки, виды подсудности. Но благодаря ученым изучающим юриспруденцию и территориальное судопроизводство, удалось сформировать уголовно-правовую науку. Так, подсудность уголовных дел в уголовном процессе – это целый комплекс, благодаря которому можно определить, какой суд должен рассматривать определенный иск. Также определяется уполномоченный состав суда и присяжных для разбора дела в первой инстанции.