Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комплект конспектов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на тему «Познание».». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мы рассмотрели в нашей статье одно из основополагающих определений науки обществознания — знание. Так что такое знание? Определение по обществознанию говорит нам, что это результат познавательной деятельности человека, а также и форма, в которой хранится и передается этот результат.
Современная классификация знаний очень широка и учитывает множество критериев. И наши обыденные, и профессиональные знания, и исключительно научные факты, и утопические гипотезы — все это отдельные виды и подвиды знаний.
Надеемся, наша статья оказалась интересной для вас.
↑ Понятие «знание». Виды знаний
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.
Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.
Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.
Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью
В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.
Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.
Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Примеры познания в жизни человека
- Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И. А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира — главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
- Еще один наглядный пример может быть представлен в образе Базарова в романе «Отцы и дети» русского классики И. С. Тургенева. Его любовь к науке и постоянное познание медицины помогло герою сформироваться в качестве личности, стать глубоко мыслящим человеком.
- Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главного героя Митрофана перед светской общественностью представляют как человека, который изучает и познает мир. Но на самом деле он был под постоянной опекой матери, госпожи Простаковой, которая оберегала его от окружающих проблем.
Личный Кабинет Удалён
Если какой-то объект не может быть описан в терминах знания, то такой объект не существует, не действует во Вселенной, ЛИБО СУЩЕСТВУЕТ И ДЕЙСТВУЕТ, НО ЛЮДЯМ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЯ, ЧТО БЫ ЭТОТ ОБЪЕКТ ИЗУЧИТЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ И ПРОВЕСТИ НАД НИМ ЭКСПЕРИМЕНТ))
ἀνάβασις θεοῦ
1.Что такое вера и знание — для индивидуума и для человечества?
Мой уважаемый оппонент предлагает свои определения веры и знаний. Не принимая и не оспаривая их, осмелюсь предложить свою трактовку.
Вера — принятие в качестве истины некоего утверждения (высказывания, сведения…) , не подтвержденного опытом того, кто его принимает.
Знание — принятие в качестве истины некоего утверждения (высказывания, сведения…) , подтвержденного опытом того, кто его принимает.
Отсюда видно, что при таком определении первое понятие (вера) трактуется чересчур широко, а второе (знание) — наоборот, слишком узко. Примем это в качестве первого приближения, а потом немного уточним.
Главное — это выделенный конец фразы в каждом определении, подчеркивающий субъективность каждого из понятий. Получается вот что. Я (Тревогин) знаю, что есть на свете город Новгород — я там был. Но, к сожалению, не могу сказать то же самое о городе Смоленске — там я как раз не был и вынужден довольствоваться чужими свидетельствами (рассказами, книгами, телепередачами…) . Стало быть, я не знаю, а лишь верю в существование Смоленска? Выходит — так, хотя это резко расходится с общепринятым пониманием слова «знать». Но ситуация не безнадежна: я знаю, что могу сам в любой момент убедиться в существовании Смоленска, отправившись туда. Что же касается чужих свидетельств (рассказов, телепередач…) , то у меня просто нет оснований сомневаться в их добросовестности и правдивости.
Но в конце концов я — всего лишь один индивид из нескольких миллиардов, и что я знаю, а во что верю, никого, кроме моих близких, не волнует. А вот с точки зрения человечества важно совсем другое. Оно, человечество, как раз знает, что есть на свете город Смоленск. Почему? Да потому, что очень многие его представители там были, да и сейчас продолжают жить. На этом примитивном примере мы приходим к очень важному выводу:
Объем знаний человечества как целого на много порядков превышает объем знаний любого индивидуума.
Спрашивается: стоило ли ломиться в открытые двери? Не спешите зубоскалить. Попробуйте ответить на простой вопрос: что такое наука — это знание или вера? Очень хочется ответить, что, конечно же, знание. Совокупность всех добытых к настоящему времени научных сведений — конечно же, знание, но только по отношению ко всему человечеству. Но применительно к индивиду, как это ни прискорбно — всего лишь вера. Ну пусть не на 100 % вера, а процентов эдак на 99,99…9. Леонид Иванович приводит простой пример: «я верю (принимаю без доказательств, хотя они могут быть мне представлены) , что 5 * 6 = 30, а не 25 или 40». Все правильно: первоначально ребенок заучивает таблицу умножения догматически, без доказательств. Но практически сразу же он имеет возможность самостоятельно проверить каждую ее строчку, нарисовав на бумаге пять рядов по шесть кружочков (или крестиков, или чертиков) в каждом и непосредственным подсчетом убедиться, что всего их будет 30. Большинство людей так и поступают. И вера превращается в знание.
Но беда в том, что для индивида есть предел. Непосредственно я могу убедиться в справедливости закона Ома и еще нескольких столь же простых законов природы. Но я не в состоянии повторить весь путь, который прошло человечество в познании научной истины.
Препятствий тут может быть три (в различных комбинациях) :
Так вот в чем корень вопроса: в потенциальной возможности проверки научных сведений любым конкретным индивидом. И мы теперь уточним понятие знания (даже применительно к индивиду! ) следующим образом:
Знанием в широком смысле слова можно считать принятие в качестве истины некоего утверждения (высказывания, сведения…) , которое, хотя и не проверено индивидом, но, во-первых, получено из достаточно надежного источника, а во-вторых, потенциально может быть им проверено (отбросив чисто технические трудности) .
татьяна лимонова
накопления человечеством определённой информации, наработанной людьми за какой-то период развития. Поэтому знания бывают современными и устаревшими. Каждый человек обладает индивидуальным запасом знаний, накопленных им упорным трудом через познание и осмысление мира. Для сохранения знаний и передачи их последующим поколениям придумана знаковая форма: буквы, слова, цифры. Однако в сознании накопление знаний происходит через осмысление понятий и практическую деятельность. Знания, переходящие в подсознание индивида, превращаются в его постоянный багаж. Малоразвитые индивиды характеризуются недостаточными накоплениями знаний в подсознании. Общий объём знаний, их тематическая направленность даётся людям Высшими Учителями в зависимости от их Уровня развития и целей. Новые знания посылаются через специально подготовленных к их приёму и осмыслению индивидов (учёных, изобретателей, философов, пророков и т. д.) . Например, Менделееву во сне Высшими Учителями была дана таблица химических элементов уже в готовом виде. И его степени развития хватило, чтобы правильно её осмыслить и точно изложить для человечества.
Виды знаний не ограничиваются только отношением к типам мировоззрения. Оно может зависеть от особенностей отражения реальности.
Иными словами, знание может формироваться под воздействием либо чувств и эмоций, либо логических понятий и умозаключений.
С одной стороны, рациональное знание основывается на рациональном мышлении. Оно отражает реальность в логических понятиях и категориях.
Например, рациональным будет являться то знание, которое было получено в результате научного эксперимента.
С другой стороны, иррациональное знание отражает реальность в эмоциях, страстях, переживаниях. Оно не связано с рациональным мышлением и противоречит ему.
Например, знание о том, что существует Бог и все в этом мире предопределено, невозможно проверить с помощью рационального мышления. Оно основывается на вере человека.
Различают также способы получения знания. Практическое знание получается в результате непосредственной прикладной деятельности.
К примеру, посадив семя в горшок и ежедневно его поливая, можно получить знание о том, что для роста растения нужна вода.
Познаем ли мы мир (10 класс)
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые делятся на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер.
«Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».
Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Особенности научного познания ( 10 класс)
Научное познание характеризуется:
- Объективностью устанавливаемого знания, соотнесенностью понятий с опытом;
- Воспроизводимостью полученного результата в аналогичных условиях;
- Систематичностью выдвигаемых положений, их логической выводимостью;
- Доказательностью, открытостью рациональной критике любой теории, идеи;
- Использованием специальных способов и методов познавательной деятельности, особого языка, четко определяющего значения понятий.
Истина и ее критерии ( 10 класс)
Достижение истины – цель научного познания. Истина это:
- «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
- Знание, соответствующее предмету познания.
- Объективное отражение действительности в сознании человека.
Споры о критериях истины ведутся на протяжении 2,5-тысячелетней истории человечества. Уже Платон говорил о необходимости отделять истинное знание (эпистеме) от мнения (доха). В разные времена выдвигались разные критерии истины: Гегель считал, что действительность должна соответствовать абсолютной идее, Кант считал, что истине присущи всеобщность и необходимость, Декарт считал главными критериями истины простоту и ясность. Недостаток всех перечисленных выше подходов в том, что они выводят критерии истины только из самого знания, в то время как истинность можно установить, только сравнивая знания с объектом, то есть только в ходе практической деятельности. Таким образом истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Виды истины:
Абсолютная истина | Относительная истина |
Исчерпывающее знание о чем-либо, которое не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки. | Неполное знание, не до конца раскрывает суть предмета/явления/процесса, окончательная суть изучаемого объекта неизвестно, знание будет дополняться с развитием науки |
Сочинение на тему Роль знаний в жизни человека
В современной жизни человека знания играют огромную роль в становлении личности, так благодаря знаниям, человек способен идентифицировать себя в обществе, а необходимая информация способна помочь ему в трудных ситуациях.
Можно сказать что знания это необходимый багаж, который накапливается всю жизнь и применяется по мере сложности того или иного момента, подсказывая нам как правильно поступить.
Самым главным источником знаний являются книги, читая которые мы получаем новую информацию и выносим что-то новое, это могут быть не только учебники и научные справочники, а также художественная литература, так вникая в проблему героя мы часто задумываемся и разбираемся вместе с ним, получая новые знания. Еще одним не мало важном источником, может выступать общение с другими людьми, где мы также узнаем новую информацию и пополняем наш багаж знаний. Собеседниками могут выступать абсолютно разные люди, сначала это семья и друзья, потом коллеги по работе и начальники. Обычная прогулка с другим человеком может нести полезную информацию, которая пригодиться в дальнейшем
Все полученные знаний имеют огромное влияние на человека, на его речь, поведение и даже характер, Чаще всего человек имеющий огромный багаж знания, говорит более красиво, изысканно и убедительно, а его поведение не вызывает проблем у окружающих его людей. Что уж говорить если с такими людьми просто приятно находиться в одной кампании, зная, что вам будет о чём поговорить.
Даже в древние времена не раз были моменты, где люди тянулись к умному человеку, подражая ему и ставя во главе всего народа, который принимал верные решения и на него можно было положиться. Такие люди зачастую были очень влиятельными, от их слов зависела судьба не только одного человека, но и всего государства, на благо всех остальных.
Все знания человек получает с того момента как родился и постепенно их приумножает по мере взросления, идет в школу, потом в высшие учебные заведения, общается с другими людьми, по-разному развивается, совершенствуется в полученной информации, которая пригодится во взрослой жизни при поступлении на какую-нибудь должность.
На данный момент в мире существует огромное количество способов, как человек может развиваться и откуда брать информацию, важно иметь желание и понимание того, что без знаний ты будешь как Митрофанушка из комедии Фонвизина «Недоросль», поэтому стоит задуматься над своими знаниями, и над тем что ты умеешь сейчас, чтобы не оказаться в нелепой ситуации.
Обучение спасает от деменции
Деменция — беда 21 века. Это неинфекционное заболевание, которое в легкой форме проявляется в виде нарушений памяти и мешает ясно мыслить. А в тяжелой форме приводит к разрушению личности. Еще в 2012 году на борьбу с ней в мире расходовалось около 600 млрд долл., а в 2030 году ученые ожидают рост затрат до 2 трлн долл. в год. Существуют сотни исследований о взаимосвязи обучения и рисков развития болезни.
Большинство ученых считают, что именно обучение снижает вероятность появления болезни Альцгеймера. Предполагается, что постоянная интеллектуальная активность и образование создают условный когнитивный запас, который компенсирует гибель нейронов в мозгу. Проще говоря, постоянно обучаясь и занимаясь интеллектуальной деятельностью, мы как бы даем себе отсрочку. Больше образования — больше времени с ясным умом.
Смотрите также: Техники развития системного мышления
Что нужно, чтобы получить правильные знания
Чтобы получить правильное знание, нужно осознать, что чего-то не знаешь.
Если человек не может создать отношения, но с упорством барана настаивает на том, что он знает что делать, он никогда не сможет создать отношения по собственному желанию. Возможно и случится какое-то чудо, но если трезво посмотреть на факты, он увидит, что в прошлом ему так и не удалось создать отношения. Значит ли это, что он никогда не сможет создать отношения? Нет. Но о чем это свидетельствует? О том, что вероятность создать хорошие отношения низка и о том, что у человека нет правильных знаний.
Если человек испытывает какие-то нежелательные внутренние состояния или эмоции, но никак не может от них избавиться? Если он настаивает на том, что он на самом деле знает, что нужно делать и не признает того, что он чего-то может не знать? Сможет ли он от них избавиться по желанию? Сможет ли он освободиться от них раз и навсегда и быть уверенным, что они никогда к нему не вернутся?
Я хочу еще раз подчеркнуть, что единственным критерием того, обладаете ли вы на самом деле правильными знаниями в полной мере является то, можете ли вы получить желаемый результат тогда, когда захотите. Больше нет никаких критериев.
Сочинение Роль знаний в жизни человека
В чём именно измеряется качество и полноценность человеческой жизни – извечный вопрос, касающийся чуть ли не всех. Каждый из нас хоть раз за своё существование задумывался об этом. Являются ли несметные материальные богатства тем истинным критерием, сопутствующим действительно счастливого человека? Либо же это нечто духовное, незыблемое, не имеющее материального воплощения чем, к сожалению, пренебрегает большинство? Заранее склоняясь ко второму варианту, хочется заметить, что синтез материального и духовного и есть платформа, фундамент, протоплазма нашего мироздания, наделённого специфическими характеристиками. Отвергать это – значит отвергать существование человека и поддавать его скепсису в той или иной мере.
Знание, таким образом, выступает в роли определённой категории, влияющей на всё моральное состояние человека и в каком-то роде предопределяя его. Определение морально-этических принципов и нормативов, возможность полноценной адаптации и интеграции, максимизация успешного сценария жизни и много чего сопряженного. Именно благодаря знаниям «человек разумный» акцентирует своё кардинальное отличие (уже более убедительное) от всего биологического массива, наделённого лишь инстинктами.
Таким образом, знания базируются на опыте и интеллектуальном развитии. Исходя из этого положения, подспорьем знаний есть возможность их прикладного использования, а не банальное их нагромождение. Учитывать это, значит обрести базис, с помощью которого можно регулировать своей вектор развития в нужном направления, избегать нелепых ошибок и ставить на путь истинный всё человечество. Приобретать их необходимо, особенно в сегодняшних условиях тотальной безграмотности и безответственности. Читать книги, смотреть познавательные фильмы, общаться с мудрыми и опытными людьми, наблюдать и фиксировать динамику тех или иных процессов. Выстраивая такую парадигму и чётко следуя ей, мы препятствуем вырождению интеллектуального человеческого потенциала, множим их популяцию и созидаем плоды. В ином случае мы обречены на деградацию и умственное вымирание, которые сейчас стоят у нас на повестке дня.
Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
- Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
В формировании личности многое зависит от знаний человека. От них зависит работа мозга и то насколько умные решения может принимать человек. Знания – это бесценный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Все это нам обязательно понадобится в будущем.
Познавать новое можно из книг. Читая, мы увеличиваем словарный запас, улучшаем ораторские способности. Благодаря литературе мы учимся сочувствовать героям, понимать, где добро, а где зло. Книги можно считать нашими учителями и советниками.
В современном мире в моде умные и грамотные люди. Времена неграмотного Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина уже давно прошли. Молодой парень не хотел учиться, развиваться, поэтому вырос невеждой и хамом. Человек должен стремиться к лучшему иначе может наступить деградация.
В книгах таится много знаний. Начитанный человек может правильно высказать свое мнение, его интересно слушать. Он может принимать мудрые решения даже в самых неожиданных ситуациях. К книгам необходимо относиться с уважением и беречь их. Полученные знания необходимо с каждым днем приумножать.
Но, не только такие знания нужны. Человек может много знать, но на деле ничего не уметь. Поэтому важны знания в совокупности с навыками и умениями. Для парня или мужчины это наиболее важно. Собирая в лесу грибы, нужно понимать какой гриб съедобный, а какой нет. Эти знания необходимы, что бы ни отравиться. Потому что подобная ошибка может стоить нескольких жизней.
Мальчикам необходимо владеть знаниями по оказанию первой медицинской помощи. Потому, что они часто бегают, прыгают. Мужской пол должен знать, что делать при растяжении, ушибе или кровотечении. Правила дорожного движения, правильного поведения на воде и так далее необходимо применять постоянно в своей жизни.
Красиво и правильно излагать свои мысли это очень важно. Но, менее важно знать правила, которые могут спасти жизнь. Помимо этого мальчики должны уметь ремонтировать предметы, забивать гвозди в стену. Всему этому их учат в школе на простом предмете под названием труд.
Умные люди вызываю восторг и достойны уважения. Мальчика, который умеет хорошо говорить и делать, что то своими руками всегда похвалят и отметят в любой компании. Не стоит стоять на месте, необходимо идти вперед и постоянно учиться.
Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Итак, сегодня мы поговорим об известном высказывании «Знание – сила». Кто сказал эту фразу? Когда впервые были произнесены слова, ставшие известными каждому? На все эти вопросы мы ответим позже. А сейчас постараемся разобраться, что такое знание.
В широком смысле это понятие трактуют как совокупность усвоенных человеком норм и представлений. По сути, знание является результатом познавательной деятельности индивида или группы лиц.
В узком смысле это понятие означает обладание определенной информацией, что позволяет решать поставленные задачи.
Знание не ограничивается исключительно наукой. Оно может быть и вненаучным, или обыденно-практичным.
Далее мы рассмотрим происхождение знаменитого афоризма «Знание – сила» (кто сказал эту фразу и в связи с чем).