Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача имущества в безвозмездное пользование в 2023 году для госсектора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На первый взгляд, договор безвозмездного пользования может показаться достаточно простым, основанным на доброй воле собственника передать свою вещь во временное бесплатное пользование. На деле же, кроме основной договорной обязанности передать имущество в пользование, ссудодатель несет и другие обязанности, например, возместить убытки ссудополучателя. Но обо всем по порядку.
Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству
Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:
- входящее в состав государственной казны;
- закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
- закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
В каких случаях торги не проводятся?
Случаи-исключения, когда государственное и муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, перечислены в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. К ним среди прочего относится предоставление имущества:
- лицу, обладающему правом владения или пользования сетью инженерно-технического обеспечения, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
- лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенного на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная льгота срабатывает только в том случае, если предоставление прав на государственное или муниципальное имущество предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения указанного контракта. При этом срок предоставления прав на имущество не может превышать срок исполнения контракта;
- в рамках оказания государственной или муниципальной преференции на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функции указанных органов. Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление органами публичной власти (включая органы и организации, осуществляющие функции указанных органов) отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставления имущественных льгот. В качестве преференции может выступать безвозмездная передача государственного или муниципального имущества в пользование хозяйствующим субъектам либо предоставление льгот по арендной плате за пользование таким имуществом. При этом необходимо учитывать, что преференция предоставляется строго на определенные цели (например, для проведения научных исследований, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, производства сельскохозяйственной продукции, охраны труда, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства);
- на срок не более 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление прав на имущество одному и тому же лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести месяцев без проведения торгов запрещено;
- взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является это недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. Предоставляемое имущество должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и стоимости, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, утверждены Приказом ФАС России от 18.09.2009 N 621 (Приложение). Итак, предоставляемое недвижимое имущество должно одновременно отвечать трем условиям. Во-первых, оно должно находиться в границах того же сельского населенного пункта, поселка, внутригородской территории города федерального значения, района (при делении города на районы), города без районного деления, где находилось прежнее имущество. Во-вторых, общая площадь предоставляемого недвижимого имущества может превышать общую площадь ранее имевшегося недвижимого имущества не более чем на 10% (не более чем на 100 кв. м). Такое же процентное соотношение должно соблюдаться применительно к стоимости имущества;
- правопреемнику приватизированного унитарного предприятия, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности или оборот которых не допускается. В данном случае упрощенный механизм предоставления недвижимого имущества направлен на повышение конкурентоспособности приватизированных предприятий при сохранении их предыдущего целевого назначения (Постановление ФАС МО от 20.04.2011 N КГ-А40/2956-11).
О субъектах малого и среднего предпринимательства
Пунктом 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции разрешено заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в п. п. 1, 3 ст. 17.1 данного Закона, заключенные до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства . При этом на момент заключения договора аренды на новый срок должны отсутствовать основания для его досрочного расторжения, предусмотренные гражданским законодательством. Основания для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя установлены ст. 619 ГК РФ, а по требованию арендатора — ст. 620 ГК РФ. Новые договоры аренды без проведения торгов можно заключать на срок не более чем до 01.07.2015.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Обратите внимание: возможность, предоставляемая п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, не действует в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
- указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (например, участников соглашений о разделе продукции);
- осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
Кроме того, при применении комментируемой нормы необходимо учитывать, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды и договор безвозмездного пользования — это разные договоры. В отношении первого применяются правила, установленные гл. 34 ГК РФ, а в отношении второго — гл. 36 ГК РФ. Не свидетельствует об этом и то, что к договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для аренды. В связи с этим действие п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договора безвозмездного пользования на новый срок, а также на его переоформление в договор аренды и последующую пролонгацию. Поэтому передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, ранее предоставленного на основании договора безвозмездного пользования, без проведения торгов на условиях аренды в соответствии с указанным пунктом является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/12144).
Добавим: договор субаренды имущества, права на которое получены без проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, заключается по результатам торгов, кроме ситуаций, когда срабатывает п. 4 ст. 17.1 указанного Закона. При этом, если органы местного самоуправления установят иные требования, их решение в этой части будет признано недействительным (пример — Постановление ФАС УО от 24.08.2010 N Ф09-6442/10-С1, в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N 15913/10).
Как расторгнуть договор безвозмездного пользования
Условия расторжения договора обычно прописаны. Чаще всего требуется только предупреждение за 30 дней до расторжения. Однако есть случаи, когда одна из сторон может расторгнуть договор в любой момент.
В случае владельца собственности — это когда вторая сторона причиняет вред имуществу, нарушает условия эксплуатации или передает в пользование другому человеку.
Ссудополучатель, со своей стороны, может попросить о расторжении договора, если использование объекта невозможно. Например, если требуется дорогой ремонт. А также, если на использование объекта есть права у других людей. К примеру, если выяснится, что по земельному участку также ездят машины на правах сервитута. Еще одной причиной может быть нежелание владельца объекта передать его в использование в оговоренные сроки.
Важно помнить, что если договор ссуды был зарегистрирован, то и его расторжение должно быть зафиксировано в Росреестре.
Ошибки и вопросы по рассматриваемой теме
Вопрос 1
Можно ли принимать на безвозмездной основе пожертвования в виде денежных средств и как это оформить?
Да, можно, как и любое другое имущество. Законодательно установлено, что на пожертвования в сумме до 3000 рублей договор не составляется. Однако на практике его рекомендуется составлять на любую сумму пожертвований, чтобы в случае возникновения вопросов можно было доказать факт получения именно пожертвований. Для учета таких денежных поступлений применяется КОСГУ 150, 160 и 190, в зависимости от их вида и источника.
Вопрос 2
В бюджетном учреждении в библиотеке есть учебники по программе, которая уже не применяется. Можно ли их передать другой школе?
В том случае, если другое учреждение имеет такой же уровень, то передача библиотечного фонда может быть осуществлена.
Ошибка
Благотворитель перечислил бюджетному учреждению пожертвование и указал назначение его использования. Однако учреждение использовало денежные средства не по назначению. Жертвователь, руководствуясь статьей 582 ГК РФ, отменил пожертвование. Нужно иметь в виду, что учреждение, которое безвозмездно получает имущество, должно использовать его строго по назначению, если оно указано.
Передача имущества бюджетному учреждению на безвозмездной основе – явление не редкое, но очень ответственное. При такой процедуре необходимо предусмотреть все «узкие» места и оформить правильно все документы. Бухгалтер должен обеспечить своевременный и корректный учет таких операций.
- 17.07.2018 ВОПРОС:
- Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию? - Дебет 08 Кредит 60, 70, … — затраты на улучшения
- Дебет 01 Кредит 08 – улучшение учтено, как основное средство
- Дебет 20, 44, 26… Кредит 02 – начисление амортизации по неотделимому улучшению
- Дебет 09 Кредит 68 – учтено ОНА, так как в бухгалтерском учете будут признаны только после возвращения имущества арендодателю.
- Дебет 76 Кредит 91.1 – арендодатель компенсирует стоимость неотделимых улучшений
- Дебет 91.1 Кредит 68 – НДС на стоимость улучшений
- Дебет 02 Кредит 01 – списана амортизация
- Дебет 91 Кредит 01 – списана остаточная стоимость неотделимых улучшений по безвозмездной аренде
- Дебет 68 Кредит 09 – погашен ОНА
- Дебет 51 Кредит 76 – оплата за неотделимые улучшения от арендодателя
- 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
- 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
- 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
- 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».
- обращение передающей стороны с указанием причин передачи имущества (является излишним, не используется учреждением, используется не по назначению);
- аналогичное обращение Учредителя учреждения, передающего имущество;
- перечень передаваемого имущества с указанием характеристик имущества, инвентарного номера, года выпуска, балансовой, остаточной стоимости и начисленной амортизации. Перечень подписывают главный бухгалтер и руководитель учреждения;
- согласие принимающей стороны с приложением перечня принимаемого имущества;
- техническая документация — для недвижимого имущества, копии паспорта и свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенные руководителем передающей стороны — для автотранспортных средств.
- образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм;
- медицинским учреждениям для обеспечения деятельности медицинского обслуживания лиц, обучающихся в образовательном учреждении;
- медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
- муниципальным учреждениям муниципального образования «город Екатеринбург», в том числе Екатеринбургской городской Думе;
- избирательным комиссиям в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность.
- 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
- 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»;
- 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»;
- 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами».
- в сумме балансовой стоимости права пользования активом.
ОТВЕТ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда». При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п. 52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.
Передача имущества в безвозмездное пользование
Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ.
О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.
Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество.
принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.
Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно
Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.
Операция | Проводка |
Получение основного средства | Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190 |
Получение нематериальных активов | Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190 |
Получение непроизводственных активов | Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190 |
Получение материальных запасов | Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190 |
Получение денежных документов | Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150 |
Получение целевых пожертвований | Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150 |
Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.
Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.
Безвозмездная аренда в бухучете
Отражение в учете безвозмездного получения имущества
За балансом числятся объекты неоперационной аренды, например лизинговое имущество, которое по договору на балансе лизингодателя? Спишите их со счета 01 и перенесите на счет 101.00 «Основные средства». Стоимость – сумма остатка арендных платежей и затрат на заключение договора: агентские вознаграждения, юридические услуги и другие расходы.
Если в 2021 году по договору безвозмездного пользования было получено имущество, то следует отметить, что с 01.01.2021 вводятся стандарты по учету основных средств. В том числе вводится стандарт «Аренда». Поэтому, на 1 января 2021 года проверьте все договоры аренды и безвозмездного пользования. Определите, все ли объекты учтены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Затем определите, к какому виду аренды их отнести. От этого зависит новый порядок учета, ведь теперь такие объекты нужно перенести на баланс. Как следует из Вашего дополнения к вопросу, имущество получено по договорам безвозмездного пользования в 2021 году. Поэтому следует проверить порядок отражения имущества, полученного в безвозмездное пользование в соответствии с новыми стандартами учета.
Порядок передачи собственности
Даже если сделка не предполагает особых сложностей при регулировании отношений с ссудополучателем, рекомендуется оформлять договор. в котором фиксировать договоренности, которые касаются передачи собственности. Заключение договора убережет от недомолвок и претензий, заведомо определяя правовое поле для взаимоотношений.
Чтобы документ имел силу, необходимо проследить, чтобы все существенные моменты были оговорены в его пунктах. В противном случае заинтересованная сторона сможет признать его недействительным.
Подписание договора безвозмездной передачи сопровождается фактическими действиями по факту, с отражением события в приемопередаточном акте, с указанием даты начала пользования и описанием состояния объекта (дефекты, выявленные особенности).
У договора передачи имущества во временное пользование есть много общего с пунктами арендного соглашения, за исключением главного – никакого вознаграждения за полученное право ссудополучатель не платит. Это означает, что владелец не вправе ожидать оплаты, оказания услуг, предоставления других ценностей взамен переданного. Особый интерес к таким вариантам оформления есть у предпринимателей, которым выгодно фиксировать бесплатное право пользования недвижимостью или иными объектами.
Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование
Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя). Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31. 12. 2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования. «Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ «О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.
Особенности распоряжения муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями
имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ. В соответствии со статьей 17. 1 федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением случаев, установленных частью 1 статьи 17. 1 закона о защите конкуренции. Порядок отнесения движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31. 05. 2007 № 337, а на территории муниципального образования «город Екатеринбург — Постановлением Главы Екатеринбурга от 01. 11. 2010 № 4962 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург».
Включение движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности в перечень ОЦДИ, не ограничивает возможность автономного или бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться этим имуществом, поскольку согласие собственника имущества на распоряжение ОЦДИ требуется только в отношении движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Бухгалтерский учет льготной аренды в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование отражается учреждением (пользователем) нефинансовых активов по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» и кредиту счета 0 401 401 82 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов (п. 41.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 67.3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Принятие к учету прав пользования ОС, НПА.
Начисление амортизации на объекты учета права пользования имуществом, полученные учреждением в безвозмездное пользование, относящиеся к операционной аренде, осуществляется в размере ежемесячных арендных платежей и отражается бухгалтерскими записями (п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н):
Дебет 0 401 20 224 «Расходы на амортизацию прав пользования активом» Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активом».
Одновременно в той же сумме отражается бухгалтерскими записями отнесение на финансовый результат текущего периода отложенных доходов от получения права пользования активом (по договорам аренды на льготных условиях):
Дебет 0 401 40 182 «Доходы будущих периодов от безвозмездного права пользования» Кредит 0 401 10 182 «Доходы от безвозмездного права пользования».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные операции отражаются документом Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА.
Обратите внимание, с 01.01.2019 согласно Порядку применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 30.11.2018 № 246н) для отражения доходов от льготной аренды применяются следующие коды КОСГУ:
Прекращение права пользования активом (при условии полного исполнения договора) (выбытие объекта учета операционной аренды) отражается бухгалтерскими записями по соответствующим счетам аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н):
Дебет 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами» Кредит 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 данная операция отражается документом Прекращение прав пользования ОС, НПА.
Положение о порядке передачи в безвозмездное временное пользование муниципального имущества ЗАТО Видяево
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) Правительства Мурманской области, и направлены ссудодателю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая региональный портал государственных и муниципальных услуг Мурманской области.
2.6. Заявление на заключение договора безвозмездного временного пользования на новый срок подается заявителем в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора безвозмездного временного пользования и рассматривается в порядке, предусмотренном настоящим разделом.