Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Диагностика технического состояния автомобильных колес и шин». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схождение (TOE) характеризует ориентацию колес относительно продольной оси автомобиля. Положение каждого колеса может быть определено отдельно от других, и тогда говорят об индивидуальном схождении. Оно представляет собой угол между плоскостью вращения колеса и осью автомобиля при его наблюдении сверху. Суммарное схождение (или просто схождение) колес одной оси, как и следует из названия, представляет собой сумму индивидуальных углов (рисунок 2). Если плоскости вращения колес пересекаются впереди автомобиля, схождение положительное (toe-in), если сзади — отрицательное (toe-out).
Углы, измеряемые в передней подвеске:
- Внутреннее схождение колес (Wheel toe-in);
- Развал колес (Wheel camber);
- Поперечное отклонение осей (Set-back);
- Продольный наклон амортизатора (Caster angle);
- Поперечный наклон амортизатора (King Pin или SAI);
- Наклон шкворня (Included Angle);
- Максимальный поворот колеса внутрь (Max internal steering angle);
- Максимальный поворот колеса наружу (Max external steering angle);
- Симметричность колес (Steering symmetry).
Углы, измеряемые в задней подвеске:
- Внутреннее схождение колес (Wheel toe-in);
- Развал колес (Wheel camber);
- Поперечное отклонение осей (Set-back);
- Положение задних колес относительно продольной линии автомобиля (Thrust angle).
Основные факторы, позволяющие делать вывод о регулировке углов схождения и развала:
- увод автомобиля от прямолинейного движения: односторонние постоянно действующие или кратковременные действующие силы на автомобиль во время движения, при которых водителю приходится подруливать в одну сторону;
- после замены деталей ходовой части и рулевого управления (рулевых тяг, сайлентблоков, рычагов подвески);
- помятый колесный диск, повреждение кузова автомобиля (например, после ДТП);
- при изменении клиренса автомобиля (например, после установки укороченных пружин или просто, вследствие просадки пружин);
- сильный (неравномерный) износ покрышек;
- плохо самовозвращается руль при выходе из поворотов;
- биение руля.
В соответствии с технологией технического обслуживания и ремонта работа должна начинаться с проверки технического состояния автомобиля, а именно:
- свободного хода рулевого колеса;
- радиального и осевого биения дисков колес;
- деталей и узлов подвески;
- люфта в подшипниках ступиц;
- давления воздуха в шинах.
Обязательная подготовительная операция при регулировках — «компенсация биения обода колеса», чтобы исключить влияние геометрической формы колесного диска на конечный результат.
На стендах последнего поколения мосты не вывешиваются, а компенсация выполняется при прокатывании автомобиля взад-вперед на несколько сантиметров. Также следует выставить рулевую рейку в среднее положение поворотом рулевого колеса вправо-влево до упора. Спица рулевого колеса должна занять горизонтальное положение, а само рулевое колесо должно поворачиваться в разные стороны на одинаковое число оборотов. Иначе автомобиль будет поворачивать в одну из сторон с меньшим радиусом, в другую — с большим из-за неправильного положения рейки.
Непосредственно установка углов проводится всегда в строгой последовательности: продольный наклон – развал – схождение. У рычажных подвесок наклон и развал устанавливаются с помощью подбора толщины пакета специальных регулировочных шайб между поперечиной подвески и нижним либо верхним рычагом. У подвесок «МакФерсон» развал, как правило, регулируется «изломом» стойки с помощью эксцентрикового болта или ползунковым механизмом, а продольный наклон – толщиной шайб на растяжке или стабилизаторе подвески. (У некоторых автомобилей, например Audi, развал регулируется перемещением шаровой опоры вдоль рычага, либо – например, Mitsubishi – вращением эксцентрика в основании рычага).
Ряд автомобилей (BMW, некоторые Daewoo, Mercedes) конструктивно вообще не имеют регулировки развала и продольного наклона. Схождение же делают на всех автомобилях, регулируют при этом одинаково – изменением длины рулевых тяг.
Стенды для проверки и регулировки углов установки колес (УУК) классифицируются :
- по назначению: для экспресс диагностирования; для углубленного контроля и регулировки УУК;
- по принципу диагностирования: статические (для проверки углов установки колес неподвижного автомобиля) и динамические (фиксирующие диагностические параметры вращающихся колес автомобиля);
- по конструктивному исполнению: площадочные, роликовые (барабанные), оптические, потенциометрические, электронные и др.
Если вы покупаете подержанную резину, шансы попасть на брак или ухудшение рабочих качеств довольно высокие: не каждый продавец сознается в неявных недостатках своего товара, если решил его продать. Покупателю, то есть вам, следует быть предельно осторожным и точным в предварительной проверке.
После предварительного осмотра и готовности к покупке есть смысл проверить фактическое состояние шины диагностикой на станции техобслуживания. Там специалисты проведут профессиональный осмотр шины изнутри и снаружи, наденут на диск, проверят удержание давления. Сделают балансировку, проверку на внутренние повреждения, биение, вспучивание. Если испытания на СТО или в шинном центре пройдут удачно, риски неявных повреждений, брака и, как следствие, неудачной покупки, будут существенно снижены.
Настоящийстандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовыеавтомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства),эксплуатируемые на дорогах.
Стандартустанавливает:
-требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств(АТС);
-предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющихна безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
-методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандартне распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленнаяизготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования4.1.1 — 4.1.7, 4.7.13,4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы.
Стандартдолжен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС покритериям безопасности.
Требованиястандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасностидорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраныокружающей среды.
Ктехническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования,устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
ЗарегистрированныеАТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей ипредметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие наобеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам,утвержденным в установленном порядке.
Основныетермины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
КлассификацияАТС по категориям приведена в приложении А.
4.3.1 Количество, тип,расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должнысоответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.
4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения идемонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей исветовозвращателей допускается только в случаях, когда: — комплектация АТС, втом числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится всоответствии с таблицей 6а; — комплектация АТС проводится в соответствии с4.3.2.3.
Таблица 6а — Требования Правил; ЕЭК ООН к наличию внешних световыхприборов на автотранспортных средствах
Наименование внешних световых приборов | Цвет излучения | Число приборов на АТС | Наличие приборов на АТС в зависимости от категорий | |
Фара дальнего света | Белый | 2 или 4 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О. | |
Фара ближнего света | Белый | 2 | ||
Передняя противотуманная фара | Белый или желтый | 2 | Рекомендуется (для категорий М, N) | |
Фара заднего хода | Белый | 1 или 2 | Обязательно для категорий М, N, О2, О3, О4. Рекомендуется для категории О1 | |
Указатель поворота | Передний | Желтый | 2 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О |
Задний | Желтый | 2 | Обязательно | |
Боковой | Желтый | 2 | Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О | |
Фонарь сигнала торможения | Красный | 2 | Обязательно | |
Дополнительный сигнал торможения | Красный | 1 или 2 | Обязательно для категории М1, допускается для остальных категорий АТС | |
Передний габаритный огонь | Белый | 2 | Обязательно | |
Задний габаритный огонь | Красный | 2 | Обязательно | |
Задний противотуманный фонарь | Красный | 1 или 2 | Обязательно | |
Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями) | Передний | Белый | 2 | Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС |
Задний | Красный | 2 | ||
Боковой | Желтый | 2 | ||
Боковой габаритный фонарь | Желтый (красный — при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения) | Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 м | Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова | |
Контурный огонь | Передний | Белый | 2 | Обязательно на АТС шириной более 2,1 м. |
Задний | Красный | 2 | Рекомендуется для АТС шириной от 1,8 до 2,1 м и для грузовых автомобилей без кузова | |
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака | Белый | 1 или более | Обязательно | |
Дневной ходовой огонь | Белый | 2 | Рекомендуется для категорий М, N. Запрещено для категорий О. | |
Опознавательный знак автопоезда | Желтый | 1 | Обязательно на автопоездах | |
Переднее светоотражающее устройство (нетреугольной формы) | Белый | 2 | Обязательно для АТС категорий О и на АТС с убирающимися фарами. Рекомендуется для других АТС | |
Боковое светоотражающее устройство нетреугольной формы | Передний | Желтый | Не менее двух с каждой стороны для АТС длиной более 6 м. Допускается одно (спереди или сзади) для АТС длиной менее 6 м | Обязательно на АТС длиной более 6 м. Рекомендуется для других АТС |
Боковой | Желтый или красный, если сгруппирован с задним габаритным фонарем, задним контурным огнем, задним противотуманным фонарем, сигналом торможения или красным боковым габаритным фонарем | |||
Заднее светоотражающее устройство | Нетреугольной формы | Красный | 2 | Обязательно для АТС категорий М и N. Обязательно для АТС категорий О при группировании с другими задними приборами световой сигнализации |
Треугольной формы | Красный | 2 | Обязательно для категорий О. Запрещено для категорий М и N | |
Фонарь боковой | Белый | 2 | Рекомендуется | |
Контурная маркировка | Боковая | Белая или желтая | Один или несколько элементов | Запрещено для АТС категории М1. |
Задняя | Красная или желтая | Рекомендуется для других категорий |
Использование шин с восстановленным проектором
Напомню, что процедура восстановления протектора заключается в том, что на изношенную покрышку с помощью специальной технологии устанавливается новый протектор. То есть, грубо говоря, на рабочую поверхность изношенного колеса наклеивается полоса резины. Цель такой операции — продлить срок службы покрышки бюджетным способом.
Однако новый перечень неисправностей накладывает серьезные ограничения на использование восстановленных шин:
5.9. На передней оси транспортных средств установлены шины, восстановленные наложением нового протектора.
На других осях установлены шины:
а) повторно восстановленные с ранее уже восстанавливавшимся протектором;
б) с восстановленным протектором шин, возраст которых превышает семь лет.
в) в маркировке восстановленной шины отсутствует указание «Retread»;
г) с восстановленным протектором на которой помимо маркировки отсутствует четко проставленый международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква «E», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение по Правилам ООН № 108 или № 109, и номера официального утверждения;
д) в маркировке шин с восстановленным протектором указаны категории скорости и индекса несущей способности более высоких, чем до восстановления.
Нельзя использовать восстановленную шину:
- На передней оси любого транспортного средства.
- Если шина восстановлена дважды.
- Если возраст шины превышает 7 лет (с учетом эксплуатации до процедуры восстановления).
- Без маркировки Retread (восстановленный протектор).
- Если категория скорости и индекс несущей способности больше, чем у оригинальной покрышки.
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1а автоматический корректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
3.1б автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
3.1а, 3.1б (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.2 антиблокировочная тормозная система (АВС): Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации.
3.2а-3.2в (Введены дополнительно, Изм. N 1).
В каких случаях запрещена эксплуатация автомобильных шин
Во время эксплуатации автомобильных шин, следует учитывать условия, при которых эксплуатация резины запрещена, ведь неисправная резина также влечёт за собой опасность для водителя и других участников движения. В приложении к техническому, содержится перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация такой резины является нарушением, а именно:
- При появлении на резине одного индикатора износа;
- При высоте рисунка протектора, ниже допустимой, в зависимости от категории транспортного средства;
- При использовании вместо золотников ниппелей нештатных заглушек и т.п.;
- При любых повреждениях резины;
- При поврежденых дисках колёс;
- В случае, когда заметно отличаются размеры отверстий крепления дисков колёс.
📌Зачем обращать внимание на износ
Каждая деталь машины в той или иной степени изнашивается и со временем нуждается в замене. В случае с автопокрышками от их качества не только зависит безопасность пассажиров и водителя, находящихся в данной машине, но и остальных участников дорожного движения.
📌Допустимый износ протектора летней и зимней резины
Согласно законодательству, критическим показателем глубины рисунка для летней резины составляет 1,6 миллиметров, а для зимней – 4 миллиметра.
Помимо этого ограничения, для разного типа транспорта существуют некоторые поправки (летняя резина):
Тип транспортного средства: | Значение предельного износа, мм. |
Легковой и малотоннажный грузовой | 1,6 |
Грузовой | 1,0 |
Автобус | 2,0 |
Мотоцикл | 0,8 |
📌Формула для подсчета износа
Для точного вычисления износа покрышек следует опираться не только на значение остаточной глубины рисунка. Процент этого показателя покажет, стоит ли покупать определенную б/у модель или лучше подкопить, и приобрести новый комплект. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
Z=(Amax-Anow)/(Amax-Amin)*100%
Z – процент износа конкретной шины.
Amax – изначальная высота рисунка. Этот показатель можно найти в описании характеристик на сайте производителя. Если такая информация недоступна, то можно ориентироваться на среднее значение. Для летней резины оно составляет 8 мм., а для зимней – 9 мм. (модель повышенной проходимости – 10 мм.)
Anow – актуальная высота. Эту цифру получают путем замера глубины в 6-10 разных точках. В формулу подставляется минимальная величина.
Amin – минимально допустимое значение для конкретной модификации (таблица выше).
Такая формула поможет определить оставшийся ресурс покрышек.
Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»
Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.
Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Какие факторы вызывают преждевременный износ шин
Уровень давления является недостаточным. Снижение с 2 атмосфер до 1,5 приводит к увеличенному истиранию и расходу ГСМ. Проверять степень давления необходимо примерно раз в месяц.
Кроме того, ранний износ вызывают:
- Повышенные нагрузки на авто, несоблюдения требований к индексу нагрузки для определенной марки.
- Некорректный стиль вождения. Агрессивная или спортивная модель изнашивает их быстрее. К такому способу передвижения относят ускорение, торможение и вхождение в повороты с визгом;
- Нерегулярное прохождение техобслуживания.
- Во время монтажа покрышек не были соблюдены все требования.
- Дисбаланс колес.
Неисправная ходовая часть и рулевое управление также могут сказаться на процессе истирания.