Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пошаговая Инструкция По Реорганизации В Форме Преобразования Спк В Снт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дачный потребительский кооператив – это организация, которая учреждена гражданами добровольно. Она содействует всем участникам, помогая решать сложные социальные задачи садоводства и огородничества.
Садоводческий потребительский кооператив отличие от СНТ, садово товарищеское общество
Федеральный Закон от 29.07.
2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» не содержит упоминания о потребительских кооперативах дачников, как об отдельной категории потребительских объединений.
Вопрос о нормативном регулировании деятельности ДПК в данном законе не решен. Вообще, намерения законодателя относительно юридической судьбы объединений, созданных после 1 января 2020 года, непонятны.
Дело в том, что с 1 января 2020 года гражданское законодательство более не предусматривает такую организационно-правовую форму, как дачный потребительский кооператив. Поэтому после указанного времени ДПК уже не создаются. Объединения, сформированные до начала 2020 года, обязаны привести свои уставы в соответствие с требованиями № 217-ФЗ.
Федеральный Закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ранее регулирующий деятельность дачных потребительских союзов, в настоящее время отменен. В связи с этим деятельность указанных организаций регулируется положениями № 217-ФЗ о садовом некоммерческом товариществе (СНТ), несмотря на то, что ДПК и СНТ – совершенно разные организационно-правовые формы.
Создание потребительского кооператива
Процесс создания и функционирования этих объединений, как, впрочем, и всех других, регулируется законодательством РФ. В качестве правового регулятора здесь выступает Федеральное законодательство, специальные НПА, а также ГК РФ.
Средства для своей работы кооператив получает в виде взносов, которые делают участники.
Учредителями подобного кооператива могут быть любые граждане начиная с 16 лет. В состав учредителей должно входить не менее 5 обычных граждан либо не менее трех юрлиц.
Потребительские кооперативы решают ряд следующих задач:
- Создание различных торговых организаций с целью обеспечения материальных подробностей участников общества;
- Для заготовительной, производственной или какой-либо другой деятельности;
- Для оказания производственных и бытовых услуг членам потребительского общества.
Права участников:
- Добровольно вступать в кооператив и выходить из него;
- Избираться в органы управления кооперативом;
- Вести ту деятельность, которая помогает достичь целей, поставленных перед кооперативом;
- Получать выплаты, которые положены участникам;
- Реализовать свои товары или продукцию через потребительское общество;
- Обучаться в учебных заведениях потребкооперации;
- В случае нарушения своих прав и интересов обратиться за защитой в судебные органы.
Правила и особенности ликвидации кооперативов
Ликвидация организации проходит в соответствии с законами, относящимися к конкретному виду кооператива. Основанием для этого служит, как правило, собственное решение учредителей. По их решению ликвидировать кооператив можно либо по истечении срока службы, установленного для той или иной формы кооператива, либо по достижении установленных им целей.
Также кооператив может быть ликвидирован судом. Это возможно при соблюдении хотя бы одного из условий:
- нет лицензии или разрешения для проведения деятельности
- выявлены нарушения закона, которые невозможно устранить;
- осуществлялась запрещенная законодательно деятельность;
- организация признала себя банкротом.
Пути повышения доходности
Увеличение доходов | Снижение расходов |
|
|
К специфическим чертам создания СПоК относится достижение членами кооператива взаимной договорённости по следующим вопросам:
Сущность деятельности кооператива. Члены должны чётко осознавать, в чём именно будет состоять эффект масштаба и за счёт чего он возникнет. Данный аспект должен быть отражён в технико-экономическом обосновании деятельности кооператива (ТЭО, иногда используется термин «бизнес-план»).
Источники финансирования деятельности кооператива. Кооператив может финансироваться или членскими взносами, или за счёт наценки (по аналогии с коммерческой организацией), или совмещать оба этих способа. Выбор конкретной формы зависит от специфики кооператива. Если все его затраты легко заранее просчитать – лучше использовать членские взносы, в ином случае лучше использовать торговую наценку, величина которой будет ежегодно корректироваться членами с тем, чтобы наценка максимально соответствовала величине расходов кооператива.
Управление в кооперативе. Необходимо определить, кто будет осуществлять текущее руководство кооперативом и на каких условиях.
Структура и полномочия органов управления и контроля сельскохозяйственного кооператива подробно описаны в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации».
Органы управления и контроля должны быть сформированы на организационном общем собрании. Кооператив дополнительно может нанять исполнительного директора, наделив его отдельными полномочиями исполнительных органов. В кооперативе может быть принят на работу главный бухгалтер – но его может и не быть, соответствующие обязанности может возложить на себя председатель или исполнительный директор.
В целом административно-технический персонал, как и у любой иной организации, формируется, исходя из потребностей. Сотрудники потребительского кооператива не обязаны быть его членами.
Устав должен не копировать нормы Закона, а конкретизировать условия деятельности кооператива, права и обязанности его членов, особенности использования имущества (тогда как закон даёт общие решения данных вопросов).
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы обязаны исполнять требования Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Все кооперативы (кроме СПКК) могут вести упрощённый бухгалтерский учёт, включая составление упрощённой бухгалтерской (финансовой) отчётности. Бухгалтерская (финансовая) отчётность кооператива подлежит утверждению Общим собранием после её проверки ревизионным союзом и представляет в Инспекцию ФНС один раз в год, до 1 апреля.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы исчисляют налоговую базу по тем же правилам и уплачивают налоги по тем же ставкам, что и хозяйственные общества, товарищества, индивидуальные предприниматели. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%, могут применять режим налогообложения «единый сельскохозяйственный налог».
Таким образом, налогообложение СПоК имеет минимальные отличия от других предприятий той же специализации:
- может применяться общая система (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
- может применяться УСН по базе «доходы» или «доходы-расходы» (как и любым перерабатывающим или торговым предприятием);
- в отдельных вышеуказанных случаях может применяться ЕСХН.
Выбор конкретной системы налогообложения для применения в СПоК должен совершаться исходя из специфики деятельности кооператива.
Кооператив зарегистрирован!
- Цель создания определена.
- Экономика обсчитана.
- Членская база сформирована.
- Правила расчёта взносов утверждены.
Что дальше?
1 Выписать членам счета на оплату обязательного паевого взноса.
Паевой фонд членами оплачен!
2 Кооператив приобретает имущество, необходимое для ведения деятельности.
Возможны варианты (инвестиционный этап может включать в себя):
- Обращение за кредитами и займами
- Получение техники на основе лизинга
- Обращение членов кооператива за государственной поддержкой (в форме гранта «Агростартап» с внесением части средств в неделимый фонд)
- Обращение кооператива за государственной поддержкой (в форме субсидии на приобретённую технику для совместного использования)
Как садоводческий потребительский кооператив поменять на СНТ
В соответствии с ФЗ-217, могут быть только Садоводческие некоммерческие товарищества и Огороднические некоммерческие товарищества. У нас сейчас Садоводческий потребительский кооператив. Необходимо привести ОПФ в соответствие с указанным ФЗ. Начальник рег. отдела налоговой сказал, что должна быть реорганизация. Я конечно не ставлю под сомнение его компетентность, но вопросы возникают, на которые он ссылается на закон.
Вопросы такие. Можно ли поменять ОПФ по 13-й форме? Мы же не по своей прихоти ее меняем, а приводим в соответсвие. Столько садов нужно сейчас перерегистрировать и неужели всем необходимо делать реорганизацию? Есть ли упрощенный порядок изменения ОПФ? если по 13-й форме, какой пакет документов необходим? По срокам подавать документы нужно до 19-го года или после (когда уже вступит в силу)? Если это все же реорганизация. какой порядок, также какие док-ты и сроки?
— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных хозяйственных операций (получение (предоставление) кредитов и займов, осуществление финансовых вложений и др.);
1. Ликвидация является способом прекращения юридического лица. В п.1 ст. 61 ГК РФ говорится о двух видах ликвидации юридического лица: добровольной и принудительной (по решению суда), и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Пятая глава Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения по государственной регистрации образованных в результате реорганизации юридических лиц. В ст .14 данного закона указан пакет документов, обязательно представляемый при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
5. Принцип правопреемства распространяется и на членство в объединении. С момента государственной регистрации члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Положения устава вновь образованного юридического лица-правопреемника реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, правила и нормы иных локальных актов, касающихся сферы деятельности данного объединения, распространяются на членов и обязательны для исполнения.
— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
Ликвидация кооператива представляет собой сложную процедуру. При принятии общим собранием кооператива решения о его ликвидации кооператив незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Сама ликвидация производится назначенной кооперативом ликвидационной комиссией, а в случае ликвидации кооператива по решению суда — ликвидационной комиссией, назначенной судом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами кооператива.
В России существовало большое разнообразие артелей и начиная с 1799 г. для регулирования их деятельности было принято несколько законодательных постановлений. Но отдельные виды артелей, например артели нищих, возникали явочным способом и оставались вне закона. В отношении многих других артелей законодательство допускало образование их как на основании соглашения их членов, так и путём утверждения устава. Причём сам порядок представления и утверждения устава не был определён. Большинство артелей, пользуясь законодательным разрешением общего характера, действовало на основании обычного права.
Разрешительный способ учреждения кооперативов длительное время применялся практически во всех странах. Суть данного способа состоит в том, что для организации кооператива его учредители должны получить в установленном порядке разрешение органа, специально уполномоченного государством. Разрешительный способ зачастую порождает ряд неудобств для учредителей кооперативных обществ, увеличивает сроки утверждения уставов обществ и открытия их операций, замедляет темпы кооперативного развития.
Как правило, кооперативы создаются на неопределенный срок. Несмотря на это жизненные обстоятельства (конкретные основания) иногда делают необходимой, а то и неизбежной реорганизацию и ликвидацию кооператива. Причём для ликвидации кооператива, как и для его образования, не требуется ни предварительного разрешения, ни согласия государственных органов.
Самые ранние кооперативы в некоторых странах создавались в явочном порядке, без санкции органов государственной власти. Так, французское законодательство конца XVIII в. запрещало образование всякой профессиональной ассоциации с числом членов свыше 20 человек. Но когда в 1820-х годах в Париже появились мелкие (с числом членов менее 20 человек) ассоциации взаимопомощи рабочим одного и того же промысла, новый закон 1834 г. приостановил и это движение. Учредителей кооперативных товариществ французские власти стали преследовать в уголовном порядке. Удивительно ли после этого, писал И. М. Кулишер, что большинство товариществ возникало тайно, в явочном порядке, без разрешения властей.
У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!
Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.
Чтобы провести присоединение садового товарищества к сельскому поселению, необходимо пройти довольно длинный путь. Если причина присоединения садового товарищества заключается в решении его членов или управляющих органов, необходимо провести общее собрание или заседание коллегиального органа управления. В протоколе собрания (заседания) должна быть задокументирована воля членов товарищества или органа управления (с данными голосования). Затем необходимо обратиться в местную администрацию, где будет предложен план дальнейших действий.
В случае ликвидации дачного товарищества и присоединения его к сельскому поселению владельцы земельных участков и возведённых на них строений остаются полноправными хозяевами своих наделов и домов; изменение организационной формы товарищества никак не влияет на право собственности.
Большая дачная реформа: все лишние СНТ ликвидируют
А вообще такая практика, когда одно СНТ распадается на два и более юридических лица, происходит чаще всего из-за пробелов в управлении СНТ. В Московской области около 350 СНТ были созданы таким образом. Теперь им придется договариваться, как жить дальше: объединяться либо оформлять цивилизованный раздел на два.
— Во-первых, нужно выбрать банк, который был бы удобен всем владельцам участков в товариществе, и открыть там счет. Потому что с 1 января все взносы должны поступать в СНТ безналичным путем. Во-вторых, нужно уточнить реестр членов СНТ, перечень земельных участков, привести количество членов правления в соответствии с новым законом. Их должно быть не менее 3 человек, но не более 5% от списка членов товарищества. В целом никаких революционных изменений с 1 января 2022 года не будет. Самое главное — не нужно торопиться с уставами: все они действуют до их первого изменения. Это значит, что устав можно изменить и в 2022-м, и в 2023 году.
— Если на одной территории СНТ было создано второе юридическое лицо, но без земли, то это юрлицо подлежит ликвидации. Либо территорию придется поделить через процедуру полноценной реорганизации одного СНТ в два юридических лица. Но должен предупредить, что благодаря новому дачному закону с 1 января 2022 года земли общего пользования в товариществе не подлежат разделу и размежеванию.
— С 1 марта 2022 года все капитальные неоформленные строения на землях ИЖС и СНТ могут быть признаны самостроем с применением санкций — от штрафа до сноса, если постройка не соответствует градостроительным нормам. Чтобы этого не случилось, собственник должен своевременно уведомить органы местного самоуправления о планируемом строительстве или реконструкции дома, об изменении его параметров. В течение 7 календарных дней власти должны дать ответ: соответствуют ли параметры указанного строения требованиям законодательства? Если все в рамках закона, можно приступать к строительству. Но такая упрощенная форма разрешения на строительство возможна только для домов не более 500 кв. м. Для домов большей площади придется согласовывать проект в Госстройнадзоре.
— Примерно 30–35% садовых товариществ успели открыть расчетные счета в банках и ведут свою хозяйственную деятельность с помощью безналичных расчетов. Еще около 30% используют смешанную систему платежей — наличные и безналичные. И ничего страшного не произошло. Председатели снизили расходы на кассиров в СНТ, получили банковские карточки, поэтому при необходимости у них есть возможность оплачивать стройматериалы в магазинах и расплачиваться с рабочими. А рядовые члены товарищества могут теперь платить взносы так же, как платят за услуги ЖКХ — со своей банковской карты. Есть еще такая форма внесения взносов, как взаимозачет. Например, по согласованию с правлением несколько соседей на сумму взносов покупают машину щебенки или асфальтной крошки. Составляется акт — все прозрачно и законно. Кстати, по новому закону устанавливаются только два вида взносов — ежегодный членский взнос и целевой, а вступительные, дополнительные, паевые взносы, которые были раньше, упраздняются.
Дело ТСН «Москвичка». Постановление 8ААС от 13.06.2022 по делу №А70-7853/2022:
«. Поэтому указание в Уставе ТСН «Москвичка», утвержденном 07.08.2022, о том, что СТ «Москвичка», зарегистрированное в 2012 году является правопреемником СТ «Москвичка», осуществляющего свою деятельность с 1982 года (пункт 1.2 Устава); ТСН «Москвичка», в свою очередь, является правопреемником СТ «Москвичка» (пункт 2.1 Устава), факт правопреемства не подтверждает. »
На практике данный вопрос решали следующим образом. Создавалось вновь созданное СНТ и регистрировалось в ЕГРЮЛ путем подачи в регистрирующий орган формы 11001. При этом в уставе вновь созданного юридического лица прописывалось, что вновь созданное СНТ является правопреемником СНТ, созданного до 2002 года. Далее подавались документы на получение земли и оформление права собственности.
Принятый в 1990 году Закон РСФСР от 23.11.1990 г. №374-1 «О земельной реформе» о признал частную собственность на землю. Важнейшим положением данного закона является прекращение права пользования землей для предприятий с 01.02.1993 г. Таким образом, предприятия обязаны были переоформить права в отношении земель коллективных садов и передать земли гражданам для ведения садоводства в коллективную (совместную или долевую) собственность до февраля 1993 года.
Местные власти обязаны были переоформить права на землю с землепользователями с 01.02.1993 года актами местных администраций. С 1994 года выделяемые садоводческому товариществу земли состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих товариществ и из з\у, находящихся в пользовании (собственности) членов садоводческого товарищества (СТ.).
«. Как следует из заявления, а также выписки из ЕГРЮЛ от 11 мая 2012 года, Садоводческое некоммерческое товарищество «Тимофеевское-2» является вновь созданным юридическим лицом, которому лишь 04 мая 2008 года был присвоен государственный регистрационный номер. Из Устава Садоводческого некоммерческого товарищества «Тимофеевское-2» также не следует, что товарищество является правопреемником садоводческого товарищества «Тимофеевское» рабочих и служащих ПСО КПД и Тольяттинского рыбокомплекса. »
Дело СНТ «Факел». Постановление 7ААС от 20.03.2012 по делу №А45-15539/2011:
«. Как следует из материалов дела, в частности копий документов из регистрационного дела, СНТ «Факел» было зарегистрировано 03.06.2008 за основным государственным регистрационным номером 1085475003657 на основании заявления, оформленного по утвержденной Постановлением Правительства РФ No439 от 19.06.2002 форме №Р11001 — «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» и протокола общего собрания членов СНТ «Факел» от 09.05.2008.
Затем будет подготовлен проект генерального плана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ с учётом региональных и местных нормативов проектирования и заключения о результатах общественных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.
На присоединение должны быть согласны не только «дачники», но и «деревенские», поэтому при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. Протокол слушаний является обязательным приложением к проекту генерального плана.
Чтобы провести присоединение садового товарищества к сельскому поселению, необходимо пройти довольно длинный путь. Если причина присоединения садового товарищества заключается в решении его членов или управляющих органов, необходимо провести общее собрание или заседание коллегиального органа управления. В протоколе собрания (заседания) должна быть задокументирована воля членов товарищества или органа управления (с данными голосования). Затем необходимо обратиться в местную администрацию, где будет предложен план дальнейших действий.
Садовое товарищество отличается от сельского поселения не только видом разрешённого использования земли, но и отсутствием генерального плана поселения, на основании которого происходит застройка территории. Именно поэтому после того, как принято решение о включении территории садового товарищества в сельское поселение, необходимо внести изменения в такой план.
Если принимается положительное решение о реорганизации, издаётся соответствующий акт главы субъекта Российской Федерации. Если проект реорганизации отклонён, повторное рассмотрение этой же инициативы возможно не ранее чем через 1 год (при условии представления новых материалов, обосновывающих данную инициативу).
До Какого Года Необходимо Провести Реорганизацию Спк В Снт
Согласно части 4 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2022 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.
Вместе с тем исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2022 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключением из правила, установленного пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.
Одновременно сообщается, что согласно абзацу второму пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), определен пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ). При этом в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» представление в регистрирующий орган передаточного акта при реорганизации в форме преобразования не требуется.
Учитывая изложенное, при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», с приложением решения о реорганизации (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).
- субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
- организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
- предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
- ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
- ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
- структуры, которые работают за пределами РФ.
На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.
Как проводится реорганизация и ликвидация потребительского общества?
Если потребительское общество планирует перейти к предпринимательской деятельности, придется преобразовать его в ООО. То же относится к потребительским кооперативам, их тоже надо реорганизовать в форме преобразования.
Процедура проводится по следующей схеме:
-
Принятое решение оформляется письменно и заверяется нотариально;
-
Составление проекта, согласно которому будет осуществляться реорганизация;
-
Проводится полная инвентаризация материальных активов кооператива;
-
Составляется передаточный акт с отображением текущего финансового состояния с указанием в том числе задолженностей перед бюджетом и сторонними фирмами.
Члены кооператива вправе выйти из него, забрав ранее внесенный пай в полном объеме, или стать одним из участников вновь образуемого общества. Это обсуждается на общем собрании пайщиков и отображается в письменном виде в решении, передаваемом потом в налоговую инспекцию.
По итогам ранее озвученных мероприятий проводится государственная регистрация через ФНС. После получения выписки из ЕГРЮЛ новое предприятие может начинать работать по выбранному профилю.
Если на общем собрании будет принято решение о ликвидации общества (кооператива), этот процесс проводится согласно тех же законодательных актов, что и реорганизация. На практике порядок закрытия мало чем отличается от аналогичной операции относительно коммерческих предприятий.
Наиболее значимым моментом здесь является возврат пайщикам их взносов. Часто в этот период возникает масса взаимных финансовых претензий, требующих участия юристов. В случаях же грамотной подготовки последних привлекают на первоначальном этапе.
Иногда часть участников отказывается переходить на хозяйственную деятельность, такое решение обычно приводит к реорганизации кооператива в форме выделения. Подобная процедура однозначно требует квалифицированного подхода.
- Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
- Реорганизация как прекращение деятельности юридических лиц
- Как провести реорганизацию на предприятии в форме ЗАО
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.
Ликвидация ГУПов и МУПов! Что дальше?
Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.
В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.
Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.
Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.
Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.
Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.
Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.
В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.
Сведения о чистых активах акционерного общества должны размещаться в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) самим акционерным обществом в течение трёх рабочих дней с даты подписания бухгалтерской отчётности за соответствующий отчётный период путём направления электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети Интернет, на котором размещаются сведения, содержащиеся в реестре.
Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.
Оксана Устяк, эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»
Ликвидация ООО в 2017 году не требует указания причин, по которым прекращается деятельность предприятия. Как правило, в решении учредителей указываются общие формулировки — «достижение целей, поставленных при создании ООО», «неудовлетворительные результаты хозяйственной деятельности» и т.д. Если причиной является значительная задолженность перед кредиторами, этот факт будет установлен на последующих стадиях закрытия общества. В этом случае собственников компании могут обязать направить заявление о банкротстве в арбитраж.
В процессе ликвидации ООО необходимо выполнить ряд формальностей, не связанных с обращением в налоговые органы — уничтожить печати и штампы, сдать документацию в архив, закрыть расчетные счета в банковских учреждениях.
Какой бы способ ликвидации ООО вы не выбрали, важно пройти регистрацию в налоговом органе.
Закрытие счетов лучше осуществлять на стадии утверждения ликвидационного баланса, так как при выявлении даже незначительных долгов или недоимки по налогам, их погашение будет возможно только при наличии счета. Уведомлять налоговые инстанции о закрытии счетов не нужно, эта обязанность возложена на банковские учреждения.
Разделение организаций является противоположностью всем вышеописанным формам. Процедура заключается в прекращении существования одного юридического лица, из которого образуются несколько новых, разделивших между собой имущества, права и обязанности.
Предприятию нужно провести инвентаризацию и составить разделительный баланс (то есть основу для новых организаций) до процедуры разделения. Реорганизация в форме разделения используется, когда в ООО осуществляются разнонаправленные виды деятельности, которые имеют собственные доходы и центры формирования расходов.
Вместе с заявлением в ИФНС подаются учредительные документы каждого созданного юридического лица.
По сути, оснований для начала процесса всего два: решение учредителей и решение, которое вынесли судебные органы.
Могут возникнуть и другие причины для начала реорганизационного процесса, вот самые популярные из них:
- Падение спроса на продаваемый товар.
После реорганизации и пересмотра работы системы сбыта, есть возможность повышения конкурентоспособности.
- Возникновение угрозы поглощения ООО более развитой организацией.
Сохранить организацию от подавления конкурентами можно объединившись с другими компаниями.
- Желание вывести из оборота активы законным способом.
Выделяя новое юридическое лицо при реорганизации, можно передать ему активы.
- Необходимость передачи активов третьему лицу.
В том случае, если компании запрещается совершать сделки, реорганизация остаётся единственным вариантом.
- Желание снизить сумму платежей по налогам.
После завершения процесса компания сможет применять льготы по налогам и налоговые спецрежимы.
Некоммерческое партнерство.
Согласно ст.3 ФЗ 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», п.2.9 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», утв. Президиумом ВС РФ от 02.07.2014 г. садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства являются разновидностью ассоциаций (союзов).
Согласно п.4 ст.123.8 ГК РФ ассоциация (союз) может быть преобразована в:
- Общественную организацию;
- Автономную некоммерческую организацию;
- Фонд.
Протокол организационного собрания
Вопросы к раскрытию в протоколе организационного собрания:
Формальные требования |
Раскрытие в протоколе |
Учреждение кооператива |
Конкретные цели создания кооператива |
Утверждение устава |
Достижение согласия по пунктам прочитанного учредителями устава |
Утверждение ТЭО |
Согласование конкретных параметров экономики СПоК |
Избрание правления (председателя) |
Достижение согласия: о лидере, пользующемся репутацией, об условиях его работы |
Выборы наблюдательного совета |
Определение лиц, осуществляющих внутренний контроль за правлением |
Определение размера паевого фонда, обязательных паевых взносов |
|
Определение прочих взносов (вступительных, членских на финансирование деятельности и т.д.) |
|
Вступление в ревизионный союз |
Определение ревизионного союза, которому доверен контроль кооператива |
Отличия реорганизации от ликвидации
Рассмотрим основные отличия реорганизации и ликвидации.
№ п/п | Реорганизация | Ликвидация |
1 | Наличие правопреемников | Правопреемников нет. |
2 | При реорганизации создается договор или же передаточный акт. | В процессе ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс. |
3 | Учредитель реорганизованного и/или новосозданного юрлица не может передать свои полномочия какому-либо органу, который бы вёл хозяйственную деятельность. | Директор ликвидируемого коллектива передает свои полномочия ликвидационной комиссии. |
4 | Работодатель не может увольнять сотрудников при изменении формы организации. | Работодатель способен расторгать с персоналом трудовые соглашения. |
5 | Нет необходимости в передаче документации в архив. | Обязательная передача документов в архив при ликвидации. |