Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования решения ФАС в арбитражном суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжалование решения ФАС в арбитражном суде более затратно по времени, но более эффективно. Исполнение предписания приостанавливается с момента регистрации иска. К комплекту документов нужно приложить квитанцию об оплате пошлины – 300 рублей для граждан и 3000 рублей для организаций.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
— Обжаловать в арбитражном суде можно не только решение, действия или бездействие органа ФАС, но и ответ на жалобу, поданную в вышестоящий орган ФАС.
— Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Статья 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» регламентирует, что «решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение ТРЕХ месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу». Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ закрепляет, что «Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом».
— Заявление в Арбитражный суд подается в арбитражный суд по месту нахождения территориального УФАС, вынесшего решение.
— При подаче заявления в арбитражный суд согласно ст. 199 АПК РФ необходимо соблюсти следующие требования: «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.(примеч. Автора-письменная форма, должно быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца; истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.)
Судебное оспаривание решений и предписаний ФАС: пошаговый алгоритм
Заинтересованное лицо, несогласное с решением органа ФАС, вправе сразу обжаловать его в арбитражном суде, не прибегая к процедуре внесудебного оспаривания даже в тех случаях, когда это возможно.
На практике чаще применяется именно судебный порядок, так как он:
- позволяет сократить общий срок обжалования;
- в большинстве случаев допускает приостановку действия предписания ФАС на время рассмотрения жалобы (из этого правила установлены исключения для актов, выданных государственным или муниципальным органам);
- допускает восстановление срока обжалования, пропущенного по уважительной причине.
Порядок обжалования решения ФАС
После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.
Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.
Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:
- досудебные слушания, сбор материалов дела;
- рассмотрение судьей жалобы;
- окончательный вердикт;
- выполнение предписаний суда.
Период для подачи жалобы
Заявитель имеет право обжаловать действия органа или его должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Установленные нормы считаются обязательными для всех лиц, в том числе для государственных органов и их подразделений.
Сроки для подачи жалобы нарушений прав конкуренции определяются антимонопольной инстанцией, которая вынесла решение. Наименование инстанции указывается в обжалуемом акте.
В соответствии с законодательством, заявление о досудебном обжаловании должно содержать обоснованное заявление, копии документов и доказательств, подтверждающих нарушения прав и законодательства о конкуренции, а также контрактную дату или дату вступления в силу договора котировок.
Срок для подачи жалобы на акты антимонопольной инстанции составляет 3 месяца со дня получения обжалуемого решения. Если жалоба не была подана в установленный срок, то в этом случае государственные органы и их подразделения вправе не рассматривать ее на апелляционном или коллегиальном уровне.
Для подачи жалобы необходимо обратиться в соответствующую комиссию или орган, указанный в обжалуемом акте. Жалобы можно подавать как по почтовому адресу, так и внесудебно в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством. Учитывайте, что бездействие и иная ошибка службы не являются основанием для продления срока подачи жалобы.
В иске о защите прав нарушенного лица в арбитражном суде или на основании договора по поручению есть возможность обжаловать решение ФАС. В этом случае срок для подачи жалобы на действия ФАС определяется в соответствующем документе.
Порядок подачи жалобы
Заявитель вправе обжаловать решение ФАС внутри ведомства, если считает, что оно является неправомерным или необоснованным. Обжалование должно быть подано в течение месяца со дня вступления в законную силу решения ФАС, которое оспаривается.
Заявление о жалобе должно быть оформлено в письменной форме и содержать обоснование нарушений норм законодательства, наименование лиц, ответственных за действия или бездействие, дата вынесения и номер акта ФАС, который оспаривается.
В заявлении о жалобе необходимо указать подразделение, на которое следует направить жалобу. Если жалоба будет направлена в несоответствующее подразделение, она будет направлена в нужное подразделение в течение пяти рабочих дней.
Вместе с заявлением о жалобе должны быть представлены копии письменных документов и доказательств, которые могут использоваться в деле. Заявитель также может обратиться к антимонопольной комиссии, чтобы оспорить нарушения конкуренции или контрактной работы.
Досудебный порядок обжалования решения ФАС предусматривает внесудебное и судебное обжалование. Внесудебное обжалование может быть проведено в течение 30 дней со дня вынесения решения. Апелляционное обжалование решения ФАС проводится в коллегиальном порядке в вышестоящей инстанции в течение месяца со дня получения решения.
Шаг Пункт Действия 1 Подготовка документов Собрать письменные доказательства нарушений законодательства об антимонопольной конкуренции, за которые обжаловано решение ФАС. Подготовить обращение и копию оспариваемого акта. Убедиться, что все документы подписаны и оформлены в соответствии с требованиями законодательства 2 Обращение в ФАС Обращение в ФАС должно содержать обоснование правомерности обжалования и указание наименования органа, вынесшего решение. Обращение следует отправлять почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок подачи жалобы — дата вступления арбитражного судебного акта в законную силу до истечения 6 месяцев. В случае бездействия ФАС по заявлению — досудебное обращение в комиссии по защите прав потребителей 3 Рассмотрение жалобы ФАС должна рассмотреть жалобу в течение 30 дней со дня ее получения. Решение выносится в коллегиальном порядке 4 Обжалование решения ФАС Если решение ФАС не удовлетворяет истца, он вправе обжаловать его в апелляционном порядке в вышестоящий орган. Обжалование должно быть подготовлено на основе обоснованного заключения юридического подразделения и содержать ссылки на нормы законодательства При обжаловании решения ФАС внутри ведомства заявитель может понадобиться помощь адвоката. Адвокат поможет определить порядок досудебного обжалования, подготовить необходимые документы и доказательства.
Адвокат должен обоснованно оспаривать действия и решения иных должностных лиц, а также нарушения законодательства о контрактной системе.
В документы обжалования следует включить копии актов о проведении комиссии по конкуренции, котировок и письменные заявления заявителя. Также могут потребоваться доказательства внесудебного обжалования и сведения об определяемой дата.
Необходимо следить за соблюдением закона об антимонопольной деятельности. В тех случаях, когда обжаловано решение государственных органов, рекомендуется обратиться в коллегиальный арбитражный орган или в апелляционный орган.
Для защиты своих прав заявитель должен обратиться в компетентный орган с письменным заявлением об обжаловании нарушений, совершенных в процессе проведения конкурса или аукциона. Обращения могут быть поданы почтовым отправлением или лично.
Важно не оставаться бездействующим в данном деле и незамедлительно начинать процесс обжалования, иначе есть риск пропустить установленные законом сроки.
В какие сроки заказчику обжаловать решение ФАС
Обжалуйте решение в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты, когда сотрудники ФАС изготовят его. На это у контролеров три дня. Копию решения возьмите в ФАС или получите по почте. Такие правила установлены в пунктах 3.34 и 3.38 регламента из приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.
Внимание: если обжалуете постановление о штрафе в арбитраже, обратитесь в суд в течение 10 рабочих дней с даты, когда получили копию постановления. На то, чтобы подать жалобу в районный или областной суд, есть 10 суток. О том, как обжаловать штраф, читайте в рекомендации
Сроки установлены в части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, части 3 статьи 113 и части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Пример: заявление письмом в последний день
Заказчик обжаловал решение УФАС в арбитраже в последний день трехмесячного срока. Заявление направил письмом. Представитель участника закупки утверждал, что заказчик нарушил срок для обжалования: решение УФАС приняло 23 апреля, а письмо заказчик отправил 23 июля. Однако суд не согласился с доводом участника и рассмотрел жалобу заказчика.
Судья пояснил, что заявитель вправе обратиться в суд до 24:00 последнего дня срока обжалования. Если заказчик в этот день передаст документы на почту, срок учитывают по штампу на конверте. Судья обосновал вывод частью 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса РФ (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 ноября 2015 г. № А75-8955/2015).
Пример: обжалование решения ФАС по аукциону
Во Владивостоке заказчик закупал школьное питание на аукционе. Участник обратился в ФАС с жалобой на документы закупки. Антимонопольная служба решила, что заказчик не установил требования к перечню товаров и этим нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. ФАС предписала отменить протокол подведения итогов, вернуть заявки участникам, привести документы в соответствие закону и после этого продолжить закупку.
Заказчик обжаловал решение ФАС в арбитражном суде. В суде заказчик доказал, что не обязан прописывать требования к товарам, так как установил требования для блюд. Судья поддержал позицию заказчика и отменил решение антимонопольной службы (решение Арбитражного суда Приморского края от 15 марта 2016 года № А51-12558/2015).
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().
Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().
Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.
В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.
Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().
***
В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.
Похожие записи: