Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для скутеров и мопедов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующие Правила дорожного движения не выделяют мотоциклистов в какую-то особую категорию участников дорожного движения. Более того, они говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Однако ряд пунктов Правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов.
Казалось бы, что может быть особенного в вождении мотоцикла? Сел – и поехал. Это же вам не грузовой автомобиль – никаких неудобств и ограничений в выборе маршрута. Да и скорость щекочет нервы. На самом деле, все не так просто, как кажется.
Во-первых, пункт 1.2 ПДД выделяет мотоциклы в отдельную категории транспортных средств, причем к категории мотоциклов относятся не только двухколесные «железные кони» (с боковым прицепом или без такового), но также трех- и четырехколесные механические транспортные средства весом в полностью снаряженном состоянии до 400 килограммов, мопеды и скутеры, рабочий объем двигателя которых больше 50 кубических сантиметров, и любое другое транспортное средство с таким же объемом мотора, способное развивать скорость до 50 км/ч. Все остальные транспортные средства, имеющие меньший объем двигателя и развивающие скорость менее 50 км/ч, относятся к категории мопедов.
Раз уж мы заговорили о категориях транспортных средств, давайте разберемся, какие из них, имеющиеся в водительском удостоверении, позволяют управлять мотоциклами и мопедами.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, для мотоциклов и мопедов установлены следующие категории и подкатегории:
- категория «A» – мотоциклы;
- категория «M» – мопеды и легкие квадроциклы;
- подкатегория «A1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
- подкатегория «B1» – трициклы и квадроциклы.
При этом в силу части 7 этой же статьи российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в статье 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
Итак, вернемся к Правилам дорожного движения и некоторым их особенностям, касающимся мотоциклистов и скутеристов.
Согласно пункту 2.1.2 Правил мотоциклист и его пассажир (пассажиры) в обязательном порядке должны при движении мотоцикла надевать специальный шлем. Причем этот шлем должен быть обязательно в застегнутом состоянии. Использование велосипедных, строительных или каких-либо других не приспособленных для езды на мотоцикле шлемов не допускается.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
Основные правила дорожного движения для мопедов и скутеров
Так как мопеды – тоже участники автодорожного движения, как и остальные виды транспортных средств, они подчиняются общим Правилам движения за некоторыми исключениями, предусмотренными специально для такого облегченного мототранспорта:
Номер пункта в ПДД | Правило | Примечания |
2.1.1 | Обязательность наличия водительского удостоверения. | Получение категории М или А1 – необходимо. |
19.5 | Дневное включение фар. | Днём все машины, участвующие в дорожном движении, должны включать фары ближнего освещения, либо ходовые огни дневного предназначения. На мопеде нет специальных таких фар, поэтому следует использовать фары ближнего освещения. Включение должно производиться сразу же, как водитель сел за руль. |
24.7 | Движение по правому краю автодорожной полосы. | Мопед или скутер должны перемещаться по правому краю полосы дороги в пределах границ, расчерченных дорожной разметкой (кроме объезда и иных случаев). |
22.21 | Провоз пассажиров на мопеде (скутере). | Разрешено исключительно в случаях, когда водитель имеет открытую категорию А, либо – А1 в течение 2-х лет и дольше. |
24.8 | Перевозка детей | Запрещено провозить детей до 7 лет мопедах, если для них не оборудовано специальное безопасное место. |
Различные запреты | Категорически не разрешается: 1. Ездить на мопеде и не держаться руками за руль даже одной рукой. 2. Везти груз по габаритам превышающий норму – 0,5 м в длину, ширину мототранспорта, либо препятствующий нормальному управлению машиной. 3. Совершать развороты на трамвайном полотне. 4. Делать повороты в левую сторону на проезжей части. 5. Разворачиваться влево на трассах с полосами больше одной. 6. Совершать поездки, когда надет, но не застегнут шлем. 7. Пересекать путь пешеходам, двигаясь по «зебре», отведенной специально для пеших участников движения. Здесь следует отметить, что водитель мопеда может слезть с машины и везти его вручную по пешеходному переходу. |
|
24.9 | Буксировка | Буксировать мопедами нельзя. Равно как их буксировать их – тоже. Их разрешается лишь провозить с частичной или полной погрузкой на транспортник. Исключением являются мопеды с колясками (прицепами). |
Включение света ближней оптики позволяет другим участникам автодорожного движения опознавать, что впереди едет мопед. Правило в п. 19.5 прописано как раз для того, что участники могли включением огней сигналить о том, что их машина чем-то особенна, отличается от других.
Например, при провозе детей днем, водители автобуса всегда включают фары дневного света. Правило действует в России с 2010 года.
Необходимые документы
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
(Особенности для мопедов в дополнение к общим правилам ПДД ) :
- нарушать действие Запрещающих знаков
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.
- двигаться по пешеходным тротуарам
- дорогам , обозначенным знаками :5.1 и 5.3
- двигаться по дороге без включенных фар ближнего света.
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направленииПричем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае. У водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и перекатить скутер по переходу и вновь превратиться в водителя.)
- управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Запрещается буксировка мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
Использование ближнего света фар на скутере
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
Напомню, что начиная с 10 ноября 2010 года ближний свет фар должны включать водители всех транспортных средств.
Основные требования ПДД
Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:
- Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
- Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.
Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.
Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения
- страница
- Архив номеров
- 2015(23)
программы обучения детей 7—10 лет
- Понятие «участник дорожного движения
»: пешеход, водитель, пассажир. - Название и назначение элементов городской дороги
(проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения). - Назначение бордюра, пешеходного ограждения
. - Название и назначение элементов загородной дороги
(проезжая часть, обочина, кювет). -
Правила движенияпешеходов
по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.
Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».
- Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
- Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
- Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).
Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).
После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».
Допускается ли движение водителей мопедов по обочине
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
Напомню, что начиная с 10 ноября 2010 года ближний свет фар должны включать водители всех транспортных средств.
В настоящее время минимальный возраст для управления скутером ПДД не регламентируется.
Однако для управления мопедом необходимо водительское удостоверение любой категории, которое можно получить только начиная с 16-летнего возраста. Так что на скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.
Пункт 2.1.1 правил дорожного движения обязывает водителя скутера иметь при себе водительское удостоверение:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
Обратите внимание, водитель должен иметь для скутера права категории М либо любой другой категории. При этом в удостоверении не должно быть особой отметки ML.
Тема 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
12.2.Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
- убедиться в наличии водительского удостоверения.
- иметь документы к мопеду: договора купли-продажи (заверенная копия), акт приема-передачи (заверенная копия), доверенность и путевой лист.
- перед началом использования мототехники, убедиться в наличии средств
- индивидуальной защиты;
- пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый медицинский осмотр.
- проверить техническое состояние транспортного средства, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;
- производить заправку транспортного средства топливом и другими техническими жидкостями только на автозаправочных станциях и пунктах технического обслуживания;
- проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;
- обнаружена неисправность механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства;
- несоответствие характеристик транспортного средства характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;
- отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства.
При обнаружении нарушений или неисправностей, специалист по доставке обязан сообщить лицу, ответственному за выпуск транспортных средств о техническом неисправном состоянии трансопртного средства, а также директору ресторана.
Начинать движение без применения средств индивидуальной защиты запрещено.
Посадка мотоциклиста.
Требования безопасности во время работы
1. Во время работы Специалист по доставке обязан:
— выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
2. Специалисту по доставке запрещается:
— находиться на работе, управлять или находиться за рулем транспортного средства в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств, а так же, медицинских препаратов, на спиртовой основе;
— отдыхать, спать, принимать пищу находясь в (на) транспортном средстве.
3. При эксплуатации транспортного средства в неблагоприятных атмосферных условиях Специалист по доставке обязан:
— во время тумана, сильного снегопада или дождя использовать противотуманные фары при их наличии, двигаться со скоростью, позволяющей безопасное движение, без необходимости, не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
— при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
— двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.
4. Соблюдать все правила электробезопасности.
5. Парковать транспортное средство допускается только в разрешенных местах, с соблюдением правил парковки. Запрещается парковать транспортное средство в разрешенных местах для парковки, если оно создает помехи другим участникам дорожного движения, мешает проведению каких либо ремонтных работ или подвержено видимой опасности.
6. Во время стоянки оставлять в ящике для пиццы ценные вещи.
7. По окончании рабочего дня, транспортное средство должно быть припарковано на согласованном с менеджером смены месте, при этом, ключи и документы от транспортного средства должны быть сданы менеджеру под подпись.
Кто из водителей мопедов занял правильное положение на полосе движения?
Друзья! 13 марта пройдут интереснейшие выставки MATE и CONNECTED CAR в сокольниках. Мероприятия посвящены мобильным технологиям и будущему умных автомобилей.
Итак, водитель скутера должен соблюдать такие правила:
- Управлять средством, держась за руль двумя руками;
- На мопеде ограниченное количество мест для сидения, которые указаны в документе на транспортное средство. Заниматься перевозкой пассажиров на скутере, если это не соответствует его устройству, запрещено. Для ребенка, которому не исполнилось семь лет, на мопеде необходимо иметь обустроенное детское место;
- На скутере запрещается перевозить крупногабаритный груз;
- Правилами дорожного движения мопеда не разрешается поворачивать налево и разворачиваться, если проезжая часть в данном направлении имеет две или более полос, а также, если на проезжей части имеются трамвайные пути. При этом расположение путей не имеет никакого значения — данные действия не разрешены по-любому;
- Водитель скутера должен ездить в специальном шлеме.
В то время как стоянка в два ряда и «вдоль бордюра» автомобилистам запрещена, байкеры имеют на это полное право. Правда, с небольшой поправкой – они не должны быть помехой другим участникам движения и не иметь бокового прицепа.
Какие предусмотрены штрафы за нарушения
Штрафов и иных видов наказаний, на самом деле, много. Это связано с тем, что мопедисты – такие же участники автодорожного движения. И на все случаи нарушений водителями мопедов, скутеров, они распространяются одинаково.
В таблице приведем лишь несколько примеров, какие могут предусматриваться меры ответственности в конкретных случаях преступления норм законов.
Все виды и величины наказаний устанавливаются согласно статьям КоАП РФ или УК РФ, если состав преступлений имел место уголовную ответственность:
Ссылка на КоАП РФ | Нарушение | Размер штрафа, руб. |
п. 1 ст. 12.7 | Бесправное управление мопедом. | 5000-15000 |
5000-15000 п. 2 ст. 12.7 | Езда на мопеде водителем, которого ранее лишили прав. | 30000 |
ст. 12.8 | Управление ТС в пьяном состоянии. | 30000-50000 |
ст. 12.20 | Езда без включенных дневных фар. | 500 |
ст. 19.22 | Просрочены сроки регистрации мопеда, либо её отсутствие. | 1500-2000 |
ст. 12.21 | Буксировка мопедом или мопеда. | 500 |
Подытоживая, следует сказать, что общие правила действуют на всех водителей мопедов. Специальные правила продуманы для них в пунктах ПДД от 24.7-24.9.
Но кроме этого движение регулируется еще и дополнительными правилами, которые распространяются на все колесные транспортные средства. Мопедом нельзя осуществлять поворот налево по проезжей части.
Необходимо управлять транспортом, держась обеими руками за руль. Провоз детей разрешен, только если им исполнилось 7 лет, а водитель имеет опыт в течение 2-х и дольше лет. За нарушение этих и иных предписаний службы ГАИ будут налагать штрафы и иные формы наказания.
Кому можно ездить по обочине без угрозы штрафа (мопед и тихоходное ТС)
Необходимо сказать пусть не о главном, но об обязательном. О том, что некоторым видам ТС все-таки можно ездить по обочине, при этом это не будет считаться нарушением ПДД. Это означает, что наказания в виде штрафа не последует. Достаточно обратиться к пункту 24.7 ПДД, чтобы понять, о чем мы хотим сказать.
Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Само собой из этого пункта следует, что мопеды могут передвигаться по обочине, при этом о штрафе в такой ситуации речь не идет. Если они, конечно, не мешают пешеходам, не создают помех.
Еще стоит сказать о тихоходных ТС. А вернее о том, что их вполне можно оправдать, если они будут ехать по обочине. Об этом написано в пункте 11.6 ПДД
В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
То есть если водитель тихоходного ТС прижался вправо и едет по обочине, то следуя данному пункту ПДД, он ничего не нарушает, так как ПДД не диктуют для него однозначной остановки, а лишь рекомендуют ее. При этом об ограничениях для заезда вправо, вплоть до заезда на обочину, ничего не сказано. Однако заметьте, что в отличии от мопеда, тихоходное ТС может принимать вправо лишь для того, чтобы пропустить едущих за ним, а мопед может постоянно ехать по обочине, вне зависимости от дорожной ситуации.