Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перевозить детей в школьном автобусе: правила и требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки детей | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Как оформить лицензию при помощи специалистов
Чтобы не получить отказ, необходимо правильно подготовить заявление и собрать необходимый пакет документов. Доверить лицензирование перевозок детей школьными автобусами в этом случае лучше опытным и квалифицированным специалистам нашей компании.Они заполнят от вашего имени заявление и помогут собрать:
- выписку из Единого госреестра юридических лиц или ИП;
- учредительные документы компании и выданный налоговой ИНН;
- документ, подтверждающий право собственности на автобус;
- договор с медучреждением, которое будет проводить регулярные освидетельствования перед рейсом;
- документ, подтверждающий место постоянной стоянки автобуса;
- квитанцию об уплате госпошлины или реквизиты этого документа, указанные в заявлении.
Требования к автобусу
С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:
- Скорость не более 60 км/ч.
- Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
- Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
- Ремни безопасности.
- Тахограф.
- Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Какие потребуются документы?
Перед перевозкой несовершеннолетних детей, необходимо предварительно подготовить следующие документы:
- договор фрахтования, если перевозка осуществляется в его рамках;
Образец договора фрахтования автобуса для перевозки детей
- если автобус или группа автобусов следует по маршруту с продолжительностью в пути более 12 часов, то необходимо присутствие медицинского работника. В этом случае нужно представить документ о его квалификации, подтвердить, что деятельность осуществляется на основании лицензии или копии договора с лечебным учреждением;
- копия уведомления о поездке детей или решения о сопровождении автомобилем ГИБДД. Уведомление подается при осуществлении перевозки детей одним или двумя автобусами в ГИБДД предварительно за два дня до выезда. Если транспортных средств три и более, не позднее, чем за 10 дней;
Бланк уведомления о перевозке детей в ГИБДД
- сведения о водителе и данные его водительского удостоверения;
- списки детей и сопровождающих, с указанием контактных телефонов родителей или законных представителей несовершеннолетних пассажиров, а также сопровождающих их лиц;
- программа маршрута с запланированным временем в пути, местами и временем предполагаемых остановок для отдыха. При организации экскурсионной поездки указываются сведения оператора, предоставляющего туристическую услугу, указываются остановки на посещение запланированных мест;
- при нахождении в пути более трех часов в автобусе должны находиться вода и пищевые продукты, список которых потребуется составить;
- документ о порядке размещения по местам в автобусе детей (исключение составляет поездка по договору фрахтования).
В стране невыученных автобусов
Согласно постановлению правительства, для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, этот запрет вступит в силу уже с 1 июля этого года. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября.
Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 тонн не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2021 года. Массой более 5 тонн — с 1 октября следующего года.
Напомним, что столь суровые требования к возрасту автобусов связаны исключительно с обеспечением безопасности перевозок детей. Аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя. А у нас, по данным ГИБДД, более половины автобусов старше 10 лет.
Однако именно это требование правил организованной перевозки групп детей вызвало огромное количество споров. К моменту их принятия перевозчики не готовы были обеспечить таким транспортом всех желающих. Поэтому срок вступления в силу ограничения возраста автобусов был отложен на неопределенный срок. И вот теперь этот срок установлен.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта в рубрике «Юрконсультация» разъясняют эксперты «РГ»
Надо сказать, что требования к детским перевозкам сейчас довольно строги. Они включают в себя не только требования к автобусам, но и к водителям, к сопровождающим, ограничивают и время поездки. И все эти требования вполне обоснованны. Но дальнейшее совершенствование нормативных актов приводит иногда к тупиковым ситуациям.
Так, например, из-за вступившего в силу нового ГОСТ, который отменил старый, сложилась ситуация, когда к перевозке групп детей по факту допускаются автобусы, которые наш автопром пока еще не производит.
Дело в том, что требования к организованным детским перевозкам распространяются и на школьные автобусы. Доставка детей к школам и детским садам между поселениями осуществляется бесплатно и лежит на учредителях этих организаций. Это в крупных городах такие перевозки не востребованы. А в деревнях это единственный способ дать детям образование.
Обязана ли образовательная организация заключать договор фрахтования с перевозчиком?
Этот вопрос также возник в ходе судебного рассмотрения по делу N 33А-7051.
Суд первой инстанции указал, что наличие договора фрахтования является обязательным. Апелляционный суд не согласился с этим положением, руководствуясь следующим.
Обязанность образовательной организации заключать договор фрахтования противоречит пп. «а» п. 4 Правил перевозки автобусами, в соответствии с которым договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, необходим только в случае осуществления перевозки по договору фрахтования.
Суд указал, что законодатель не ограничивает осуществление перевозки только путем заключения договора фрахтования. Это может быть иной вид договора, как возмездный, так и безвозмездный.
При организации перевозки необходимо подготовить такую документацию:
- Договор перевозки, подписанный заказчиком и транспортной компанией.
- Договор с медицинским работником о сопровождении группы детей (если движение колоны продлится более 12 часов).
- Копию разрешений на перевозку детей.
- Копию заявки на сопровождение или уведомления из ГИБДД.
- Список сопровождающих лиц с указанием ФИО, паспортных данных и номеров телефонов.
- Список перевозимых детей.
- Перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.
- Информация о водителях (ФИО, номера водительских удостоверений, контакты).
- Документ о посадке с указанием места для каждого ребенка.
Требования к водителям
Определенные требования предъявляются и к водителям, осуществляющим организованные перевозки детских групп:
- Стаж работы водителя автомобилей категории D не меньше года из трех последних календарных лет.
- Отсутствие за последний год административных правонарушений дорожного движения, за которые положено наказание в виде потери права управлять транспортными средствами либо арест.
- Прохождение предрейсового инструктажа безопасности перевозки несовершеннолетних с учетом правил обеспечения безопасности перевозок, определенных Министерством транспорта Российской Федерации.
- Прохождение предрейсового медицинского осмотра в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Существует ряд запретов для водителя, осуществляющего перевозку группы детей:
- Перевозка в салоне вместе с несовершеннолетними багажа и любого инвентаря помимо ручной клади и вещей самих детей.
- Обгон едущего впереди автобуса при езде в колонне.
- Выход из салона автомобиля при наличии в нем детей. Это касается в том числе посадки и высадки.
- Езда задним ходом.
Водитель обязан четко следовать ПДД, отправляться плавно, соблюдать дистанцию с находящимся впереди автомобилем, не допускать резких торможений, придерживаться всех правил предосторожности и оперативно реагировать на обстановку дорожного движения.
Правила посадки и высадки
Требования к организованным перевозкам группы несовершеннолетних на автобусе включают в себя рекомендации относительно посадки и высадки детей. Так, лица, являющиеся сопровождающими группы, должны запомнить следующее:
- Дети должны быть собраны в безопасном месте, находящемся не более чем в 15 метрах от автобуса.
- Необходимо сверить пассажиров по имеющемуся списку.
- Багаж должен быть загружен в отсек, который предназначен для этого.
- Важно убедиться в том, что ручная кладь соответствует критериям, которые для нее установлены.
- Несовершеннолетние должны пройти инструктаж относительно правил поведения в дороге и при непредвиденных ситуациях.
- Дети должны быть рассажены по местам. Также важно проследить за тем, что ручная кладь размещена правильно и безопасно.
- Водителя необходимо проинформировать о том, что все готовы начинать поездку.
- Выходить из автобуса дети должны исключительно через переднюю дверь. Первыми выходят сопровождающие лица.
Перечень детей может меняться до начала поездки сопровождающим (при наличии свободных сидений). Оповещать об этом организацию-перевозчика не нужно.
Правила перевозки детей
На основании п. 3.1.2 Рекомендаций школьные автобусы должны:
- соответствовать требованиям Правил организованной перевозки детей, согласно которым транспортное средство не должно быть старше 10 лет, соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущено к участию в дорожном движении, оснащено тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС;
- своевременно проходить техосмотр, обслуживание и ремонт;
- ежедневно подвергаться предрейсовому контролю технического состояния автобусов с соответствующими отметками в путевом листе.
Согласно п. 1.3, 1.4 приложения 5 к Рекомендациям с учениками в школьном автобусе должны ехать не менее двух взрослых сопровождающих. На передней и задней части транспортного средства должны быть закреплены знаки «Дети».
Кроме этого, автобус должен быть оборудован:
- поясами безопасности;
- цветографическими знаками безопасности;
- кнопками подачи сигнала водителю;
- средствами громкоговорящей связи;
- двумя огнетушителями;
- медицинской аптечкой.
Согласно п. 2.3 приложения 5 к Рекомендациям водитель, в частности, обязан убедиться:
- в технической исправности автобуса;
- в наличии необходимой путевой документации;
- в правильности оформления путевого листа;
- в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.
Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест (п. 2.7 приложения 5 к Рекомендациям).
В пути следования запрещается:
- отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
- отвлекаться от управления автобусом;
- курить, принимать пищу, вести разговоры;
- перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности;
- пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры;
- допускать в автобус посторонних лиц.
Скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч. (п. 3.2, 3.3 приложения 5 к Рекомендациям).
Рекомендациями предусмотрены и другие правила перевозки детей школьным автобусом. Рекомендуем ознакомиться с ними, найдя их по соответствующим реквизитам (указаны в начале материала) в сети Интернет.
Сопровождение группы и согласие на перевозку детей от родителей (образец заявления)
Во всех регионах России, согласно действующему законодательству, организованные перевозки детей школьными или специализированными автобусами могут проходить исключительно в сопровождении ответственного лица и только с согласия родителей, поданного в адрес организатора перевозок в письменном виде.
Сопровождение групп детей в рамках школьной доставки или детских экскурсионных поездок осуществляется:
-
с привлечением представителей ГИБДД – при организованных групповых перевозках детей автобусами, при использовании трех и более транспортных средств одновременно
-
для сопровождения колонны организатор перевозок должен обратиться в региональное представительство ГИБДД не позднее, чем за 2 суток до выезда, подав уведомление в адрес руководителя в котором должны быть указаны сведения о маршруте, дате и графике движения, цели поездки, количестве транспортных средств и составе группы, водителе, медицинских работниках и лицах, сопровождающих группу несовершеннолетних
*если для поездки организованной группы планируется привлечь 1-2 автобуса, организатор в установленном порядке направляет соответствующее уведомление в органы ГИБДД, но сопровождение колонны не осуществляется;
-
с привлечением медицинских работников – при планируемой продолжительности поездки от 12 часов;
-
с привлечением ответственного лица, назначаемого локальным распорядительным документом (приказом организатора перевозок) – при каждом выезде группы.
Перечень документов для перевозки детей на автобусе
Организованные перевозки несовершеннолетних подразумевают проведение обязательного оформления поездки.
В перечень документов, необходимых для согласования и получения разрешения на организованные перевозки детей входят:
-
договор на оказание услуг, заключенный организатором поездки и перевозчиком;
-
уведомление на перевозку детей ГИБДД и ксерокопия заявки на сопровождение колонны представителями ГАИ (подача которых осуществляется не менее чем за 2-е суток до выезда);
-
список детей, включенных в состав группы на данную поездку;
-
копии письменного разрешения официальных представителей несовершеннолетних на их транспортировку;
-
карта посадки, с указанием закрепленного за каждым ребенком посадочного места;
-
копия распоряжения организатора перевозок о назначении сопровождающих группу лиц, с указанием их паспортных данных, номеров телефонов, иных онлайн-контактов;
-
копия договора с медработником, сопровождающим группу в поезде (если ее продолжительность составляет более 12 час);
-
путевой лист, с указанием сведений о водителей (ФИО, открытая категория, номер водительского удостоверения);
-
перечень продуктов питания, предусмотренных для организованного кормления группы.
Основные требования к водителям
Для получения допуска к перевозке детей в автобусах водитель должен иметь непрерывный стаж работы от 3-х лет и более (на ТС категории «Д»). Кроме того, в течение последних 3-х лет у него не должно быть нарушений ПДД.
По горным маршрутам. Перед назначением на маршрут водитель обязан пройти 6-дневную стажировку. При переводе на другой рейс – одно- или двухдневную. При пересадке на другую марку автобуса – 3-х или 4-х дневную.
Перед каждым выездом из гаража водитель проходит медосмотр и инструктаж, автобус для перевозки детей – проверку техсостояния. Продолжительность межсменного отдыха водителя, которому предстоит отправиться в «детский» рейс, должна быть не менее 12 часов.
При наличии в автобусе одного водителя продолжительность экскурсионной поездки составляет не более 12 часов, двух – не более 16 часов. Продолжительность экскурсии при двух водителях может превышать 16 часов только в том случае, если на маршруте предусмотрены места полноценного 8-часового отдыха.
Основные требования по режиму движения
Для перевозки детей в автобусах разрабатывается маршрут, на котором отмечаются места остановок. Отклонения не допускаются. Поездки разрешены только в светлое время суток. Если дорожные или метеорологические условия угрожают безопасности, движение запрещается.
Автобус (автоколонна) обязан ехать со скоростью, которая обеспечивает безопасность при имеющихся метеорологических, дорожных и других условиях. Максимальная скорость в любом случае – до 60 км / час. Фары ближнего света должны быть включенными. При посадке или высадке водитель не имеет права выходить из кабины. Во время движения лица, сопровождающие детей, располагаются возле дверей.
Водителям машин, едущих в колонне, запрещено обгонять другие автобусы этой колонны.
Режим работы водителя автобуса для перевозки детей. После первых 3-х часов движения – перерыв от 15 минут. В дальнейшем такие же перерывы устраиваются через каждые 2 часа.
Документальное оформление перевозки детей
Огромное внимание при планировании мероприятий, направленных на организацию перевозки детей, следует уделить оформлению необходимых документов. Это такие, как:
- договор страхования;
- поименный список детей, которые подлежат перевозке;
- договор на оказание медицинской помощи, заключенный между перевозчиком и медицинским учреждением, которое имеет нужную лицензию, кроме этого, необходимо иметь данные о медицинском сотруднике, который будет сопровождать детей в дороге;
- список, в котором указывается контактная информация о водителе;
- приказ о выделении сотрудников полиции для безопасного сопровождения детей;
Опасения из-за частных перевозчиков
Между тем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нововведение расценивают неоднозначно. Государственные перевозчики обновляют парк, но вызывает опасение ситуация с частными перевозками.
Так, в комитете по транспорту Петербурга напомнили, что ранее для городского предприятия «Пассажиравтотранс» было закуплено 20 автобусов туристического класса на 45 и 55 посадочных мест на общую сумму 379 млн руб. В текущем и следующем годах новых закупок не планируется, поскольку нет автобусов, приближающихся к возрасту 10 лет. Всего в реестре перевозчиков Санкт-Петербурга числятся 56 компаний, готовых предоставить свыше 200 автобусов для организованной перевозки детей.
Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила ТАСС, что информация о введении нормы до всех туристических компаний была доведена заблаговременно. «Мы надеемся, что они смогли выстроить логистику, и это не отразится на работе. Опасения есть у всех, но пока информации о невозможности обеспечения транспортными средствами у нас нет», — сказала Гвичия.
1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.
1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Водитель автобуса должен знать:
— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;
— правила дорожного движения;
— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;
— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;
— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;
— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;
— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;
— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;
— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;
— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;
— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;
— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
— основы трудового законодательства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.