Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Штрафы за нарушение правил перевозки детей в легковом автомобиле
В новом КоАП будет содержаться наказание за управление авто в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования, если в машине находится ребенок до 16 лет. По ч. 2 ст. 21.8, ч. 2 ст. 21.27 КоАП, водитель будет оштрафован на 50 тысяч рублей и лишится прав на 2-3 года. Наказание суровое, но документ находится на доработке, и точная дата вступления в силу пока неизвестна.
Также можно получить штраф за непристегнутого ребенка, неправильную установку детского кресла или несоответствие маркировки удерживающего устройства росту и весу ребенка.
Штраф за нарушение правил перевозки детей:
-
3 000 рублей – для граждан
-
25 000 рублей – для должностных лиц
-
100 000 рублей – для юридических лиц
В 2021 году стал действовать запрет на оставление детей в автомобиле. В пункте 12.8 ПДД говорится, что водителю запрещено покидать и оставлять машину более чем на 5 минут (период, называемый остановкой), если в ней находится малолетнее лицо до 7 лет без присмотра взрослых.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Категории удерживающих устройств
На выбор родителям представлено несколько типов удерживающих устройств для маленьких пассажиров. Каждое из них имеет свои характерные особенности. Установка наиболее подходящего автокресла сохранит здоровье ребенка.
При покупке автолюльки необходимо учитывать физиологию, возраст и вес малыша. От этих критериев зависит подбор сиденья и способ крепления.
Производители выделяют ряд общепринятых категорий детских кресел:
- Группа «0». Модели из этой категории рассчитаны на младенцев. Они обеспечивают полную безопасность малыша. Особенностями данной группы является возможность перевозки спящего ребенка и крепление в противоположную сторону движения автомобиля.
- Группа «0+». Автокресла для детей с весом до 13 килограммов. Эти устройства подходят малышам с возрастом до полутора лет. В комплекте к автолюльке нередко поставляются дополнительные крепления и опоры.
- Группа «1». Сиденья для маленьких пассажиров с массой до 20 килограммов. Рассчитаны на детей до четырех лет. Существует несколько видов монтажа, в том числе и по направлению движения.
- Группы «2 и 3». Изготавливаются для детей весом до 35 килограммов. Эти автолюльки многофункциональны, поставляются с дополнительными креплениями.
- Бустер. Модели для взрослых детей. При перевозке ребенок жестко фиксируется ремнями и крепежной системой в положении полулежа. Это увеличить его безопасность в полтора раза.
- Трансформер. Сиденье с регулировкой высоты спинки и пользовательскими изменениями конструкции. Универсальные модели являются наиболее популярными. Они позволяют самостоятельно настраивать параметры кресла под изменяющийся рост ребенка.
Требования ПДД к перевозке детей на переднем сиденье автомобиля
Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.
Согласно этим требованиям, важно учитывать возраст маленьких пассажиров.
- До 7 лет. Согласно ПДД, при организации перевозки малышей необходимо использовать специальные удерживающие устройства, которые отвечают росту маленького пассажира и его весу. Такие приспособления фиксируются ремнями безопасности, которыми должен быть оборудован как легковой, так и грузовой автомобиль. В большинстве современных авто для этой цели используется система ISOFIX: с ее помощью фиксация осуществляется быстро и надежно.
- 7 – 11 лет. Для этой группы пассажиров предусмотрены иные требования. Для их безопасной перевозки также могут использоваться удерживающие устройства, которые подходят им по возрастной и весовой категории. Но родители имеют полное право отказаться от автокресла и использовать ремни безопасности, которыми оборудовано авто. Однако с одной важной оговоркой: это правило распространяется лишь на задний ряд кресел.
- Старше 12 лет. Подростки отнесены ПДД к взрослым пассажирам. Перевозить их разрешено с соблюдением тех же правил, что и взрослых: обязательно пристегнуть ремнем в дороге, даже если она занимает совсем немного времени. Причем не важно, на каком именно ряду сидений едет пассажир.
Госавтоинспекция разъяснила изменения в Правила дорожного движения, касающиеся безопасности детей-пассажиров
- В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, в ходе которой были даны подробные разъяснения поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся перевозки детей-пассажиров и оставления детей в возрасте до 7 лет в салонах транспортных средств.
- В пресс-конференции также принял участие директор центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин, который рассказал о проводимых проверках детских удерживающих устройств на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.
- Генерал-майор полиции Владимир Кузин напомнил, что 12 июля 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения.
В частности, пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
- Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
- Ответственность за нарушение данных требований наступает в соответствии с КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
- В соответствии с изменениями, теперь появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и кабине грузового автомобиля не только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, но и с использованием ремней безопасности без применения иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что эффективность использования детских удерживающих устройств подтверждена многочисленными исследованиями. В частности, такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%.
Применение детских удерживающих устройств является важнейшим условием для обеспечения безопасности детей-пассажиров, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Госавтоинспекция МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Каждый родитель сам принимает решение, как ему везти ребёнка с учётом всех требований правил дорожного движения. Но перед тем как усадить малыша вперёд, стоит взвесить все плюсы и минусы.
Кресла и ремни безопасности
Удерживающие устройства играют важную роль в пассивной защите ребенка во время поездки. Поэтому выбирать УУ для перевозки следует с учетом его соответствия нормам ECE 44 — евростандарту, который действует в Российской Федерации с 2020 года.
УУ должно подходить ребенку и по росту, и по массе тела. Если оно будет слишком мало или велико, оно не справится с защитой здоровья и жизни во внештатной ситуации. Это касается и универсальных УУ, которые рассчитаны на предельно широкий диапазон возрастов.
Полагаясь на ремни при транспортировке ребят ростом выше 150 см и весом более 36 кг в автомобиле, стоит уделить внимание работоспособности замка и динамического механизма. Замок должен надежно фиксироваться в защелке, а механизм не должен быть слишком тугим или, наоборот, разболтанным. На ремне не должно быть потертостей и других повреждений.
Перевозка детей в автомобиле по ПДД
Пункт ПДД 22.9.
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Автокресла Группы 1. Формально от 9 мес, 9 кг и до 18 кг (примерно до 3 — 3,5 лет).
А вот тут очередной скользкий момент. ФОРМАЛЬНО 9-ти месячного ребенка, достигшего веса 9 кг можно сажать в автокресло 1 группы. Т.е. по ходу движения.
А теперь задумаемся над некоторыми фактами.
— ФАКТ 1. По данным все той же ВОЗ :
Преимущества от использования детских автокресел — снижение риска травм при различных направлениях установки (чем выше значение, тем больше шансов у ребенка обойтись без травм):
Тип установки | Все травмы | Тяжелые травмы |
Против хода движения | 76% | 92% |
По ходу движения | 34% | 60% |
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Согласно пункту 178 Правил дорожного движения перевозить детей в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, следует с использованием детских удерживающих устройств или иных устройств, соответствующих весу, росту и возрасту. Такое устройство нужно детям до 12 лет. Перевозить без кресла ребенка младше 12 лет можно, если его рост превышает 150 см, а также в такси.
Некоторые родители вообще не используют автокресла, оправдывая это экономией средств и тем, что «мы в детстве без автокресел ездили, и все было хорошо». К сожалению, такой подход может привести к печальному исходу. Однако нередки случаи, когда удерживающие устройства используются, но неправильно. По статистке, почти каждый второй ребёнок неправильно зафиксирован в автомобиле.
Автокресла и люльки являются не просто прихотью дорожных инспекторов, но и элементом безопасности, который сможет уберечь ребенка во время аварийной ситуации. Важно выбирать удерживающие устройства, подходящие под определенные параметры. При выборе нужно смотреть на рост, вес, возраст, систему крепления, возможности регулировать положение кресла, встроенные ремни безопасности.
В чем перевозить ребенка? Существует два типа удерживающих устройств: автолюльки и автокресла. Первые подходят для самых маленьких – до одного года, вторые могут использоваться до 12 лет. Автольлюки предполагают размещение только на заднем сидении с помощью автомобильных кресел, ребенок фиксируется также и встроенным широким ремнем. При перевозке в автокреслах его положение можно изменять – пассажиру разрешено путешествовать и на заднем, и на переднем сидении. Такие кресла также крепятся с помощью автомобильных ремней безопасности или специальными скобами, продающимися в комплекте к устройству. При использовании автокресла необходимо выбирать модели, подходящие по росту и возрасту ребенка. Например, для ребенка до 2 лет подойдет кресло с полулежачем положением из подгруппы до 13 кг, а для пассажира 11 лет требуется кресло с подъемностью от 20 кг и с возможностью отрегулировать верхние крепления, спинку, уровень ремешков.
Также допустима перевозка детей от 7 до 12 лет без использования автокресел, безопасность обеспечивается встроенными штатными ремнями. Располагаться они могут только на заднем сидении.
Чтобы не заработать штраф за некорректный провоз юного пассажира, важно заранее правильно пристегнуть детское автокресло, разместить пассажира в горизонтальном или вертикальном положении (в зависимости от возраста), надежно зафиксировать его на все время поездки. Во время движения автомобиля не допускается перемещение кресла и расстегивание встроенных ремней безопасности.
Правовая сторона вопроса – что говорит закон
На сегодняшний день все автомобилисты должны знать о существовании пункта 22.9 в ПДД, согласно которому перевозка детей может быть осуществлена лишь при обеспечении их безопасности. Поэтому, учитывая особенности конструкции того или иного транспортного средства, детей до 12 лет можно возить в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, только с использованием специальных удерживающих устройств. Причем удерживающие конструкции должны соответствовать росту и весу малыша. Помимо этого, на заднем сиденье автомобиля можно возить ребенка без кресла, но для этого необходимо самостоятельно «изобрести» конструкцию, которая позволит правильно пристегнуть ребенка ремнем безопасности.
Перевозка детей до 12 лет без специального удерживающего устройства на переднем сидение авто запрещена. Также нельзя осуществлять перевозку детей до 12 лет на заднем пассажирском сиденье мототранспорта.
Как перевозить ребенка, если на заднем сиденье авто нет ни ремней, ни детских креплений?
Разве такое возможно? Да, если вы по-прежнему ездите на ВАЗ-2101 или «Москвиче-2140». В этих советских моделях ремни безопасности на задних сиденьях отсутствуют. Более того, они даже не предусмотрены конструкцией. Возникает вопрос: как перевозить маленького ребенка в таком автомобиле?
Ответ на этот вопрос дает новая редакция Правил дорожного движения, вступившая в силу 10 июля 2017 года. В нее как раз и были включены поправки в правила перевозки детей в салоне автомобиля. Познакомиться с ними можно, если прочитать внимательно пункт 22.9 ПДД РФ.
Главное, на что следует обратить внимание, — запрет использования так называемых «иных устройств», например, адаптера лямки ремня или домовой книги под попу. В последней редакции ПДД словосочетание, взятое нами в кавычки, вообще убрано.
перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Речь, как вы поняли идет о специальном детском автокресле, которое необходимо подбирать по весу и росту ребенка. Без него дошкольника перевозить в автомобиле нельзя. Если конструкцией авто крепления Isofix на заднем сиденье не предусмотрены, придется фиксировать кресло с помощью стандартного ремня безопасности. Важно внимательно ознакомиться с инструкцией к детскому автокреслу, продевать ремень в нужные петельки и дырки и никуда не торопиться.
Если у автомобиля сзади нет ремней безопасности, детское кресло допускается уставнавливать на переднее пассажирское сиденье.
Если вашему ребенку от 7 до 11 лет включительно,
его перевозка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Кто платит, если малыш не пристегнут?
Казалось бы – платить штраф должен сам нарушитель или его опекун, как это происходит в случае если дети не пристегнутые. Однако в нашей ситуации дело обстоит несколько иначе.
Закон дает четко понять – штраф платит водитель. С чем связано такое положение? Ну, во-первых, причина в том, что административный штраф способен платить гражданин старше 16 лет. Дети априори считаются детьми до достижения 14 лет.
С этого возраста наступает их ответственность за свои проступки. Но мы говорим именно о детях. Соответственно они за такой проступок ответить не могут. Во-вторых, водитель транспортного средства полностью отвечает за жизнь и безопасность пассажиров – поэтому за допущенные нарушения и отвечать тоже придется ему.
ВНИМАНИЕ: Даже если ребенок не ваш – закон исключений не делает. С одной стороны такое положение дел верное – ведь вы ответственны за свой автомобиль, значит и за все, что с ним происходит.
Подробно о правилах использования удерживающего средства при езде в автомобиле и какое наказание предусмотрено за то, что ребенок не пристегнут стационарными ремнями безопасности, мы рассказывали в этой статье.
Спорные ситуации данного нарушения ПДД и способы избежать наказания
- К спорным моментам можно отнести случай, если ребенок достиг 12-летнего возраста, при этом сидит на переднем сидении, но ремень безопасности располагается на уровне шеи малыша. В этом случае необходимо использовать сидение-бустер до тех пор, пока рост ребенка не позволит фиксировать чадо ремнем на нужном уровне.
- То же касается и детей, рост которых больше 150 см, но возраст меньше 12 лет. Водитель не обязан возить свидетельство о рождении ребенка с собой. В этом случае расположение и фиксация малыша в салоне автомобиля полностью ложится на совесть водителя.
- К тому же относится и момент, когда ребенка нужно срочно отвезти, например, в больницу, а кресла в салоне машины нет. В этом случае можно надеяться на понимание сотрудника ГИБДД, однако стоит помнить, что в ПДД и КоАП нет никаких исключений – все дети до 12 лет могут передвигаться в автомобиле только при наличии детского удерживающего устройства. И точка.