Если заказчик не платит по договору

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если заказчик не платит по договору». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ

Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.

1. Пеня

Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:

  • 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.

Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:

  • 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.

Какие еще документы, кроме договора, важны?

Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг — это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».

Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:

  • акты сверки расчетов, содержащие ссылку на договор;
  • договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;
  • журнал учета;
  • акты снятия показаний приборов учета;
  • путевые листы, товарные накладные;
  • переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;
  • доверенность, выданная исполнителю;
  • материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).

В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:

  • детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;
  • видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;
  • свидетельские показания.

Обычно заказчики побаиваются нарушать закон и условия госконтракта, т.к. за это юридическое лицо или уполномоченный сотрудник могут быть привлечены вплоть до уголовной ответственности.

Но если поставщик все-таки столкнулся с невыплатой по госконтракту 44-ФЗ, то инструменты воздействия у него есть: подача претензии, обращение в контрольные органы и вышестоящие ведомства, в ФАС, прокуратуру, организации, помогающие предпринимателям решать конфликтные ситуации. Если предпринятые шаги не воздействовали на заказчика, то остается идти в суд.

Иногда сам факт обращения в надзорные ведомства помогает повлиять на заказчика, и он переводит оплату по госконтракту. Заказчики не хотят получать штрафы, выговор или отстранение уполномоченного лица на 2 года от работы. Обычно они просят отозвать жалобу и перечисляют средства вместе с неустойкой.

Споры, связанные с предметом контрактов

Закон № 44-ФЗ не называет в качестве существенных (обязательных) условий госконтрактов их предмет. Однако, в соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о (1) предмете договора, (2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, (3) а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, предмет госконтракта по общему правилу является его существенным условием.

Изменение существенных условий регламентируется положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения соответствующих изменений в условия госконтрактов. Однако, на практике нередко предписания статьи 95 Закона ФЗ-44 не соблюдаются, в связи с чем возникают споры.

Споры, связанные с предметом исполнения контракта, особенно часто возникают в связи с выполнением долгосрочных и дорогостоящих госконтрактов, поскольку ввиду перечисленных обстоятельств нередко обнаруживаются «ненужные» заказчику работы, а также возникает потребность по выполнению дополнительных работ.

В указанных ситуациях достаточно велик риск изменить предмет договора. Так, например, в рамках рассмотрения дела № А58-619/2016 было установлено, что сторонами госконтракта было заключено дополнительное соглашение к контракту, которым в определении «Здания/Сооружения» слово «реконструкция» заменили на слово «строительство», определение объекта изложили в следующей редакции: «Объект» – «Строительство аэропорта», в связи с увеличением объёма работ увеличили цену контракта, принято новое задание на проектирование согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению, новый график выполнения работ по проектированию объекта согласно приложению № 2 к дополнительному соглашению, контракт дополнен новым приложением № 4 «Сводный сметный расчёт проектно-изыскательских работ» согласно приложению № 3 к дополнительному соглашению.

Читайте также:  На что уходят взносы, которые мы платим за капитальный ремонт?

В связи с указанным, арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 марта 2017 г. № Ф02-518/17 по делу № А58-619/2016 указал:

«Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований [о взыскании задолженности за выполненные работы], обоснованно исходили из того, что дополнительное соглашение к контракту заключено с нарушением процедуры размещения заказа, обязательной для участников гражданских правоотношений, а потому ничтожно и не порождает обязанности агентства оплачивать непредусмотренные контрактом работы по проектированию строительства аэропорта. При этом истец не доказал фактическое выполнение работ по реконструкции аэропорта.

Выводы судов соответствуют положениям ст. 8, п. 1 ст. 167, ст. 168, п. 1 ст. 527, п. 1 ст. 711, ст. 720, ст. 758, п. 1 ст. 760, статей 762, 763, 765, 766, 767 ГК РФ, п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ, ч. 2 ст. 34, ст. 54, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Доводы жалобы, касающиеся действительности дополнительного соглашения, возможности увеличения суммы контракта и изменения работ по проектированию реконструкции объекта на работы по проектированию строительства, нельзя признать состоятельными, поскольку указанным соглашением стороны изменили предмет контракта. При этом новой процедуры торгов в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ проведено не было. Кроме того, бюджетом было предусмотрено финансирование как реконструкции, так и строительства, что предполагает заключение отдельных контрактов в порядке, предусмотренном законодательством.»

Исходя из указанного, можно сделать вывод, что изменение предмета госконтракта путем заключения дополнительных соглашений не правомерно.

В продолжение темы о невозможности изменения госконтракта путем заключения дополнительных соглашений высказался Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 4 марта 2019 г. № Ф03-5962/18 по делу № А73-16810/2016, где указал:

«Как установили суды, в ходе исполнения контракта стороны заключили дополнительное соглашение, по условиям которого из состава контракта исключены некоторые виды объема работ с добавлением новых видов работ, не предусмотренных контрактом изначально. Кроме того, в значительной степени, более чем на десять процентов, увеличены или уменьшены объемы отдельных видов работ.

Возможность изменения существенных условий государственного контракта с включением новых работ, не поименованных изначально, а также исключение определенных контрактом работ, не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.»

Таким образом, добавление новых видов работ, не предусмотренных изначально госконтрактом, путем заключения дополнительных соглашений неправомерно. В таком случае необходимо заключить новый госконтракт путем проведения соответствующих закупок.

Вызывает интерес также вопрос о возможности изменения предмета контракта путем принятия нормативного акта.

Ответ на данный вопрос можно найти в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г. № Ф04-7595/19 по делу № А03-18916/2018, где указано:

«Общество указало, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит положениям Закона № 44-ФЗ.

Учитывая преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по делу № А03-18727/2017, установив, что постановление от 09.10.2017, предусматривающее изменение схемы движения маршрута №, принято ответчиком в отсутствие решения транспортной комиссии, суд пришел к выводу, что оснований для изменения условий контракта до истечения его срока действия не имелось, принятие администрацией указанного постановления является сделкой, изменяющей в одностороннем порядке согласованные сторонами условия, что в силу ст. 10 ГК РФ свидетельствует о недобросовестности действий заказчика.

Отклоняя довод администрации о том, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительное соглашение к нему не заключалось, суд первой инстанции указал, что изменение условий контракта без заключения дополнительного соглашения является нарушением положений контракта, являющимся достаточным основанием для обращения истца с настоящим иском.

Кроме того, судом отмечено, что предмет контракта также определен постановлением от 17.08.2017, ответчик, внося изменения в указанное постановление, фактически изменил и предмет контракта.

Суды первой и апелляционной инстанций констатировали факт совершения администрацией действий, направленных на одностороннее изменение условий заключенного между сторонами контракта путем изменения схемы движения маршрута №, что в силу положений законодательства является недопустимым».

Исходя из приведенной выдержки из решения, можно сделать однозначный вывод о том, что изменение предмета договора путем издания нормативного акта является неправомерным.

Однако не все изменения, относящиеся к предмету контракта, являются неправомерными. Так в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. № Ф08-9587/20 по делу № А63-16776/2019 указано:

«Суды установили, что предметом государственного контракта являлось выполнение работ по созданию, ведению в эксплуатацию в Ставропольском крае системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с чем суды исходили из того, что государственный контракт фактически является договором подряда.

По заключенному контракту(44-ФЗ) исполнитель прислал письмо, в котором, ссылаясь не непредвиденные обстоятельства, возникшие в связи с обострением ситуации и угрозой распространения короновирусной инфекции (дополнительные меры по организации режима труда работников, введение новых санитарных норм для эксплуатации помещения, отсутствия достаточного количества персонала), не сможет в дальнейшем исполнять обязательства по оказанию услуг.

Ссылаясь на пункт контракта о праве исполнителя принять решение об одностороннем расторжении контракта, исполнитель просит расторгнуть контракт.

Каковы наши действия (заказчика)? Должны ли мы применить к исполнителю штрафные санкции? Какой документ будет являться основанием для расторжения контракта и кто его должен составить (исполнитель или заказчик)?

Поставщику же в свою очередь необходимо обратить внимание, что при рассмотрении дела в антимонопольном органе ему необходимо предоставить документы, свидетельствующие о том, что им предпринимались все действия, направленные на исполнение контракта.

Это могут быть действия по замене товара, исправлению недостатков работ, при отказе заказчика в приемке товаров, работ, услуг. В случае если исполнитель уверен в качестве поставленного товара, выполненной работы, это может быть проведение независимой экспертизы по инициативе поставщика, оспаривание результатов экспертизы, проведенной заказчиком.

В случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких наименований товара и товар одного наименования заказчик не принимает, то все остальные товары поставщик должен обязательно поставить.

При этом мы неоднократно говорим поставщику, что все взаимодействие с заказчиком при исполнении контракта должно осуществляться поставщиком в письменной форме, любые договоренности, связанные с исполнением контракта, должны подтверждаться соответствующими документами.

Телефонные переговоры не являются доказательством при рассмотрении антимонопольным органом дела о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Однако сама переписка, при отсутствии каких-либо иных действий, направленных на исполнение контракта, со стороны поставщика также не является доказательством его добросовестного поведения.

Также поставщику необходимо фиксировать все действия заказчика, препятствующие исполнению контракта, пояснения из разряда «я привез товар, а он отказался его принимать» при отсутствии каких-либо документов также не будут являться доказательством надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.

Еще одним важным предложением по совершенствованию действующего законодательства являются планы по перенесению всей переписки по вопросам исполнения государственных муниципальных контрактов в Единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение позволит повысить прозрачность и открытость контрактной системы в сфере закупок, что в свою очередь повлечет за собой повышение эффективности защиты прав участников закупки.

Первый шаг в указанном направлении уже сделан: Федеральное казначейство анонсировало внедрение функционала электронного актирования исполнения контрактов в Единой информационной системе.

Как рассчитать пеню за просрочку

Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.

Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки

ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.

С 16 апреля уже можно начислять пеню.

Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.

400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.

Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.

Заказчик просрочил оплату. Суд постановил вернуть долг с пенями

Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.

Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.

Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.

Юристы Тинькофф Бизнеса разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.
Читайте также:  Новые правила оформления инвалидности в 2023 году: упрощенный порядок

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п.

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

При заключении заказчиком любого договора по Закону № 44-ФЗ определяется временной отрезок, в который действует этот договор. На протяжении этого отрезка стороны будут исполнять обязательства, называется сроком действия договора. Этот отрезок ставит временные рамки, тем самым ограничивая стороны выходить за их пределы.

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки» , официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Статья 21. планы-графики

Внимание

Срок исполнения контракта по 44 ФЗ изменить возможно по соглашению сторон, когда стороны добровольным изъявлением подписывают новый документ (дополнительное соглашение), в котором подписывают новый срок исполнения контракта по 44 ФЗ. Аналогично соглашением сторон можно изменить и срок действия контракта по 44 ФЗ.

Другие возможные действия, при которых срок исполнения контракта по 44 ФЗ меняется в одностороннем порядке будут признаны судом недействительны. Срок действия контракта 44 ФЗ напрямую завязан со сроком обеспечения исполнения контракта.

Срок действия контракта 44 ФЗ должен превышать срок обеспечения контракта. Таким образом, при составлении грамотного контракта необходимо различать срок исполнения контракта по 44 ФЗ и срок действия контракта по 44 ФЗ. Неправильная трактовка понятий может спровоцировать негативные последствия.

Статья 44 фз о начале срока оказания услуг

Вместе с тем окончание срока действия контракта ограничивает срок начисления пени, которая рассчитывается только до момента расторжения (прекращения) договора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А56-13262/2007). Подробно вопросы об ответственности заказчика и контрагента рассмотрены в отдельных материалах.

Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов.

Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале. *(1) Часть 1.1 ст.
Закона № 44-ФЗ 13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. Данные поправки вступают в силу со дня официального опубликования документа.

Важно

Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017).

Напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения данного условия наряду с прочими следует из п.п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта*(1). Однако в п.

В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах . Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...