Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие люди спрашивают о величие штрафа за езду без карты тахографа водителя. Законодательство выдвигает несколько вариантов, исходя из того, кто является виновником произошедшей ситуации. Если осуществляется езда на автобусе (категории М2-М3) и грузовике (N2 и N3), ответственность наступает согласно положениями ст. 11.23 КоАП РФ.
Что грозит должностным лицам и компании
Как уже указывалось выше, в случае нарушения законодательства со стороны водителя, начинают административное разбирательство с целью выяснить – знали ли в компании о незаконных действиях.
Внимание!
На должностное или юридическое лицо будет выписан штраф, если в ходе проверки выяснится, что своими действиями или бездействием они не препятствовали совершению правонарушения со стороны сотрудника фирмы.
Какой штраф будет начислен в таком случае, и кому конкретно? В соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях, а именно – согласно ст. 11.23 КоАП, суммы составляют:
- от 7 до 10 тысяч рублей для должностных лиц;
- от 15 до 25 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей (ИП);
- от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
КАКИЕ СЛУЖБЫ ЗАНИМАЮТСЯ НАЛОЖЕНИЕМ ШТРАФОВ ЗА ОТСУТСТВИЕ КАРТЫ ВОДИТЕЛЯ?
При отсутствии карты водителя может быть наложен штраф любым сотрудником ДПС. Кроме этого, существует ряд причин, по которым тоже может быть оштрафован водитель:
- отсутствуют сертификаты, подтверждающие соответствие регламенту, который установлен таможенным союзом;
- нет сертификата, подтверждающего соответствие требованию по электромагнитной совместимости внутренней начинки устройства;
- нет документов по подлинности тахографа, подтверждающих проведение его установки, калибровки и опломбировки в мастерской с аккредитацией;
- нет распечатки данных устройства или водитель по каким-то причинам отказывается их показать сотруднику ДПС;
- бортовой самописец в неисправном состоянии;
- доступу к данным воспрепятствовал водитель.
Какие требования предъявляются к картам водителя и тахографам
Все требования, которым должны соответствовать устанавливаемые в транспортные средства тахографы, а также карты водителя, которые работают на данных автомобилях, подробно и четко изложены в Приказе № 36, изданном МинТрансом РФ от 13.02.2013 года.
Естественно, к сегодняшнему дню имеется список изменений и дополнений к данному приказу, но именно он остается основой, согласно которому определяется и назначается штраф за тахограф на юридическое лицо, физическое лицо как владельца автотранспортного средства или на водителя.
Устанавливаемое оборудование должно быть внесено в специальный перечень ФБУ Росавтотранс. Аналоговые тахографы с 01.07.2016 г. запрещены к эксплуатации на территории РФ.
Водительская карта оформляется как индивидуальный документ для каждого водителя. Водитель перед поездкой вставляет карту в тахограф и вводит индивидуальный ПИН-код, после чего начинается считывание и запись информации в процессе движения по маршруту.
Какие есть штрафы и в каких суммах?
Самый актуальный вопрос, причем как для водителей, так и для владельцев автотранспортных средств, оснащенных тахографами – суммы штрафов. Какие документы их регламентируют, в каком случае штрафы могут быть выписаны и т.п.
Недобросовестных водителей и автовладельцев, конечно же, волнует вопрос о том, какой штраф за езду без тахографа? В данном случае размер штрафа зависит от статуса человека, который нарушил правила эксплуатации тахографа:
- если виноват водитель, то размер штрафа составит 1000 – 3000 рублей;
- если виновато должностное лицо, то придется заплатить штраф в сумме от 5 до 10 000 рублей.
Кто штрафует, за что может быть наложен штраф
Право, и даже обязанность работников ГИБДД – проверять наличие тахографов и карт водителя, а также фиксировать нарушение и выписывать соответствующие штрафы в случае отсутствия прибора и (или) карты или неправильной их эксплуатации.
В зависимости от характера выявленного нарушения штрафы для юридических и физических лиц могут быть выписаны:
- на самого водителя;
- на физическое и юридическое лицо, владеющее транспортным средством.
Когда говорят про штраф за тахограф, то стоит понимать, что причиной его назначения может быть:
- отсутствие тахографа на транспортном средстве, если закон не предусматривает иное;
- на трассе (в рейсе) автотранспортное средство с неработающим тахографом или тахографом, не вошедшим в перечень сертифицированных моделей;
- у водителя нет личной карты тахографа;
- на маршруте водитель не использует карту.
Если в соответствии с законом тахограф должен быть установлен, но по факту его нет в автомобиле, то выписывается штраф за отсутствие тахографа. Причем под него попадают как физические, так и юридические лица, занимающиеся и грузоперевозками, и пассажирскими перевозками на коммерческой основе.
Какие требования предъявляются к картам водителя и тахографам
Все требования, которым должны соответствовать устанавливаемые в транспортные средства тахографы, а также карты водителя, которые работают на данных автомобилях, подробно и четко изложены в Приказе № 36, изданном МинТрансом РФ от 13.02.2013 года.
Естественно, к сегодняшнему дню имеется список изменений и дополнений к данному приказу, но именно он остается основой, согласно которому определяется и назначается штраф за тахограф на юридическое лицо, физическое лицо как владельца автотранспортного средства или на водителя.
Устанавливаемое оборудование должно быть внесено в специальный перечень ФБУ Росавтотранс. Аналоговые тахографы с 01.07.2016 г. запрещены к эксплуатации на территории РФ.
Водительская карта оформляется как индивидуальный документ для каждого водителя. Водитель перед поездкой вставляет карту в тахограф и вводит индивидуальный ПИН-код, после чего начинается считывание и запись информации в процессе движения по маршруту.
В любом случае, устанавливаемый на транспорт прибор должен быть:
- технически исправным и работающим;
- правильно считывающим информацию;
- калиброванным.
Основные нарушения и размеры штрафов представлены ниже:
Вид нарушения /штраф | Водитель | Должностное лицо | Юрлицо | ИП |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Отсутствие тахографа | от 3 до 5 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2: Нарушение правил эксплуатации тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2:выпуск на линию ТС без тахографа | ||||
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: Несоблюдение норм времени управления ТС | от 1,5 до 2 тыс. руб. | от 7 до 10 тыс. руб. | от 20 до 50 тыс. руб. | от 15 до 25 тыс. руб. |
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3: нарушение режимов труда и отдыха водителей |
Как ДПС докажет вашу вину?
Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль для проверки легко фиксирует нарушения, которые связаны с неправильным использованием тахографа. Подробнее о том, какие существуют основания для задержки ТС и что будет, если не остановился по требованию сотрудника ДПС, узнайте тут.
В любом нарушении инспектор обладает полным правом составления протокола. Владелец автомобиля вправе оспаривать решения инспектора в суде, при этом придется предоставить расшифровку тахографа с остальными необходимыми документами.
Тахографический датчик непременно должен присутствовать в автомобилях, которые обязаны его установить. Среди плюсов для наемного работника можно обозначить то что сотрудник не вправе работать сверх положенной нормы. И работодатель не вправе требовать с сотрудника переработки, что может грозить ему потерей средств.
Денежное наказание за все отмеченные выше нарушения могут налагать дорожные полицейские либо сотрудники Ространснадзора. Чаще всего, основаниями для взысканий становятся:
- езда с поломанным регистрирующим прибором, аналоговым тахографом старого формата или другим прибором, не включенным в список сертифицированных.
- отсутствие тахографа на авто, которое по закону должно быть им оснащено.
- отсутствием личной тахографической карты водителя, управляющего машиной или наличие у него карты другого человека.
- езда с выключенным тахографом, в котором есть личная карта водителя. Иными словами, когда отсутствует фиксация режима работы и отдыха водителя и параметров движения авто.
Также шофер может понести наказание, если у него нет определенных документов. К ним относятся сертификаты на соответствие техрегламенту Таможенного союза, а также документы, свидетельствующие о том, что устройство не поддельное, опломбированное и установленное в центре, имеющем сертификацию.
Подвергнуть водителя денежному наказанию дорожный полицейский может и в том случае, если он не может посмотреть показания тахографа. К примеру, в устройстве нет бумаги, чтобы распечатать информацию, или автомобилист попросту не пустил стража порядка к прибору.
Наказание за вождение без карты водителя
Приказы Минтранса и требования правил в части применения тахографов постоянно нарушаются. Происходит это часто осознанно. Так, машину срочно нужно отправить в рейс, а водитель по каким-то причинам не может ехать. Вместо него начальник колонны садит за руль подменного водителя, а карточки у него на эту машину нет. Изготовить новую для конкретного водителя на другой автомобиль быстро не получится. Иногда этот процесс занимает до месяца. А ехать нужно ещё «вчера». И едут.
За подобное нарушение предусматривается наказание – штраф за отсутствие карты водителя для тахографа.
Для этого назначаются ответственные лица. Контроль выполнения требований ПДД в пути возложен на сотрудников ГИБДД.
Если при проверке документов у водителя на маршруте, сотрудник полиции обнаружит, что водитель не использует тахограф потому что:
- карты нет или она недействительна;
- тахограф неисправен;
- прибора нет вовсе.
Штраф за езду на автомобиле без карточки водителя на тахограф от 1 до 3 тыс. р. для шофёра. Если же сотрудник определит что, водитель выехал в рейс по распоряжению руководства, которое знало, что нарушает ПДД и приказы Минтранса, то оформляется штраф за отсутствие карты тахографа на работодателя. Стоит такое наказание уже значительно дороже от 5 до 10 тыс. р.
Довольно часто устройства контроля по различным причинам ломаются уже в пути, т. е. выехал в рейс исправный, но произошёл отказ во время движения по маршруту. Штраф за езду без карты водителя тахографа, который поломался, может быть не применён инспектором, если водитель докажет, что выехал исправный.
Водитель может продолжать движение в течение 15 дней, но при этом должен осуществлять запись времени движения и отдыха от руки.
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году
Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя: 3-5 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб.; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |