Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоимость карты водителя для тахографа сколько и кто должен оплачивать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причиной того, что водительская карточка была отменена в начале XXI века, является начинавшаяся цифровизация документооборота, которая сопровождалась изменением законодательства. Если раньше сведения о водителе хранились лишь в том подразделении, в котором он получал права, то теперь они попадают в единую электронную базу ГИБДД.
Как получить карту водителя для тахографа
Карточка тахографа для водителя — это пластиковая карта со встроенным микрочипом, которая контролирует работу человека, находящегося за рулем автотранспортного средства.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 указывает, что устройство должно быть установлено на:
- пассажирском транспорте, у которого, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест;
- грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
- автомобилях, осуществляющих международные перевозки.
Правила применения карты и штрафные санкции
Водителю мало знать, зачем нужна карта тахографа — очень важно ее правильно использовать. Алгоритм работы с бортовым самописцем и тахокартой довольно прост, но некоторые аспекты часто становятся причиной нарушений:
- Карточка устанавливается в прибор и активируется сразу после начала рабочей смены. Если до посадки в машину водитель выполнял другие работы, это обязательно должно быть зафиксировано путем выбора соответствующего пункта меню.
- Активация личным ПИН-кодом обязательна. Если на экране не отображается фамилия водителя, значит, карта не активирована или не распознается прибором.
- Некоторые режимы (например, «Вождение») устройство фиксирует автоматически. Другие нужно указывать самостоятельно для более точного учета рабочего времени.
- Любой запуск двигателя автомобиля при отсутствующей карте расценивается как ошибка и фиксируется ы в отчете тахографа.
Правила выдачи водительских удостоверений в 2022 году
Внедрение новых технологий привело к тому, что водителю достаточно лишь раз предоставить все необходимые документы, например, свидетельство об окончании автошколы. После этого все сведения будут храниться в базе ГИБДД в электронном виде.
В Постановлении Правительства РФ № 1095 и Приказе МВД № 995, устанавливающем Административный регламент, к числу необходимых документов отнесены:
- заявление;
- паспорт;
- медицинское заключение по форме 003-В/у (в случае первоначального получения прав, открытия новой категории, замены удостоверения в связи с истечением срока действия);
- свидетельство об окончании автошколы (после обучения в автошколе);
- водительское удостоверение (при наличии).
Права и обязанности держателей карты
После получения карты тахографа через МФЦ, обладатель электронного ключа получает ряд обязанностей, которые должен неукоснительно соблюдать:
- Выполнять требования Российского законодательства, а также требования ЕСТР.
- Предоставлять только верную информацию, сохраненную на электронном устройстве.
- Не допускать нарушения сроков замены чип-карты тахографа.
- При утере или краже незамедлительно подать заявление о случившемся в МФЦ, где был выдан пластиковый носитель.
- Не предоставлять его во временное пользование посторонним лицам.
- Постоянное нахождение электронного ключа у водителя и предоставление его по месту требования контролирующим органам.
- Регулярно (не реже 1 раза в 28 дней) осуществлять процесс выгрузки данных. Он занимает не более 10-15 секунд. Операция выполняется как самими владельцем, так и уполномоченным представителем компании, которой принадлежит транспортное средство.
Водитель имеет право на оформление только одной карты тахографа через МФЦ. При необходимости замены электронной карты старый ключ деактивируется, а взамен него сотрудник компании получает новый.
Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:
В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).
Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.
Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.
При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.
Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.
Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (действует с 01.01.2021 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).
Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Цена, в которую обойдется их выпуск, может различаться не только от типа (СКЗИ и ЕСТР), но и от субъекта, оказывающего данный вид услуги. Также, субъектами хозяйственной деятельности могут предоставляться скидки, для клиентов, заказывающих изготовление карт в массовом порядке.
На сегодня, средняя цена на выпуск карт СКЗИ колеблется от 2000 до 3000 рублей. При этом цена на карты ЕСТР выше и её оформление обойдется в сумму от 3000 до 4500 рублей.
Для транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предоставление услуг в сфере перевозок, важно определиться в каких пределах будет осуществляться предоставление этих самых услуг. При этом, не маловажную роль играет и стоимость.
Важно отметить, что устройства с СКЗИ, предназначены для использования исключительно на внутреннем рынке перевозок. В то время как устройства с ЕСТР адаптированы как для внутренних, так и для международных перевозок.
Карты тахографа могут отличаться между собой исходя из технических особенностей контрольного оборудования, установленного на борт грузового автомобиля. Устройство должно соответствовать регламенту Европейского соглашения касательно принятых норм работы экипажа транспортного средства, обеспечивающего международные грузоперевозки, а также положений и действующих статей «О безопасности колесных транспортных средств». По своей основе карты подразделяются на европейские и российские.
По ключевым видам карты подразделяются на следующие группы:
- карта водителя, которая позволяет получать прямой доступ к устройству и взаимодействовать с ним в режиме реального времени;
- карта предприятия, которая обеспечивает доступ ко всем имеющимся данным устройства;
- карта контролера, при помощи которой осуществляется мониторинг выполнения принятых стандартов и норм водителем при осуществлении обязанностей;
- карта мастерской, при помощи которой осуществляется настройка оборудования.
Каждая из описанных карт имеет собственные ключи для получения доступа к устройствам. Система с абсолютной точностью обеспечивает мониторинг основных показателей, хранение данных.
Цена изготовления карты тахографа
Стоимость производства персональной карты для СКЗИ составляет в диапазоне от 2 до 3 тыс. рублей. Цена тахокарты на базе ЕСТР для водителей обойдется до 5000 рублей. В большинстве центров документы для изготовления карты принимают только при полной предоплате за тахокарту. Ряд предприятий выполняет оптовые заказы тахокарт для работников. На одном транспортном средстве должно быть установлено только одно устройство, что регламентировано законодательством. Данные карты защищены от подделок, нежелательного изменения зафиксированной информации.
При отсутствии карты водителя для тахографа предусмотрены штрафные санкции в размере от 1000 до 3000 рублей. Если транспортная компания была признана виновной, то сумма штрафа может увеличиться до отметки в 10 тыс. рублей. Также предусмотрена ответственность за «несоответствие принятым стандартам установленных тахографов». Оборудование в обязательном порядке должно отвечать принятым Министерством транспорта требованиям. Монтаж устройства также выполняется, исходя из законодательной нормы для аналогичной техники.
Для допуска к работе с устройством используются специальные карты с микрочипом повышенной криптостойкости.
Виды карт:
- Мастера ― для установки, настройки, и калибровки.
- Предприятия ― для получения всевозможных данных с устройства. Позволяет также производить некоторые настройки и устанавливать запрет считывания данных другим пользователям. Карта не является именной. Количество карт для одного предприятия не ограничивается.
- Контролера ― для снятия текущих показаний сотрудниками ГБДД и других уполномоченных органов. Является именной и позволяет снимать любые показания, за исключением информации о маршруте движения.
- Водителя ― для допуска к управлению транспортным средством. При ее утере разрешается работать без карты до изготовления новой с обязательной распечаткой итогов в конце рабочего дня. Карточка является именной, запрещается использование чужой карты.
Карта водителя для тахографа — это специальная пластиковая карта, которая внешне выглядит как пластиковый технический паспорт или водительские права современного образца. Нужно карточка для того, чтобы каждый раз при смене рулевого устройства могло идентифицировать, кто именно сейчас за рулем. Также она оснащена чипом, на которой можно считать информацию с устройства о том, как вел себя водитель в пути. Именно эта карта предоставляется в суде как доказательство. Из вышесказанного следует, что их нужно оформить на каждого водителя предприятия, чтобы их работа с компьютерами была максимально простой и комфортной. К оформлению карт допускаются лица, которые:
- имеют водительское удостоверение на право вождения автомобилей категории C, D, и E;
- достигли 21-го года для автомобилей с разрешенной максимальной массой выше 7,5 тонн и достигшие 18 лет для вождения машин с более низкой массой;
- для пассажирских перевозок не ниже 21-го года и с условием наличия определённого стажа безаварийного вождения;
- не имеют уже выданных карт.
Оформить карту можно в том же офисе где было решено заказать и тахографы. К слову, если одновременно заказывать и тахографы и карты, то интеграция машин в систему займет гораздо меньше времени. Если же карты будут заказываться отдельно, то нужно внимательно следить за тем будут ли они функционировать с вашей моделью устройства. Не редки случаи, что определенная модель требует особенную карту для правильной работы. Также стоит знать, что в машине не должно быть нескольких тахографов — это противоречит законодательству большинства стран, что договорились использовать эти устройства. Относится к картам водитель должен, как и к любому важному документу — переделать их требует значительного времени.
Карты тахографа — это носители информации, которые требуются для соответствующих приборов цифрового типа (прежние, аналоговые тахографы работали с шайбами).
Устройство с цифровым тахографом работает только с картой, при ее отсутствии осуществлять движение запрещено, если данное транспортное средство обязано ездить с тахографом.
Сами эти приборы необходимы на двух категориях транспортных средств, а именно на грузовых автомобилях, вес которых превышает 3,5 тонны и автобусах, в которых обустроено восемь посадочных мест либо любое большее их количество.
При этом они нужны лишь в том случае, если такое транспортное средство принадлежит организации, а ведет его сотрудник, работающий в компании на основании норм трудового права.
Процесс оформления карты: документы и цены
Обе разновидности электронных чипов для работы с бортовыми контрольными приборами производятся на специализированных предприятиях. Срок изготовления зависит от наличия бланков и загрузки завода, так что о получении электронного ключа для работы с тахографом нужно подумать заранее. Среднее время изготовления составляет 10-15 рабочих дней, есть возможность ускорения процедуры при увеличении стоимости.
Для изготовления тахокарты водителю или уполномоченному лицу (представитель транспортной компании либо сторонней организации) нужно предоставить заявление и пакет документов. Перечни документации для карт СКЗИ и ЕСТР отличаются незначительно — в первом случае дополнительно нудно предоставить ходатайство от организации, поскольку речь идет о криптографическом оборудовании.
Список документов включает копии:
- Паспорта.
- Водительских прав.
- ИНН.
- Страхового номера.