Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные работы как вид административной ответственности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные работы, как вид административного наказания, назначаются по судебному акту за совершение проступка по КоАП РФ. Данная Санкция заключается в принудительном выполнении работ по перечню, утвержденному местными органами власти. В этом материале рассмотрим, какую продолжительность работ может указать суд в постановлении, и как происходит исполнение наказания.
Комментарий к ст. 3.13 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
Особенности исполнения
Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:
- Состав работ утверждается муниципальным актом.
- Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
- Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
- Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.
Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.
Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:
- получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
- постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
- гражданин ежедневно посещает место работы;
- по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.
Применение наказания в виде обязательных работ
Что будет в случае уклонения
Правонарушитель обязан отработать срок обязательных работ в полном объеме. Пропустить рабочий день можно только при наличии уважительной причины. Иначе подобные действия будут расценены как уклонение.
При наличии уважительных причин гражданин может рассчитывать на получение отсрочки. В этом случае процесс исполнения наказания приостанавливается. К уважительным причинам относятся болезни, служебные командировки, смерть родственников и т. д. Каждое из оснований требует документального подтверждения.
Если гражданин отказался выполнять работы или же не явился к месту их проведения, сотрудники ФССП вправе составить административный протокол. При многократных нарушениях возможно привлечение осужденного к дополнительной ответственности. Мера пресечения определяется по статье 20.25 КоАП РФ. Нарушителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему штраф в размере 150-300 тысяч рублей.
Кому назначается подобное наказание?
Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:
- отклонение от ареста, выплаты штрафов;
- нанесение вреда окружающей среде;
- несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
- нарушения при скоплении людей;
- блокировка движения личного и общественного транспорта.
Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:
- инвалиды;
- безработные;
- беременные женщины;
- матери детей младше трех лет.
Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.
Виды правоограничения обусловленных обязательными работами
Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.
Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).
Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.
Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:
- дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
- обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
- состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
- работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
- вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.
Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.
Что будет в случае уклонения
Правонарушитель обязан отработать срок обязательных работ в полном объеме. Пропустить рабочий день можно только при наличии уважительной причины. Иначе подобные действия будут расценены как уклонение.
При наличии уважительных причин гражданин может рассчитывать на получение отсрочки. В этом случае процесс исполнения наказания приостанавливается. К уважительным причинам относятся болезни, служебные командировки, смерть родственников и т. д. Каждое из оснований требует документального подтверждения.
Если гражданин отказался выполнять работы или же не явился к месту их проведения, сотрудники ФССП вправе составить административный протокол. При многократных нарушениях возможно привлечение осужденного к дополнительной ответственности. Мера пресечения определяется по статье 20.25 КоАП РФ. Нарушителя могут арестовать на срок до 15 суток или назначить ему штраф в размере 150-300 тысяч рублей.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Как проходит исполнение наказания?
Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.
Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.
Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.
Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:
- Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
- Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
- Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
- Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
- Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.
Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.
В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:
- Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
- Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
- Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
- Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
- О смене постоянного места жительства;
- О необходимости ухода за малолетними детьми;
- О тяжелом заболевании и лечение в больницах.
Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:
- Признанные инвалидом 1 группы;
- При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
- При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.
Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.
Что представляет собой наказание?
Стоит сразу обратить внимание на то, что обязательные и исправительные работы – это вовсе не равнозначные понятия. Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы нарушитель правопорядка должен выполнять в свободное от учёбы или основной работы время. Необходимости менять место трудоустройства, как и лишения свободы не происходит.
Исправительные работы – другое дело; наказание такой формы запросто может поставить крест на карьерных перспективах гражданина. Гражданин вынужден работать исключительно по основному месту трудоустройства – а значит, место трудоустройства придётся менять.
Обязательные работы являются видом наказания смягчённым; их заставляют выполнять граждан, которые совершили не слишком серьёзные преступления. У этого вида наказания есть ряд характерных особенностей.
- «Прописать» обязательные работы могут только тем гражданам, которые официально трудоустроены либо учатся в ВУЗах / ССУЗах / школах.
- У нарушителя нет возможности выбрать вид труда. Где будет трудиться гражданин, решает местное самоуправление. Сам нарушитель может быть уверен, что ответственный и хоть сколь-нибудь престижный пост ему не достанется – он вправе рассчитывать лишь на неквалифицированный труд. Обязательные работы заключаются, как правило, в том, что провинившиеся граждане принимают участие в благоустройстве города.
- Выполнение общественно полезных работ происходит на безвозмездных началах. На оплату трудочасов нарушителю рассчитывать не приходится.
- Отрабатывать нарушитель будет в районе своего проживания.
Очевидно, что последнее обусловлено не заботой о времени гражданина. Чтобы воспитательная мера возымела больший эффект, нарушителя обязуют трудиться на глазах соседей и друзей – то есть фактически выставляют на осмеяние.
Комментарий к статье 3.13 КоАП РФ
1. Обязательные работы как вид административного наказания введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». На основании п. 3 ст. 3 этого Закона положения КоАП РФ в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.
Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.
Административное наказание в виде обязательных работ первоначально предусматривалось за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 N 65), за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ). Однако, согласно пункту 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, взаимосвязанные положения Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ, предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка: в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствуют Конституции Российской Федерации; в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).
По обязательному к исполнению Постановлению Конституционного Суда РФ впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.
Данный вид наказания назначается только судьей и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
2. Объекты для отбывания административного наказания в виде обязательных работ определяются муниципальным органом по согласованию с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Объект подлежит включению в перечень для отбывания административного наказания в виде обязательных работ при одновременном соблюдении следующих условий:
1) фактическое место расположения объекта находится на территории муниципального образования;
2) включение объектов предварительно согласовывается с Управлением Федеральной службы судебных приставов;
3) перед включением в перечень отделом направляется письменный запрос руководителю каждого хозяйствующего субъекта о согласовании включения;
4) на основании письменного согласия руководителя объект включается в перечень.
Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают этот вид наказания, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания обязательных работ.
3. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено наказание, — четырех часов.
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения данного наказания.
4. На основании ч. 4 ст. 20.25 комментируемого Кодекса уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок организации исполнения данного вида административного наказания и полномочия судебного пристава-исполнителя.
Порядок и условия исполнения
Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.
Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.
Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.
В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.
Виды обязательных работ
Обязательные работы не могут быть престижными. Их основная цель — воспитание нарушителя. Тем более, отрабатывать наказание осужденный должен по месту прописки, а значит его могут увидеть друзья и знакомые, что призвано усилить эффект. Однако, вынося постановление, суд не назначает конкретный вид работ. Поскольку они должны приносить пользу, то право определить обязанности остается за местными властями по согласованию с ССП. Они могут выбрать деятельность (из списка возможных), выполнение которой наиболее необходимо в данный момент. Это может быть:
уборка территории, а также придомовых площадей и подъездов;
озеленение района;
земляные работы;
помощь в ремонте помещений (подвалов, чердаков, подсобок);
ремонт систем канализации и водопровода;
дорожные работы;
загрузка и выгрузка;
любая занятость по благоустройству района.
Поскольку практически все виды обязательных работ связаны с физическим трудом, иногда тяжким, то назначаться обязательные работы административного наказания, как и уголовного не могут людям, имеющим группы инвалидности, беременным и воспитывающим малолетних детей женщинам. Военным или призванным на военные сборы также не могут быть присуждены обязательные работы. От них также освобождаются лица, признанные невменяемыми, и пенсионеры. Наказание не может быть присуждено безработным.
В качестве обязательных работ никогда не назначаются сложные работы, требующие большой ответственности. Обычно осужденные делают то, что обычно поручается подсобным рабочим, не имеющим квалификации.
В процессе отбывания наказания деятельность может меняться в соответствии с нуждами. Выполнять работы нарушитель может в муниципальной или частной организации, которая и будет осуществлять контроль за выполнением обязанностей.
К кому не может применяться санкция
В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:
- беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
- гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
- лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.
Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.
Обязательные работы могут назначаться только для физических лиц. Должностные лица или предприятия не привлекаются к данному виду санкций.
Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения
В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.
Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.
Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.
- Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
- Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.