В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Об определении лица, оказывающего коммунальную услугу по обращению с ТКО, при управлении МКД управляющей организацией

Частью 9 ст.157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 ст.157.2 ЖК РФ в соответствии с типовым договором, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354.

Согласно п.148(8) Правил № 354. «управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме … не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

До даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором, региональный оператор в соответствии с п. 148(11) Правил № 354 приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Учитывая, что п.8(17) Правил № 1156 предусмотрена процедура признания заключенным договора на обращение с ТКО на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в случае не направления потребителем (в т.ч. управляющей организацией) заявки на заключение договора, то, как показывает складывающаяся практика, многие управляющие организации, не отследившие вовремя информацию на официальном сайте регионального оператора, и не направившие заявку на заключение договора на обращение с ТКО, оказываются «автоматически» в силу прямого указания Правил № 1156 участниками договорных отношений с региональным оператором, и соответственно, становятся исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В том случае, когда управляющая организация, ознакомившись с информацией, размещенной региональным оператором на официальном сайте, успеет направить заявку на заключение договора на обращение с ТКО до даты заключения указанного договора исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей в многоквартирном доме, по нашему мнению, будет являться региональный оператор. При этом считаем, что к рассматриваемым нами отношениям не применяется положение п. 8(18) Правил № 1156 о том, что до дня заключения договора на обращение с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Что делать, если региональный оператор утратил свой статус

В разделе IV правил, утв. постановлением № 1156, перечислены основания, по которым региональный оператор (далее — РО) может утратить свой статус:

  • РО в течение года 2 раза или больше нарушил установленные правила обращения с ТКО или условия заключенного с жильцами договора (эти нарушения должны быть отражены в акте);
  • в результате нарушения правил или договора по вине РО было причинен вред здоровью или жизни граждан (в течение года 2 раза и более);
  • РО имеет долг перед местным оператором больше 1/12 от необходимой валовой выручки (определяет орган исполнительной власти конкретного субъекта);
  • РО нарушил схему потоков ТКО от места их образования до полигона;
  • нарушение соглашения с уполномоченным органом конкретного субъекта РФ в части предоставления безотзывной гарантии по своим обязательствам в соответствии с правилами проведения отбора по конкурсу региональных операторов.

Оплата услуги – обращение с ТКО (тоже обязанность)

Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641” (вместе с “Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами”) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег. оператору в установленные законом сроки не поступали – договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО прописана в договоре:

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Что должно содержаться в договоре

Договор, заключенный на вывоз ТКО, должен содержать в себе следующие данные:

  • тип отходов. Это связано с тем, что обычные бытовые отходы и другие виды мусора (например, строительный) требуют различные формы контрактов;
  • реквизиты; а именно – ФИО, адрес и номер телефона для физических лиц. Или банковские реквизиты, юридический адрес, регистрационные данные компании, контактные сведения для юридических лиц;
  • адрес вывоза отходов; сведения о месте расположения мусорных баков;
  • объем контейнеров и вывезенного мусора в целом в течение месяца;
  • объем вывозимых отходов;
  • место предполагаемого накопления отходов;
  • порядок расторжения или отмены договора;
  • порядок решения возможных спорных вопросов;
  • график вывоза мусора. Стоит отметить, что периодичность, с которой будет осуществляться вывоз мусора, зависит главным образом от условий окружающей среды. Этот показатель рассчитывается исходя из допустимого времени хранения отходов: при температуре от -5 он составляет трое суток; при плюсовой температуре не более суток, что делает необходимым ежедневный вывоз мусора.

В чём проблема с мусором

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.

Платить за метры или за количество людей?

Согласно приказу облдепартамента ЖКХ от 19 декабря 2018 года № 188 «Об утверждении нормативов накопления ТКО» нормативы установлены исходя из категории объектов. В зависимости от формы работы расчёт может осуществляться по площади, количеству сотрудников, клиентов и так далее.

Например, административные, офисные здания, деловые центры, кредитные организации теперь должны платить не за количество фактически вывезенного мусора, а исходя из численности сотрудников.

«Мусор образуют не квадратные метры, а люди, поэтому так будет правильно», – считает Белоковаленко.

Норматив накопления для этой категории объектов равен 1,5 кубометра в год на одного сотрудника. Вывоз 1 кубометра составляет 533,44 рубля. И ежемесячная плата за услугу «обращение с ТКО» считается по формуле: (1,5 х кол-во сотрудников х 533,44 рубля)/12.

Читайте также:  Юрист рассказал, можно ли получить пенсию умершего родственника по доверенности

Кто должен заключать договор?

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Размеры штрафов при отсутствии договора на утилизацию

Для физических лиц документ составляется типовой, это услуги по вывозу ТБО. Предприятия и учреждения формируют различные типы мусора, поэтому заключают индивидуальные договора. Часто речь идет о работе с опасными, ядовитыми веществами, токсичными и химически активными остатками. В таком случае важно легальное сотрудничество с компанией по утилизации.

Административная ответственность наступает в следующих случаях:

  • отсутствие договора на вывоз мусора в тех случаях, когда это необходимо;
  • выявлены любые нарушения, связанные с отходами, входящими в первые классы опасности;
  • есть только типовые контракты, нет легального сотрудничества по утилизации опасных веществ;
  • срок контракта истек, новый не заключен в определенное время;
  • подписаны фиктивные бумаги, условия которых не соблюдаются в реальности.

Перечисленные нарушения караются наиболее высокими штрафами. Для должностного лица размер ответственности составит 50 000 рублей. Бизнес получит от государства счет на 300 000 рублей. Такая ответственность делает невыгодным уклонение от официального вывоза и качественной утилизации промышленных отходов. Дешевле и проще подписать контракт с опытными специалистами и выполнить требования современных экологических законов.

В доме никто не живет, кому платить? Как рассчитают платеж на вывоз мусора?

Вопрос: В доме никто не живет и не прописан. Домом владеем мы с двумя братьями по 1/3. Нам прислали квитанцию на троих! Это как?!

Ответ: В соответствии с положениями п.п. 148(34), 148(36) Правил № 354 ««О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»», величина платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть рассчитана исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Если же в помещении никто не проживает, то объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В примере с вопросом выше выгоднее будет прописать кого-либо в доме, сократив стоимость услуги по обращению с ТКО в 3 раза.

ВАЖНО: Указанные Правила так же гласят, что отсутствие потребителя принадлежащем ему доме по причине постоянного проживания по другому адресу не может быть признано отсутствием на временный срок. Как итог — не будет считаться основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.

Паспорт отходов и класс опасности

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

Мусорный вопрос: нужно ли заключать прямой договор с регоператором

Редакция агентства «Комиинформ» продолжает получать вопросы, касающиеся мусорной реформы. Вопросы и ответы публикуются в рамках спецпроекта «Мусорный вопрос».

Самые актуальные мы выносим на главную ленту новостей.

Вопрос: Если нет прямого договора с регоператором, то значит можно не платить за мусор? Напишите, пожалуйста, четкий алгоритм, что и как надо делать. Заключать прямой договор или нет? Необходимо это или нет? И в СМИ публиковали, что в 1 766 домах вы отозвали квитанции. Это означает, что люди не будут платить?

Читайте также:  Полномочия, направленные на устранение нарушений закона

Ответ: Варианты алгоритмов заключения договоров следующие.

Если у вашего дома (МКД) есть управляющая компания или ТСЖ, то они должны заключить договор с Региональным оператором на вывоз ТКО и в платежном документе от управляющей компании должен быть пункт с указанием суммы за услугу по вывозу мусора с территории дома.

То есть, ваша управляющая компания или ТСЖ принимает от жителей дома деньги за услугу по вывозу ТКО и в дальнейшем рассчитывается с регоператором по договору за предоставленную услугу.

Если общим решением жильцов дома было принято единогласное решение о переходе на прямой договор с Региональным оператором, то в этом случае услуга по обращению с ТКО будет отражена в общем счете от АО “Коми энергосбытовая компания”, а управляющая компания или ТСЖ в свою очередь обязаны исключить пункт по вывозу мусора в своих квитанциях, дабы исключить двойное выставление счетов за услугу по обращению с ТКО.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей считается заключенным на условиях типового договора (единая федеральная форма которого утверждена ПП РФ от 12.11.2016 №1156).

Физическим лицам никаких дополнительных действий предпринимать не нужно.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора и одновременно в печатных СМИ.

Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляется в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз мусора из этих мест накопления.

Как заключается договор

Обычно владельцы квартир не заключают подобный договор. Этим занимается управляющая компания. Однако, собственниками квартир иногда заключаются прямые соглашения. По разъяснению Министерства строительства и архитектуры, собственники и региональный оператор заключают документ вместе. Договор будет иметь силу при утверждении типовой формы правительственным органом. Даже при отсутствии предпринимаемых действий, квитанция будет иметь строку, где указана цена услуги. Для получения бумажной копии документа, нужно подать заявку оператору.

Обратите внимание! Поскольку действуют административные штрафы за отсутствие договора, собственники жилья должны знать, есть ли региональный оператор у УК. При отсутствии документа необходимо заключение соглашения.

Основные положения документа

Чтобы договор на вывоз мусора был заключен на законных основаниях, к нему необходимо приложить паспорт отходов. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  • класс утильсырья, установленный в ходе лабораторного исследования;
  • расчет степени вредности;
  • данные об организации, которая производит утильсырье;
  • адрес нахождения отработанных материалов.

При составлении этого приложения к образцу договора на вывоз мусора следует ориентироваться на нормы, описанные в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:

  • Периодичность оказания услуг — разовая или утвержденный график.
  • Наименование сторон, заключающих между собой договор.
  • Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
  • Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
  • Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
  • Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
  • Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
  • Срок оказания предоставляемых услуг.
  • Стоимость и условия оплаты.

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.

Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.

Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

«Сейчас в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанностей по заключению договора по обращению с ТКО с региональным оператором. Мы планируем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия, – рассказал Марченко (Министр ЖКХ края). Также готовятся изменения в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...