Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может выйти на пенсию досрочно в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законом внесены поправки в ряд законодательных актов, в том числе, в главный пенсионный закон. По ФЗ-400 граждане имеют право на назначение пенсии на два года раньше общего срока (но только по достижении «советского» пенсионного возраста), если у них накоплен достаточно длительный страховой стаж. Длительность стажа должна быть 42 года для мужчин и 37 для женщин.
Какие периоды деятельности подлежат подтверждению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости?
Согласно п. 2 Порядка N 258н подтверждению подлежат, в частности, следующие периоды:
- работа с тяжелыми условиями труда;
- работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
- работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;
- осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа;
- осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях;
- работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Перечень оснований для досрочного назначения пенсионного обеспечения
Основания довольного многочисленные и сопряжены с выполнением ряда сопутствующих условий.
Основные основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости в 2022-2023 годах по ФЗ-400 (ст. 8 и ст.30-32):
- несение государственной службы или муниципальной службы, а также государственной гражданской службы (то есть, работа в госаппарате);
- стаж не менее 42 и 37 лет при условии достижения возраста не менее 60 и 55 лет (такие граждане могут выйти на пенсию раньше на два года);
- многодетность женщины;
- наличие на воспитании инвалида с детства;
- наличие инвалидности (инвалиды тоже имеют право на получение страховой пенсии);
- тяжелые или вредные условия труда;
- осуществление творческой, учительской деятельности;
- увольнение по ликвидации в предпенсионном возрасте;
- работа на определенных должностях (летный состав, трактористы, пожарная служба и т.д.).
Какое решение вынес Верховный суд?
Верховный суд, рассматривая гражданское дело, указал на следующее.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее при наличии специального стажа лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении специального стажа применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечислены больницы всех наименований и должность «медицинская сестра».
По смыслу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Регламентируя правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 ст. 2 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Можно ли выйти на пенсию раньше пенсионного возраста?
В связи с особенностями выполнения некоторых работ пенсионное обеспечение может назначаться ранее общепринятого возраста. Возможность выхода на пенсию раньше установленного срока предусмотрена в таких случаях:
- При работе на производствах с тяжелыми или вредными условиями труда (например, в горячих цехах). Перечень специальностей, позволяющих отнести производство к указанной категории, закреплен законодательно. Такие граждане имеют полное право уйти на пенсию на 5 лет раньше, а в некоторых ситуациях — на 10.
- Если работник трудился на территории Крайнего Севера, льготное пенсионное обеспечение устанавливается раньше на 5 лет. А если работы проводились на указанных территориях на производстве с тяжелыми или вредными условиями труда, то есть возможность воспользоваться двойной льготой — сразу по двум критериям снизить пенсионный возраст.
- По состоянию здоровья — это право есть у граждан, которым установлена инвалидность в определенном законодательством порядке.
- Если гражданина признали безработным при условии отсутствия у службы занятости нужных вакансий и возможности трудоустроить данного соискателя.
Трудовой стаж для выхода на пенсию в 2021 году
Изменения в вопросе начисления пенсий правительство инициировало ещё в 2015 году. Согласно действующей системе, для получения страховой пенсии гражданин должен иметь определенное количество лет, за которые он официально занимал какую-либо должность, а также определенное количество пенсионных баллов.
Последний раз новости об этом публиковались в октябре 2021 года. Согласно сообщениям нескольких изданий, в правительстве широко обсуждали дополнительное повышение минимального стажа, но дискуссии эти носили закрытый характер, поэтому СМИ об этом смогли узнать лишь от людей, которые непосредственно участвовали в них.
08 Фев 2021 juristsib 1665
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Уведомление О Подтверждении Проживания В Рф По Виду На Жительство 2021 Спб
- До Скольки Можно Шуметь В Квартире По Закону Рф 2021 В Самаре
- Льготы для пенсионеров на проезд в электричках в башкортостане
- Сколько Стоит День В Садике В 2021 Году Люберцы
Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за сотрудников-инвлидов, занятых у индивидуальных предпринимателей
Напомним, что размеры тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ и ежегодно «продляются» отдельными Федеральными законами (например, на 2012 год Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ). Закон № 179-ФЗ предусматривает, в частности, уплату только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы. Однако согласно тексту закона, эта «льгота» распространяется только на «организации любых организационно-правовых форм», соответственно она не распространяется на страхователей, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Теперь эта несправедливость устранена – в Федеральный закон от 03.12.2012 № 228-ФЗ, которым тарифы «продляются» на 2013 год, включена статья 2, позволяющая индивидуальным предпринимателям уплачивать только 60% от размера установленных тарифов в отношении начислений, производимых работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы.
В соответствии с этим изменением в версии 2.5.59 при расчете страховых взносов за сотрудников индивидуального предпринимателя, которым установлена инвалидность, будут применена соответствующая «льгота».
Рисунок 15
>Индексация государственных пособий, предельной величины базы для начисления страховых взносов, повышение МРОТ
В соответствии с ч. 2 ст.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Взносы по дополнительным тарифам за сотрудников с досрочной пенсией
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Надбавка за особые условия труда
В зависимости от отнесения работ к той или иной группе устанавливают и различные надбавки. Размер надбавок зависит от тех условий труда, к которым относится специальность.
Минимальная надбавка за особые условия составляет 4%. Окончательный размер определяется на основании соглашения с профсоюзным органом.
Одним из изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ 1 , является введение с 01.01.2013 дополнительных тарифов страховых на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Размер дополнительного тарифа зависит от того, относятся ли работы к, условно говоря, «вредным» ( пп. 1 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ) или к «тяжелым» (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ). Также предусмотрено увеличение размера дополнительных тарифов в будущих годах.
При исчислении страховых взносов по этим тарифам не предусмотрено ограничение базы предельной величиной (в 2013 году – 568 000 руб.).
Напомним, что указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии и сведения персонифицированного учета по ним подаются с соответствующими отметками в части сведений о стаже. Для автоматического формирования таких сведений в программе имеется (и имелась) возможность указать соответствующие основания в штатном расписании или в сведениях о должности.
Однако эти признаки не могут быть использованы при принятии программой решения о том, следует ли начислять сотрудникам, занятых на таких должностях или позициях штатного расписания взносы по дополнительному тарифу, поскольку, в частности, законом предусмотрено освобождение от уплаты таких взносов «по результатам специальной оценки условий труда».
В связи с этими изменением в версии 2.5.59 реализована возможность указать в сведениях о должности, следует ли начислять сотрудникам, занятым на ней, взносы по дополнительному тарифу, а также уточнить к какой категории («вредной» или «тяжелой») относится эта должность, поскольку тарифы взносов для разных условий различаются.
Для задействования такой возможности необходимо в форме настройки параметров учета на закладке «Расчет страховых взносов» установить соответствующий флаг «Используются работы с досрочным выходом на пенсию»
Обращаем внимание, что при обновлении информационной базы, в которой уже ведется учет, на версию 2.5.59, флаг в настройках будет установлен автоматически, если выполняется хотя бы одно из условий:
- среди должностей есть соответствующие пп. 11 — 16 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, т.е. реквизит «Основание выслуги лет» уже ранее был заполнен одним из значений:
Код основания выслуги лет | Подпункт п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ |
---|---|
27-11ГР, 27-11ВП | 11 |
27-12 | 12 |
САМОЛЕТ, СПЕЦАВ, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, НОРМАПР, НОРМСП, РЕАКТИВН, ЛЕТРАБ, ИТСИСП, ИТСМАВ, ИНСПЕКТ | 13 |
27-14 | 14 |
27-15 | 15 |
27-СП (28-СП – до 2011 года) | 16 |
К данному коду профессий относятся деятельность, подразумевающую труд в особых условиях. А их, в свою очередь, определяют следующие факторы:
- Химические. В частности, повышенная концентрация канцерогенов и аллергенов на рабочем месте.
- Биологические. Сюда относится работа с ядами, токсинами, наркотиками, инфицированным материалом.
- Физические. К этим факторам относятся все виды излучений, а также воздействие на человека шумов, вибраций, а также геомагнитного и электромагнитного поля.
- Обстоятельства. Это перегрузки, монотонные движения, интенсивное воздействие на зрение и глаза, долгое нахождение трудящегося в одной и той же позе.
Перечень данных факторов утвержден Министерством здравоохранения, он в обязательном порядке учитывается при подписании с работником трудового договора.
Расшифровка кодов «Особые условия труда»
Помимо 2-х разобранных выше кодов, в таблице содержится еще достаточно большое количество других. Они также разбивают должности (специальности) по отдельным категориям.
Всего выделяют 13 кодов, включая рассмотренные. Все они начинаются с “27”, а дальше им присваивается или цифровой (с 1 по 10), или буквенный код (ОС, ПЖ). Единственный код, начинающийся с 28 – это 28-СЕВ, в него включаются жители Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, занимающиеся рыболовством, оленеводством, а также охотники.
Таблица содержит не только действующие коды, но и те, которые уже были отменены, в ней указан период их применения. Это необходимо для идентификации работ при анализе отчетности старых периодов.
Далее кратко рассмотрим характеристики каждого из кодов.
27-3 Применяется для женщин, осуществляющих работу в сельском хозяйстве на тракторах, а также в других отраслях экономики на погрузо-разгрузочных механизмах, или в качестве машинистов на строительных, дорожных машинах. То есть весь труд, осуществляемый женщинами с использованием больших механизмов, относят к данной категории.
27-4. Опять же определяет труд женщин на тяжелых или интенсивных работах в текстильной промышленности.
27-5 Работники ЖД транспорта и метрополитена, осуществляющие непосредственные перевозки и их организацию, а также водители большегрузов на рудниках, шахтах, карьерах.
27-6 Полевые работы в ходе экспедиций, изыскательских геологических и геодезических (топографических), поисковых работ.
27-7 Работы по лесозаготовке и сплаве леса, а также смежные с ними.
27-8 Механизаторы в портах.
27-9 Моряки речного, морского флотов.
27-10 Водители городского наземного транспорта.
27-ОС Труд осужденных в местах лишения свободы.
27-ПЖ Труд в составе пожарных бригад.
28-СЕВ Постоянные жители Крайнего Севера, занимающиеся оленеводством, рыбалкой и иным промыслом.
Надбавка за особые условия труда
В зависимости от отнесения работ к той или иной группе устанавливают и различные надбавки. Размер надбавок зависит от тех условий труда, к которым относится специальность.
Минимальная надбавка за особые условия составляет 4%. Окончательный размер определяется на основании соглашения с профсоюзным органом.
В целях реализации и соблюдения права граждан на льготное пенсионное обеспечение установлены правила о применении Списков 1 и 2 вредных профессий РФ, в соответствии с которыми у некоторой категории работников имеется право выйти на пенсию раньше, чем у большинства остальных граждан. При наличии документального подтверждения факта и периода работы в специальных условиях, отнесенных Списками 1 и 2 к вредным (тяжелым) условиям труда, работник может обратиться в управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Льготное пенсионное обеспечение по Спискам 1 и 2
Несмотря на проводимую в настоящее время в стране очередную пенсионную реформу, направленную, в том числе, на увеличение пенсионного возраста, которая уже с 1 января 2017 года коснулась некоторых граждан, являющихся государственными и муниципальными служащими, а также лиц, занятых на политических должностях, порядок льготного пенсионного обеспечения сохранился прежним.
Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в том, что мужчины могут выйти на пенсию по старости не в 60 лет, а женщины при достижении 55 лет, а на несколько лет раньше.
Это означает, что те работники, работа (должность, профессия) которых включена в Списки 1 и 2 вредных профессий РФ, при условии соблюдения требований:
то указанные работники имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Это означает, что мужчины могут выйти на пенсию по достижении 50 лет, а женщины – по достижении возраста 45 лет.
При отработке не менее половины требуемого срока на работах, включенных в список льготных профессий с вредными условиями труда, и при условии соответствия остальным требованиям закона (включая требуемый минимальный страховой стаж и период работы во вредных и опасных условиях труда) мужчины и женщины могут также рассчитывать на особый порядок назначения страховой пенсии – общеустановленный для всех граждан России пенсионный возраст подлежит уменьшению на один год за каждый полный год такой работы.
Льготная пенсия прораба
Это справка с мес. та работы полученная в 2004 г.
Льготная справка №7
Дана Якуничеву Игорю Феликсовичу 1951 года рождения в том, что он работал постоянно с полным рабочим днем в ПМК-387 в должности мастера с 02.04.1971 г. /приказ №14-к от 01.04.1971 г./ по 3 О.09.1974 г. /приказ М 7-к от 03.10.1974 г./ в должности прораба с 01.10.1974 г. /приказ №47-к от 03.10.1974 г./ по 18.04.1976 г. /приказ №28-к от 12.04.1976 г./ с 12.10.1976 г. /приказ №58-к от 12.10.1976 г./ по 08.12.1977 г. /приказ №76-к от 08.12.1977 г./ в должности старшего прораба с 19.04.1976 г. /приказ №28-к от 12.04.1976 г./ по 11.10.1976 г. /приказ №58-к от 12,10.1976 г./
За данный период работы вынужденных отпусков не было, на курсах повышения квалификации не обучался.
Указанный период работы засчитывается в трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно списка #2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров ССОР от 26.01.1991 года №10 в разделе XVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов’ п. 22900006-23419 мастер строительных и монтажных работ, п.22900006—24441 производители работ.
Справка дана на основании приказов о приеме на работу, перемещении, карточки Т-2.
Этот документ из ПФ:
ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан
Документы, имеющиеся в распоряжении Комиссии
1. Заявление Якуничева Игоря Феликсовича 06.05.2009 г № 589 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».