Охрана труда в организации. Локальные нормативные акты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охрана труда в организации. Локальные нормативные акты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Какие ЛНА по охране труда проверяют при проверках охраны труда, зависит от цели проверки. Вполне вероятно, что инспектор по труду сосредоточится на журналах учета несчастных случаев, актах расследования, карточках выдачи спецодежды, паспортизации условий труда и инструктажах. Специалисты по электрохозяйству, грузоподъемному оборудованию или котлонадзору будут проверять «свои» документы. Поэтому лучший способ обезопасить работников, защитить работодателя и себя от ответственности – это правильно организовать документооборот службы ОТ и ежедневно работать строго по требованиям отечественного законодательства. Если так получилось, что проверка на носу, а новоназначенный специалист только начинает организовывать охрану труда, лучше начинать с оформления документации непосредственно по работе службы ОТ, обучения и выдачи спецодежды, СИЗ.

Система управления охраной труда в организации

На работодателя возложена большая ответственность — это обеспечение безопасности работников. Обеспечивают и регулируют ее нормативно-правовые акты в области охраны труда и подзаконные акты. Трудовой кодекс — основной закон, устанавливающий:

  • требования к работодателю по охране труда;
  • законодательную основу обеспечения защиты прав трудящихся.

В обязанности руководителей, в том числе ответственных за безопасные условия труда, входят разработка, внедрение и внутренний контроль:

  • за функционированием созданной системы ОТ;
  • за эффективностью системы управления ОТ и профессиональными рисками.

Существуют и необязательные ЛНА в кадрах, которые работодатель может составлять добровольно. Примеры:

  • акты о повышении квалификации сотрудников;

  • положения о премировании, выплате материальной помощи, командировках;

  • акты о дисциплинарной ответственности работников;

  • положение о прохождении персоналом медосмотра.

Порядок принятия локальных актов

Нетрудно догадаться, что разработка ЛНА — это процедура, реализуемая в соответствии с максимально комплексным, пошаговым и всесторонним подходом. Эксперты, отвечающие за делопроизводство в рамках тех или иных крупных фирм, всегда делят подобную работу на перечень основных, самых важных этапов:

  • первичное, базовое оформление;
  • согласование и аналитика;
  • внесение необходимых поправок;
  • утверждение со стороны руководства;
  • введение в правоприменительное поле;
  • контроль исполнения.

Причем согласно ст. 372 ТК РФ, человек, ответственный за реализацию всего комплекса операций, должен направить итоговый, готовый к запуску бланк на рассмотрение в орган первичной профорганизации. В роли таковой также может выступать любая другая аналогичная структура, которая занимается представлением интересов сотрудников в течение всего времени их взаимоотношений с работодателями.

Локальным нормативным актом организации не является документ, не принятый специалистами указанной надзорной службы. Конечно, отказать во вступлении той или иной бумаги в силу профсоюз (или его аналог) может исключительно при наличии веских оснований. Кроме того, при появлении каких-либо проблем, связанных с корректностью и грамотностью заверяемого шаблона, представители данного ведомства с легкостью обращаются к вышестоящим органам правительственной инспекции. Государственные специалисты в области взаимодействия с ТК обладают правоприменительными полномочиями, позволяющими им отменить унификацию, оформленную без согласия с текущими нормами законодательства страны.

Локальные нормативные и правовые акты НПА: примеры процессов разработки, утверждения и согласования

Итак, процедура по составлению ЛПА также должна быть подвергнута тщательному разбору, в том числе и путем оформления отдельного документа, рассказывающего ответственным сотрудникам о том, как и что им нужно сделать. Причем в создании как такого, основного инструкционного базиса, так и всех последующих бумаг, могут принимать участие не только топ-менеджеры, но и руководители отделов, старшие мастера, специалисты в области бухгалтерии, кадровики и экономисты. После того как шаблон включил в себя абсолютно все прописные детали, его следует согласовать со всеми вовлеченными отделениями предприятия. Итоговый контроль — проверка со стороны органа, представляющего интересы самих сотрудников. Правоприменительные полномочия такой структуры приводятся в ст. 327 ТК РФ.

Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?

ЛНПА позволяют:

  • Адаптировать трудовое законодательство к индивидуальным особенностям конкретной компании
  • Четко установить права и обязанности в отношениях «работодатель – сотрудник» в части, не урегулированной общими нормами
  • Ввести дополнительные правила, необходимые для повышения производительности труда и дисциплины
  • Подробно регламентировать индивидуальную работу с отдельно взятым сотрудником
  • Создать законные рычаги административного воздействия на работников
  • Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность компании (с помощью локальных актов, регламентирующих внутрирежимные условия безопасности, правила техники безопасности, работу с базами данных, коммерческую тайну, приемы противодействия хищениям и мошенничеству).
Читайте также:  Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.

Общие требования к локальным нормативным актам организации

К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;

  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Перечень локальных нормативных актов по охране труда (законодательный минимум)

Мероприятия по ОТ Какие локальные акты нужно разработать работодателю
Функционирование Системы управления охраной труда
1 Положение о системе управления охраной труда. Положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя может содержать следующие разделы (подразделы):
а) общий порядок обеспечения функционирования СУОТ;
б) порядок разработки и реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
в) планирование и исполнения мероприятий по охране труда;
г) контроль исполнения мероприятий и достижения результатов;
д) мониторинг и анализ реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда;
е) планирование улучшений функционирования СУОТ;
ж) анализ со стороны руководства работодателя эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей по охране труда;
з) управление документированной информацией СУОТ.
Отдельными локальными нормативными актами по охране труда у работодателя могут быть разработаны и утверждены на основе государственных нормативных требований охраны труда:
а) порядок управления профессиональными рисками;
б) внутренние нормативы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
в) порядок обучения и развития компетенций по охране труда;
г) распределение функциональных обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя с учетом управленческой (организационной) структуры;
д) организация работы комиссии по охране труда;
е) организация работы комиссии по охране труда и уполномоченных по охране труда;
ж) организация работы по соблюдению требований охраны труда подрядных организаций и т.п.
2 Отчет о проведении оценки профрисков:
а) перечень (реестр) опасностей;
б) документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
3 Протокол обсуждения проекта Политики по охране труда с представительным органом работников
4 Отчет по мониторингу функционирования СУОТ
5 Предварительный Анализ состояния охраны труда
6 Политика в области охраны труда
7 Приказ об организации постов оказания первой помощи, оборудованных аптечками
8 Приказ, устанавливающий порядок проведения контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты
9 Перечень работ, при которых перерывы предоставляются в рабочее время на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно
10 Перечень работ, предусматривающих предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда продолжительность, а также порядок предоставления таких перерывов
Специальная оценка условий труда
1 Приказ об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда
2 Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда
3 График проведения специальной оценки условий труда
4 Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда
5 План мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Медицинские осмотры (предварительные и периодические)
1 Приказ об организации медосмотра
2 Утвержденный список лиц на медосмотр
3 Утвержденный поименный список на медосмотр и подтверждение его направления в медицинскую организацию
4 Календарный план медосмотра
5 Направления на медосмотр
6 Журнал учета направлений на медосмотр
Обучение по охране труда
1 Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
2 Программа вводного инструктажа по охране труда
3 Инструкции по охране труда
4 Программы первичного инструктажа по охране труда
5 Программы специального обучения по охране труда
6 Приказ (распоряжение) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
7 Приказ об организации обучения по охране труда с календарным графиком для ознакомления работников
8 Протоколы проверки знаний требований охраны
9 Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте
10 Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
11 Перечень работ, профессий и должностей работников, в отношении которых проводится обучение по охране труда в обучающих организациях, а также во внутренней комиссии работодателя
Организация работ с повышенной опасностью
1 Планы производства работ
2 Технологические карты
3 Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ, о назначении ответственных руководителей работ, ответственных исполнителей работ, за утверждение ППР, за выдачу наряда-допуска, за составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, за обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты
4 Журнал учета работ по наряду-допуску
5 Наряд-допуск на производство работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов, акт-допуск, график совместных работ
6 Перечень работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска
7 Порядок проведения работ, связанных с повышенной опасностью, выполняемых с оформлением наряда-допуска
8 Программа первичного инструктажа на рабочем месте на каждый вид работ или на профессию
9 Программа обучения по охране труда на каждый вид работ или на профессию
10 Программа стажировки на рабочем месте
11 Комплект инструкций по охране труда по профессиям и должностям, комплект нормативных правовых актов по охране труда в соответствии с отраслевой спецификой
Выдача СИЗ
1 Приказ об организации работы по выдаче и уходу за СИЗ
2 Приказ, утверждающий нормы бесплатной выдачи
3 Копии сертификатов и деклараций о соответствии
4 Копии заключений Минпромторга о происхождении продукции
5 Личные карточки учета выдачи СИЗ
Читайте также:  Ответственность за обналичку денег через ИП 2021

Что такое локальный акт?

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Порядок принятия локальных актов

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто может не платить НДФЛ при продаже недвижимости

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Основные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам

Можно выделить два вида требований, предъявляемых к ЛНА: правовые и оформительские. Согласно Трудовому кодексу, ЛНА:

  • могут приниматься единолично работодателем, но в некоторых случаях необходимо согласовать их с представителями сотрудников данного предприятия (эти случаи указаны в ТК);
  • не могут предусматривать условия работы хуже, чем гарантированно ТК, а также коллективным договором предприятия и иными соглашениями (например, с профсоюзами);
  • носят обязательный характер, за их неисполнение предполагается ответственность как работника (дисциплинарная), так и работодателя (административная).

Требования к оформлению локальных нормативных актов соответствуют правилам написания официальных документов.

Они в обязательном порядке должны содержать название предприятия, наименование документа (например, «Положение о…»), дату его регистрации, место составления. Кроме того, ЛНА имеют определенную структуру, состоящую из следующих частей:

  1. Общие положения. Это вводная часть, где прописывается перечень освещаемых проблем, юридическая основа документа, группы лиц, которые попадают под действия этого акта.
  2. Основная часть: суть документа.
  3. Заключительные положения: могут содержать различные организационные вопросы, связанные с этим актом. В частности, порядок вступления его силу, а также его отмену.
  4. Приложения: не являются обязательной частью. В них могут более подробно освещаться отдельные вопросы, на которые ссылаются в основной части, а также приводиться формы бланков внутренней документации.

Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?

cУправленческие решения, которые принимаются руководящими работниками организаций, оформляются распорядительной документацией. Юридическую силу они приобретают при условии их корректного составления.

Приказы, решения и другие виды распорядительных документов, издаваемых руководством организации, действуют в рамках этой организации и являются её внутренними (локальными) нормативными актами.

  1. Что такое распорядительные документы и для чего нужны?
  2. Какие бывают — виды
  3. Приказ
  4. Распоряжение
  5. Указание
  6. Постановление
  7. Решение
  8. Как оформляются — основные реквизиты
  9. Выводы

Готовимся к 2021 году: кадровые мероприятия

Ответственное лицо по охране труда назначается в организациях со штатом свыше 50 человек. Оформление этого документа по охране труда строго не регламентировано, он пишется в свободной форме. Указываются:

  • ФИО, должность ответственного лица;
  • обязанности, которые на него возлагаются.

В документе делается ссылка на законодательный акт или распоряжение, во исполнение которого он составляется.

Сотрудник обязательно должен быть под роспись ознакомлен с приказом. Приказ утверждает руководитель организации. Документ оформляется на фирменном бланке и учитывается в специальном журнале.

Один из часто задаваемых вопросов, какие документы нужны по охране труда для проведения обучения? Отвечаем. В список входят:

  • приказ о проведении обучения и проверке знаний по охране труда работников;
  • приказ о создании комиссии по проверке знаний охраны труда и безопасных методов работы — в комиссии должно быть не менее 3 человек;
  • программы обучения по охране труда с учетом особенностей профессий, должностей и выполняемых сотрудниками работ;
  • графики проведения обучения и проверки знаний по его итогам;
  • итоговые протоколы проверки знаний охраны труда;
  • удостоверения утвержденного образца о проверке знаний охраны труда.

К документации по эксплуатации оборудования относятся:

  • приказ о назначении ответственного за состояние оборудования работника;
  • графики планово-предупредительных ремонтов оборудования — составляются ежегодно, чтобы качественно и вовремя проводить ремонт, в обязательном порядке доводятся до сведения руководителей подразделений;
  • журналы технического состояния производственного оборудования — заводятся на каждую единицу техники.

Примеры документов можно скачать здесь.

Хранение документов по охране труда может быть вменено в обязанности специалисту по охране труда или делопроизводителю. Необходимо обратить внимание, что у всех документов разные сроки хранения, которые изменились с 21 февраля 2020 года. Приказы и нормативные документы по основной деятельности предприятия хранятся постоянно.

За нарушение предусмотрено наказание по ст. 13.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Перечень документов по охране труда в организации для обучения

Чтобы организовать обучение по требованиям законодательства, специалисту по ОТ понадобятся:

1) Приказы о: а) организации обучения и проверки знаний по ОТ; б) освобождении от первичного и повторных инструктажей лиц, работа которых не связана с обслуживанием механизмов, оборудования, др.; в) создании комиссии (комиссий) по проверке знаний;

2) Положения об: • обучении и проверке знаний по ОТ;

3) Программы обучения с контрольными вопросами для: • ИТР; • каждой рабочей профессии; • по видам работ;

4) Протоколы проверок знаний требований охраны труда;

5) Программы инструктажей: вводного и проводимых руководителями работ;

6) Журналы регистрации: • инструктажей – вводного и проводимых руководителями работ. Обычно они хранятся у лиц, которые их проводят; • присвоения 1 группы по электробезопасности работникам, которые не относятся к электротехническому персоналу.

Должны быть и активно использоваться стенды, плакаты, знаки безопасности.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...