Понятие, структура, нормы трудового права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, структура, нормы трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ. Принудительный труд – работа под угрозой применения какоголибо наказания (насильственного воздействия).

Комментарий к ст. 11 TК РФ

1. Предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, составляют трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, отношения (см. комментарий к ст. 1 ТК).

2. Другие отношения, связанные с использованием личного труда, также составляют предмет регулирования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Так, граждане, имеющие акции в акционерных обществах, участники хозяйственных товариществ одновременно могут состоять с обществом (товариществом) как в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из членства, так и в трудовых отношениях (работая, например, в качестве бухгалтера). Отношение, основанное на личном труде работника-акционера (участника товарищества), — сфера действия норм трудового права.

3. Положения законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательны для применения всеми работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Во всех случаях, когда судом доказано, что фактически существующие трудовые отношения оформлены гражданско-правовыми договорами, к таким трудовым отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

5. В соответствии со ст. 62 (ч. 3) Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ.

6. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; далее — Закон о правовом положении иностранцев) иностранцы пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

7. Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения работодателями, являющимися:

а) иностранными организациями и международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории РФ с применением труда граждан РФ;

б) организациями, созданными на территории РФ с участием иностранных инвесторов (либо полностью, либо только с участием иностранных инвесторов).

8. Законом о правовом положении иностранцев установлены определенные правила по привлечению и использованию в РФ иностранной рабочей силы (ежегодное квотирование численности работников для въезда в РФ, необходимость получения в некоторых случаях специального разрешения на работу, ограничения в отдельных видах трудовой деятельности).

Так, например, иностранцы не могут быть:

а) приняты на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев);

б) назначены на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318);

в) членами летного экипажа воздушного судна РФ, которое относится к коммерческой гражданской авиации (ст. 56 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383), и т.д.

9. Статья 11 ТК, определяя сферу действия норм трудового права по кругу лиц, указывает на установление ТК особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников — руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет и др. (см. комментарий к разд. XII ТК).

10. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться и к иным отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

Так, согласно ст. 40 ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870) в производственном кооперативе не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется на государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215), а на муниципальных служащих — с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152).

12. Статья 11 ТК называет также круг иных лиц (их перечень не является исчерпывающим), на которых не распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если только указанные лица не выступают одновременно в качестве работодателей или их представителей.

Так, действие норм трудового права не распространяется на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), а также на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), например на основании договора поставки, поручения, возмездного оказания услуг и др. (см. часть вторую ГК).

13. Действие норм трудового права не распространяется также на лиц, проходящих военную либо иную службу, в том числе по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. Например, это касается военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы (см. ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331), лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (см. Постановление ВВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70), должностных лиц таможенных органов (см. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) и др.

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

А) трудоустройства;

Б) трудового договора;

В) рабочего времени, времени отдыха;

Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

Д) дисциплины труда;

Е) материальной ответственности сторон трудового договора;

Ж) охраны труда.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.

Признаки принудительного труда – отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы; – наличие наказания за отказ от выполнения такой работы.

В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда. К принудительному труду этой нормой отнесены:

1) нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

2) требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника. В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств. К числу таких работ отнесены: работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе, работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Данный перечень работ в международных актах и для российского законодательства является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. В ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты.

Если предмет трудового права отвечает на вопрос: что, или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопросы, как, каким образом осуществляется это регулирование.

Метод трудового права России можно охарактеризовать следующими основными признаками:

  • сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права, отражает суть государственно-правового управления общественным трудом;
  • сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения;
  • участие в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов;
  • своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм:

  • императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием);
  • диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению);
  • рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какой-либо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.

Отношения, регулируемые трудовым правом

Общая характеристика трудового права РФ включает в себя трудовые отношения, предмет трудового права и метод регулирования трудовых отношений.

Трудовое право регулирует отношения, которые возникают между работником и работодателем при приеме на работу, при заключении трудового договора при непосредственных трудовых отношениях.

Трудовые отношения являются основными в трудовом праве, есть еще отношения, предшествующие трудовым, сопутствующие трудовым и наступившие после окончания трудовых отношений.

Определение 1

Отношения, которые возникают до того, как заключен трудовой договор называют предшествующими трудовым отношениями.

Как только договор подписывается, отношения прекращаются. К таким отношениям относятся процедура трудоустройства, подготовка кадров (обучение), стажировка.

Определение 2

Сопутствующими трудовым называются отношения, которые возникают после подписания трудового договора и существуют параллельно с трудовыми.

К такому типу отношений относятся: организация труда и управление трудом, деятельность в области социального партнерства, участие в деятельности профсоюзов по улучшению условий труда, область материальной ответственности работодателя и работника, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, обязательное социальное страхование. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации тоже относят к сопутствующим отношениям, если обучение проводится в период работы у конкретного работодателя.

Определение 3

Правоотношения, которые осуществляются после расторжения или окончания действия трудового договора называются отношениями, последующими трудовым.

В этот сегмент входят отношения по рассмотрению трудовых споров. Не следует путать трудовой спор, возникший после окончания трудовых отношений, и трудовой спор, возникший наряду с трудовыми отношениями, например, задержка заработной платы. Отношения по рассмотрению трудовых споров могут возникать еще до начала трудовых отношений. Такие ситуации бывают тогда, когда работодатель после проведенного собеседования отказывается принимать на работу претендента по причинам, не имеющим отношения к его деловым качествам, например, пол, семейное положение или возраст претендента. В этом случае человек, который считает, что его права ущемлены, имеет право обратиться с иском о восстановлении нарушенных прав в суд. Об этом говорится в ст. 3 ТК РФ.

Трудовое право в России

На­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния в цар­ской Рос­сии Т. п. как осо­бой от­рас­ли пра­ва от­но­сит­ся к сер. 19 в., ко­гда скла­ды­ва­лось фаб­рич­но-за­во­дское (фаб­рич­но-тру­до­вое) за­ко­но­да­тель­ст­во, во мно­гом ана­ло­гич­ное ра­нее при­ня­тым за­ко­нам в Зап. Ев­ро­пе, но с учё­том уров­ня эко­но­мич. раз­ви­тия Рос­сии и её ис­то­рич. осо­бен­но­стей (см. Фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Позд­нее сви­де­тель­ст­вом сис­те­ма­ти­за­ции поч­ти всех норм, ре­гу­ли­ро­вав­ших при­ме­не­ние на­ём­но­го тру­да, стал Ус­тав о про­мыш­лен­ном тру­де (1913) как гл. ис­точ­ник фаб­рич­но-тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. При этом ста­нов­ле­ние Т. п. как от­рас­ли пра­ва по рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний лич­но­го най­ма ба­зи­ро­ва­лось со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва на нор­мах ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го (по­ли­цей­ско­го) пра­ва и час­тич­но на нор­мах гражд. пра­ва, по­сколь­ку ку­п­ля-про­да­жа ра­бо­чей си­лы пред­став­ля­ла со­бой раз­но­вид­ность ча­ст­но­пра­во­вой сдел­ки. Толь­ко по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 с при­ня­ти­ем ря­да дек­ре­тов о тру­де, а за­тем и КЗоТ РСФСР 1918 в Рос­сии на­ча­ла скла­ды­вать­ся сов. мо­дель са­мо­сто­ят. от­рас­ли, ре­гу­ли­рую­щей тру­до­вые от­но­ше­ния, – тру­до­во­го пра­ва, офор­мив­ше­го­ся с при­ня­ти­ем КЗоТ РСФСР 1922. По­сле об­ра­зо­ва­ния СССР (1924) важ­ней­шие по­ло­же­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да бы­ли за­кре­п­ле­ны в об­ще­со­юз­ных за­ко­но­дат. ак­тах, а так­же в КЗоТ со­юз­ных рес­пуб­лик. Ос­но­вы за­ко­но­да­тель­ст­ва Сою­за ССР и со­юз­ных рес­пуб­лик о тру­де (1970) яви­лись юри­дич. ба­зой для при­ня­тия в 1971–1973 но­вых КЗоТ во всех со­юз­ных рес­пуб­ли­ках. Осн. по­ло­же­ния пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тру­да в совр. Рос­сии ба­зи­ру­ют­ся на кон­сти­ту­ци­он­ном прин­ци­пе сво­бо­ды тру­да (ст. 37 Кон­сти­ту­ции РФ). Дей­ст­вую­щий Тру­до­вой ко­декс РФ (2001) оп­ре­де­ля­ет пред­мет Т. п., на­зы­вая в ст. 1 пе­ре­чень от­но­ше­ний, им ре­гу­ли­руе­мых.

Пред­мет Т. п. со­став­ля­ют две груп­пы об­ществ. от­но­ше­ний: соб­ст­вен­но тру­до­вые от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду ра­бот­ни­ком и ра­бо­то­да­те­лем на ос­но­ва­нии тру­до­во­го до­го­во­ра, а так­же скла­ды­ваю­щие­ся в про­цес­се тру­да иные не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ни­ми от­но­ше­ния. Име­ют­ся в ви­ду от­но­ше­ния: по орга­ни­за­ции тру­да и управ­ле­нию тру­дом; тру­до­уст­рой­ст­ву у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; под­го­тов­ке и до­пол­ни­тель­но­му проф. об­разо­ва­нию ра­бот­ни­ков не­по­сред­ст­вен­но у дан­но­го ра­бо­то­да­те­ля; со­ци­аль­но­му парт­нёр­ст­ву, ве­де­нию кол­лек­тив­ных пе­ре­го­во­ров, за­клю­че­нию кол­лек­тив­ных до­го­во­ров и со­гла­ше­ний; уча­стию ра­бот­ни­ков и проф. сою­зов в ус­та­нов­ле­нии ус­ло­вий тру­да и при­ме­не­нии тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном слу­ча­ях; ма­те­ри­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ра­бо­то­да­те­лей и ра­бот­ни­ков в сфе­ре тру­да; гос. кон­тро­лю (над­зо­ру), проф­со­юз­но­му кон­тро­лю за со­блю­де­ни­ем тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да) и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жащих нор­мы Т. п.; раз­ре­ше­нию тру­до­вых спо­ров; обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми. Об­щим для ука­зан­ных от­но­ше­ний по по­во­ду при­ме­не­ния тру­да (в про­шлом, в на­стоя­щее вре­мя ли­бо в бу­ду­щем) яв­ля­ется их об­у­слов­лен­ность тру­до­вы­ми от­но­ше­ния­ми и су­ще­ст­во­ва­ние лишь по­столь­ку, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ют тру­до­вые от­но­ше­ния. Це­ли и за­да­чи Т. п. сфор­му­ли­ро­ва­ны в тру­до­вом за­ко­но­да­тель­ст­ве (ст. 1 ТК РФ): со­ци­аль­но-пра­во­вая за­щи­та гра­ж­дан; со­зда­ние бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий тру­да; за­щи­та прав и ин­те­ре­сов ра­бот­ни­ков и ра­бо­то­да­те­лей; оп­ти­маль­ное со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов сто­рон тру­до­вых от­но­ше­ний и го­су­дар­ст­ва в со­ци­аль­но-тру­до­вой сфе­ре.

Ме­тод Т. п. ос­но­ван на един­ст­ве и диф­фе­рен­циа­ции его норм, со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го и ло­каль­но­го, нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, со­че­та­нии ра­вен­ст­ва и под­чи­нён­но­сти субъ­ек­тов тру­до­вых от­но­ше­ний, ис­поль­зо­ва­нии спе­ци­фич. спо­со­бов за­щи­ты их тру­до­вых прав, что ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ет Т. п. от др. от­рас­лей пра­ва. Т. п. со­че­та­ет в се­бе как пуб­лич­но-пра­во­вые (рас­тор­же­ние тру­до­во­го до­го­во­ра по ини­циа­ти­ве ра­бо­то­да­те­ля, на­ло­же­ние дис­ци­п­ли­нар­ных взы­ска­ний), так и ча­ст­но­пра­во­вые (за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра, его рас­тор­же­ние по ини­циа­ти­ве ра­бот­ни­ка) эле­мен­ты пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ном ве­де­нии Фе­де­ра­ции и её субъ­ек­тов, раз­гра­ни­че­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду ко­то­ры­ми оп­ре­де­ле­но в ст. 6 ТК РФ. В ус­ло­ви­ях вер­хо­вен­ст­ва и при­ори­те­та фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва субъ­ек­ты РФ впра­ве за счёт ре­гио­наль­но­го бюд­же­та ус­та­нав­ли­вать бо­лее вы­со­кий уро­вень тру­до­вых прав и га­ран­тий ра­бот­ни­кам.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом (вклю­чая за­ко­но­да­тель­ст­во об ох­ра­не тру­да), со­стоя­щим из ТК РФ, иных фе­де­раль­ных за­ко­нов и за­ко­нов субъ­ек­тов РФ, со­дер­жа­щих нор­мы Т. п.; иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, со­дер­жа­щих нор­мы Т. п. (ука­зы Пре­зи­ден­та РФ, нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти, ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния). Ис­точ­ни­ком Т. п. яв­ля­ют­ся за­ко­но­да­тель­ные и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты быв. СССР, при­ме­няе­мые по­столь­ку, по­сколь­ку они не про­ти­во­ре­чат ТК РФ (ст. 423). Ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так­же кол­лек­тив­ны­ми до­го­во­ра­ми, со­гла­ше­ния­ми и ло­каль­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы Т. п. К до­го­вор­но­му уров­ню ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­сят­ся и тру­до­вые до­го­во­ры, за­клю­чён­ные в со­от­вет­ст­вии с тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Ес­ли нор­мы Т. п., ко­то­рые со­дер­жат­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах, имею­щих низ­шую юри­дич. си­лу, про­ти­во­ре­чат ТК РФ, то при­ме­ня­ют­ся нор­мы Ко­дек­са, ко­то­рые, в свою оче­редь, не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ и фе­де­раль­ным кон­сти­туц. за­ко­нам, т. к. в со­от­вет­ст­вии с ни­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний сфе­ры Т. п. Об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва и ме­ж­ду­нар. до­го­во­ры РФ, яв­ля­ясь в со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ со­став­ной ча­стью пра­во­вой сис­те­мы РФ, об­ла­да­ют вер­хо­вен­ст­вом по от­но­ше­нию к пра­ви­лам, ус­та­нов­лен­ным тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и ины­ми ак­та­ми, со­дер­жа­щи­ми нор­мы тру­до­во­го пра­ва. В док­три­не нет един­ст­ва мне­ний от­но­си­тель­но пра­во­вой при­ро­ды ак­тов выс­ших су­деб­ных ор­га­нов – Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да РФ и Вер­хов­но­го су­да РФ, фор­маль­но не яв­ляю­щих­ся ис­точ­ни­ка­ми Т. п., но иг­раю­щих важ­ней­шую роль в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке, спо­соб­ст­вуя пра­виль­но­му и еди­но­об­раз­но­му при­ме­не­нию норм тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Отношения, которые непосредственно связаны с трудовыми

Данный вид отношений характеризуется тем, что они вытекают из трудовых и не могут функционировать отдельно. Их можно назвать также производными от трудовых отношений.

Данную группу общественных отношений содержит ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, относя к ним отношения, связанные с:

  • организацией туда и управлением трудом;
  • трудоустройством у конкретного работодателя;
  • профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;
  • социальным партнерством, ведением переговоров в коллективе, заключением соглашений и договоров;
  • участием работников и профсоюзов в собраниях по установлению условий труда и применению законов;
  • материальной ответственностью работодателя и работника;
  • государственным контролем (надзором), контролем профсоюзов за тем, чтобы соблюдалось законодательство в сфере труда и нормативно-правовые акты, которые содержат нормы трудового права;
  • разрешением трудовых споров;
  • обязательным социальным страхованием в тех случаях, когда это предусмотрено в законе.

Данная группа общественных отношений имеет и общие черты, и существенные различия, которые делают их самостоятельными. Но, так или иначе, эти отношения имеют непосредственную связь с применением труда работников по найму.

Трудовое право: Кодекс

В результате систематизации положений был принят единый Закон. В первом своем разделе Кодекс устанавливал для всех граждан, кроме лиц младше 16-ти, старше 50-ти и утративших трудоспособность из-за болезни или увечья, рабочую повинность. Привлечение людей на предприятия осуществлялось с помощью отделов по распределению. При этом трудовой договор как фундамент появления рабочих отношений был на несколько лет забыт. В 1922 году, 30 октября, было принято второе собрание юридических актов. Новый Кодекс возник в условиях экономической политики, признававшей свободу предпринимательства и частное право собственности. Это Собрание законодательных актов в корне отличалось от предыдущего. Главной его чертой было положение о добровольном порядке найма. При этом привлечение к трудовой повинности новый Кодекс допускал в исключительных случаях. К ним, например, относилась борьба с последствиями стихийного бедствия, выполнение государственных заданий при недостатке рабочей силы и прочее.

Комментарий к статье 5 ТК РФ

1. Система источников норм трудового права включает три блока: 1) нормативно-правовой, создаваемый российскими органами публичной власти и конкретным работодателем, включающий также законодательные и подзаконные акты бывшего Союза ССР; 2) договорно-правовой, создаваемый работниками совместно с работодателями; 3) международно-правовой, образуемый общепризнанными принципами и нормами международного права (см. ст. ст. 8 — 10, 423 ТК и комментарии к ним).

В ч. 1 ст. 5 ТК приведен перечень источников норм трудового права, которые содержатся в актах, создаваемых российскими органами публичной власти и работодателем. Перечень выстроен в иерархическом порядке в зависимости от юридической силы входящих в него актов, в числе которых юридическим верховенством обладает наряду с Конституцией РФ трудовое законодательство, включающее ТК РФ и иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права. Низшую же ступень в этом перечне занимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты работодателя. Перечень актов, наполняющих договорно-правовой блок, приведен в ч. 1 ст. 9 ТК (см. ст. 9 ТК и комментарий к ней).

Читайте также:  Авторский надзор за строительством

2. Юридическое верховенство, принадлежащее ТК в системе нормативных правовых источников трудового права, проявляется в том, что нормы трудового права, содержащиеся в любом другом нормативном правовом акте, должны всегда соответствовать ТК (ч. 3 ст. 5), все другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422), при противоречии норм ТК нормам иных федеральных законов применяются нормы ТК (ч. 4 ст. 5), если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК, то он применяется лишь при условии внесения соответствующих изменений в Кодекс (ч. 5 ст. 5). Тем самым нормам ТК в системе российского законодательства придан приоритет в регулировании социально-трудовых отношений в сравнении с любыми другими законами федерального или регионального значения.

3. Юридическое верховенство ТК распространяется на все подзаконные нормативные правовые акты, включая указы Президента РФ (ч. 6 ст. 5), постановления Правительства РФ (ч. 7 ст. 5), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 5), нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 9 ст. 5), акты органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 5) и локальные нормативные акты работодателя. Особенностями данного блока источников норм трудового права являются присутствующие в нем региональные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, обладающие согласно ч. 9 ст. 5 ТК меньшей юридической силой, нежели федеральные законы, указы Президента РФ и другие федеральные нормативные акты, включая постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также локальные нормативные акты, принимаемые непосредственно самим работодателем (см. ст. 8 ТК и комментарий к ней).

Словарь терминов по трудовому праву

А

Аттестация рабочих мест по условиям труда

— оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Ст.209 ТК РФ).

Б

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы

— минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Безопасные условия труда

— условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (Ст.209 ТК РФ).

В

Вахтовый метод

— особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности (Ст.297 ТК РФ).

Статья 1 Трудового кодекса РФ выделяет девять групп таких отношений.

1. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, человек может обратиться в государственную службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства, обязательным участником которого является служба занятости населения. Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует этот институт трудового права, следующие подгруппы правоотношений:

Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.

Отношения между службой занятости и гражданами, желающими трудоустроиться, по поводу их регистрации в качестве безработных, определения их квалификации и поиска подходящей для них работы. Данная подгруппа включает в себя обучение безработных, не имеющих профессии, информационное обеспечение граждан о наличии свободных рабочих мест и некоторых других вопросов.

Отношения между гражданами, желающими трудоустроиться, и работодателями по поводу трудоустройства граждан на вакантные места по направлению службы занятости. Эта подгруппа включает в себя также специальные формы трудоустройства отдельных категорий граждан на квотируемые для этого рабочие места. Так, ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что определяет социальное значение данного подинститута права и соответственно тесную связь трудового права и права социального обеспечения.

2. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Как видно из названия, данный вид правоотношений включает в себя несколько подгрупп по характеру обучения: подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Но, так как во всех случаях речь идёт об освоении новых знаний (в ходе обучения работника), следует отдельно выделить ученические отношения, которые складываются между учеником (лицом, проходящим подготовку, переподготовку или повышающим свою квалификацию) и работодателем: по поводу самого процесса обучения, который осуществляется в рабочее время; по поводу сдачи квалификационных экзаменов и предоставления работы по полученной профессии или повышенному разряду (квалификации).

Особенности ученических отношений отражены в гл. 32 Трудового кодекса РФ, которая определяет, что ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

3. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Особенностью данной группы отношений является то, что система социального партнерства охватывает все уровни социально-трудовых отношений — начиная от локального уровня организации и заканчивая уровнем Российской Федерации. На всех уровнях федеративного устройства может осуществляться договорное регулирование отношений, складывающихся в сфере труда. На локальном уровне результатом такого реагирования является коллективный договор, а на более высоком уровне правового регулирования (уровень региона, отрасли народного хозяйства, субъекта РФ) результатом являются социально-партнерские соглашения. На уровне Российской Федерации уже на протяжении двадцати лет каждые три года заключается Генеральное соглашение.

Социальное партнерство представляют собой отношения между работниками и работодателями в лице их представителей, осуществляемые, как правило, при участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

4. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Основные формы участия работников в управлении организацией обозначены в ст. 53 ТК РФ.

Это:

  • учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
  • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • иные формы, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Если оценить характер участия работников и профессиональных союзов в установлении тех или иных условий труда, то все случаи их участия можно разделить на две части:

  1. ситуации, при которых участие работников или их представителей обязательно, и без него решение работодателя не может считаться правомерным. Например: создание комиссии по трудовым спорам (КТС), заключение коллективного договора и др.;
  2. ситуации, когда решение работодателя требует согласования с мнением представительного органа работников или решение принимается с учетом пожеланий работников. Например: составление графика отпусков, принятие локальных нормативных актов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ) и др.

Для второй группы характерно то, что при несогласии с мнением работников или представительного органа работодатель вправе принять собственное решение.

5. Отношения по организации труда и управления трудом.

В Трудовом кодексе РФ нет отдельного раздела или главы, посвященных вопросам организации и управления трудом, но концептуально через нормы трудового законодательства проходит правило, основанное на том, что работодатель создает рабочие места по своему усмотрению, принимает на эти рабочие места работников для осуществления ими интересующей работодателя трудовой функции, поэтому работодатель организует труд работников по своему усмотрению и управляет трудом также по своему усмотрению. Но при этом работодатель не должен нарушать трудового законодательства и не должен нарушать прав работника, установленных законодательством, коллективным договором, трудовым договором. То есть если законодательством установлена нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов (ст. 91 ТК РФ), то работодатель не должен требовать большей продолжительности рабочего времени, кроме случаев, предусмотренных законодательством и с соответствующей оплатой. В то же время если законодательством не определен способ перемещения по территории организации, то работодатель может предъявить работнику дополнительное требование по умению управлять электромобилем или умению ездить на роликовых коньках, если такой способ перемещения работодатель определит как оптимальный для работников, которым требуется быстрое перемещение по территории, а территория большая. Естественно, требования работодателя должны быть разумными и обоснованными.

6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Материальная ответственность представляет собой обязанность одной из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный в результате ее виновного противоправного деяния, другой стороне трудового договора в порядке и размере, установленных законодательством.

Ну, а так как у трудового договора две стороны, то выделяют две подгруппы в зависимости оттого, кто привлекается к ответственности:

  1. отношения по материальной ответственности работников;
  2. отношения по материальной ответственности работодателя.

Материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, которая наступает независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности. Исключение составляет гражданско-правовая ответственность в случае причинения ущерба работником имуществу работодателя или иных лиц при исполнении работником возложенных на него трудовым договором обязанностей. В этом случае работник привлекается к материальная ответственности.

7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Следует отметить, что выделяется:

  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который в первую очередь осуществляют такие государственные органы как Федеральная инспекция труда и прокуратура, а также контроль на общественном уровне осуществляют профсоюзы, которые в случае отказа работодателя устранить нарушения могут обратиться в государственные органы надзора;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, в котором, кроме вышеназванных в первом пункте органов общего надзора и контроля, участвуют также специальные государственные органы в сферах своей подведомственности: Роспотребнадзор — за соблюдением санитарных правил, Пожарный надзор — за пожарной безопасностью, Энергонадзор — за правилами использования электроприборов, Атом надзор — за использованием ядерной энергии, Ростсхнадзор — за правилами эксплуатации опасных механизмов, теплоустановок, проведением горных, взрывных и других работ.
Читайте также:  Зачем определять место жительства ребёнка с одним из родителей

Все эти и некоторые другие органы контролируют деятельность, требующую соблюдения специальных правил безопасности работ с целью сохранения жизни и здоровья работников, что и составляет суть охраны труда.

8. Отношения по разрешению трудовых споров.

Трудовой спор — это неурегулированные разногласия между участниками трудовых отношений, поступившие на рассмотрение специального юрисдикционного органа.

Какие нормы формируют трудовые отношения?

Сфера труда регулируется совокупностью актов, принятых государством на законодательном уровне, среди которых Конституция РФ, Гражданский и Трудовой кодексы РФ, а также многие другие нормы. Положения этих актов обеспечивают определённые гарантии как работодателю, так и нанимаемому им сотруднику.

Трудовые нормы формируют все отношения, имеющие отношение непосредственно к труду, а именно:

  • организацию рабочих условий;
  • процесс трудоустройства;
  • непосредственно сами отношения между руководителем и сотрудником;
  • обеспечение работой лиц, не имеющих трудоустройства;
  • разрешение возникших споров в сфере труда;
  • повышение квалификации сотрудника для улучшения его профессиональных навыков;
  • регулирование деятельности профессиональных союзов и иных объединений сотрудников;
  • осуществление защиты прав и интересов нанимателей;
  • действия, направленные на охрану труда;
  • привлечение к ответственности руководителя или сотрудника, нарушившего закон;
  • осуществление мер, направленных на контроль за исполнением трудового законодательства РФ.

Существующие нормы распространяются на всех работодателей и трудоустроенных сотрудников, независимо от их семейного положения, пола, национальности и других особенностей.

Деление норм трудового права на общие и специальные: понятие и значение

Бурное развитие трудового права после установления советской власти поставило законодателя перед важным вопросом: должно ли трудовое право быть единым для всех участников трудовых отношений, или же из него допустимы изъятия. Первоначальным решением было единство правовой формы трудовых отношений и для всех категорий работников, и для всех работодателей.

Однако со временем стало понятно, что трудовые отношения имеют большую специфику в зависимости от их субъектного состава, условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, признаков трудового договора. В конечном итоге количество специальных норм трудового права переросло в качество – появление специализированных институтов трудового права.

В настоящее время сочетание единства и дифференциации в регулировании труда называется в числе признаков метода регулирования трудовых отношений, а также в качестве принципа трудового права. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех участников трудовых отношений, в то время как специальные нормы имеют специального адресата (отдельную группу субъектов трудового права).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Предмет и нормы российского трудового права

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации определяется предмет трудовых отношений. Именно об этом написано в статье первой Трудового кодекса. На основании этого можно выделить следующие предметы трудовых отношений:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

  • Трудовые и индивидуальные отношения.
  • Общественные отношения, которые регулярно взаимодействуют с трудовыми отношениями на следующих основаниях: трудоустройство, процесс организации труда, социальное партнерство, подготовка и дополнительное профессиональное образование, материальная ответственность, государственный контроль работников и работодателей, участие работников профессиональных союзов в трудовых отношениях.
  • Разрешение возникших трудовых споров.
  • Система обязательного социального страхования.

Предмет трудового права

В систему об­щественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Индивидуальный предприниматель (без наемных рабочих), являясь собственником средств производства и одновременно обладая рабочей силой, которой распоряжается, трудится самостоятельно, индивидуально. Здесь нет места трудовым отношениям, отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, ВОЗ­никающие в связи с непосредственной деятельностью людей в про­цессе труда, выполнением работы.

Будучи связанными с использо­ванием наемного труда, они возникают между наемными работника­ми и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а так­же государство в лице своих органов).

Комментарии к статье:

§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.

§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.

§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации. Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).

§ 6. Регулирование трудовых отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств. Они не должны противоречить прежде всего Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое место среди федеральных органов исполнительной власти в сфере труда занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России). Оно издает постановления и разъяснения о применении действующего трудового законодательства. Эти акты Минздравсоцразвития России обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями. Основная цель постановлений — обеспечивать единообразие решения вопросов, не имеющих каких-либо региональных особенностей.

§ 7. В системе источников следует отметить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в основе которых лежат нормы трудового права. Они действуют при условии, что не противоречат федеральному законодательству. В настоящее время расширяется сфера регионального законодательства вообще, и в частности в сфере трудового права. Эти региональные акты должны устанавливать более высокий уровень социальных гарантий в области трудового права.

§ 8. К источникам трудового права относятся акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с изменениями на 8 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 2003. N 50. Ст. 4855). Однако данный Закон не устанавливает прямых полномочий самих органов местного самоуправления по принятию нормативных актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Вместе с тем указанный выше Закон относит к предметам ведения местного самоуправления такие важные вопросы, как обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

§ 9. Трудовой кодекс РФ устанавливает положение общего характера, на основе которого органы местного самоуправления вправе применять акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
К числу источников трудового права следует отнести и локальные нормативные акты (см. ст. 8 и комментарий к ней).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...