Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2023 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.
Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной
Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.
Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.
Нарушение |
Статья КоАП РФ и наказание |
Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!) |
ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15) |
ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 |
ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры |
Поворот налево или разворот через две сплошные |
ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной |
ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб |
Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии |
ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб |
Способов оплаты много, но самым популярным является официальный сайт ГИБДД. Но поскольку размер комиссии большой, многие платежи осуществляются на интернет-портале «Госуслуги».
Для оплаты штрафа необходимо знать следующие данные: Свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный знак зарегистрированы в ГИБДД.
Оплатить штраф по сплошной линии также можно следующими способами:
- через терминал торгового центра;
- через отделение банка или банкомат;
- через прямое личное обращение в ГИБДД вы оштрафованы;
- воспользуйтесь услугами Почты России;
- через электронный кошелек.
Когда грозит штраф, а когда лишение прав
Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.
Когда нельзя выезжать на встречку?
Есть 4 ситуации, в которых выезд на «встречную полосу» не допускается и карается действующим Административным кодексом (далее — Кодекс).
Обстоятельства n. 1. Дорога с 4 рядами — 2 для встречного движения и 2 для попутного транспорта.
В этой ситуации не имеет значения, есть ли знаки или знаки, запрещающие маневры на встречной полосе. Раздел 9.2. Правила запрещают автомобилистам ездить по встречной полосе, если на дороге более 4 полос. Исключение составляют повороты влево и развороты в местах, где это не запрещено Правилами.
Обстоятельства n. 2. Наличие марки 1.1., 1.3 или 1.11 с твердой стороны в сторону автомобилиста. На дороге любое количество полос.
В этом случае не имеет значения, сколько там полосок. При наличии одной из трех вышеперечисленных разметок запрещено движение по «встречке». Исключением является маркировка 1.11 с прерывистой линией со стороны водителя.
Обстоятельства n. 3. Наличие таблички 3.20., Независимо от количества строк и отметок.
Знак «Обгон запрещен» имеет приоритет над разметкой, поэтому даже при наличии ломаной линии водитель должен руководствоваться требованиями этого знака, т.е не выезжать на встречную полосу.
Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.
Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.
В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.
Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.
В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.
Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.
Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.
Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.
И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.
Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.
Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.
Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.
Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.
Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.
Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.
Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.
И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.
За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.
Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.
Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.
Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.
Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.
Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).
Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.
За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».
В каком случае наказания не будет
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Далее автомобилисту необходимо попросить сотрудника ГИБДД предоставить ему видео- или фотофиксацию правонарушения, так как без доказательной базы возбудить административное дело ДПСник не имеет права. И только при наличии реальных оснований для составления протокола виновнику ничего не останется, кроме как сослаться на следующие возможные обстоятельства:
- Разметка на дороге была частично стерта или не отвечала установленному ГОСТу;
- Знак 3.20 размещен на неправильной высоте от асфальтированного покрытия, или его невозможно считать из-за веток, грязи или технического состояния самого указателя;
- Впереди идущее транспортное средство двигалось со скоростью, менее 30 км/час, а потому его обгон, согласно ПДД, не запрещался;
- Пересечение сплошной линии произошло не по вине водителя, а ввиду внезапного появления препятствия по ходу автомобиля.
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:
- Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
- Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
- Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Выезд на встречку при повороте налево на перекрестке
За выезд на встречную полосу в 2019-м штраф последует, если:
- Разметка делит дорогу, по которой движется автомобилист на чётное количество полос (обычно две или четыре). Такое ограничение установлено пунктом 9.2 ПДД. Выполнять обгон по трассе, например, с двумя полосами можно лишь при наличии разрешающего знака.
- Присутствует разметка, запрещающая маневр, или знак «Обгон запрещен». В этом случае ширина полотна и количество полос вообще не играют роли.
Чем грозит выезд на встречную полосу? По отношению к нарушителю применяется одна из двух мер:
- Лишение водительского удостоверения.
- Штраф.
Какой штраф за выезд на встречную полосу сейчас принят?
Стоит начать с того, что штрафы существенно повысили в 2015 году. Если прежде дорожные лихачи могли отделаться символической суммой в 1 тыс. рублей, то в 2019-м году штраф за выезд на полосу встречного движения составит целых 5 тыс. рублей. Такие санкции — чувствительный удар по кошельку россиянина среднего достатка и серьезная мотивация, чтобы вести себя на дороге осторожно.
Важно: не имеет значения, одним колесом автомобилист пересёк сплошную или двумя – размер штрафа одинаков.
Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).
Если выезд на «встречку» полицейский зафиксировал лично, он может сам выбирать, какую меру наказания применить по отношению к нарушителю – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить, каким образом инспекторы ДПС могут обогатиться за счёт такого права. Особенно велики ставки, если водитель попадается инспектору на незаконном обгоне второй раз – в этой ситуации сотрудник ДПС вправе лишить автомобилиста прав на целый год.
Обратите внимание: нормы КоАП применяются к водителям, только если допущенное ими нарушение не привело к образованию дорожного происшествия и человеческим жертвам. Если нарушитель спровоцировал ДПС, в котором кто-то пострадал, лишением прав и штрафом он не отделается – его будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса.
Даже если водитель действительно выехал на «встречку», у него есть возможность уйти от наказания. По ГОСТу между прерывистой разметкой 1.5 (при которой обгон возможен) и сплошной линией должна присутствовать разметка 1.6, предупреждающая, что в скором времени начнётся сплошная. Разметка 1.6 выглядит так же, как прерывистая, но длина линий в 3 раза больше расстояния между этими линиями.
Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?
Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.
Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.
Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.
Денежный штраф, назначаемый за выезд на встречную полосу в 2020 году, бывает различным. Он зависит от многих факторов. Обязательно соответствует статье, по которой составляется протокол. В деталях разберем, в каких ситуациях приходится поплатиться за этот проступок водителя.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Величина штрафов за выезд на встречную полосу в неположенном месте и особенности их назначения прописаны в КоАП.
Регулярно водителю встречаются всевозможные препятствия. Чтобы продолжить ехать, он вынужден выехать на полосу во встречном направлении через сплошную линию или в месте, где обгон запрещен. В любом случае правила нарушаются. Но иногда двигаться дальше другим способом не представляется возможным. Например, когда посреди проезжей части лежит повалившийся каштан или стоит автомобиль, сломанный или пострадавший в аварии.
Последствия объезда препятствия по встречной полосе в запрещенном ПДД месте подробно описаны в третьей части статьи 12.15. За неправомерный объезд преграды в 2020 году, нарушителю за рулем придется заплатить штраф от 1 000 до 1 500 рублей. Зато водительские права точно останутся при водителе.
Обратите внимание, что по закону считается препятствием (пункт 1.2. ПДД РФ). Это только неподвижный объект, никаким образом не позволяющий продолжить движение. Например, это могут быть:
- яма или провал на вашей полосе;
- ограждение во время проведения дорожного ремонта;
- рухнувшее дерево, столб;
- машина, позади которой выставлен аварийный знак;
- что-либо еще неподвижное, не дающее проехать автомобилисту.
Под определение препятствия не попадает небольшая неровность, лужа, выбоины, автомобильная пробка, автобус или троллейбус, высаживающий пассажиров. Для этих ситуаций применяется более серьезное положение административного кодекса.
В части четвертой статьи 12.15 КоАП, говорится о том, что в случае выезда на встречную полосу при отсутствии неподвижного препятствия виновник должен уплатить 5 000 рублей. Есть и альтернативный вариант. Если суд посчитает нарушение правил слишком опасным, водитель не сможет вернуться за руль. Срок лишения водительского удостоверения – от 4 до 6 месяцев.
Пробки – данность, с которой приходится сталкиваться водителям в мегаполисах. Пока все терпеливо стоят в очередном заторе, некоторые пытаются его объехать. Пробка не попадает под категорию препятствий, так как постоянно перемещается, пусть и с минимальной скоростью.
Водителю строго запрещено пересекать сплошную линию. Более того, обгон с выездом на встречную полосу оказывается под строжайшим запретом в следующих ситуациях:
- на «зебре»;
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, когда автомобилист двигается по одной из второстепенных дорог;
- в тоннелях или на мостах;
- на самих ж/д переездах и за сотню метров до шлагбаума, обозначающего их;
- на рискованных виражах, в самом конце крутых и опасных подъемов, при прочих условиях, когда очень плохая видимость.
Перечень ситуаций приведен в пункте 11 ПДД РФ.
Когда водитель игнорирует правила обгона с выездом на встречную полосу, в 2020 году он обязан заплатить штраф в размере 5000 рублей. Также судья может отобрать права от 4 до 6 месяцев. Наказания нерадивых автомобилистов прописаны в четвертой части статьи 12.15 КоАП РФ.
Понять, являетесь ли вы нарушителем при маневре разворачивания автомобиля с выездом на встречную полосу, удастся, внимательно изучив конкретную ситуацию. Разрешены ли развороты и повороты налево в определенном месте проезжей части, зависит от дорожных знаков и нарисованной разметки.
Совершая разворот на перекрестке по слишком широкой траектории, водитель часто оказывается на полосе попутного направления. Продолжая начатый разворот, пересекает двойную сплошную линию. Если это происходит перпендикулярно разметке, его накажут по второй части статьи 12.16 КоАП за несоблюдение разметки. В 2020 году заплатить придется штраф от 1 000 до 1 500 рублей.
Более серьезное нарушение сотрудники ГИБДД фиксируют, когда водитель, выезжая с пересечения проезжих частей, попадает прямо на встречную полосу. В этом случае его действия попадают под четвертую часть статьи 12.15, квалифицируются уже как выезд на встречную полосу. Наказание – штраф 5 000 рублей, лишение прав сроком от четырех месяцев до полугода, а в случае рецидива – на 1 год.
Это нарушение ПДД РФ описано в третьей части статьи 12.16 КоАП.
Когда водитель выезжает на дорогу с односторонним движением во встречном направлении, то наказывается денежным штрафом. Его размер 5 000 рублей. Помимо этого, у виновника могут забрать права на срок от 4 месяцев до полугода.
Такой способ организации движения распространен в больших населенных пунктах, в которых постоянно собираются заторы из-за огромного количества машин и общественного транспорта.
Перемещение по отдельно взятой полосе может осуществляться в противоположных направлениях. Все зависит от времени. На реверсивном движении едут строго по сигналу светофора. Например, по утрам из жилых микрорайонов больше полос оставляют на выезд, когда все отправляются на работу. Когда вечерами жильцы возвращаются по домам, больше полос становится на въезд. Этот способ позволяет эффективно решать проблему заторов и автомобильных пробок.
Водителю, выехавшему под запрещающий сигнал светофора на полосу реверсивного движения, предназначенную в определенный момент для встречного транспорта, инспектор выпишет штраф на 5 000 рублей или лишит прав на полгода (статья 12.15 часть 4 КоАП). Если водителю удастся доказать, что в предыдущем случае он допустил нарушение, объезжая некое препятствие, штраф составит от 1 000 до 1 500 рублей (статья 12.15. часть 3 КоАП).
Законом предусмотрено несколько ситуаций, когда можно выезжать на встречную сторону и не получить за это штраф. Это такие случаи, как:
- Очень узкая дорога, когда нет совершенно никакой разметки и соответствующих знаков.
- Если на трассе существует три полосы движения. Обычно, если нет никакой разметки, что запрещают производить обгон, то дорога считается двух или же четырехполосной.
Отсюда можно сделать вывод, что выезжать на встречную запрещено в случае, когда на трассе две или четыре полосы на обгон выезжать запрещено, особенно, если присутствует разметка и специальные знаки. Обычно это указатель «Обгон запрещен», и в данном случае выезд на встречную полосу также запрещается постановлениями 2020 и 2016 годов.
Чтобы использовать право на льготу, которая позволяет заплатить штраф в 50% размере, следует осуществить это в двадцатидневный срок после оформления постановления. Желательно внести плату сразу же после получения документа.
Причем сделать это можно несколькими способами:
- средствами банковского счета,
- через мобильный банкинг,
- онлайн-платежами,
- через офис банка,
- в почтовом отделении,
- с помощью электронного платежного сервиса.
Запомните! Все эти способы содержат шанс внести 50% штрафа. Следует не забывать о временных рамках, ведь уже на 21-ый день после оформления постановления нужно будет выплатить полную сумму штрафа, ведь период установленной скидки прошел.
Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю штрафом на выезд на встречную полосу в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП.
Есть ряд ситуаций, в которых выезд на встречную полосу по статьям ПДД не влечет за собой наказание:
- на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
- объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
- поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
- обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
- выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).
Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:
- П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
- В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
- П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
- Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
- П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
- Регулируемые перекрестки;
- Пешеходные переходы;
- Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
- Мосты, эстакады, тоннели;
- На участках с ограниченной видимостью.
- П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
- Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Важно!
Комментарий к Ст. 12.15 КоАП РФ
1. Объектом деяний, регламентированных настоящей статьей, являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения. Объективная сторона правонарушений в общем виде может быть определена как нарушение правил расположения транспортного средства на автомобильной дороге, т.е. п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи 12.15 КоАП, определяется в общем порядке, отсылая при этом к положениям вышеуказанного нормативного акта. Если речь идет о нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, в качестве объективной стороны могут выступать такие действия, как выезд для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения, поворот налево или разворот вне перекрестка, движение по левой полосе дороги при свободной правой и т.п. Нормы настоящей статьи призваны декларировать и акцентировать внимание на наиболее распространенных и опасных нарушениях Правил дорожного движения.
Таким образом, объективная сторона ч. 1 настоящей статьи призвана обеспечить соблюдение общих правил. Она выражается в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, движения по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 комментируемой статьи, является нарушение требований Правил дорожного движения пропустить для обгона или опережения тихоходными транспортными средствами, транспортными средствами, перевозящими крупногабаритный груз, или транспортными средствами, двигающимися со скоростью, не превышающей 30 километров в час, следующие за ними транспортные средства.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам, что также противоречит Правилам дорожного движения.
Объективная сторона ч. ч. 3 и 4 характеризуется общностью нарушений и заключается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления. Однако по смыслу ч. 3 совершение данного нарушения связано с необходимостью объезда препятствия, ч. 4 не ставит совершение рассматриваемого правонарушения в зависимость от наличия или отсутствия препятствий на дороге. Следует также заметить, что указанные действия не могут рассматриваться в качестве правонарушения, если выезд на встречную полосу движения или трамвайные пути встречного направления определен в качестве единственно возможного способа объезда препятствия, например, в случае проведения ремонтных работ и обозначен специальным знаком с указанием направления объезда.
Часть 5 комментируемой статьи 12.15 КоАП РФ не предусматривает отдельного состава правонарушения, определяя лишь квалифицирующий признак для деяния, предусмотренного ч. 4. Неоднократное совершение указанного правонарушения влечет за собой применение повышенных мер ответственности, т.е. более строгих по сравнению с первичным совершением данного деяния.
2. Субъектом всех определенных настоящей статьей деяний может быть исключительно водитель, т.е. лицо, допустившее нарушение Правил дорожного движения. Субъективная сторона характеризуется умыслом со стороны виновного лица.
Что грозит за повторное пересечение сплошной?
Повторность правонарушения всегда является отягчающим признаком при рассмотрении административных дел. В случае с нарушением разметки и выездом на встречную полосу органы ГИБДД и суды руководствуются принципом, что правила ПДД написаны кровью и относятся к повторным нарушителям со строгостью.
При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за нарушения предусмотренные п.12.15 КоАП РФ суд изучает не только материалы конкретного правонарушения, но и материалы по нарушениям ПДД водителя за предшествующие три года.
В большинстве случаев повторный выезд на встречную полосу влечет за собой лишение прав на срок до одного года.
В случае же если повторное нарушение было зафиксировано с помощью технических устройств с применением фото и видео фиксации, то возможно отделаться назначением штрафа в размере пять тысяч рублей.
Что такое выезд на полосу встречного движения
В идеале, автомашина должна всегда передвигаться по своей полосе и в одном направлении. На практике, это нереально, так как в процессе вождения приходится выполнять множество маневров – обгоны, перестроения, повороты и развороты. При совершении таких маневров почти всегда задействуются смежные полосы в попутном направлении или встречка.
В зависимости от условий обстановки и вида автодороги, разграничение между участками попутного и встречного движения может происходить следующим образом:
- условно, т.е. без нанесения какой-либо разметки, без установки ограждений (месторасположение машин встречных потоков определяется на усмотрение самих водителей, с учетом размера проезжей части и норм безопасности);
- в виде одинарной или двойной линии, прерывистой разметки (она наносится по согласованию с ГИБДД);
- в виде временных или постоянных ограждений, разграничивающих потоки (островки безопасности, бордюры, иные виды ограждений).
Штраф за наезд на сплошную линию разметки
В этом случае ему, конечно же, грозит наказание. Какой штраф могут выписать автомобилисту, если он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной линии разметки?
- Одинарная – эта линия разделяет движение автомобилей, движущихся в противоположных направлениях.
- Двойная – эта линия тоже разделяет движение встречных транспортных средств. Ее отличие в том, что количество полос движения больше двух в каждом направлении.
- Постоянная – линия белого или желтого цвета.
- Временная – линия оранжевого цвета. Она наносится только на время проведения на дороге ремонтных работ.
Можно ли пересекать сплошную линию на парковке
Горизонтальная разметка 1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Большая часть народа уже разъехалась по своим домам, а наш автомобиль одиноко припаркован в дальнем углу парковки. Выезд с парковки, разумеется, находится в противоположной от нас стороне. Мы загружаем весь нажитый «шмурдяк» в багажник, заводим автомобиль и едем «напролом» к выезду через совершенно бесполезную (на пустой парковке) разметку стояночных мест. Знакомая ситуация? А между тем, разметка обозначающая стояночные места для автомобилей на парковке ничем не отличается от сплошной линии разметки, которую мы так боимся пересекать на дороге.