Порядок условия и правовые последствия приватизации жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок условия и правовые последствия приватизации жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Порядок и условия приватизации

Если вы решили приватизировать квартиру, нужно обратиться либо в МФЦ, либо в администрацию города (установленный алгоритм действий может отличаться в разных регионах). Вас могут направить в комитет управления городским имуществом или в департамент имущественных отношений, но начать в любом случае лучше с МФЦ, где сотрудники сориентируют и помогут разобраться в особенностях процедуры в отдельном регионе.

В каждом конкретном случае список необходимых документов может отличаться, но обычно в заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • ФИО претендента на приватизацию;
  • адрес жилья, которое подлежит приватизации;
  • сведения о местах жительства претендента, где он зарегистрирован на момент подачи заявления;
  • наличие или отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг;
  • причина приватизации жилья;
  • другие документы — в зависимости от конкретной ситуации.

Не путать с национализацией

Национализация — это переход в собственность государства имущества, которое раньше принадлежало юридическим и физическим лицам или иным государствам. То есть приватизация и национализация — это противоположные понятия.

Например, после начала СВО многие иностранные компании решили уйти с российского рынка и приостановили свою работу на неопределённый срок. Тогда власти начали думать о том, как национализировать имущество этих компаний, а потом продать российскому бизнесу в частную собственность.

Подведем итоги и выделим то, что российским гражданам надо знать о приватизации. Приватизация жилья — это процесс переоформления недвижимости из муниципальной собственности в частную. Законодательные нормы РФ дают возможность всем гражданам пройти процедуру бесплатно и один раз. Это распространяется на квартиры, оформленные по договорам соцнайма до 2005-го г. Запрещено приватизировать жилплощадь, непригодную для постоянного проживания. Квартиру, которую в настоящее время используют по договору соцнайма, можно приватизировать и в текущем 2022 году. Чтобы зарегистрировать право собственности на жилье, следует собрать подтверждающие документы, подать их на проверку муниципалитету, выступающему в качестве собственника, а затем подписать договор приватизации квартиры. Следует заранее получить согласие от всех зарегистрированных в недвижимости лиц или официальный отказ. Если кто-то из таких людей не желает проходить процедуру, надо попытаться убедить их в том, что это выгодно, или сразу обратиться в суд. Процедура окончания оформления квартиры в собственность осуществляется в Росреестре. Основание для этого — договор приватизации, подписанный с муниципалитетом.

Принципы приватизации жилищного фонда

Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы одного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с приватизацией жилищного фонда.

Из анализа норм Закона о приватизации жилищного фонда можно выделить три важнейших принципа приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11). При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из основных начал гражданского законодательства: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (п. 2 ст. 1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характеризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе о приватизации жилищного фонда.

Главным принципом приватизации жилья является принцип добровольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается «передача в собственность граждан на добровольной основе», т.е. граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях указанного Закона). Никто не вправе принудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным.

Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.

Теоретические исследования и развитие гражданского законодательства в направлении комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» введена норма, согласно которой несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.

Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не было реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами — членами семьи. Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона о приватизации жилищного фонда и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

Представляется также, что принцип одноразовости не должен быть препятствием к повторному участию в осуществлении приватизации для тех граждан, которые приватизировали свое жилое помещение во время действия первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда, при этом полностью не использовав установленный норматив бесплатной приватизации (несмотря на то, что ст. 11, говорящая об одноразовости бесплатного приобретения жилья, не изменилась). Такой вывод можно сделать при сравнительном анализе двух редакций Закона о приватизации жилищного фонда.

До внесения изменений и дополнений в Закон о приватизации жилищного фонда приватизация жилья осуществлялась комбинированным способом, т.е. на возмездных и безвозмездных началах.

Часть жилого помещения передавалась гражданину бесплатно, а другая часть — за плату. Закон устанавливал, что размер бесплатно передаваемого жилья должен составлять не менее 18 кв. м общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. м на семью с учетом потребительских качеств жилья. Увеличивать этот норматив могли только органы государственной власти субъектов Федерации.

Нельзя не отметить тот факт, что действовавший норматив служил определенным ограничителем, который, с одной стороны, отчасти обеспечивал соблюдение социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда, а с другой — экономически заинтересовывал часть граждан отказаться от чрезмерно больших квартир, что в то время позволяло надеяться на некоторый «выброс» на рынок жилья дополнительной жилой площади.

В тот период граждане приобретали квартиры в собственность бесплатно, если рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры была меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую приватизацию. Все остальные граждане, которые приобрели в собственность жилье, размер которого превышал бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, выплачивали за нее денежную сумму, определенную как разница между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую бесплатную приватизацию жилья.

Из изложенного можно сделать следующий теоретический вывод: граждан, приватизировавших свое жилье до внесения в рассматриваемый Закон изменений и дополнений, условно можно разделить на три группы.

Во-первых, граждане, частично использовавшие установленный в тот период норматив бесплатно передаваемого жилья. Имеются в виду граждане, которые либо являлись нуждающимися в улучшении своих жилищных условий, либо имели жилье очень низкого уровня потребительских качеств.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Читайте также:  Особенности регистрации частной бани в 2021 году

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере — продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.


Какие документы нужны для приватизации квартиры?

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

Объекты приватизации жилого помещения

Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».

Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.

Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.

Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.

Период приватизации жилищного фонда в Российской Федерации продолжается уже 30 лет и должен был закончиться в 24 часа 00 минут 28 февраля 2017 г., соответственно должен был завершиться процесс приема заявлений в государственные или муниципальные органы о приватизации жилых помещений. Однако согласно Федеральному закону от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ процесс приватизации жилищного фонда перестал быть срочным.

Безусловно, именно приватизация позволила сформировать рынок жилых помещений. Ранее отмечалось, что основная часть жилищного фонда находится в частной собственности. И конечно же важно, что прекращение приватизации жилищного фонда не должно было происходить «в одночасье», с момента публикации в официальном источнике: у граждан должно быть время, для того чтобы принять решение — приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, или остаться проживать в качестве нанимателя (ч. 2 ст. 2 Вводного закона к ЖК РФ). В случае если наниматель подаст заявление о приватизации занимаемого жилья, наймодатель (орган местного самоуправления или государственная организация) обязан будет заключить договор.

Более того, законодатель предусмотрел возможность и соответственно право для граждан, которые приватизировали жилые помещения, передать жилье в государственную или муниципальную собственность и заключить договор социального найма. В соответствии со ст. 20 Вводного закона к ЖК РФ граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях.

Как видно, государство периодически меняет позицию по поводу необходимости завершения периода приватизации жилищного фонда.

Первоначально в законодательстве о приватизации указывалось на некий «переходный период» (ст. 10 Закона о приватизации жилищного фонда; п. 4 постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»»).

С принятием Вводного закона к ЖК РФ срок окончания периода приватизации устанавливался 1 января 2007 г., а для лиц, заключивших договоры социального найма после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, приватизация жилья была невозможна, поскольку договор заключался на условиях нового закона (ЖК РФ).

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»1, где в ст. 8 срок окончания приватизации был перенесен с 1 января 2007 на 1 марта 2010 г., затем на 1 марта 2013 г., на 1 марта 2016 г. Федеральным законом от 29 февраля 2016 г. № 33-ФЗ этот срок перенесен на 1 марта 2017 г., теперь указание на срок удалено.

Читайте также:  Оплата больничного по уходу за больным ребёнком в 2022 году

Казалось бы, вопрос о сроках приватизации лежит в законодательной плоскости, однако данный вопрос стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Результатом рассмотрения стало Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. Поводом к рассмотрению явились запрос Верховного Суда РФ и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой. Основанием к рассмотрению дела стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями положения Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В ходе рассмотрения Конституционным Судом РФ установлено, что согласно подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 г. утрачивают силу содержащие общие положения ст. 1, 2, 4, 6-8 и 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и его разд. II, закрепляющий основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Если вам неизвестен статус квартиры, в которой проживает ваша семья, вы можете обратиться за справкой в ЕГРН или узнать это на специальном сервисе Госреестра. Следует указать адрес и кадастровые данные жилья. Но обычно владелец жилплощади указывается в специальной строке квитанции об оплате коммунальных услуг (графа «собственник»)

Уже из приведенных выше различий понятно, что приватизация имеет не только плюсы, но и минусы. Однако в деле приватизации главный вопрос не «хорошо это, или плохо», а «подходит ли это для меня».

Все зависит от конкретной жизненной ситуации каждого человека или каждой семьи. В некоторых ситуациях минусы несущественны в сравнении с преимуществами, которые несет приватизация. В других – напротив, могут иметь решающее значение и лишать приватизацию всякого практического смысла. Предлагаем рассмотреть преимущества и недостатки процедуры приватизации подробнее.

  • Человек, приватизировавший квартиру, становится собственником, владельцем объекта недвижимости. В некоторых случаях это может быть ликвидная и дорогая собственность.
  • Даная недвижимость достается ему бесплатно, без выкупа или дополнительных трат. В ходе процедуры приватизации оплачиваются только госуслуги по оформлению смены собственника.
  • Приватизированное жилье можно использовать в качестве источника пассивного дохода: например, сдавать его в аренду частному или юридическому лицу.
  • С приватизированным жильем можно совершать любые сделки, использовать его в качестве кредитного обеспечения, занимать деньги под его залог.
  • Владелец приватизированного жилья имеет право проводить внутри квартиры перепланировки (разумеется, по согласованию с БТИ, чтобы исключить причинение ущерба несущим конструкциям здания в целом). В случае социального найма жильцы имеют право лишь делать косметический ремонт.
  • Из приватизированной квартиры нельзя выселить, даже за огромные долги по квартплате. Тогда как договор социального найма может быть расторгнут в любое время, если жилец нарушает его условия.

Принципы приватизации жилища и его объекты

Принципы приватизации включают несколько идей, которые лежат в основе законов, регулирующих его приватизацию. Они включают:

  • передаче должно полежать жилье, которое лицо использует по договору социального найма;
  • помещение для жилья, которое подлежит приватизации, должно являться постоянным местом проживания лица;
  • оформление передачи происходит с помощью договора, который заключает наниматель и собственник жилищного фонда, в состав которого включено нанимаемое помещение;
  • передача жилого помещения осуществляется бесплатно;
  • приватизация может быть осуществлена только 1 раз;
  • сроки бесплатной приватизации жилья ограничены.

В число объектов приватизации могут быть включены помещения государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда. Жилье может быть у государства и муниципальных учреждений в соответствии с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Подведем итоги и выделим то, что российским гражданам надо знать о приватизации. Приватизация жилья — это процесс переоформления недвижимости из муниципальной собственности в частную. Законодательные нормы РФ дают возможность всем гражданам пройти процедуру бесплатно и один раз. Это распространяется на квартиры, оформленные по договорам соцнайма до 2005-го г. Запрещено приватизировать жилплощадь, непригодную для постоянного проживания. Квартиру, которую в настоящее время используют по договору соцнайма, можно приватизировать и в текущем 2022 году. Чтобы зарегистрировать право собственности на жилье, следует собрать подтверждающие документы, подать их на проверку муниципалитету, выступающему в качестве собственника, а затем подписать договор приватизации квартиры. Следует заранее получить согласие от всех зарегистрированных в недвижимости лиц или официальный отказ. Если кто-то из таких людей не желает проходить процедуру, надо попытаться убедить их в том, что это выгодно, или сразу обратиться в суд. Процедура окончания оформления квартиры в собственность осуществляется в Росреестре. Основание для этого — договор приватизации, подписанный с муниципалитетом.

Применение Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к отношениям, связанным с жилищным фондом общественных организаций

Наверное, следует сразу же оговориться, что жилищный фонд, принадлежащий общественной организации, безусловно, является частным жилищным фондом, и, строго говоря, о приватизации как таковой речь идти не может. Однако в постановлении Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»» рекомендовалось общественным организациям осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов.

Принятие этой нормы представляется весьма оправданным, особенно если учитывать время принятия (1991 г.). Дело в том, что имущество общественных организаций до принятия законодательных актов 90-х гг. XX в. во многом отождествлялось с государственным имуществом и соответственно правовое регулирование было аналогичным. При рассмотрении норм ЖК РСФСР 1983 г. даже из названий глав («Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда», «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда») видно единое регулирование государственного и общественного жилищных фондов.

Анализ норм жилищного законодательства и приведенной выше нормы Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. позволяет сделать вывод о том, что бесплатно приобрести жилое помещение, находящееся в жилищных фондах общественных организаций, могли граждане и члены их семей только при соблюдении двух условий: во-первых, жилое помещение должно было быть предоставлено по договору найма в соответствии с нормами ЖК РСФСР. Жилое помещение, предоставленное по договору аренды или коммерческого найма, можно было приобрести только до 31 мая 2001 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», исключившего пользователей по указанным основаниям из приватизационных правоотношений; во-вторых, наряду с желанием нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних и несовершеннолетних членов его семьи от 15 до 18 лет должно быть получено согласие общественной организации, которой принадлежало жилье на праве собственности, на передачу жилого помещения в порядке и на условиях Закона о приватизации жилищного фонда.

Приватизация аварийного жилья

При необходимости осуществить такую процедуру, как приватизация аварийного жилья, необходимо доказать в суде, что оно таковым не является. Иначе процесс невозможен. Имея постановление суда, можно начинать заполнять документы.

Если в семье имеются несовершеннолетние лица, решение об оформлении недвижимости в собственность принимают их родственники. Они дают разрешение о приватизации на детей, ставят свои подписи возле фамилии ребенка. Если граждане дают разрешение приобрести другим проживающим занимаемую жилплощадь, сохраняют свое право на последующее бесплатное приобретение в собственность другого жилья.

Получить разрешается не более 18 квадратных метров площади для каждого человека, в обязательном порядке предоставляется девять квадратных метров на каждую семью.

Если размеры жилья превышают эти цифры, обязательно доплачивают за переоформление. Оценивание недвижимости осуществляется для последующего взыскания налога, его наличие не влияет на решение вопроса о безвозмездной передаче недвижимости в собственность.

При приватизации в коммунальной квартире иногда случаются сложности, которые решаются по-разному. Вначале регистрация собственности на них была запрещена, что указывало на отсутствие необходимости делать комнаты коммерческим жильем. Позже было разрешено приватизировать недвижимость объединению соседей, определяя в ней долевую собственность. Но нужно знать, что объект – это квартира полностью, а не конкретная комната.

Приватизация квартиры, частного дома

Выявив желание перевести занимаемую недвижимость в частную собственность, проанализируйте, можно ли приватизировать квартиру, так как согласно Закону «О приватизации государственного и коммунального имущества», вступившему в силу в 2018 году, эту операцию нельзя проводить со следующими объектами:

  • жильем на территориях предприятий, военных учреждений, заповедников, музеев и др.;
  • недвижимостью, являющуюся собственностью Народа Украины;
  • имуществом, представляющим собой материальное основание суверенитета;квартирами, которые являются музеями;
  • служебной недвижимостью;
  • аварийными домами, непригодными для безопасного проживания;
  • жильем в зоне отчуждения ЧАЭС.

Если государственная квартира, в которой вы проживаете, не относится к любой из этих категорий жилья, и не является социальной, ее можно приватизировать.

Читайте также:  Я внёс предоплату, но не приехал. Мне вернут деньги?

Приватизация жилья – это право человека, а не его обязанность, поэтому по желанию он может не принимать в ней участие. Но если семья решила приватизировать квартиру, а кто-то из ее членов, зарегистрированный здесь же, не желает этого делать, то остальные не смогут перевести недвижимость в частную собственность без его согласия. В таком случае, лицо, не желающее принимать участие в приватизации, должно написать отказ, который заверяется нотариально.

После перевода квартиры в частную собственность, лицо, не принимавшее участие в приватизации, не имеет здесь своей доли, но за ним остается право пользования квартирой и зарегистрированное место жительства. Отказ также может иметь место, если семья предпочла приватизировать всю квартиру на одного человека, а не разделить ее на части между всеми. В дальнейшем это упростит проведение сделок с ней.

Не участвовать в процессе приватизации можно и другим путем – снявшись с регистрации по месту жительства. По закону в приватизации участвуют все зарегистрированные в квартире жильцы, независимо от других обстоятельств. Например, наличие ордера на имя одного из жильцов не дает ему преимущество над другими зарегистрированными здесь людьми.

Владелец гаража в кооперативе может свободно ним пользоваться и без приватизации. А вот если возникает вопрос продажи, передачи в наследство, обмена этого имущества, то пока оно относится не к частной собственности, провести процедуру нотариально не получится.

Нюанс приватизации гаража в кооперативе заключается в том, что сделать это получится только при таких обстоятельствах:

  • объект соответствует строительным нормам и законодательству Украины;
  • кооператив оформлен правильно и законно;
  • владелец гаража полностью выплатил паевые взносы.

Если эти условия соблюдены, можно начинать приватизацию с получения документов от главы кооператива. Он должен выдать вам бумаги, которые подтверждают, что гараж построен по закону, и что вы уплатили все паевые взносы.

В зависимости от индивидуальных условий и обстоятельств для приватизации гаража может понадобиться разный пакет бумаг. Но в числе обязательных документов, которые будут нужны для проведения процедуры, выделим следующие:

  • документ, подтверждающий членство в кооперативе и уплату паевых взносов;
  • техпаспорт, выданный в БТИ;
  • копия акта о выдаче земельного участка под застройку кооперативу;
  • паспорт и код лица, приватизирующего гараж.

Приватизация квартиры: этапы и документы

Приватизировать жилье можно на человека или на семью. При этом важно учитывать, что каждый гражданин имеет возможность реализовать свое право только один раз.

Человек, на которого выписан ордер на жилье – наниматель, а те, кто был вселен и прописан в жилье вместе с ним, являются участниками процедуры приватизации.

Обязательным условием для осуществления приватизации является письменное согласие совершеннолетних членов семьи, прописанных в квартире. В случае с малолетними и несовершеннолетними детьми, согласие подтверждают родители, которые являются их законными представителями. Для этого достаточно поставить подписи в соответствующем документе возле фамилии ребенка.

По желанию любой человек может отказаться от принятия участия в приватизации. В данном случае необходимо написать отказ и заверить его нотариально, чтобы остальные члены семьи, зарегистрированные на этой жилплощади, имели возможность завершить процесс и оформить право собственности. Еще один способ – сняться с регистрации по месту жительства.

Она может быть бесплатной и платной.

В случае с бесплатной приватизацией, в расчет берется количество членов семьи и площадь недвижимости. На каждого человека законом полагается 21 м² общей площади жилья, в том числе на детей. А также дополнительно 10 м² на семью.

Пример: супруги с одним ребенком могут бесплатно приватизировать 73 м², а семья из 4 человек – 94 м².

Если планируется приватизация площади большей, чем та, что положена по закону, то осуществляется доплата.

Цена вопроса между бесплатной и платной приватизацией составляет 18 копеек за квадратный метр. И данная стоимость не зависит от района города или класса постройки.

Пример: если семья из 2 человек впервые хочет приватизировать квартиру площадью 65 м², то расчеты будут выглядеть таким образом: бесплатно по закону супругам положено 52 м², за оставшиеся 13 м² придется доплатить 2,34 грн.

Кроме того, важное уточнение: если общая площадь квартиры меньше той, которую имеет право получить семья бесплатно, нанимателю и членам его семьи выдаются жилищные чеки. Это приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда.

К примеру, на семью из 3 человек положено 73 м² для бесплатной приватизации, а было приватизировано только 40 м². В таком случае можно использовать остаток жилищного чека (33 м²) для получения услуги приватизации другой квартиры государственного жилищного фонда. Иными словами, есть возможность приватизировать несколько квартир.

Бесплатно приватизируются:

  • однокомнатные квартиры;
  • квартиры, полученные в результате сноса дома без денежной компенсации;
  • жилье, в котором прописаны льготники;
  • квартиры, где проживают семьи погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве;
  • недвижимость, в которой проживают многодетные семьи и военнослужащие.

Куда обращаться?

Для начала в ЖЭК или ОСББ. При себе имейте паспорта и свидетельства о рождении, если есть дети, не достигшие 14 лет.

Там вам необходимо будет заполнить бланк (форму №4 или №5, в зависимости от типа недвижимости), предоставить копии квартирного ордера и справку с предыдущего места жительства, а также получить копию технического паспорта.

Подача документов для приватизации квартиры осуществляется в государственном жилищном фонде (отделе коммунальной собственности), который предоставляет такие услуги в районной администрации по месту расположения недвижимости.

Это может быть:

  • Отдел приватизации местной госадминистрации
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные предприятия, организации, учреждения, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.
  • Центр предоставления административных услуг.

Владелец приватизированного жилья имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Например, продать, подарить, завещать, сдать в аренду, обменять, заложить, заключить любые другие сделки с недвижимостью, не противоречащие законодательству Украины.

Кроме того, в отличие от государственного жилья, конфигурацию которого поменять очень сложно, появится возможность осуществить перепланировку, установить новые инженерные коммуникации и т.д. Безусловно, все это должно происходить в рамках действующих норм и законов.

Также вне зависимости от того, сколько времени проводится в приватизированном жилье, есть ли задолженности по коммунальным платежам, права на нее все равно остаются за владельцем. Неприватизированной квартирой, в случае выписки всех жильцов или смерти последнего жильца, будет распоряжаться государство.

Процедура оформления Договора регламентируется статьей 161 ГК РФ и Законом о приватизации. Составлением его занимаются специалисты частных организаций или администрации.

В него должны быть включены пункты:

  1. Сведения об объекте недвижимости (адрес, метраж, количество комнат и т.д.).
  2. Данные сторон участников (наниматели и органы местного самоуправления).
  3. Сведения об участниках сделки.
  4. Сведения о собственнике муниципального жилья.
  5. Информация о документе, на основании которого наниматели проживают в квартире (Ордер, Договор социального найма).
  6. Информация о распределении долей (при оформлении квартиры в долевую собственность).
  7. Ответственность сторон.
  8. Условия передачи жилья в собственность физическим лицам.

Документ скрепляется печатью, штампом администрации и заверяется подписями сторон. Количество экземпляров должно совпадать числом его заключающих.

После проведения процедуры у каждого участника процесса должен остаться на руках оригинал.

Для заключения договора необходимо собрать пакет требуемых документов. Процесс их сбора может занять около 2 месяцев.

Как только у гражданина на руках будут все необходимые документы, он вправе воспользоваться своим правом на приватизацию путем подачи соответствующего заявления, для которого предусмотрена специальная форма.

С соответствующим заявлением и пакетом документов следует обратиться в орган местной администрации, осуществляющий управление жилищным фондом. Также данную услугу, возможно, получить через многофункциональный центр.

Оно рассматривается в течение 2 месяцев, после чего будет принято положительное решение или отказ в приватизации. В случае положительного решения участников приватизации пригласят на подписание соответствующего договора. Образец договора приватизации квартиры в обязательном порядке имеется в каждом жилищном отделе администрации района или города.

Иногда в договор требуется внести некоторые изменения. Это возможно осуществить как по соглашению сторон, так и по решению суда (когда одна из сторон не согласна). Внесение изменений в договор приватизации возможно в следующих случаях:

  1. появилась необходимость включить нового участника приватизации (например, он ранее отказывался от приватизации, но в процессе передумал);
  2. нужно исключить участника (например, человек не хочет участвовать в этой приватизации, чтобы сохранить свое право для другой);
  3. необходимо исправить личные данные кого-то из участников и др.

Изменения вносятся путем подписания дополнительного соглашения к договору.

Надо иметь ввиду, что изменения вступают в законную силу только с момента их регистрации в Росреестре.

Получение дубликата допустимо в случае с утерей исходной версии документа. Для этого существует два способа:

  1. Обращение в Росреестр при сделках, заключённых после 1998 года.
  2. Обращаться нужно к БТИ, если первоначально соглашение оформлено до 1998 года.

Восстановление предполагает сбор следующих документов:

  • Квитанция по уплате государственной пошлины на 200 рублей.
  • Заявление о месте выдачи, которое пишется по месту подачи.
  • Правоустанавливающие документы по квартире.
  • Гражданское удостоверение.

Готовый договор гражданин получит в той же организации, куда и сдавал все документы для его оформления. Как уже отмечалось ранее, подать заявление возможно:

  • Непосредственно в орган, осуществляющий управление жилищным фондом (соответствующий отдел районной администрации).
  • Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, например, если заявление подавалось в орган местной администрации, то соответственно и получение будет осуществляться по его местонахождению.

Без договора приватизации невозможно осуществить какую-либо сделку с квартирой. В случае потери документа, его придется восстанавливать. Причем он потребуется даже в том случае, если имеется свидетельство о регистрации права собственности (или выписка из ЕГРП).

Для восстановления утраченного договора необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации (БТИ) по месту жительства.

Сроки действия документов

Собственник, добровольно отказывающийся от своей недвижимости в пользу муниципалитета или государства, должен знать, что практически все справки, которые ему следует предоставить в Жилищный отдел при администрации города, имеют срок действия. Поэтому все документы должны быть подготовлены своевременно.

По закону муниципальные власти могут рассматривать заявление о деприватизации жилого объекта в течение одного месяца, после чего между ними и заявителем должен быть заключен договор передачи жилого объекта. Это соглашение подлежит регистрации в Росреестре. Через 15 дней после подписания вышеуказанного документа наймодатель обязан предоставить новоиспеченному нанимателю муниципальное жилье, предварительно подписав с ним договор соцнайма.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...