Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЖИВОТНОВОДЫ С 1 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ВИД ГОСПОДДЕРЖКИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Субсидию могут получить граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», если они выращивают картофель и овощи в открытом грунте, в том числе из элитных семян.
Кто может получить субсидию?
Государство может возместить расходы:
-
на закупку посадочного материала (из расчёта на 1 гектар посевной площади)
-
производство овощей (из расчёта на 1 тонну реализованных овощей). Имеются в виду расходы на подготовку к реализации (сбор, упаковка, доставка и т. д.).
Что представляет собой «Агростартап»?
Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.
Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.
Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.
Куры денег не клюют. На какую помощь и поддержку могут рассчитывать начинающие фермеры
Бизнесу
/ 18 января 13:30
Быть фермером в наше время модно, но затратно: потребность людей в экологичных продуктах толкает аграриев на освоение новых технологий, и очень недешевых. Но государство спешит на помощь, предлагая деньги и поддержку.
Экомаркеты, рынки выходного дня, фермерские лавки: модные торговые точки с экологически чистыми товарами от местных фермеров постепенно заполоняют города, и это спонсирует государство
Сельское хозяйство в нашей стране с давних времен занимало ключевую роль в экономическом развитии. В Новейшей истории фермерство из способа выживания превратилось в прибыльный, но нестабильный бизнес: по данным Росстата, с 2016 по 2022 годы число сельхозпредприятий сократилось почти на 1 600. Причем больше всего пострадали малые и микропредприятия.
Однако крупнейшие холдинги АПК наращивали свои мощности, увеличивали производство, занимаемые площади и выручку, воспользовавшись сложившейся ситуацией на рынке и государственной поддержкой. Среди лидеров отрасли – всем известные гиганты «Черкизово», «Мираторг», «Данон» и другие.
Что включается в бизнес-план
Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:
- данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
- размеры собственных средств и суммы инвестиций;
- маркетинговый план;
- окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
- аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
- расчеты эффективности КФХ;
- рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.
Обязательные составные бизнес-плана:
- Резюме.
- Приложение.
В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.
Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.
Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.
Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.
Пример ⇓
Выписка из финансового раздела бизнес-плана:
Издержки | Сумма, тыс. руб. | ||
Субсидия | Собственные | Всего | |
Покупка земли | 271,00 | 120,00 | 391,00 |
Покупка строения для свинарника | 520,00 | 230,00 | 750,00 |
Приобретение свиноматок | 122,00 | 54,00 | 176,00 |
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) | 231,00 | 102,00 | 333,00 |
Итого | 1144,00 | 506,00 | 1650,00 |
Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.
Чтобы получить субсидию на сельское хозяйство, подают заявление с пакетом документов в территориальное Министерство сельского хозяйства РФ по месту регистрации фермы. Обращение рассматривается в течение 15 дней. После этого хозяйственник получает ответ.
Необходимые документы:
- заявление;
- анкета;
- бизнес-проект;
- российский паспорт;
- документ, подтверждающий стаж работы в отрасли сельского хозяйства;
- документ об образовании;
- учредительные документы предприятия;
- выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о регистрации в налоговой инспекции;
- банковская выписка из расчетного счета, где указан размер стартового капитала;
- смета;
- соглашение с покупателями на сумму от 30 000 руб.;
- справка о членстве в кооперативе – при наличии;
- рекомендации от местных властей;
- справка о покупке оборудования, скота и т.д.
Субсидии на сельское хозяйство – государственная поддержка фермеров. Получить дотации, гранты вправе каждый хозяйственник, удовлетворяющий условиям программ.
Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие
Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:
- Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
- Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
- Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
- Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
- Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
- Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
- Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).
Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие
Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.
Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:
- Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
- Анкета участника конкурсного отбора.
- Бизнес-план.
- Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
- Любые два из перечисленных ниже документов:
- Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
- Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
- Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
- Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
- Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
- Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
- Подробная смета работ.
- Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
- Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
- Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
- Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
- Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.
Где искать средства на старте?
Когда не хватает денег на развитие бизнеса, самый очевидный выход – подать в банк заявку на кредит. Поручителем может быть Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.
Есть и другие способы получить финансирование, вот только пять из них:
1.Получите грант от Минсельхоза. Министерство ежегодно выделяет средства на развитие сельского хозяйства, в том числе на поддержку начинающих фермеров. Подробнее ознакомиться с доступными программами и правилами получения материальной поддержки вы можете на сервисе Навигатор госуслуг.
2.Найдите инвестора. Такой человек или фонд обычно финансирует интересные идеи и перспективные компании. Инвестор вносит деньги в обмен на долю в деле и получает право участвовать в управлении проектом. Инвесторов подыскивают на специализированных онлайн-сервисах и на конкурсах для начинающих бизнесменов.
3.Воспользуйтесь краудфандингом. Это сбор средств от обычных людей, которым симпатична ваша идея. Для этого есть специализированные площадки, на которых надо максимально интересно презентовать будущую ферму. Кроме того, надо будет придумать вознаграждения спонсорам, которые перечислят деньги на ваш проект.
4.Пригласите партнера. Это человек, который внесет свою долю в дело и будет руководить компанией наравне с вами. Партнера проще всего искать на онлайн-площадках для стартаперов или пабликах бизнес-школ.
5.Участвуйте в конкурсах. Существуют различные конкурсы для малого бизнеса, которые проводят крупные компании в поддержку интересных стартапов. Участие в конкурсе всегда хорошо работает на продвижение проекта. Объявления о подобных мероприятиях можно найти в бизнес-пабликах соцсетей.
Как сэкономить на земле?
Если у вас изначально нет участка в собственности, следует выбрать один из трех вариантов получения земли: покупка, аренда или бесплатное получение надела от государства. Покупка земли с хорошим расположением и коммуникациями потребует значительных вложений. Аренда может быть целесообразна только долгосрочная, если вы планируете строительство фермы, хранилища и других капитальных сооружений.
Немногие фермеры знают, что в России под фермерское хозяйство можно получить землю бесплатно, сначала в аренду, а затем, после пяти лет использования по назначению – перевести в частную собственность. Надел можно будет выкупить у государства за минимальную сумму. Подобрать такой участок можно несколькими способами: обратиться в местный муниципалитет за информацией, принять участие в публичном земельном аукционе или просто найти свободную землю на Публичной кадастровой карте на сайте Росреестра.
После этого подайте в местную администрацию заявку о выделении земли. Укажите цель использования участка, условия передачи его в собственность, причины необходимости получения именно этого надела. Администрация публично размещает извещение о намерении передать землю в аренду и приглашает всех желающих к участию в конкурсе. Если претендентов на участок не появилось, вы получите его без проведения торгов и можете оформлять договор аренды и ставить участок на кадастровый учет.
Как зарегистрировать КФХ
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
Какие налоги придется платить за КФХ
Для КФХ доступны различные режимы налогообложения, предусмотренные законом. Наибольшей популярностью пользуются:
- общая налоговая система;
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Если в налоговую инспекцию в течение месяца после регистрации КФХ не поступило уведомление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то применяется общий порядок. Систему налогообложения можно менять один раз в год. Выбранный режим будет применяться с начала следующего календарного года.
Коллективное фермерское хозяйство, которое использует общую систему налогообложения, отдельно уплачивает все установленные налоги и сборы и сдает соответствующую отчетность. Применение ЕСХН и УСН предусматривает освобождение от уплаты:
- налога на прибыль организаций или НДФЛ;
- налога на имущество;
- НДС.
Остальные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются на общих основаниях. Режим ЕСХН был разработан специально для КФХ. Он предусматривает значительные послабления и льготы для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому фермеру разумно выбрать именно эту налоговую систему.
Субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2022 году
- Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
- Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
- Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
- Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
- Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).
Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.
Субсидия на лпх волгоградская область
Аграрное производство – дело довольно сложное, трудоемкое и ресурсозатратное. Особенно это ощущается в ЛПХ, где вся деятельность осуществляется силами членов семьи, так как ЛПХ не может быть работодателем, согласно закону. Упростить основные операции помогает модернизация, которая, однако, далеко не каждому жителю сельской местности по карману.
- средства используются согласно их целевому назначению и никак иначе;
- общая площадь земель, используемых под ведение ЛПХ, не более полгектара (региональные власти уполномочены увеличивать объем обрабатываемой собственной земли не более, чем в пять раз);
- к деятельности на подсобном хозяйстве не привлекаются наемные рабочие, вся работа выполняется усилиями собственника/пользователя земли и членами его семьи.
Нормативы Всемирной торговой организации (ВТО) разделяют меры государственной поддержки сельского хозяйства на три «корзины».
«Янтарная» — прямые дотации и субсидии. Программы «янтарной корзины» жестко критикуются ВТО, и их доля в развитых странах постепенно снижается. Проблема прямой помощи в том, что неэффективные предприятия не могут правильно использовать субсидии, а эффективные обходятся и без поддержки.
«Голубая» — программы, нацеленные на сокращение производства и искусственное изменение конкурентоспособности в отрасли. Это могут быть отсрочки платежей по кредитам, налоговые льготы, льготные либо беспроцентные кредиты, списание или реструктуризация долгов, перевод долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в разряд государственного внутреннего долга.
Наконец, «зеленая» — меры, не связанные с отраслью напрямую, но все же поддерживающие ее: развитие инфраструктуры сельских районов, научные исследования в области сельского хозяйства, ветеринарные работы, экологические программы, улучшение плодородия почв. Последнюю «корзину» не регулируют рамки международной торговли, и при желании государство может вкладывать в нее неограниченные средства. Как показывает практика, эти меры в долгосрочной перспективе не менее эффективны, чем прямые субсидии. По данным американских исследователей, прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50 % был обеспечен благодаря государственному финансированию тех отраслей науки, что связаны с сельским хозяйством.
Согласно законам ЕС бюджетная поддержка может предоставляться как из государственного бюджета, так и из бюджета автономного образования (округ в Германии, район или департамент во Франции) или федерального государства (земли Германии). Но абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.
Два основных типа господдержки фермеров
В развитых странах существует два основных типа государственной поддержки фермеров. Один чаще применяет в странах Европейского союза, другой — в США.
Европейская экономика социально ориентирована. Господдержка призвана предотвратить возможные социальные проблемы от уменьшения числа занятых в аграрном секторе, сблизить регионы по уровню доходов сельхозпроизводителей, уравнять эти доходы с другими отраслями экономики. Уровень дотаций в странах Европы достигает 50 % и более от валового объема сельхозпродукции. Обычно государство определяет «целевые» цены — ориентировочную стоимость сельхозпродукции и поддерживает их, скупая излишки в случае перепроизводства.
Так, во Франции в сельском хозяйстве занято около 7 % трудоспособного населения. На поддержку аграриев тратится в среднем 38 млрд евро в год. Во Франции расчет суммы дохода, подлежащего налогообложению, производится исходя из данных земельного кадастра, средних показателей стоимости продукции, издержек производства, урожайности сельхозкультур и продуктивности скота. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов.
Продовольственным комплексом Франции управляет Министерство сельского и лесного хозяйства, а также его региональные управления и Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В него входят представители Минфина, промышленники в области переработки и реализации продукции сельского хозяйства, фермеры. Совет регулирует внутренний рынок, выплачивает субсидии на хранение излишков продукции, ее переработку и экспорт, производит закупку сельскохозяйственных продуктов по гарантированным ценам. Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов, которые заботятся об условиях труда и жизни фермеров, а также о сохранении «минимального уровня доходов» даже в случае неурожая или природных катаклизмов.
В принципе прямая «поддержка цен» планомерно снижается с 1990 года, но до сих пор практикуется, особенно если цены на мировом рынке опускаются ниже запланированных. Намного чаще используются финансовые вливания, если хозяйство отвечает определенным требованиям: заботится об экологии, использует отечественную технику и т. д.
В Германии фермеры разделены на три категории по уровню дохода. Те, чей доход невысок, платят самый низкий совокупный налог, который рассчитывается исходя из количества гектаров земли в пользовании. С ростом дохода растет и налог, и сложность его исчисления. Кроме того, существует программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии, цель которой поддержка инвестиционных мероприятий по рационализации труда и улучшению условий жизни. Получить кредит может только сельхозпроизводитель, общие доходы которого не превышают установленных границ. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5 % по кредиту, в традиционных областях — 3 %. Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйства в инвестиции должен начинаться с 10 %. Льготные условия для получения кредита предоставляются молодым людям, которые хотят создать ферму.
В США число занятых на фермах менее 3 млн человек из 130 млн трудоспособного населения страны. Правительство не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы и процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту. Следовательно, в США нет и тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники, как нет и оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров. Впрочем, Министерство сельского хозяйства помогает фермерам реализовывать их продукцию: фермер может во время сильного падения цен сдать свою продукцию по залоговым ценам на хранение государству, а если ситуация с рыночными ценами улучшается, фермер заберет продукт на реализацию и выплатит из выручки полученные от государства денежные средства.
Бюджетные расходы США на сельское хозяйство сильно зависят от экономической ситуации. В годы кризисов они возрастают, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Но в любом случае единовременно используется сразу несколько экономических рычагов поддержки сельхозпроизводителя: платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ.
Фермеры в сельском хозяйстве США не имеют льготной ставки подоходного налога, но большинство из них имеют низкий доход по сравнению с доходами в несельскохозяйственных отраслях и реально платят подоходный налог по минимальной ставке, принятой для всех налогоплательщиков. Однако фермеры имеют ряд других преимуществ: им разрешается уменьшать налогооблагаемую базу, вычитая не облагаемый налогом минимум или выплаты в социальные фонды. В США фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25 % налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. К ним относятся почво- и водоохранные мероприятия, модернизация производства и хозяйственных объектов. Кроме того, они имеют возможность платить налог со среднего за три года дохода.
Подводя итоги, можно сказать, что как бы ни было успешно сельское хозяйство страны, на практике оно всегда пользуется в большей или меньшей степени поддержкой государства, одна из главных задач которого забота об экологии страны и достойной жизни для фермеров.