Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности межевания различных земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В связи с этим 17 февраля 2003 года утверждены следующие документы: «Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» и «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства».
Представляем документы для кадастрового учета ЗУ и регистрации права собственности в Росреестр
Заявление и прилагающиеся к нему документы можно представить одним из следующих способов, как указано в ч. 1 и 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ:
- Непосредственно в отделение Росреестра или в МФЦ. Через МФЦ документы можно представлять, в том числе, независимо от места нахождения объекта недвижимости (согласно опубликованному на сайте Росреестра списку подразделений МФЦ, ведущих прием граждан по экстерриториальному принципу);
- Также заявление и документы можно представить при выездном приеме уполномоченному лицу Росреестра. Документы можно представить как лично, так и через представителя, по доверенности, утвержденной нотариально;
- Через Почту России, отправив заявление и документы почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и с уведомлением о вручении;
- Через интернет, в электронной форме, используя интерфейс сайта государственных услуг или сайт Росреестра.
Если в договоре подряда на проведение кадастровых работ вы указали необходимость помещения готового межевого плана на хранение в электронное хранилище, это упрощает подачу документов в Росреестр, поскольку в этом случае не потребуется представлять сам план, достаточно указать его идентификационный номер в электронном хранилище (см. ч. 4 ст. 20 Закона № 218-ФЗ).
При подаче заявления и документов потребуется уплатить государственную пошлину, согласно Закону № 218-ФЗ (ст. 17).
В распоряжении Правительства РФ № 2236-р
Распоряжение Правительства РФ № 2236-р именуется «дорожной картой». Его принятие направлено на повышение качества в сфере услуг по кадастровому учету недвижимости. Оно было принято в 2012 году.
Это постановление упорядочило следующие процедуры:
- сокращение срока государственной регистрации до 7 и 5 рабочих дней;
- снижение уровня бюджетных вложений в процедуру межевания;
- формирование полной базы данных ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости);
- возмещение ущерба тем, кто утратил собственность из-за ошибок в базе данных;
- повышение уровня информированности клиентов.
Основные сведения о документах
В Инструкции по межеванию (1996) излагается порядок проведения следующих действий:
- анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических данных;
- мониторинг состояния объектов, входящих в геодезическую сеть;
- выявление границ надела, а также анализ состояния межевых знаков;
- написание технического проекта;
- порядок оповещения владельцев о начале проведения межевых процедур.
В Методических рекомендациях (2003) сделан акцент на том, что выявление границ наделов реализуется:
- как технический этап приведения в действия решений по определению локации и границ территории наделов;
- как процедура уточнения локального местоположения границ территории земельного устройства.
Что это такое и для чего нужно?
Межевой план является главным документом, на основании которого данные о земельном участке заносятся в Государственный Кадастр недвижимости. Документ составляется на основе кадастрового плана или кадастровой выписки по ЗУ. В план межевания внесена информация об изменениях границ участка, о его частях и самом участке. Данные, внесенные в МП нужны для постановки ЗУ на кадастровый учет.
Точное описание формы и состава документа по образованию ЗУ оговорены в приказе Министерства Экономического развития № 921 от 8.12.2015г.
Межевой план допустимо оформлять как в бумажной, так и в электронной формах. Для электронной формы также предполагается электронная подпись кадастрового инженера.
Непосредственно МП необходим для получения кадастрового паспорта. Кадастровый паспорт – обязательный документ при совершении любых сделок с земельным участком, в том числе:
- дарение;
- купли-продажи;
- обмен;
- завещание.
Причины для создания или обновления план межевания:
- создание ЗУ из государственных или муниципальных земель;
- объединение нескольких соседних участков;
- выделение участка из земли в общедолевой собственности;
- раздел участка;
- обнаружение и исправление ошибок в кадастровом учете;
- перераспределение участков.
Если МП создается на основании объединения соседних участков, то к нему дополнительно прилагается «Акт о согласовании», где обязаны расписаться все заинтересованные лица.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.
Приложение 1. Задание на межевание земельного участка
Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Начертательная часть включает в себя чертеж земельного участка с указанием всей необходимой информации: пунктов геодезической сети, проектных границ и т.д. Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
А в условиях труднодоступных участков и участков, где не важна абсолютная точность определения координат, могут использоваться также GPS приборы.
В распоряжении Правительства РФ № 2236-р
Распоряжение Правительства РФ № 2236-р именуется «дорожной картой». Его принятие направлено на повышение качества в сфере услуг по кадастровому учету недвижимости. Оно было принято в 2012 году.
Это постановление упорядочило следующие процедуры:
- сокращение срока государственной регистрации до 7 и 5 рабочих дней;
- снижение уровня бюджетных вложений в процедуру межевания;
- формирование полной базы данных ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости);
- возмещение ущерба тем, кто утратил собственность из-за ошибок в базе данных;
- повышение уровня информированности клиентов.
Межевание в законодательстве
Землеустроительные работы как официальная процедура описаны в Земельном Кодексе Российской Федерации (136-ФЗ 2001 года) и методических рекомендациях, опубликованных Росземкадастром 17 февраля 2003 года. Юридическое определение комплекса действий состоит в следующем:
- Выполнении восстановления границ (контура) участков земли на местности;
- Установлении точных параметров вновь образованных наделов, в том числе при изменении назначения территорий;
- Проведении процедур согласования действий и результатов работы с собственниками смежных владений. Межевание участка в Москве в обязательном порядке сопровождается рассылкой уведомлений о предстоящих кадастровых работах.
При проведении инженерно-геодезических работ специалисты могут применять способы, описанные в инструкции Роскомзема от 08 апреля 1996 года.
Как провести межевание бесплатно?
Проведение кадастра над земельными участками в интересах физических лиц (оформление ранее арендованных территорий или покупка на публичных торгах) может оплачиваться государством. Принятие таких расходов обычно осуществляется муниципалитетами в ходе комплексных процедур при подготовке торгов. Перед тем как заказать межевание земельного участка в Москве и МО, орган власти должен сделать публикацию в органах массовой информации. После этого физическое лицо может обратиться в установленном порядке, указав на необходимость проведения кадастровых процедур на бесплатной основе. Делается это в следующих случаях:
- Право собственности является действующим, оформлено до 1998 года, но до сих пор не значится в едином государственном реестре (ЕГРН);
- В ходе проведения разбирательства выявлен факт ошибки, допущенной во время кадастровых процедур. Такие недочеты, как правило, документируются в ходе очередного межевания;
- Если данные в отношении объекта недвижимости уже имеются в Росреестре, но земельный участок не стоит на учете кадастра.
В Инструкции по межеванию (1996) излагается порядок проведения следующих действий:
- анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических данных;
- мониторинг состояния объектов, входящих в геодезическую сеть;
- выявление границ надела, а также анализ состояния межевых знаков;
- написание технического проекта;
- порядок оповещения владельцев о начале проведения межевых процедур.
В Методических рекомендациях (2003) сделан акцент на том, что выявление границ наделов реализуется:
- как технический этап приведения в действия решений по определению локации и границ территории наделов;
- как процедура уточнения локального местоположения границ территории земельного устройства.
Земельный кодекс (ЗК РФ) — важная часть земельного законодательства в России. В его материалах подробно описаны права и обязанности собственников земельных участков и действия по сохранению таких прав, а также рассматривается вопрос о земельных спорах.
Земельный кодекс был принят согласно приказу в 2001 году и межевание стало важнейшей его частью.
Процедура межевания стала составной частью цепочки при установлении прав на землю. Вопросы определения границ участков описаны в статье 11.4 ЗК РФ.
Распоряжение Правительства РФ № 2236-р именуется «дорожной картой». Его принятие направлено на повышение качества в сфере услуг по кадастровому учету недвижимости. Оно было принято в 2012 году.
Это постановление упорядочило следующие процедуры:
- сокращение срока государственной регистрации до 7 и 5 рабочих дней;
- снижение уровня бюджетных вложений в процедуру межевания;
- формирование полной базы данных ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости);
- возмещение ущерба тем, кто утратил собственность из-за ошибок в базе данных;
- повышение уровня информированности клиентов.
Ежегодно в этот документ вносятся изменения, которые отражают ситуацию по регистрации сведений о земельных участках, находящихся как в личной, так и в государственной собственности.
Чтобы поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости — земельный, дачный, садовый участок, жилой дом, дачу, гараж, квартиру необходима процедура межевания. Межевание земельного участка — это работы по установлению на местности муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением координат.
Межеванию подлежат только оформленные в собственность земельные участки. Землю, взятую в аренду — размежевать нельзя.
Процедура является обязательной для следующих типов земель:
- Передающихся на постоянное пользование из государственных резервов;
- Подпадающих под распределение ввиду различных обстоятельств;
- Требующих разделения, объединения или выделения долевой части.
Не хочу нагружать технической стороной процесса. Не стану углубляться и в законодательную базу земельных отношений. Если интересно, почитайте: Земельный Кодекс, Федеральный Закон № N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (который как раз и регулирует процедуру межевания земельных участков), а также новый закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.2014 № 171-ФЗ — который упрощает процедуру узаконивания садовых участков, проводимую согласно межевания земельного участка бесплатно по дачной амнистии с 1 июня 2015 года сроком действия до 31 декабря 2020 года.
Обратите внимание, что согласно действительным поправкам, положение п. 1 ст. 19 (ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ июля 2021 года.) — граждане имеют право не межевать собственные земельные участки для купле-продажи или передачи в наследство до начала 2021 года. После указанной даты процедура станет обязательной.
Установление границ земельного участка на местности проводится на основании заявления, поданного собственником или лицом, владеющим землями на условиях:
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненно наследуемого владения.
В число заявителей могут входить как физические, так и юридические лица. Так же владение может быть не только индивидуальным, но и совместным:
- с выделением долей в праве на ЗУ;
- без выделения долей.
При общем (совместном) владении, обратиться с заявлением должен каждый правообладатель доли. Так же допускается посредничество представителя, действующего в интересах владельцев ЗУ.
Правомочность обращения подтверждается документально.
Территориальные границы земельного участка определяются на основе:
- формирования участка при выделе ЗУ;
- оформления прирезок;
- подготовки к имущественной сделке;
- слияния или раздела участков;
- споров с соседями при межевании (наложение границ ЗУ и т.п.).
Как сделать межевание земельного участка: пошаговая инструкция
Частные фирмы устанавливают свои расценки.
Стоимость зависит от нескольких факторов:
· удаленность объекта (будет учтена трата бензина, времени пути);
· сложность работ (конфигурация территории, объектов на ней);
· количество услуг;
· срочность проведения;
· площадь объекта.
Специалисты предлагают пакет услуг, включающих кроме межевания еще объединение/разделение территорий. Обычно это стоит 12000 рублей само межевание + 2000 рублей объединение. Приблизительная стоимость процедуры 10000 – 30000 рублей.
По срокам она длительная, опять же точного периода времени нет. Зависит от удаленности объекта, расположения компании, загруженности инженеров. Лучше довериться лицензированной фирме, работы частных лиц Росреестром не рассматриваются.
Сама процедура займет 14 дней (пару недель). Плюс подготовка документов. Сложное межевание длится месяц, даже полгода.
Заявление и прилагающиеся к нему документы можно представить одним из следующих способов, как указано в ч. 1 и 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ:
- Непосредственно в отделение Росреестра или в МФЦ. Через МФЦ документы можно представлять, в том числе, независимо от места нахождения объекта недвижимости (согласно опубликованному на сайте Росреестра списку подразделений МФЦ, ведущих прием граждан по экстерриториальному принципу);
- Также заявление и документы можно представить при выездном приеме уполномоченному лицу Росреестра. Документы можно представить как лично, так и через представителя, по доверенности, утвержденной нотариально;
- Через Почту России, отправив заявление и документы почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и с уведомлением о вручении;
- Через интернет, в электронной форме, используя интерфейс сайта государственных услуг или сайт Росреестра.
Если в договоре подряда на проведение кадастровых работ вы указали необходимость помещения готового межевого плана на хранение в электронное хранилище, это упрощает подачу документов в Росреестр, поскольку в этом случае не потребуется представлять сам план, достаточно указать его идентификационный номер в электронном хранилище (см. ч. 4 ст. 20 Закона № 218-ФЗ).
При подаче заявления и документов потребуется уплатить государственную пошлину, согласно Закону № 218-ФЗ (ст. 17).
Земельный кодекс (ЗК РФ) — важная часть земельного законодательства в России. В его материалах подробно описаны права и обязанности собственников земельных участков и действия по сохранению таких прав, а также рассматривается вопрос о земельных спорах.
Земельный кодекс был принят согласно приказу в 2001 году и межевание стало важнейшей его частью.
Процедура межевания стала составной частью цепочки при установлении прав на землю. Вопросы определения границ участков описаны в статье 11.4 ЗК РФ.
Процедура межевания регулируется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и другими специальными актами федерального и местного значений. Вышеназванная «Инструкция по межеванию земель» от 8 апреля 1996 года действует до сих пор.
Общие положения «Инструкции по межеванию земель» определяет некоторые основные положения межевания, на основании которых и происходит данная процедура:
- Границы на местности устанавливаются и закрепляются, когда граждане и юридические лица получают новые земельные участки (купля-продажа, мена, дарение целого участка или части земли), а также по просьбам физических или юридических лиц, если документация, подтверждающая права на их земельный участок была предоставлена без установления и закрепления границ на местности;
- Восстанавливаются границы земельного участка, если есть межевые споры, а также при наличии просьб граждан и организаций при полной или частичной утрате на местности межевых знаков и прочих признаков границ принадлежащих им земель;
- Межевание выполняется проектно-изыскательными организациями Роскомзема, а также гражданами и юридическими лицами, получившими в установленном законодательством порядке лицензию на право проведения таких работ.
Межевание проводится в следующих целях:
- Оформление участка в собственность;
- Заключение договора купли-продажи;
- Разделение участка или объединение нескольких в один;
- Сдача дома или участка в аренду;
- Приватизация земельного участка.
С 2021 года в силу вступит запрет на куплю-продажу, дарение, передачу по наследству и на прочие сделки с землей, на которой не была проведена процедура межевания.
Муниципальные программы направлены на осуществление процедуры регистрации земли под многоквартирными домами в короткий срок.
На данный момент все участки, которые заняты такими домами по документам принадлежат муниципальным образованиям. Владельцы квартир лишь на словах являются их полными собственниками.
Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв
9. 2. При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к вышеперечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.
14. 3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.
Установление на местности границ объектов землеустройства.
1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.
По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.
2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляется по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.
Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.
41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
В соответствии со ст. 1 ГрК территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
Согласно ст. 9 Гр.К Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, S РФ, МО.
Установление на местности границ объектов землеустройства.
1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.
По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.
2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляется по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.
Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.
41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
В соответствии со ст. 1 ГрК территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
Согласно ст. 9 Гр.К Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, S РФ, МО.
Документы территориального планирования:
-поселения – генеральные планы
-городские округа – генеральные планы (Генеральный план города Вологды разработан » по заданию Муниципального казённого учреждения «Градостроительный центр города Вологды» по муниципальному контракту № 000/2011 от 29 ноября 2011года.)
-муниципальные районы – схемы территориального планирования
v S РФ – схемы территориального планирования S РФ (Пр. схема территориального планирования ВО, утвержденная Постановлением Правительства области от 12 мая 2009 г. N 750)
· Могут создаваться в следующих областях: 1) (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;3) образование;4) здравоохранение;5) физическая культура и спорт;6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
· содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения (по аналогии с РФ).
v РФ – схемы территориального планирования РФ в областях: 1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика; 4) высшее образование;5) здравоохранение.
· разрабатываться на основании нормативных правовых актов Президента РФ(оборона страны и безопасность государства) или нормативных правовых актов Правительства РФ (все остальные).
· содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения:
Ø Положения-сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и т.д.
Ø Карты – отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях
· Материалы по обоснованию схем территориального планирования РФ в виде карт отображают:
1) местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;
2) границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;
3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе: особые экономические зоны; особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; территории объектов культурного наследия; зоны с особыми условиями использования территорий; и др.
42. Мониторинг земель.
Мониторинг земель– это система наблюдений за состоянием земельных ресурсов для своевременного выявления изменений, их оценки и устранения последствий.
Объектом мониторингаявляются все земли РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.