Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2023 года ПФР и ФСС объединили в Социальный фонд (Закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Внесены поправки в НК и в законы об обязательном страховании, о персонифицированном учете (законы от 14.07.2022 № 237-ФЗ, № 239-ФЗ). Изменения коснулись тарифа, предельной базы для расчета страховых взносов, порядка и сроков уплаты страховых взносов, форм отчетности. Все новшества мы обобщили в единую таблицу.
В чем суть реформы внебюджетных фондов
С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.
Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:
-
Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.
-
Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.
-
Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.
После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.
Что изменится для бизнеса:
-
Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.
-
Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.
-
Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.
-
Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.
Увеличение детских пособий: как будет в 2023 году
На 2023 год запланировано сразу три повышения детских пособий.
Во-первых, увеличатся максимальные выплаты застрахованным гражданам с 1 января 2023 года. Дело в том, что в расчете пособий обновится предельная база из-за нового расчетного периода (2021 и 2022 годы).
Кроме того, переход на единый тариф и единую предельную базу по страховым взносам с 2023 года позволит существенно увеличить выплаты на детей. Так, уже к 2025 году при введении единого тарифа:
- максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тысячи рублей (при модели, действующей в 2022 году – 37,9 тысячи рублей);
- максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 году составит 660,9 тысячи рублей (при действующей модели – 435,9 тысячи рублей).
Во-вторых, с 1 января 2023 года размер МРОТ увеличился до 16 242 рублей, следовательно, минимальное пособие на детей тоже возрастет.
В-третьих, прожиточный минимум тоже будет пересмотрен с 1 января 2023 года. Увеличится на только федеральный показатель, регионы тоже пересмотрят прожиточный минимум в сторонку увеличения. Следовательно, все выплаты на детей возрастут.
В четвертых, с 1 февраля 2023 года пройдет ежегодная индексация детских пособий. Точный процент повышения еще не утвержден, обычно процент индексации Правительство утверждает в январе текущего года. Но уже сейчас Минтруд предложил увеличить выплаты на детей на реальный уровень инфляции в размере 11,9 процента.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
- В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
- Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
- Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
- Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
- Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
- Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.
Объединение ПФР и ФСС
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).
Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
-
осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;
-
назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;
-
предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
-
организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Рейтинг НПФ по объему пенсионных накоплений
Сравнение НПФ по рейтингу объема пенсионных накоплений помогает выделить фонды с наибольшим приростом денежных средств от застрахованных лиц. В этом списке НПФ на первых местах расположены фонды, которые получили от граждан больше средств накопительной пенсии. Чем выше цифра, тем больше доверия у населения к этой компании.
Наименование НПФ | Пенсионные накопления (тыс. рублей, рыночная стоимость) |
Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка» | 690 910 329.09 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» | 590 358 286.70 |
Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ОТКРЫТИЕ | 541 864 138.36 |
Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд | 288 342 507.45 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд БУДУЩЕЕ | 273 047 417.04 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное БУДУЩЕЕ» | 259 105 512.28 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» | 178 967 072.47 |
Акционерное общество Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «БОЛЬШОЙ» | 49 955 790.61 |
Акционерное общество «Национальный негосударственный пенсионный фонд» | 25 582 036.87 |
Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Социум» | 23 683 646.52 |
Индексация пенсионных выплат
Законодательством закреплена ежегодная индексация основных параметров, используемых при расчете пенсии по старости — пенсионного балла и фиксированной выплаты. Традиционно индексация этих величин осуществлялась с 1 февраля в соответствии с фактической инфляцией за предыдущий год, однако в период с 2019 по 2024 г. включительно корректировка величин будет производиться ежегодно с 1 января. Начиная с 2025 года схема индексации будет прежней — обязательно с 1 февраля, а при наличии бюджетных возможностей дополнительно еще и с 1 апреля.
Параметры уже прошедших и запланированных на будущее индексаций приведены ниже:
- с 1 января 2019 г. повышение на 7,05%;
- с 1 января 2020 г. — на 6,6%;
- с 1 января 2021 — на 6,3%;
- с 1 января 2022 на 8,6% и дополнительно с 1 июня на 10%;
- с 1 января 2023 — на 4,8%;
- с 1 января 2024 — на 4,6%;
- с 1 февраля 2025 на 4,0% и с 1 апреля на 3,6%.
Одновременно с корректировкой стоимости ИПК и фиксированной выплаты пересчитываются размеры назначенных страховых пенсий. Причем не только по старости, но и по инвалидности, потере кормильца.
Нет работы – нет пенсий
Все достаточно просто, говорит директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев: правительству приходится компенсировать выпадающие поступления от фонда оплаты труда, который сократился в апреле почти на четверть. Дело в том, что часть россиян потеряла работу, а многие получают сейчас меньше, чем до кризиса. В обозримом будущем ситуация вряд ли станет лучше, скорее наоборот — стоит ожидать дальнейшего роста безработицы на фоне пониженной потребительской активности населения. Именно проблемы на рынке труда и являются главной причиной давления на бюджеты социальных фондов, тогда как снижение размера страховых взносов в рамках антикризисной поддержки имеет второстепенное значение.
Учитывая трудности в экономике, в ближайшее время доля поддержки со стороны федерального бюджета может увеличится до 55-60% от общих доходов ПФР, ожидает аналитик. Особенно если будут приняты поправки в Конституцию, которые подразумевают ежегодную индексацию пенсий и прочих социальных выплат. Таким образом, разрыв между доходами и расходами фонда может на деле оказаться еще более широким, чем ожидал Минфин в прошлом году: вероятнее всего дефицит фонда превысит 270-300 млрд рублей в 2020 году и в 2021 году вернется на уровень 2019 года — 210 млрд рублей.
Когда назначается
Если общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже прожиточного минимума в регионе проживания.
Размер социальной доплаты
Доплата — это прибавка к материальному обеспечению до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
Что входит в материальное обеспечение:
- пенсия
- срочная пенсионная выплата
- дополнительное социальное обеспечение
- ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг)
- другие меры соцподдержки в регионах, кроме единовременных
- денежные эквиваленты соцподдержки при оплате телефона, жилья, проезда
Например, сумма всех выплат пенсионеру — 9700 ₽ в месяц. Прожиточный минимум в регионе — 10 900 ₽. Будет назначена социальная доплата к пенсии — 1200 ₽.
Пенсионный балл и его стоимость
Понятие индивидуального пенсионного коэффициента появилось после проведения реформы пенсионной системы 2015 года. До этого основным законом, регулировавшим пенсионное обеспечение для трудящихся/трудившихся граждан, был ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно этому документу трудовая пенсия по старости рассчитывалась через так называемый пенсионный капитал — сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за гражданина на протяжении всей его трудовой деятельности.
Однако вторая величина (ожидаемый период выплат) основывалась лишь на статистических данных и плохо справлялась с индивидуальным подходом к каждому пенсионеру. Поэтому после реформы эти понятия были упразднены, а на смену пенсионному капиталу пришел индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл).
Баллы формируются из отношения страховых взносов к максимальной взносооблагаемой базе. Следовательно, чем выше заработная плата и страховой стаж, тем большее количество баллов получится заработать гражданину за свою трудовую деятельность.
Кроме суммы пенсионных коэффициентов в формуле расчета размера страховой пенсии по старости существует еще одна важная величина — стоимость одного балла. Стоит отметить, что эта величина ежегодно индексируется, поэтому размеры пенсии, рассчитанные в разное время будут отличаться друг от друга даже при совпадении количества накопленных пенсионных баллов.
Объединение ПФР и ФСС
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ с 01.01.2023 Пенсионный фонд России преобразован в государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с присоединением к нему ФСС РФ. Сокращенное название фонда — Социальный фонд России (СФР).
Новый фонд будет совмещать полномочия, которыми ранее были наделены ПФР и ФСС РФ по отдельности. СФР в числе прочих будет выполнять следующие функции (ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
-
осуществлять пенсионное обеспечение граждан и организовывать и вести индивидуальный персонифицированный учет;
-
назначать и выплачивать государственные пособия, обеспечения по обязательному социальному страхованию;
-
предоставлять государственные гарантии, меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
-
организовывать мероприятия в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой
С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.
В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).
Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.
За какой период смотреть доходность
О доходностях, которые фонды и управляющие зарабатывают в течение года, регулярно пишет пресса. Эти данные также публикуют Социальный фонд России и Банк России. Для будущих пенсионеров наиболее важны данные по доходности за тот или иной год: именно она(за вычетом вознаграждению НПФ, отчислений в резерв по обязательному пенсионному страхованию(РОПС) и отчислений в фонд гарантирования пенсионных накоплений(ФГПН)) и будет начисляться на счета.
Очень важной будет информация за несколько лет: три, пять или десять. Она позволяет понять, как ваш фонд и управляющий работает на долгой дистанции. Ведь пенсионные деньги – «длинные». Поэтому не стоит излишне переживать по поводу доходности не в первой пятерке за какой-то отдельный год. На длинной дистанции игроки могут как отставать, так и вырываться вперед.
А вот отыграть потери инвестдохода при досрочной (чаще одного раза в пять лет) смене страховщика практически нереально. Так что решение о переходе в новый фонд нужно тщательно взвесить и оценить риски потерь. А за доходностью лучше следить, это несложно.
Сравнить доходность инвестирования пенсионных накоплений
На нашем портале собраны результаты по доходности всех работающих с накоплениями НПФ за несколько лет (на основе данных Банка России и ПФР). Рейтинга тут нет, но сравнить доходности фондов, госуправляющего и инфляции можно. Для этого воспользуйтесь таблицей ниже на этой странице:
- при помощи переключателя выберите тип доходности – начисленная на счет или инвестиционная, то есть до вычета вознаграждений за управление средствами и отчислений в РОПС и ФГПН;
- при помощи другого переключателя выберите тип представления результатов – доходность по годам или накопленным итогом за несколько лет;
- в фильтре добавьте интересующую вас организацию или несколько организаций. По умолчанию в таблице отображаются результаты 10 крупнейших игроков рынка по объему средств под управлением.
Советы для семей с детьми от 3 до 7 и от 8 до 17 лет
— Если семья уже получает выплаты от 3 до 7 и от 8 до 17 лет в максимальном размере (100% прожиточного минимума для детей в том регионе, в котором семья живет), то целесообразно не переходить на единое пособие и продолжать их получать до истечения 12 месяцев, на которые назначены старые выплаты. Если же эти выплаты были установлены не в максимальном размере, то есть смысл подать одно заявление на универсальное пособие, указав в нем сразу всех детей, потому что это может быть более выгодно для семьи.
Ольга Баталина:
Давайте разберем, что такое у нас выплаты на детей от 3 до 8 лет или, например, от 8 до 17 лет. Это выплаты, которые, по сути, осуществляются на тех же условиях, на которых с января и будет единое пособие. Назначаются эти выплаты, напомню, на 12 месяцев.
Поэтому в вашем конкретном примере, […] в январе у нас будет семья, у которой есть две назначенные выплаты на детей разного возраста. И, собственно говоря, семье нужно понять, что делать дальше — подавать на единое пособие или остаться на старых выплатах (они тоже для нее в некотором смысле старые).
Как мне представляется, правильно было бы действовать. Во-первых, нужно ответить себе на вопрос, в каком размере у вас назначены выплаты от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет. Я напомню, что размер выплат здесь будет дифференцирован — 50, 75 или 100% прожиточного минимума для детей в том регионе, в котором семья живет.
- Если обе выплаты у вас назначены в размере 100% прожиточного минимума (то есть в максимальном размере), то целесообразно продолжать их получать до истечения 12 месяцев, на которые они у вас назначены. И после того, как 12 месяцев истекут, подать заявление на обоих детей — одно заявление на единое пособие. И уже исходя из того уровня доходов, который будет проанализирован, вам будет назначена выплата, если вы продолжаете соответствовать условиям. […] Так вот, когда вы подадите заявление, вы укажете обоих детей, и обоим детям будет, соответственно, одинаковый размер выплаты назначен.
- Но если, предположим, у вас выплаты не в 100% (не в максимальном размере), а в 50% прожиточного минимума или в 75. И вы знаете, что за время с момента назначения выплат финансовое положение вашей семьи ухудшилось, вы стали испытывать большие трудности, может быть, у вас уменьшился доход. И вы в этом случае можете принять решение и подать одно заявление на двоих детей на получение единого пособия. Соответственно, единое пособие будет назначаться вам — будет проведен анализ вашего уровня дохода, как я уже сказала, имущественное обеспеченности, занятости родителей.