Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на авто Казахстан в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы
Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.
Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.
Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.
Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.
В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
- Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
- Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.
Что такое «центр жизненных интересов» физического лица в Казахстане?
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РК центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в РК при одновременном выполнении следующих условий:
-
физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на постоянное проживание в РК, то есть ВНЖ;
-
в РК проживает супруг (а) или близкие родственники физического лица;
-
наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
Хочется отметить, что критерий «центра жизненных интересов», в первую очередь интересен работникам без гражданства РК, заинтересованным в сотрудничестве с компаниями Казахстана, чтобы быстрее доказать связь с РК и получить документ подтверждающий статус налогового резидента РК, после чего уже можно применять налоговые вычеты существенно снижающие налоговую нагрузку.
Диспозицией п. 3 ст. 217 НК РК четко установлено, что признание физического лица по критерию «центра жизненных интересов» возможно исключительно при одновременном выполнении указанных в п. 3 ст. 217 НК РК условий, которые содержат широкие формулировки требующие пояснения, например «недвижимое имущество принадлежащее на иных основаниях», «доступное в любое время для проживания».
Под «иными основаниями владения» можно буквально понимать, не только право собственности на недвижимое имущество, но и право временного владения и пользования недвижимостью, например по договору аренды (найма), когда физическое лицо самостоятельно доказывает связь с республикой, то есть заключило договор аренды (найма), является временным владельцем и пользователем недвижимости в РК, которая «доступна в любое время для проживания» в течение срока действия договора аренды (найма).
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Налоговые ставки для легковых авто
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
До 1 100 |
1 |
1 100 – 1 500 |
2 |
1 500 – 2 000 |
3 |
2 000 – 2 500 |
6 |
2 500 – 3 000 |
9 |
3 000 – 4 000 |
15 |
Свыше 4 000 |
117 |
Изменения в системе налогообложения
С 2024 года в Казахстане произойдут ряд значительных изменений в системе налогообложения транспорта. В рамках этих изменений будет внедрено новое налогообложение, которое предусматривает перераспределение налоговых бремен, а также использование инновационных стандартов и технологий.
Одно из ключевых изменений касается упрощения процесса уплаты налогов на транспорт. Сейчас водительские удостоверения и автобусные билеты используются как основные документы для оплаты налогов. Однако, с 2024 года планируется внедрение электронных систем оплаты налогов, которые будут связаны с банковскими счетами владельцев транспортных средств. Это существенно упростит процесс уплаты налогов и снизит риски возникновения ошибок или задержек в оплате.
Другое изменение связано с введением новых методов расчета налогов. Вместо текущей системы, основанной на категории транспортного средства и стоимости, в 2024 году будет использоваться система, основанная на объеме выбросов и использования топлива. Таким образом, владельцы экологически чистых транспортных средств будут стимулироваться к снижению выбросов, что способствует охране окружающей среды и экономии топлива.
Также в 2024 году планируется расширение льгот и снижение налоговых ставок для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Это направлено на поощрение использования экологически чистых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы вредных веществ и будет способствовать более экологическому транспортному парку в стране.
В целом, изменения в системе налогообложения транспорта в 2024 году направлены на упрощение процесса уплаты налогов, стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных технологий для обеспечения более эффективной работы налоговой системы. Это важный шаг к развитию устойчивой и экологически чистой транспортной системы в Казахстане.
Особенности для граждан и предприятий
Для граждан:
Новые изменения в налоговом законодательстве РК 2024 года затрагивают и граждан, владеющих транспортными средствами. Владельцы автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет зависеть от типа и мощности транспортного средства, а также от его стоимости.
Налог будут начислять на основе данных о владении и использовании транспорта, предоставленных информационными системами государственного органа по транспорту и дорожному хозяйству. Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно внести данные и произвести расчет налога через электронный портал.
Кроме того, для граждан предусмотрены некоторые льготы. Например, семьям, имеющим трех и более детей, будет предоставлена возможность получения скидки на налог или освобождение от его оплаты. Также предусмотрено увеличение льготных категорий, включающих инвалидов, ветеранов и другие социально значимые группы населения.
Для предприятий:
Предприятия, владеющие транспортными средствами, также будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет рассчитываться на основе мощности и типа транспортного средства, а также его стоимости. Компаниям будет предоставлена возможность внесения данных и расчета налога через электронный портал.
Для некоторых отраслей бизнеса предусмотрены особые условия оплаты налога на транспорт. Например, для транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, предусмотрено льготное начисление налога на основе перевезенного груза и пробега транспортных средств.
Будет также обновлена система штрафов и санкций за невыплату налога на транспорт. Предусмотрены штрафы в зависимости от пропущенных сроков уплаты и размера задолженности. Кроме того, для предприятий-нарушителей могут применяться иные санкции, вплоть до аннулирования регистрации транспортных средств.
Советы экспертов по минимизации налоговых платежей
В контексте изменений и нововведений в налоговой системе на транспорт в Республике Казахстан с 2024 года, эксперты рекомендуют рассмотреть следующие советы по минимизации налоговых платежей:
Совет | Объяснение |
---|---|
1. Правильно классифицируйте автотранспортные средства | Определите, какие из ваших транспортных средств относятся к коммерческим, а какие – к личным. Это может существенно снизить налоговые ставки. |
2. Воспользуйтесь налоговыми льготами | Изучите возможность получения налоговых льгот, предоставляемых государством. Некоторые категории транспортных средств и субъектов предпринимательства могут быть освобождены от уплаты налогов или получить существенные скидки. |
3. Планируйте затраты на ремонт и обслуживание | Транспортные затраты на ремонт и обслуживание автотранспорта могут быть учтены как расходы и снизить налогооблагаемую базу. |
4. Используйте энергоэффективные транспортные средства | Приобретение и использование энергоэффективных транспортных средств может помочь вам получить налоговые льготы и снизить налоговые ставки. |
5. Участвуйте в программе обновления автопарка | Проверьте возможность участия в программе обновления автопарка, предоставляемой правительством. Это может предоставить вам финансовые преимущества и снизить налоговые бремена. |
Эти советы помогут вам разработать оптимальную стратегию для минимизации налоговых платежей на транспорт в Республике Казахстан, а также использовать возможности налоговых льгот и скидок, которые предоставляются государством.
Налог и экологические нормы
Введение новых изменений в налоговое законодательство Казахстана касается не только размеров налога на автомобили, но и экологических норм, которые учитываются при расчете этого налога. Отказ от использования устаревших и малоэкологичных моделей автомобилей стимулирует владельцев к приобретению более экономичных и экологически безопасных машин.
Согласно новым правилам, при расчете налога на машину учитываются следующие параметры, связанные с экологической безопасностью автомобиля:
Категория транспортного средства | Ставка налога, тенге |
---|---|
Электромобили | |
Автомобили с нулевым выбросом | 200 000 |
Автомобили с выбросом до 100 г/км | 150 000 |
Автомобили с выбросом от 101 до 150 г/км | 100 000 |
Автомобили с выбросом свыше 150 г/км | 50 000 |
Таким образом, более экологически безопасные автомобили будут облагаться меньшим налогом, что позволит владельцам экономить на этой статье расходов. При этом, как видно из таблицы, самый высокий налог предусмотрен для автомобилей с наибольшим выбросом вредных веществ.
Однако, важно отметить, что размер ставок налога на экологические категории автомобилей может быть изменен в будущем в зависимости от изменения экологической ситуации и технологического прогресса в автомобильной индустрии. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны быть готовы к возможным изменениям в требованиях и размерах налоговой ставки.
Возможность получения льгот в случае продажи транспортного средства
Владельцы транспортных средств, которые продадут свое транспортное средство, также имеют право на получение льгот на транспортный налог. Более того, льгота в этом случае может быть получена не только на оставшуюся часть года, но и на год, следующий за годом продажи транспортного средства.
Для получения льготы в случае продажи транспортного средства необходимо своевременно представить соответствующую декларацию в налоговую инспекцию. При этом, необходимо учитывать, что срок подачи декларации о продаже транспортного средства составляет не более 30 календарных дней с момента сделки.
Льгота на транспортный налог будет предоставлена исходя из фактического времени нахождения транспортного средства в пользовании нового владельца. То есть, если продажа произошла в первой половине года, а новый владелец использовал транспортное средство только в течение нескольких месяцев, то льгота будет предоставлена исходя из этого времени.
В целом, льготы на транспортный налог в случае продажи транспортного средства дают возможность значительно снизить налоговую нагрузку на граждан, которые решают продать свое транспортное средство. Кроме того, это способствует более эффективному управлению автопарком населения и обеспечивает мобильность в обществе в целом.
Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.
КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.
Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.
Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:
- Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
- Количество работников – до 30 человек.
- Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).
Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).
Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.
Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.
Какие изменения в Налоговом кодексе коснулись физлиц?
С нового года казахстанцы и компании получили отсрочку уплаты государственной пошлины в суде, если их финансовое положение оставляет желать лучшего. По плану изменение должно поспособствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Отсрочку предоставят на срок не более года со дня вынесения определения суда. При этом физическое или юридическое лицо могут частично или досрочно оплатить задолженность.
С 1 января в качестве дохода физлица не будут рассматриваться:
- профессиональные выплаты за счёт средств работодателя;
- сумму прощённого долга лицом, которому уступлено право требования по кредиту;
- доход, полученный заёмщиком в результате оплаты за него банком и/или кредитной организацией, целевые накопления из ЕНПФ и направленные на индивидуальный пенсионный счёт для добровольных взносов.
В Налоговом кодексе уточнили момент по оплате автомобилей. Из реестра исключили слова «шасси легкового автомобиля», потому что такого определения для автомобилей-пикапов просто нет.
Большой блок изменений и дополнений в Налоговом кодексе коснулся цифрового майнинга. Правительство ввело следующие нормы:
- предоставление в Минфин сведений о распределении цифровых активов (криптовалюты) и операциях на биржах цифровых активов;
- порядком определения дохода будет заниматься уполномоченный орган без согласования с МФЦА;
- при продаже цифрового актива подороже его включат в имущественный доход физического лица;
- без лицензии на цифровой майнинг оплата для майнеров будет по повышенной ставке за один кВТ/ч потреблённой электроэнергии;
- нельзя будет использовать специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса по цифровому майнингу I подвида.