Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды в муп в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.
Это все выплаты, которые предусмотрены договором при аренде. Учитывать НДС не нужно (п. 7).
Примеры арендных платежей:
- Фиксированные. Выплаты производятся единовременно или периодически с учётом некоторых вычетов (например, арендодатель может возместить расходы арендатора).
- Переменные. Платежи, которые зависят от ценовых индексов или процентных ставок.
- Справедливые. Выплаты в неденежной форме, которые равны размеру платежей в денежной форме.
Порядок ведения учёта арендатором
Арендатору после получения предмета аренды необходимо признать в бухгалтерском учёте право пользования актива (ППА) и обязательства по аренде.
Если срок аренды не превышает 12 месяцев, рыночная стоимость объекта аренды меньше 300 тыс. рублей или компания имеет право вести упрощённый бухучёт, то арендатор может не признавать ППА и обязательства в бухгалтерском учёте (п. 11).
В таком случае арендатор может учитывать платежи равномерно или в любой другой оговорённой методике. При применении упрощённого варианта нужно, чтобы в договоре аренды не были также предусмотрены: выкуп, переход права собственности и субаренда. В ином случае придётся рассчитывать ППА и обязательства. (п. 12).
С 2022 года организации теперь учитывают в дебете активного счёта не конкретное имущество, а ППА. В кредите пассивного счёта — обязательства по аренде.
Правила учёта ППА аналогичны схожим по характеру активам арендатора. Из-за чего ППА учитывают на счёте 01 или 08 либо другом балансовом счёте (п. 10).
ППА признаётся по фактической стоимости, которая складывается из перечисленных частей (п. 13):
- Величины первоначальной оценки обязательства по аренде.
- Арендных платежей, которые были произведены в качестве аванса.
- Оценочного обязательства арендатора (например: перемещение, демонтаж и восстановление предмета аренды до оговорённого состояния).
- Затрат, связанных с подготовкой к использованию предмета аренды (доставка, установка и подобное).
Сроки уплаты НДС в 2024 году: таблица
Далее приведем сроки уплаты НДС с учетом всех переносом и праздников.
За какой период уплачивается | Срок уплаты |
1-й платеж за IV квартал 2023 г. | 29.01.2024 (28 января – воскресенье) |
2-й платеж за IV квартал 2023 г. | 28.02.2024 |
3-й платеж за IV квартал 2023 г. | 28.03.2024 |
1-й платеж за I квартал 2024 г. | 02.05.2024 (28 апреля – воскресенье, 29 и 30 апреля – выходные дни, 1 мая – нерабочий праздничный день) |
2-й платеж за I квартал 2024 г. | 28.05.2024 |
3-й платеж за I квартал 2024 г. | 28.06.2024 |
1-й платеж за II квартал 2024 г. | 29.07.2024 (28 июля – воскресенье) |
2-й платеж за II квартал 2024 г. | 28.08.2024 |
3-й платеж за II квартал 2024 г. | 30.09.2024 (28 сентября – суббота) |
1-й платеж за III квартал 2024 г. | 28.10.2024 |
2-й платеж за III квартал 2024 г. | 28.11.2024 |
3-й платеж за III квартал 2024 г. | 28.12.2024 |
1-й платеж за IV квартал 2024 г. | 28.01.2025 |
2-й платеж за IV квартал 2024 г. | 28.02.2025 |
3-й платеж за IV квартал 2024 г. | 28.03.2025 |
Бухгалтерская первичка и учет
Первичные документы для учета аренды земли одинаковые у арендатора, арендодателя. Подтверждением сделки служит договор с актом приема-передачи участка. Оплата подтверждается банковскими документами. Ежемесячное начисление расходов в учете арендатора делается на основании бухгалтерской справки или акта об оказании услуг аренды.
Важно: в любом подтверждающем документе должны присутствовать реквизиты договора аренды (ФЗ №402 от 6.12.2011).
Договор аренды может попадать под общий или упрощенный учет. Начнем с последнего: способ применяется, если нет субаренды, выкупа и соблюдается минимум одно условие из п. 11 ФСБУ 25/2018. Арендные платежи включаются в текущие расходы. Участок, арендованный для собственных нужд, отражается в учете за балансом по договорной стоимости. Не указана стоимость в договоре? Попросите арендодателя прислать бухгалтерскую справку с соответствующими сведениями. Можно отражать в учете землю и по кадастровой стоимости. Это условие должно быть зафиксировано в договоре. Принятие земельного участка на забалансовый учет отражается проводкой Дт 001.
Затраты по аренде учитываются по-разному и зависят от целей использования арендованной земли. Если строится недвижимость для собственных нужд, в первоначальную стоимость объекта включаются арендные платежи и предварительные расходы (расходы на заключение договора аренды). Это отражается проводкой Дт 08 Кт 76 (60).
Если земля арендуется не для строительства, учет ведется по дебету счета 20, 23, 25, 26, 29, 91-2 и кредиту счета 60 (76).
Если по окончании срока договора аренды арендатор выкупает земельный участок, для учета купли-продажи применяются новые стандарты бухучета: ФСБУ 5/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 26/2020.
Налог на недвижимость в рамках льготных режимов
Основные положения льготных режимов:
- Сниженная ставка налога для владельцев коммерческих помещений, сдающих их в аренду. В зависимости от региона и длительности аренды, ставка налога может быть существенно снижена.
- Возможность участия в программе расширенного капитального ремонта. Владельцы коммерческих помещений могут получить налоговые льготы при внесении средств на капитальный ремонт и реконструкцию недвижимости.
- Возможность использования специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход. Это позволяет сократить финансовые затраты и упростить процесс уплаты налогов.
Преимущества льготных режимов:
- Снижение налоговой нагрузки на владельцев коммерческих помещений, сдавших их в аренду, способствует стимулированию развития бизнеса и привлечению инвестиций в недвижимость.
- Владельцы коммерческих помещений имеют возможность сэкономить средства и направить их на расширение своего бизнеса или улучшение условий аренды для арендаторов.
- Предоставление льготных режимов способствует снижению теневой экономики и увеличению прозрачности в отношениях между арендодателями и арендаторами.
Регион | Длительность аренды до 5 лет | Длительность аренды свыше 5 лет |
---|---|---|
Москва | 0,2% | 0,1% |
Санкт-Петербург | 0,3% | 0,2% |
Екатеринбург | 0,4% | 0,3% |
Сохранение предоставленных льгот и преимуществ в рамках льготных режимов требует своевременной и правильной уплаты налога на недвижимость. В случае нарушения налогового законодательства могут быть применены штрафные санкции и изменение ставки налога.
Таким образом, налог на недвижимость в рамках льготных режимов предоставляет владельцам коммерческих помещений, сдающих их в аренду, определенные преимущества и возможности для оптимизации налоговой нагрузки. В совокупности с другими мерами государства, данная система налогообложения способствует развитию бизнеса и повышению прозрачности в сфере недвижимости.
В настоящее время в России введена ставка НДС 18% на все операции, связанные с арендой муниципального имущества. Сюда входит любой доход от аренды, получаемый муниципалитетом от своих арендаторов, а также любые платежи, связанные с арендой муниципальной собственности, такие как расходы на техническое обслуживание или плата за управление, взимаемая сторонними организациями, которые управляют этой собственностью для муниципалитетов. Кроме того, предприятия, участвующие в таких операциях, также облагаются подоходным налогом при получении оплаты от своих арендаторов или клиентов, получающих Услуги, предоставляемые через арендуемое муниципальное имущество (например, складские помещения).
НДС с аренды муниципального имущества КВР
В 2024 году планируются изменения в законодательстве о НДС, которые затронут особенности обложения аренды муниципального имущества КВР. Согласно предложенным изменениям, арендаторы муниципального имущества будут обязаны уплачивать НДС по ставке 20% от суммы арендной платы.
При этом, основное условие для начисления НДС по аренде муниципального имущества — это наличие у арендатора статуса плательщика НДС. Для получения такого статуса арендатор должен зарегистрироваться как плательщик НДС и вести учет операций с арендой муниципального имущества.
Однако существует ряд случаев, когда арендаторы могут быть освобождены от обязанности уплаты НДС:
1. Заключение договора аренды субъектом малого предпринимательства, если его обороты за предыдущий налоговый период не превышали установленный порог.
2. Арендование земельных участков гражданами для личного подсобного хозяйства без извлечения прибыли.
3. Аренда помещений, используемых для культовых нужд, и аренда помещений, предоставляемых на протезирование и рехабилитацию инвалидов.
Таким образом, внесение изменений в законодательство о НДС с аренды муниципального имущества может повлиять на финансовую стратегию КВР и арендаторов муниципального имущества. Все арендаторы, осуществляющие аренду муниципального имущества с учетом НДС, должны быть готовы к соответствующим изменениям и оплате соответствующих налоговых обязательств.
Особенности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
При аренде муниципального имущества КВР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существуют определенные особенности, связанные с уплатой НДС. В 2024 году вступят в силу изменения, которые затронут эти категории арендаторов.
Для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, аренда муниципального имущества КВР облагается НДС. Ставка НДС для таких арендаторов составляет 20%. Арендодатель, являющийся муниципальным образованием, является плательщиком НДС и должен включить его в стоимость арендной платы.
Для индивидуальных предпринимателей аренда муниципального имущества КВР также облагается НДС. Ставка НДС для индивидуальных предпринимателей составляет 15%. При заключении договора арендатор должен учитывать эту ставку и включить ее в стоимость арендной платы.
Важно отметить, что налоговые изменения, связанные с НДС с аренды муниципального имущества КВР, могут повлиять на стоимость аренды и финансовую составляющую предпринимательской деятельности. Поэтому рекомендуется внимательно изучить новые правила и принять их во внимание при планировании бизнес-процессов и расчете стоимости аренды.
Категория арендаторов | Ставка НДС |
---|---|
Юридические лица | 20% |
Индивидуальные предприниматели | 15% |
Арендодатель госимущества: возможны варианты
Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.
На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.
Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.
Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.
НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.
Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.
Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны инспекторов, арендатор может выписать счет-фактуру самостоятельно. Тем более что именно такие рекомендации ранее давали и сами контролеры. Документ нужно составить в одном
экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества» и зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС (письмо МНС России от 14 апреля 2003 г. № 03-1-08/1139/26-Н309). В книге покупок счет-фактуру регистрируют в части арендной платы, принимаемой к налоговому учету в текущем периоде, с отражением НДС в соответствующей доле, возмещаемой из бюджета.
Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– принят к вычету НДС по арендной плате.
Ответственность налогового агента
В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).
Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).
Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.
Оценка справедливой стоимости в арендных сделках
Напомним, что такое дисконтирование – это метод расчета с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. Естественно возникает вопрос, а где взять такую ставку, эту ставку Вы применяете самостоятельно.
Срок полезного использования права пользования активом не должен превышать срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности на предмет аренды.
Перевод на новый формат учета аренды с 2022 года в 1С Бухгалтерия 8, ред. 3.0 оформляется через документ «Закрытие месяца». Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. Течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды.
Если срок аренды составляет не более 12 месяцев, то решение о неприменении ППА принимается арендатором в отношении группы однородных по характеру и способу использования предметов аренды.
НДС с аренды муниципального имущества в 2023
С 1 января 2023 года в России вступили в силу изменения в налоговом законодательстве, касающиеся уплаты НДС с аренды муниципального имущества.
Согласно новым правилам, сумма арендной платы, включая НДС, должна быть указана в договоре аренды. Размер НДС составляет 20% от стоимости аренды.
Для организаций, которые являются плательщиками НДС, арендная плата и НДС должны быть указаны отдельной строкой в договоре, а также в отчетности по НДС.
Организации, не являющиеся плательщиками НДС, освобождаются от уплаты данного налога при аренде муниципального имущества.
- Оплата аренды и НДС должна производиться до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга аренды.
- В случае несвоевременной оплаты арендной платы и НДС организация может быть предусмотрена штрафом или иными санкциями в соответствии с законодательством.
Таким образом, с 2023 года плательщики НДС обязаны уплачивать 20% от стоимости аренды, указывая эту сумму как отдельную строку в договоре и отчетности по НДС, в то время как для неплательщиков НДС данная плата не обязательна при аренде муниципального имущества.
О особенностях платежей по НДС с аренды муниципального имущества в 2023
В 2023 году с аренды муниципального имущества вступят в силу новые правила оплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Законодательство предусматривает ряд особенностей, о которых нужно знать тем, кто арендует муниципальное имущество.
Во-первых, согласно новым правилам, арендаторы муниципального имущества обязаны будут уплачивать НДС как часть арендной платы. Ранее, арендаторы могли рассчитывать платить НДС отдельно от стоимости аренды, однако с 2023 года это стало невозможно.
Во-вторых, ставка НДС на аренду муниципального имущества останется неизменной и составит 20%. Это означает, что арендаторы будут платить 20% от суммы арендной платы в качестве налога на добавленную стоимость.
Также стоит отметить, что арендаторы имеют право на вычет НДС, уплаченного с аренды муниципального имущества, если они являются плательщиками НДС. Это значит, что арендаторы могут учесть уплаченный НДС в качестве налогового кредита и скорректировать сумму НДС, подлежащую уплате в налоговую службу.
Статус арендатора также может влиять на процедуру платежей по НДС. Если арендатор является малым или средним предприятием (МСП), ему предоставляется право на отсрочку платежей по НДС. В этом случае, МСП может уплатить НДС не сразу, а в определенный срок после получения дохода от аренды муниципального имущества.
Итак, в 2023 году арендаторы муниципального имущества должны учитывать новые правила платежей по НДС. Налог будет включен в сумму арендной платы и будет составлять 20% от этой суммы. В то же время, арендаторы имеют право на вычет НДС и могут воспользоваться отсрочкой платежей, если они являются МСП.
Особенности платежей по НДС с аренды муниципального имущества в 2023 |
---|
Новые правила устанавливают обязательность уплаты НДС в качестве части арендной платы. |
Ставка НДС на аренду муниципального имущества составит 20%. |
Арендаторы имеют право на вычет НДС, уплаченного с аренды муниципального имущества. |
МСП могут воспользоваться отсрочкой платежей по НДС. |