Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таджикистан всё ещё изучает возможное присоединение к ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
Анализ деятельности ТС
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.
Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.
Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.
Пошлины для участников союза
Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.
Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.
Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.
Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.
В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.
Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.
1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.
1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.
2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:
- Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
- Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
- Система изъятия в сфере государственных закупок;
- Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2021 года доля России составляет 85,26%.
Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.
Авторы указывают на проблемы, которые есть у Таджикистана
— Таджикистан географически изолирован и имеет слабую транспортную сеть, что делает страну зависимой от соседних стран,
— Банковский сектор характеризуется высоким уровнем неработающих кредитов и низкой рентабельностью. Именно это стало причиной недоверия к финансовой системе РТ, которое проявляется в высоком уровне долларизации и отсутствии источников долгосрочного кредитования в национальной валюте.
— Высокое налогообложение. Согласно отчету «Уплата налогов», подготовленному PwC и Группой Всемирного банка, общая ставка налогов и взносов в Таджикистане по состоянию на 2018 год составляла 67,3% от дохода.
Это выше, чем в странах ЕАЭС, где данный показатель варьируется от 22,6% в Армении до 53,3% в Беларуси. Высокая налоговая нагрузка сдерживает процесс создания новых предприятий и расширения деятельности существующих. Высокий уровень бедности и слабое профессиональное развитие рабочей силы создают препятствия для формирования среднего класса, который мог бы стать движущей силой частного предпринимательства.
Конечно, «в случае с Кыргызстаном положительные эффекты от вступления в Союз были зафиксированы не сразу. В первые полтора года членства страны в ЕАЭС, было отмечено снижение взаимной торговли, что было вызвано переносом пограничных пунктов, постепенным согласованием с партнерами по Союзу периодов перехода на таможенное регулирование согласно Таможенному кодексу ЕАЭС в отношении некоторых особо чувствительных для экономики страны товарных групп», — отмечается в отчете.
Почему Таджикистан не торопится вступить в ЕАЭС?
Относительно издержек Таджикистана от вступления в ЕАЭС авторы отчета недвузначно дают понять, что все проблемы решаемы.
К примеру, они отмечают, что одним из ключевых факторов, препятствующих принятию решения о вступлении Таджикистана в ЕАЭС, является неопределенность относительно того, как изменение таможенных тарифов скажется на внешней торговле РТ.
С одной стороны, по примеру Армении и Кыргызстана, можно ожидать положительного влияния интеграции на взаимную торговлю со странами Союза. С другой — возможно снижение экспортно-импортных потоков в направлении третьих стран, в частности, Китая, Ирана и Турции, из-за увеличения таможенных тарифов в соответствии с действующими в рамках ЕАЭС ставками.
«Анализ применяемых республикой ставок по десяти самым импортируемым товарам из КНР показывает, что при присоединении к ЕАЭС, тарифы по большей части товарных позиций снизятся, в силу того, что Китай входит в перечень развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», — отмечают в ЕАБР.
Таким образом, указывается, что при применении новых тарифов ЕАЭС по отношению к третьим странам, потери поступлений импортных пошлин только в товарообороте с Китаем могут составить около $9,7 млн долл. Компенсировать данные потери возможно увеличением доли РТ при распределении общих поступлений импортных пошлин ЕАЭС, как это произошло в случае с Кыргызстаном. Товары, импортируемые РТ из третьих стран, в отношении которых вступление в Союз приведет к увеличению тарифов, можно заменить товарами из стран ЕАЭС.
Кроме этого, Таджикистан опасается, что после вступления в ЕАЭС, финансовая помощь от стран-доноров сократится.
Но эксперты отмечают, что они не совсем оправданы. Так, на примере того же Кыргызстана и Армении стало понятно, что международные доноры сохранили финансовую поддержку на достаточном уровне и в случае вступления страны в ЕАЭС. Соответственно, риск сокращения финансовой помощи невелик.