Цессия — оформление авто на любое физ или юрлицо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цессия — оформление авто на любое физ или юрлицо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Федеральному закону №164, финансовая аренда позволяет лизингополучателю пользоваться автомобилем до истечения срока, предусмотренного договором аренды, однако собственником транспортного средства остается лизингодатель. В случае возникновения необходимости досрочно завершить финансовую аренду автомобиля участники лизинговой сделки могут расторгнуть договор по взаимному согласию и на основании статьи 8 ФЗ №164. Причем инициатором досрочного завершения сделки имеет право выступить любая из сторон – как арендатор, так и арендодатель, и для этого следует воспользоваться таким юридическим инструментом как переуступка прав на предмет лизинга.

Переуступка права в автолизинге

Эта процедура в юриспруденции называется цессией и представляет собой передачу права пользования находящимся в аренде транспортным средством третьему лицу. В результате цессии, при возникновении собственной необходимости или по инициативе арендатора, лизингодатель передает автомобиль новому арендатору и прекращает взимать арендные платежи с лизингополучателя по первичному договору.

Причинами для досрочного расторжения лизингового договора по инициативе арендодателя могут стать:

  • необходимость вернуть лизинговое имущество для привлечения денежных средств;
  • переуступка задолженности лизингополучателя другому арендодателю;
  • специфика коммерческой деятельности компании.

Арендатор может инициировать переуступку лизингового автомобиля по следующим причинам:

  • невозможность далее выплачивать лизинговые платежи;
  • возникновение задолженности по арендным платежам перед лизингополучателем;
  • отсутствие необходимости далее использовать лизинговый автомобиль;
  • увеличение расходов арендатора в связи с капитальным ремонтом лизингового транспортного средства.

Документы для договора цессии

Так как видов сделок несколько, то и набор документации, требуемой для подтверждения правовых оснований также разниться.

Сам договор носит первостепенную важность. Он заключается между цедентом и должником изначально. Например, если мы разберём ситуацию, когда долг должен вернуть покупатель поставщику, то этим договором будет служить контракт на поставку, либо же договор купли-продажи.

Вторым по важности документов в делах о передаче долга становится акт сверки взаиморасчётов.

Потом идут расходные и приходные документы, с помощью которых можно подтвердить или опровергнуть наличие долга.

В случае, когда речь заходит о долге перед банком, то во главу угла ставится кредитный договор соответственно. К такому основанию можно дополнительно прилагать графики выплаты долга, бумаги, подтверждающие согласие со сроками уплаты, выписки по счетам и так далее.

Договор переуступки долга также может сопровождаться дополнительным соглашением. Это нужно делать, в случае наличия условий каких-либо условий, которые не вошли в официальный изначальный договор.

Уведомление должника о замене кредитора

Хотя должник не является собственно стороной договора цессии, но в правоотношениях при передаче права требования он участвует, в связи с чем он обязательно должен быть поставлен в известность о замене кредитора. Основным риском для должника будет выполнение обязательства прежнему кредитору, в то время как последний уже передал свое право требования другому лицу.

Гражданский кодекс регулирует этот вопрос следующим образом:

  • должник должен быть письменно уведомлен о переходе права требования к нему другому лицу, причем сообщить об этом может как первоначальный кредитор, так и новый;
  • если должник не получил такого уведомления, то риск невыполнения обязательства перед надлежащим лицом несет новый кредитор;
  • должник имеет право не выполнять обязательство перед новым кредитором, пока не получит от него доказательств перехода требования (в частности, договора цессии), однако если соответствующее уведомление передано от первоначального кредитора, то должник не имеет права требовать документов от цессионария.

Приведем пример договора цессии. Клиент заключил договор с лизинговой компанией и получил свой автомобиль. Права на автомобиль, при этом, остаются у лизинговой компании, клиент имеет право только владения и пользования транспортом, но не может распоряжаться им полностью, например, не сможет его продать. Через некоторое время, клиент хочет переоформить свой автомобиль на другого человека (например, на родственника или на друга/коллегу), лизинговая компания предлагает заключить договор переуступки лизинга. Клиент же, в свою очередь, обращается в лизинговую компанию и подает запрос на переоформление договора лизинга на третье лицо. После подачи всех документов лизинговая компания рассматривает их, проверяет на корректность заполнения. Если какие-то условия при подаче документов не выполнены, лизинговая компания вправе вернуть пакет документов на доработку. При положительном решении заключается трёхстороннее соглашение между лизинговой компанией (лизингодателем), клиентом (лизингополучателем) и новым, будущим владельцем авто.

Кроме того, при оформлении договора цессии на физическое лицо клиент не платит налог на прибыль при продаже автомобиля (в тех случаях, когда договор лизинга меньше срока амортизации).

А нужно ли согласие должника при заключении договора цессии?

Да, в определенных случаях, установленных законом или договором, цессионарий или цедент должен получить согласие должника на уступку права требования (п.2 ст.382 ГК РФ).

Например, не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п.2 ст.388 ГК РФ).

Читайте также:  Уголовная амнистия. Изучаем перспективы на досрочное освобождение в 2023 году

Также без согласия всех участников невозможна уступка права требования по договору о совместной деятельности. При этом согласие может быть предусмотрено как самим договором простого товарищества, так и последующим соглашением сторон (п.4 ст.388 ГК РФ, п.4 информационного письма Президиума ВАС РФ №56 от 25.07.2000 г.).

Процедура заключения договора цессии

Процедура оформления переуступки происходит следующим образом: между дольщиком и покупателем заключается соответствующий договор со ссылкой на ДДУ, в документе указываются характеристики объекта недвижимости, стоимость, а также фиксируется факт выполнения дольщиком своих финансовых обязательств перед застройщиком.

«Девелопер должен передать покупателю подтверждающие оплату документы. Если квартира куплена в ипотеку, требуется представить справку об отсутствии обременений», — подчеркивает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Если ДДУ не оплачен в полном объеме, оформление переуступки возможно только при получении согласия от застройщика. В этом случае также потребуется включить в договор переуступки положение о переходе долга к новому дольщику, добавляет Надежда Коркка. Затем происходит подписание документации (в том числе передаточного акта), и договор направляется на регистрацию в Росреестр. После этого покупатель рассчитывается с продавцом. Вместе с правами требования новый дольщик получает от прежнего оригинал ДДУ.

Стоит ли переуступать права требования на выплаты от страховой?

Например, такое иногда предлагают автоюристы.

Согласно гражданскому законодательству, граждане свободны в заключении договора и побуждение к таким действиям не допускается. Заключая договор цессии, необходимо взвесить все преимущества и недостатки данного договора для Вас.

Преимуществами договора цессии являются: возможность ограничить себя от траты времени и денег на судебные разбирательства; быстрое получение денег; возможность не связываться со страховой компанией (например, по вопросам отказа в выплате, затягивания сроков выплаты и т. д).

Недостатки — получение только части суммы (обычно не очень большой); возможность столкнуться с мошенниками («чёрными» автоюристами); наличие в договоре цессии условий, ущемляющих Ваше положение, и т. д.

Сейчас процесс получения страхового возмещения стал существенно проще, и мы не рекомендуем заключать договор цессии (переуступки прав) с непроверенными людьми/компаниями.

В Российском союзе автостраховщиков мне дали такой ответ:

«Переуступка права требования по договору страхования за вознаграждение практически лишает страхователя реального понимания о размере возмещения за убыток от страховой компании.

Для автоюристов заключение договора уступки права требования (договора цессии) — это бизнес, на котором они зарабатывают, и, естественно, из той величины возмещения, которую страхователь полностью мог бы получить в свою пользу, автоюристы вычитают свой интерес.

Основные причины, по которым не рекомендуется заключать договор уступки прав требования с автоюристами, следующие:

  • во-первых, с большой вероятностью, от страховой компании вы получили бы выплату в большем размере, а ещё лучше страховая компания отправит ваш автомобиль на ремонт, где его приведут в доаварийное состояние;
  • во-вторых, недобросовестные автоюристы, как правило, используют схемы, которые позволяют им обратиться в суд с большим иском за счёт приписки (фальсификации) дополнительных повреждений. Если такой автоюрист обратится в суд и получит со страховщика штрафы, пени и неустойки, то 13% с этих выплат со страхователя потребует налоговая инспекция, и вами могут заинтересоваться правоохранительные органы, когда выяснят фальсификацию;
  • в-третьих, ваши персональные данные недобросовестные автоюристы могут использовать и в других неизвестных вам схемах.

С 1 июня 2019 года в части автострахования работает институт финансового омбудсмена, обращение к которому обязательно в случае возникновения спора со страховщиком».

Какие документы прикладываются

После того, как соглашение о переходе прав на страховую выплату заключено, страхователь обязан передать «новому кредитору» следующий перечень документов:

  • постановление и протокол о совершении административного правонарушения, если дорожная авария оформлялась при содействии сотрудников ГИБДД;
  • справку о дорожном происшествии. Документ можно получить в подразделении автоинспекции, которое зафиксировало факт ДТП;
  • заполненное извещение о ДТП, если авария оформлялась водителями самостоятельно;
  • заключение независимой экспертизы по оценке полученного ущерба с полным описанием повреждений автомобиля и предварительным расчетом суммы страховой выплаты;
  • письменный отказ страховщика в компенсации (если страховая организация приняла такое решение);
  • документы, подтверждающее частичное получение страховой выплаты (выписка с расчетного счета, справка из банка и так далее);
  • копию письменной претензии и ответ страховой организации (если такие действия выполнялись страхователем самостоятельно).

Дополнительно могут потребовать копии:

  • полиса обязательного автострахования;
  • водительских прав;
  • свидетельства о регистрации автомобиля.

К договору цессии по ОСАГО должны прилагаться необходимые документы, подтверждающие наступление страхового случая. Каждое соглашение по передаче прав по требованию возмещения страховых выплат индивидуален.Но обычно такими документами являются:

  • документы, выданные страховой компанией, об уплате частичного возмещения ущерба или об отказе на выплату;
  • постановление об административном правонарушении в случае его оформления;
  • справка формы 748 из ГИБДД об участии в аварии;
  • документы об осмотре и оценки автомобиля.

Верховный суд оставил автоюристов без выплат

Права потерпевшего на страховые выплаты по ОСАГО не могут передаваться по договору уступки требования, решил пленум Верховного суда – во вторник пленум утвердил поставление о применении законодательства об ОСАГО. Но это не касается присужденных судом компенсаций морального вреда и штрафов – они по-прежнему могут быть переданы по договору уступки права требования любому лицу, говорится в документе, который Верховный суд предоставил «Ведомостям».

Читайте также:  Образец 3-НДФЛ при продаже автомобиля за 2022 год — заполнение в 2023 году

Потерпевший должен вначале получить всю сумму, а уже после отдать часть денег представителю, пояснил судья и секретарь пленума Верховного суда Виктор Момотов (его цитаты – по «Интерфаксу»). «Нужно, чтобы потерпевший сам мог распорядиться этими средствами. Зачастую все складывается по-другому, – описал ситуацию Момотов, – представители предлагают конкретную сумму, а все остальное забирают себе».

Недобросовестным автоюристам теперь станет сложнее получить деньги со страховщиков, считает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. К недобросовестным он относит тех автоюристов, которые приезжают на место ДТП и выкупают права требования у потерпевших, например, за 50 000 руб., после чего через суд взыскивают со страховщика существенно большие суммы, а разницу кладут себе в карман. «Теперь же выходит, что большая часть из этих средств будет уходить непосредственно потребителю услуги ОСАГО, – радуется Уфимцев. – И посреднику нужно будет найти аргументы и объяснить, почему, выиграв в суде 200 000 руб., он отдает потерпевшему 50 000 руб., а себе оставляет 150 000 руб. Крайне сложно будет доказать, что его услуги стоят так дорого».

Вы попадаете в ДТП, вашей вины нет. Звоните на горячую линию страховой компании, чтобы получить возмещение или ремонт по ОСАГО. Вас отправляют на осмотр к «посредникам» — оценщику или аварийному комиссару. В офисе этой компании вам объясняют, что выплаты от страховой на ремонт точно не хватит, придется доплачивать. Далее вам предлагают подписать договор цессии на ремонт авто — якобы так ремонт получите быстрее. По этому договору оценочная компания или сам сервис обязуется организовать для вас ремонт авто, а вы взамен уступаете им право требовать выплату со страховой компании. После подписания договора вас будут кормить обещаниями, и сроки ремонта сильно затянутся.

В конце концов с вас потребуют доплату за ремонт, потому что деньги, полученные от страховой, уже закончились.

Например, у читательницы Кота-юриста Галины такая история приключилась с Согазом.

Законодательное обоснование

В первой части Гражданского кодекса в 382 статье прописан переход требования третьему лицу по сделке. Также указано, что должник не может препятствовать переходу права, если это не предусмотрено договором (займа, страховки и другого). Если цедент не уведомил должника о переуступке требования, то все риски, связанные с данной ситуацией, берет на себя цессионарий. Переуступить, согласно 384 статье, можно весь объем прав или часть, при условии, что обязательство делимо.

Должник не может подвергать сомнению свои обязательства перед новым кредитором, если информация о переуступке прав получена от первоначального кредитора. В противном случае должник вправе требовать от цессионария доказательств получения прав требования (статья 385). В 388 статье ГК РФ прописаны условия цессии, согласно которым переуступка права требования без одобрения должника не правомерна, если личность кредитора имеет существенное значение. Статья 389 предписывает составление договора в письменной форме, его госрегистрацию, если это требуется по закону.

Подводные камни договора цессии

Уже ни для кого не секрет, что на улицах городов России работают так называемые Аваркомы (аварийные комиссары — ред.). Некоторые из них работают «по старинке», оказывая помощь в составлении извещения о ДТП и в сборе документов, необходимых для обращения в страховую компанию, получая за это минимальную сумму, от 1000 до 1500 рублей.

А есть такие, которые пользуясь растерянностью и состоянием шока, попавшего в беду человека, оформляют с ним договор цессии (уступки права требования).

Вот о них-то и пойдет речь в моей статье. Сразу хочу оговориться, что я лично не испытываю никаких неприязненных отношений к этим людям, у каждого своя работа и каждый по-своему зарабатывает себе на хлеб с маслом. Цель моей статьи – обратить внимание автомобилистов на то, что у каждой медали есть две стороны. А теперь обо всем по порядку.

Аваркомы предлагают потерпевшему «выкупить» его долг страховой компании за определенную плату. Варианты различные, от предложения денежных средств на месте, до полного выкупа поврежденного автомобиля. За это потерпевший, который должен быть владельцем поврежденного автомобиля, подписывает с ними договор цессии, уступая право требования страхового возмещения у страховой компании, а также оформляют нотариальную доверенность на сотрудников компании Аваркомов, доверяя им не только представлять свои интересы в страховых компания, ГИБДД, на почте и в судах, а еще и получение денежных средств, страхового возмещения и присужденного имущества.

Но, многие даже не догадываются о том, что, подписывая такой договор, они уступают Аваркому не только свое страховое возмещение, а гораздо большее. Цель автоюристов максимально использовать «страховой случай» и по возможности отсудить у страховых компаний штрафы и неустойки, ради которых и придумана вся эта схема.

Вот тут-то и начинается все самое интересное. Человек получил возмещение за поврежденный автомобиль, его все устраивает, он оправился от шока и начинает ремонт авто, а может и вовсе избавился от него и перекрестился… Аварком же нацелен на получение дополнительных бонусов, штрафов и неустоек, от имени потерпевшего, конечно. Я не буду подробно расписывать, каким образом они этого добиваются, у всех подход разный, цель моей статьи уберечь автовладельцев от подписания такого вида договора, или же, если у них все же есть необходимость реализации поврежденного авто, или же нет никакого желания заниматься получением страховой выплаты, то быть максимально внимательным и осторожным.

Читайте также:  Оформление визы в Лаос для граждан России: визовый и безвизовый въезд

Для того чтобы получить штрафные санкции, обладатель договора цессии убирает его в сейф, и нигде и никому не показывает. Заявление в страховую компанию и дальнейшее обращение в суд оформляются от имени автовладельцев, подписавших цессию (уступку права требования). Все бы было ничего, и Аваркомы бы работали так и дальше, но суды стали более внимательно рассматривать такие категории дел. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда, административный материал, составленный сотрудниками полиции в отношении виновника, при рассмотрении гражданского дела в суде не имеет преюдициального значения. То есть, говоря простым языком, виновник, при грамотном подходе и привлечении специалистов к участию в деле, может стать также и потерпевшим. Пусть не на все сто процентов, пусть на пятьдесят, но это в корне меняет ситуацию.

Бывший потерпевший, который давно забыл про свое ДТП, через год или два, узнает от судебных приставов, что должен бывшему виновнику своего ДТП определенную сумму денег, а может быть, эту определенную сумму уже даже сняли у него со счета, и он узнает об этом от сотрудника банка.

Почему так может получиться? — спросите вы меня. И я вам отвечу, что в любом ДТП виноваты оба водителя, если только это не наезд на стоящее авто. Почему оба? Да потому что водитель, севший за руль своего автомобиля, как говорил мой инструктор из автошколы ДОСААФ, «уже виноват», потому что, управляя автомобилем, водитель управляет источником повышенной опасности и несет ответственность перед всеми, кому может причинить вред, а если, не дай Бог, будет наезд на пешехода, даже если будет установлена вина последнего, водитель все равно будет отвечать перед ним, согласно Гражданскому кодексу.

Но сейчас не об этом, а о том, что при грамотной защите в суде виновник ДТП может назначить автотехническую экспертизу и поставить перед экспертами вопрос о том, имел ли второй водитель, бывший потерпевший, техническую возможность предотвратить столкновение. И как правило, в большинстве случаев эксперты отвечают, что да, имел.

Как? — спросите вы. Да, очень просто. В правилах дорожного движения есть несколько пунктов, которые мы с вами, управляя автомобилем, можем нарушать постоянно, даже не предполагая и будучи очень ответственным и дисциплинарным водителем.

Первый и самый распространённый вид нарушения, это пункт 10.1 ПДД РФ, согласно которому, управляя автомобилем, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности — видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Смоделируем ситуацию. Вы двигаетесь по дороге, вдруг перед вами внезапно, как вам показалось, появляется другой автомобиль, выехавший из двора, резко перестроившийся из другого ряда, да и просто, выехавший с полосы встречного движения. Правила предписывают вам, что можно только тормозить, крутить руль влево-вправо — запрещено. Соответственно, применив специальные познания, эксперт-автотехник вычисляет, имели ли вы техническую возможность в момент обнаружения этого автомобиля, возникшего перед вами, остановить свое транспортное средство в строгом соблюдении пункта ПДД. И очень часто оказывается, что имели. На дороге очень много «если» — если бы не было снега, то я бы успел затормозить; если бы я не слушал громкую музыку, а бы был внимательнее, мне бы хватило времени для остановки, если бы я вовремя сменил резину, то все было бы иначе… И вы сами, и без меня, это знаете.

Еще один волшебный пункт правил, который мы частенько нарушаем, даже не задумываясь об этом, пункт 9.10 ПДД РФ: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»

. А ведь в городе при таком плотном движении транспорта так сложно это сделать, правда? Мы сами, того не замечая, постоянно «жмемся» к впереди идущему автомобилю, когда торопимся, не обращаем внимания, что по разметке три полосы для движения в одном направлении, и выстраиваемся и в пять, и шесть полос на оживленном перекрестке, правда ведь? С кем такого не было?

Поэтому-то и получается, что невиновный, согласно документам ГИБДД, становится виноватым в суде.

Но вернемся к бывшему потерпевшему, которому пришло «письмо счастья» от пристава или который вдруг внезапно лишился части своих сбережений.

Начиная разбираться, этот человек узнает, что когда-то в суде был процесс, на который он, получив судебное извещение, не пошел, так как сотрудник фирмы Аваркомов сообщил ему, что все нормально, у нас же с вами договор, и мы все сделаем, не переживайте. И человек не переживал, забыл про это.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...