Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение и ограничение прав на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком – желание избавиться от земли, например, по ненадобности. На данный момент право постоянного (бессрочного) пользования не совсем удобно, сейчас существуют иные формы владения землей.
Первый этап – прием заявления и его регистрация. После этого ответственный специалист обеспечивает передачу заявления к рассмотрению соответствующего (уполномоченного) сотрудника.
Далее сотрудник проводит проверку заявления и приложенных к нему документов на предмет комплектности. Если выясняется, что ряд документов отсутствует, тогда как по правовым актам они должны быть, сотрудник может запросить их:
- в органах местного самоуправления;
- в государственных органах.
Также может быть направлен запрос межведомственного характера в местное Управление Федеральной налоговой службы – с целью предоставления выписки из ЕГРЮЛ.
Сотрудник при необходимости направляет запросы в Федеральную кадастровую палату, чтобы получить нужные выписки из ЕГРН:
- о наличии права на участок земли;
- о наличии прав на сооружения и здания, другие объекты, которые расположены на участке (если такие объекты есть).
Основания прекращения сервитута
Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).
Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).
Порядок прекращения права бессрочного пользования земельным участком
Порядок прекращения правила бессрочного пользования земельным участком регламентируется статьями №53 и 54 ЗК РФ. Если гражданин желает добровольно отказаться от права владения, то он должен составить заявление и подать его в муниципалитет. Правила подачи заявления едины для физических и юридических лиц.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- паспорт заявителя;
- если используется доверенное лицо, то должно присутствовать соответствующее разрешение от владельца, заверенное нотариусом;
- юридическое лицо нуждается в предоставлении копии документов, которые подтвердят, что процедура юридического лица была пройдена, например, выписка из ЕГРЮЛ;
- кадастровый паспорт;
- кадастровый план;
- кадастровый номер;
- документ, которые подтверждают прав лица на пользование землей.
Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.
Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.
Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.
В случае одностороннего прекращения со стороны администрации, также должна быть инициатива извне, выражающаяся в чьей-либо воле по наведению порядка на землях, не подлежащих уходу.
Заявление в администрацию может быть подано третьими лицами (обычно соседями), по сигналу которых будет рассматриваться вопрос о прекращении права пользования.
Основанием к действию могут стать любые сведения, которые поставят под сомнение необходимость продолжения для хозяев участка, права пользования. Обычно к таковым относятся регламентированные правила пользования, которые не исполняются, в частности:
- использование участка с нарушением целевого назначения земель;
- нарушение санитарных норм использования, которые ухудшают плодородие почв;
- отравление, порча плодородного слоя почвы и не устранение допущенных нарушений;
- нарушение экологической обстановки;
- нарушение режима природоохранных зон или зон культурного наследия;
- иные причины.
Во всех перечисленных случаях, принудительное прекращение права пользования определяется исключительно в судебном порядке.
После полученного сигнала, изложенного подробно в письменной форме, исполнительный комитет администрации региона, направляет уполномоченную комиссию, которая проверяет соответствие полученных сведений с реальным положением вещей. В случае подтверждения прецедента для отнятия земель, дело передаётся администрацией в суд.
Категории пользователей
Основанием деления выступает принцип происхождения права:
- Лица, которые получили это право до 2001 года, то есть до введения в действие ЗК РФ.
- Лица, получившие право после 2001– года принятия ЗК РФ.
Первая категория – это граждане, организации, предприятия, которые не оформили собственность и использовали участки еще в советское время. Не только участки из СНТ существовали в таком режиме. Например, это могла быть земля, на которой стоят промышленные здания. Ее необходимо оформлять в собственность, чему активно содействует государство.
Законодатель ввел в действие процедуру упрощенного оформления, в народе она была названа «дачной амнистией». Парламент регулярно пролонгирует ее во времени с тем, чтобы каждый сумел законно оформить земельные наделы.
Вторая категория – это субъекты, получившие земли по ст. 39.9 ЗК РФ. Среди них выделяют:
- власти, как в регионах, так и на местах;
- казенные предприятия;
- центры наследия президентов РФ.
Для них нет необходимости оформлять собственность, так как по закону они вправе бессрочно пользоваться землей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: право бессрочного пользования устанавливается исключительно в отношении собственности (государственной, муниципальной). Если гражданин распоряжается участком в режиме бессрочного пользования, который возник до принятия ЗК РФ, то существуют основания для переоформления. Гражданам закон предлагает оформить собственность, либо аренду.
Статья 49 ЗК РФ. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. - Утратил силу.
- Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка
- В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
- Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
- В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
- Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
- В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
- Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.
Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.
Такими правоустанавливающими бумагами являются:
- акты о предоставлении территории;
- свидетельство “старого” вида на участок;
- выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
- иные документы о факте предоставления участка.
Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.
Какие документы нужны, чтобы стать полноправным владельцем
Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком начинается с подготовки такого пакета документов:
- Паспорт претендента. Если его интересы представляет доверенное лицо – нотариально заверенная доверенность;
- Для юридических лиц потребуется выписка из ЕГРЮЛ и учредительные документы;
- Выписка о постановке участка на учёт кадастровой службы;
- Подписанное решение от административных органов о передаче участка;
- Свидетельство, что объект числится в Госреестре.
Все копии документов следует заверить у нотариуса и предоставлять вместе с подлинниками. Гражданам страны сегодня дано право перевести такой участок в частную собственность при условии соблюдения алгоритма действий.
Для начала необходимо уточнить границы территории, проведя межевание. Для этого следует обратиться в лицензированное кадастровое бюро, инженер которого выполнит все необходимые работы. Затем участок ставится на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера и получением паспорта. Совершать любые сделки без этого документа попросту не получится. Далее человеку нужно посетить отделение Росреестра по месту расположения участка или пойти в ближайший МФЦ, куда передать документы для регистрации права собственности. Процесс отнимает около 3 недель.
По итогам рассмотрения документов гражданину может быть отказано в регистрации. Такое случается по ряду причин:
- Обращение (заявление) составлено ненадлежащим образом;
- Акт, полученный от местных органов самоуправления, недействителен;
- Поданные документы не соответствуют нормам закона, пакет неполный, в нём обнаружены неточности;
- У заявителя нет прав распоряжаться этим объектом;
- Информация об участке не была внесена в реестр, т.е. территория неучтённая.
Полученные после 2001 года земли можно использовать только на основании договора аренды и лишь потом переоформить как свою собственность.
С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.
Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.
Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.
Что дает передача в собственность или аренду земельного участка
Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, выходом из котором является перевод на арендные отношения или оформление в собственность.
После переоформления такого надела в собственность в бюджет будут поступать средства в виде земельного налога с собственника. Если земля переоформляется в аренду, государству будут отчислять арендную плату. Такие варианты оформления выгоднее, чем продолжать предоставлять надели в безвозмездное использование. Единственная плата, на которую может претендовать собственник земли – это компенсация за подведенные к используемому наделу коммунальные ресурсы.
После получения права собственности пользователь участка на законных основаниях сможет проводить сделки с отчуждением (возмездным и безвозмездным), получит возможность делить доли, переводить землю в другие категории, передавать по наследству, получать прибыль с аренды и иных манипуляций с имуществом.
Нужна юридическая консультация
Во время использования земельного участка на безвозмездных основаниях нужно понимать, что права пользователя жестко ограничены, и ни о каком праве распоряжения говорить не приходится.
Если потребовалось зафиксировать свое право пользования и распоряжения имуществом, могут возникнуть сложности с согласованием условий передачи в собственность, либо подготовки необходимой документации. Чтобы исключить риск потери прав на участок или выявит оптимальный вариант переоформления земли, настоятельно рекомендуется обращаться к специалистам по земельному праву в юридическую организацию.
В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).