Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.5. Сроки административного задержания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Комментарий к ст. 27.5 КоАП
1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.
2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.
Кто и за что может задержать по КоАП
Статья 27.3 КоАП РФ очень подробно описывает, кто и в каких ситуациях имеет право на задержание. Но про мотивы сказано лишь: «в исключительных случаях».
Списка этих случаев не существует. Правозащитники ориентируются в основном на судебную практику, когда граждане жалуются на ограничение свободы, а суд признаёт или нет задержание обоснованным. Вас имеют право задержать, если это необходимо для:
- предотвращения или пресечения правонарушения;
- составления протокола, если это невозможно сделать на месте;
- рассмотрения дела о правонарушении в положенный срок;
- исполнения уже принятого в отношении вас постановления.
Если за совершённое вами правонарушение в КоАП предусмотрены лишь предупреждение или штраф, а не административный арест, задержание не применяют. Но если вас подозревают в более серьезном нарушении, а свою личность вы не можете подтвердить на месте, то можете оказаться задержанным.
Обычно своим правом полицейские стараются не злоупотреблять, потому что за признанное судом незаконное ограничение свободы сами могут понести ответственность — вплоть до уголовной.
Административное задержание разрешено проводить не только сотрудникам правоохранительных органов. Это могут быть в том числе представители структур:
- ведомственной и вневедомственной охраны;
- Росгвардии и внутренних войск;
- автоинспекции,
- таможни и пограничных служб.
Но сотрудники каждого ведомства имеют право на административное задержание лишь за правонарушение, совершенное на «их территории». А полицейские обладают такими полномочиями всегда и везде. Но без серьезных оснований задерживать не имеют права и они.
Права и обязанности административно задержанного лица
Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:
- Право получить копию протокола.
- Право отказаться от подписания протокола.
- Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
- Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
- Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Как и кем назначается временной период
В Уголовно-процессуальном кодексе четко говорится, что срок задержания исчисляется с момента написания протокола, и он не может быть больше, чем двое суток. Далее обязательно должно выноситься судебное решение, которое и определит дальнейшую судьбу подозреваемого.
Очень важно точно определить, с какого именно момента было совершено задержание, так как от этого зависит срок пребывания подозреваемого под стражей. Во время задержания исполнительные власти обязаны объяснить все права гражданина. Когда составляется протокол, то в нем указывается не только день задержания, но и точное время, вплоть до минут. Считать лицо подозреваемым можно только с момента, когда оно было задержанным.
Надо отметить, что закон не может установить конкретный срок, в течение которого лицо может быть перевезено в полицейский участок, так как это может зависеть от географического расположения некоторых районов. Но все же срок доставки подозреваемого в участок должен быть в разумных пределах, он не должен превышать двух суток. Как только истекают 48 часов, подозреваемый освобождается.
Следователь обязан написать протокол, описав в нем данные о гражданине и время его приезда в участок. Протокол содержит мотивы, по которым был задержан человек, описывается сам период задержания, например, задержанный мог оказывать сопротивление или у него могут быть телесные повреждения, нанесенные не при задержании.
Внимательно рассмотрев вопрос о том, с какого момента исчисляется срок задержания, стоит остановиться и том, который связан с уведомлением о задержании следователя и других определенных лиц:
- В течение 12 часов необходимо предупредить о задержании следователя.
- Разрешить подозреваемому предупредить о своем задержании родственников.
- Если задержанный является военнослужащим, то необходимо предупредить его командование.
- Если задержан член общественной наблюдательной комиссии, то о его взятии предупреждается секретарь палаты РФ.
- Когда гражданин с другого государства, о его задержании сообщается в посольство.
Исключением являются те случаи, когда расследование следует хранить в тайне, в таком случае уведомления не совершаются, но для этого требуется разрешение прокурора. Обязательно сообщать родственникам или их заменяющим лицам о задержании стоит только в том случае, если подозреваемое лицо несовершеннолетнее.
Исчисление сроков задержания по КОАП РФ
По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):
- если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
- если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.
Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление
- Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 — 20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;
5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной комендатуры или воинской части;
6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
9) утратил силу.
10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;
10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);
12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (полиции);
13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;
14) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
15) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.67 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса эти органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение. - Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
- О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Статья 27.9 КоАП РФ. Досмотр транспортного средства
- Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
- Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
- Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
- В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
- О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
- В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
- В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
- Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.
Кто имеет право задерживать гражданина?
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:
- полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
- таможенные органы;
- пограничники;
- старшие в местах лишения свободы;
- сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.
Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.
К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.
Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:
- При проведении контртеррористической операции.
- За административные нарушения в зале суда.
- При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.
Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.
Основания для задержания в полиции
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
- подозрения его в совершении преступления;
- избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
- уклонения его от исполнения наказания;
- нахождения его в розыске;
- в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
- нарушения гражданином правила комендантского часа;
- незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
- попытки самоубийства;
- наличия признаков выраженного психического расстройства;
- получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
- когда действия лица создают опасность для него и окружающих.
Список использованной литературы
- Абдрахманов Р.С. Понятие уголовно-процессуального задержания // Российский следователь. 2014. N 5. С. 18 — 22.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рипол Классик, 2014. 744 с.
- Рябенко Ю.Н. Административное задержание и доставление // Законность. 2015. N 10. С. 57 — 58.
- Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 50 — 54.
- Цоколова О.И. Фактическое задержание // Законность. 2006. N 3. С. 24 — 27.
В чем заключается суть административного задержания
Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов. В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.
Срок административного задержания исчисляется с того самого момента, как лицо было доставлено в полицейский участок и были составлены соответствующие протоколы. Также надо учитывать, что если обвиняемый гражданин в состоянии любого опьянения, то срок задержания будет уже считаться после его отрезвления. Задержанного привозят в полицейский участок, когда написать протокол на месте не представляется возможности. Такой протокол обязательно должен содержать в себе время прибытия подозреваемого в полицейский участок.
Порядок проведения задержания
Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.
Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.
По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.
Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Чтобы вы могли на должном уровне отстаивать свои права и нести ответственность исключительно в соответствии со своими поступками, нужно изначально понимать, как происходит административное задержание.
Изначально после доставления вас в отдел должен быть составлен специализированный протокол, в котором должно быть определено место его оформления, а также дата его создания. Помимо этого протокол должен включать в себя полный перечень сведений о личности задержанного человека, Ф.И.О. и должность сотрудника, который составляет протокол, а также время и причины для таких мер, то есть за какие правонарушения человек будет нести ответственность. В нем должна значиться подпись не только того лица, которое составляло протокол, но и того, кто будет нести ответственность по КоАП РФ. Но при этом нужно помнить, что крайне важно, чтобы протокол в любом случае подписывался человеком, которого задержали.
Мало кто понимает тот факт, что помимо права собственной подписи человек, в отношении которого было применено административное задержание, имеет право также самостоятельно вносить в протокол определенные изменения или же дополнения.
В частности нужно помнить, что при надобности для соответствия протокола КоАП РФ следует собственноручно внести время задержания, указывая реальное время, а также то, через какой промежуток задержанного доставили в отделения, а также в обязательном порядке написать следующую фразу «на мне нет каких-либо телесных повреждений» — таким образом вы сможете добиться практически 100% гарантии от каких-либо побоев или же пыток после того, как будет проведено административное задержание, а также превышения полномочий со стороны полицейских, так как впоследствии придется нести за них ответственность, влекущую за собой уже более серьезные наказания касательно сотрудников полиции.