Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 2023 года все налогоплательщики перечисляют налоги и взносы в составе единого налогового платежа (ЕНП). Вместе с введением ЕНП для целей уплаты большинства налогов установлен один общий крайний срок – 28 число (согласно п. 6 ст. 226 НК).

По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.

За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.

Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.

За период с 01 по 22 января — 28 января.

Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
Читайте также:  Земельный налог — последние изменения

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Нововведения в получении налогового вычета

Процесс получения выплат имущественного или инвестиционного характера за последние 2 года существенно упростили. На данный момент вычеты предоставляют проактивно — система в автоматическом режиме обрабатывает информацию из внешних источников и программных комплексов ФНС, создает предзаполненное заявление на вычет через личный кабинет налогоплательщика-физлица.

ИФНС может получать требуемые сведения для подтверждения налогового вычета от участника налогового взаимодействия, к примеру, от банка или брокера, с которыми физлицо оформило договор на ведение ИИС. Когда указанные участники подключились к программе ФНС, отсутствует необходимость предоставлять декларацию — нужно лишь подписать предзаполненное заявление.

По результатам года для всех, у кого имеется часть неиспользованного налогового вычета, ИФНС в автоматическом режиме проводит проверку всех условий. Когда имеется возможность получить вычет, ИФНС в личном кабинете налогоплательщика формирует предзаполненное заявление для подписания. Такой обновленный порядок используется с 2022 года и касается вычетов, право на которые появилось с 2020 года, полученные частично в 2021 году.

Какие сроки и штрафым

30 апреля — крайний срок для подачи декларации по налогу на доходы физических лиц. Сдать документ нужно в ФНС.

Обычно этим тоже занимается работодатель. Но если доход получен не с работы, то декларацию придется подать самостоятельно. Это касается:

  • индивидуальных предпринимателей;

  • нотариусов, адвокатов, и тех, кто занимается частной практикой;

  • физических лиц, кто получил вознаграждения не от налоговых агентов;

  • физических лиц, которые получили доход от продажи имущества;

  • резидентов РФ, которые получили доход от источников, находящихся за пределами РФ;

  • физических лиц, получивших выигрыши;

  • физических лиц, получающих доход в виде вознаграждения как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;

  • физических лиц, получающие доходы в порядке дарения.

Госдума утвердила бюджет РФ на 2022-2024 годы

С 1 января 2020 года налоговая отчетность по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 год, при условии численности работников свыше 10 человек, должна представляться по новым правилам, то есть в электронном виде.

Таким образом, в случае если количество работников превышает 10, то право представлять налоговую отчетность и сведения о доходах физлица на бумаге у налогового агента нет. В противном случае за неправильный способ составления документа будут применяться санкции.

Аналогичные изменения внесены в положения п. 10 ст.

431 НК РФ, предусматривающие право плательщиков страховых взносов и вновь созданных организаций (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физлиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, представлять расчеты, указанные в п. 7 ст. 431 НК РФ, в электронной форме.

Правительство подготовило нормативы распределения налога на высокие доходы

Уплатить положенный казне сбор можно единым платежом согласно актуальному коду бюджетной классификации (КБК). Эти коды необходимо знать каждому работодателю, предпринимателю или простому гражданину, отчисляющим денежные средства в казну страны.

Итак, далее в таблице мы отразили актуальные на сегодняшний день кодировки.

Таблица 1. КБК для уплаты подоходного сбора

Код бюджетной классификацииДля каких доходов
18210102010011000110 Для организаций-работодателей, перечисляющих в казну сбор с доходов сотрудников.
18210102021011000110 Код, использующийся при отчислении средств с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами.
18210102030011000110 Кодировки, использующиеся для отчислений с доходов, полученных согласно 228 статье Налогового Кодекса.
18210102040011000110 Последовательность цифр, которая используется для перечисления НДФЛ в казну лицами, являющимися иностранцами, использующими патент в трудовой деятельности.
Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ предусмотрено, что в 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

К сведению: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по прогрессивной ставке (650 тыс. руб. плюс 15 % с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ). Но налоговый агент должен будет самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

* * *

В заключение перечислим основные поправки в отношении порядка исчисления и уплаты НДФЛ:

  • предусмотрена прогрессивная шкала для налоговой ставки: 13 % – если сумма доходов за налоговый период составляет менее или равна 5 млн руб. и 15 % – с суммы, превышающей 5 млн руб. При этом в отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными. Например, доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по ставке 13 % независимо от величины полученных средств;

  • устанавливается алгоритм уплаты налога в ситуации, когда на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 тыс. руб.;

  • вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Установленное пороговое значение – 5 млн руб. и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее будут включать доходы, в том числе от долевого участия, в частности в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации, в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей, по операциям с ценными бумагами;

  • по общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (возможны исключения, например доходы по операциям с ценными бумагами можно уменьшить на положительный финансовый от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков);

  • если стандартные, социальные вычеты и имущественные вычеты на покупку жилья и проценты по ипотеке не могут учесть при расчете основной базы, то на неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год;

  • налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб. Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб., и налог, сумма которого больше 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

Для налогоплательщиков с 2022 года введен новый социальный вычет по НДФЛ

Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.

НДФЛ платится одной суммой, дальнейшее распределение и направление в разные уровни бюджетов осуществляется без участия налогоплательщиков. Если же речь идет об уплате индивидуальным предпринимателем собственного НДФЛ в рамках применения общей системы налогообложения, то он так же перечисляется по месту регистрации ИП исходя из его адреса прописки.

Но высокая зависимость от других бюджетов снижает стимулы для местных властей по увеличению собственных доходов. Важно и то, что передача централизованных ресурсов через бюджет дотации и субвенции порождает сомнительную зависимость нижестоящего уровня власти от политического расклада на вышестоящем уровне. Налоговая система Франции отличается тем, что сбор налогов, поступающих в центральный и местные бюджеты, осуществляет единая налоговая служба.

В то же время, нет ни одного региона, который заботился бы о привлечении на свою территорию жителей, поскольку для властей жители это, скорее, источник бюджетных расходов, чем доходов. В настоящий момент характерными примерами являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей. Введение системы уплаты НДФЛ по месту проживания налогоплательщика позволит избежать указанных эффектов. Главным же недостатком предлагаемого варианта является значительное удорожание администрирования налога.

Читайте также:  Как рассчитывается налог на недвижимость в 2021 году

Бюджетного кодекса РФ), остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов (абз. 2 п. 2 ст. 61, абз. 2-4 п. 2 ст. 61.1, абз. 2 п. 2 ст. 61.2, абз. 2 п. 2 ст. 61.3, абз. 2 п. 2 ст. 61.5 Бюджетного кодекса РФ).

Чтобы определиться, куда платить НДФЛ с нескольких филиалов, находящихся в пределах одного муниципального образования с несколькими ИФНС, нужно выбрать одну инспекцию, в которой зарегистрирован филиал, и уплачивать налог по данной территории.

При этом п. 2 ст. 223 Кодекса предусмотрено, что в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.»

Динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума отличается меньшим падением (почти в 3 раза). Предлагается ввести механизм автоматической индексации налоговых вычетов с учетом инфляции.

НДФЛ: налог региональный или федеральный?

В налоговой системе Российской Федерации существует три вида налогов: федеральные, региональные и местные. Основанием для такой классификации является уровень органов, которые вводят тот или иной обязательный платеж.

К какому уровню относится НДФЛ: федеральному, региональному или местному? Статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов. НДФЛ является федеральным налогом и регламентируется главой 23 НК РФ.
Как происходит распределение суммы, получаемой государством в виде налогов, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Прямой зависимости от того кто вводит налог с тем в какой бюджет он будет зачислен – нет. Налоговые доходы от НДФЛ, являющегося федеральным налогом, не поступают в федеральный бюджет.

Распределение доходов от НДФЛ между бюджетами установлено БК РФ и зависит от того, кто является налогоплательщиком. По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранным гражданином, работающим в России на основании патента. В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ).
Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). Дальнейшее распределение зависит от того, какие административные единицы есть на территории субъекта.
В субъектах с территориальным делением на городские округа вся оставшаяся сумма зачисляется в бюджеты этих округов.
В случае, когда на территории субъекта есть городские поселения, то 10% от суммы НДФЛ перечисляется в их бюджет, а 5% в бюджеты муниципальных районов в их составе. В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% – муниципальным районам.

Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов.

Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.

Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.

Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.

Федеральными являются следующие налоги:

Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.

Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных.

Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.

В какой бюджет платить НДФЛ

  • 9% налоговое отчисление. Применяется кдивидендам, доходам долевой части работы организаций, % от облигаций ипотечного покрытия, системного доверительного управления.
  • 13% налог от ведения трудовой деятельности и работы как высококвалифицированный специалист согласно Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ.
  • НДФЛ в размере 15% это база от долевого участия в работе отечественных предприятий любой сферы деятельности.
  • Ставка в 30% относится к доходам, которые получают налоговые нерезиденты, работающие в нашей стране.
  • 35% налог на доход относится к выигрышам, призам, полученным % от вложенных депозитов, от рублевых и валютных займов.

После подачи декларации о доходах, полученных за год, согласно Налогового Кодекса ст. 228 оплатить заявленную сумму необходимо до середины следующего года, то есть крайней датой является 15 июля. При условии, что это выходной, ст. 6.1 поясняет, что возможно перенесение на рабочий день, который следует далее.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...