Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на ГБО выросла вдвое: стоит ли переходить на метан?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В баллоны закачивается топливный газ — пропан-бутан или метан. Большинство легковых машин в России ездят именно на пропан-бутановой смеси, которая получается при переработке нефти. Хранится газ в специальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением 1,2-1,6 мПа (12-16 атмосфер). Обычно баллон устанавливают за сиденьями или в нише для запасного колеса.
Перед установкой нужно провести некоторые подготовительные работы. Прежде всего отсоедините аккумулятор. Затем проводится демонтаж впускного коллектора. После чего можно установить газовое метановое оборудование на автомобиль. Для этого:
- На впускном коллекторе устанавливаются газовые сопла.
- Сопла соединяются с газовыми шлангами и надежно затягиваются в месте крепления.
- Коллектор устанавливается обратно, на свое место.
- К дроссельному клапану, прямо в корпус, устанавливается сопло (подобно тому, как это было с коллектором).
- Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
- На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
- Если в ГБО есть электрический блок управления – его нужно установить в максимально сухое и защищенное место.
На этом сложности с установкой заканчиваются, так как модифицировать в деталях авто больше ничего не понадобится. Но, чтобы установка ГБО на метане была окончена, понадобится еще сварить металлический каркас для баллонов и разместить его в подходящем месте. Это может быть:
- грузовой отсек;
- багажник;
- пространство между кабиной и кузовом или даже между осями колес под автомобилем.
Используя метан в качестве топлива на автомобиле, можно добиться следующих положительных моментов:
- Октановое число метана — 130, это выше, чем у самого чистого бензина;
- Финансовая экономия — природный газ дешевле продуктов переработки нефти;
- Метан чище. Это означает увеличение срока эксплуатации транспортного средства и долговечность использования двигателя.
- Транспорт, который работает на газе, выбрасывает в окружающую атмосферу меньше всего отработанных газов.
- Снижение выбросов, возникающих в момент заправки топливного бака, а также общее снижение количества выбросов углекислого газа.
Сохранность машины кошелька и окружающей среды
Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа. Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади. По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.
В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.
Из чего сделаны цистерны автоматической метановой системы?
Статистика краш-тестов также подтверждает безопасность метановых баллонов. На заводе эти танки проходят серию испытаний на прочность. Воздействие чрезвычайно высоких температур, падение с большой высоты и даже скрещивание рук. Резервуары изготавливаются с толщиной стенки, способной выдерживать не только рабочее давление в 200 атмосфер, но и любое воздействие. Арматура цилиндров оснащена специальным автоматическим предохранительным устройством. В аварийной ситуации специальный многоклапанный клапан немедленно прекращает подачу газа в двигатель. Эксперимент был проведен в Соединенных Штатах. В течение 10 лет они контролировали 2400 автомобилей с метаном. За это время произошло 1360 столкновений, но ни один цилиндр не был поврежден. Всех автовладельцев интересует вопрос, насколько выгодно переходить на метан?
Еще один российский производитель, который также не пожелал остаться в стороне от возможности использовать газ в качестве топлива. Правда данное направление компания начала развивать уже давно. В отличие от легковых автомобилей на небольшой автобус или грузовичок установить ГБО заметно легче.
Модель NEXT хороша тем, что позволяет использовать одну из двух разновидностей ГБО:
- оборудование LPG, работающее на пропане;
- система CNG, которая заправляется метаном.
ГБО LPG представляет собой четырехцилиндровый силовой агрегат Evotech (это мотор УМЗ-4216 после модернизации). Его объем 2,7 литра, а мощность и максимальные показатели крутящего момента зависят от используемого топлива:
- При работе двигателя на газу он выдает 104 л. с. и 219 Н·м.
- бензиновое топливо обеспечивает выход 106 л. с. и 220,5 Н·м.
При общем объеме резервуара для газа в 100 литров, для заправки предусмотрено всего 80 по объективным причинам.
Стоимость автомобилей, оснащенных ГБО с завода, разнится в зависимости от типа кузова. Ценник Бортовой платформы стартует с отметки в 1 165 000 рублей. Автобусы же соответственно будут стоить дороже – от 1 635 000 рублей.
Про электричество и почему время еще не пришло
Да ребят знаю, это новые технологии всем хочется подзаряжать машину от сети — не ездить на заправки. Да и вообще это уже больше гаджет, чем автомобиль. Бензиновый силовой агрегат в таких случаях исполняет либо роль генератора, либо толкает автомобиль при больших скоростях, когда подключается и бензин, и электричество.
Вроде бы идеальный симбиоз — экономия топлива, меньшие выбросы в окружающую среду, хорошая тяга и динамика, но существует много минусов таких систем, поэтому они так и не становятся массовыми:
Поэтому битопливные электрические системы, пока невыгодны, ну или на грани окупаемости. Хотя по заверению аналитиков это направление останется чуть ли не единственным к 2030 году. Подвижки есть, практически во всех странах, даже у нас был проект «Е-мобиль», который сейчас заморожен, но как я думаю, просто остановлен до лучших времен.
Как и в любой другой сфере, в газобаллонном оборудовании имеется тенденция следовать духу технического прогресса. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, ориентируясь на повышение безопасности и улучшение совместимости с современными двигателями, которые со временем также становятся всё более сложными. Всего на данный момент существует 8 поколений газового оборудования, устанавливаемого на автотранспортные средства.
Первое поколение ГБО появилось в 70-е годы прошлого века, когда в ходу были карбюраторные двигатели. Разумеется, почти полвека – это весьма внушительный срок, и в западных странах оборудование первого поколения уже не встретишь. Но, как ни странно, в нашей стране парк карбюраторных автомобилей всё ещё огромен, поэтому, несмотря на несоответствие современным экологическим нормам, это ГБО по-прежнему в ходу, в немалой степени из-за низкой стоимости и простоты установки. Отличительными особенностями 1-го поколения газобаллонного оборудования являются использование дозатора газа механического типа, вакуумных редукторов, возможность установки на карбюраторные и моноинжекторные авто, отсутствие обратной связи с лямбда-зондом.
Ресурс двигателя — уменьшается или нет?
Однозначно заявить, что ресурс силового агрегата уменьшается при установке ГБО, невозможно. Это будет спорное заявление, которое не подкреплено никакими фактами. Зато фактов за установку ГБО довольно много. В России уже свыше 3 миллионов машин используют газобаллонное оборудование и экономят деньги своим владельцам. И даже по этому показателю уже можно определить, какие именно проблемы ждут ваш агрегат при использовании такого вида топлива. Также возьмем опыт соседних стран и выведем определенный итог.
Ресурс будет меняться в таких случаях:
- неправильная работа ГБО — в этой ситуации двигатель будет работать с провалами, проблемами, неприятностями, неровными оборотами, что однозначно выводит его из строя постепенно;
- плохой газ — здесь никто не застрахован от проблем, но ведь и плохой бензин вашему мотору жизнь не продлит, поэтому данный фактор можно отнести к ситуативным и неважным;
- низкое качество смазывания — это происходит при неправильном выборе моторного масла, лучше использовать масла, специально разработанные для машин на газу, таких становится все больше;
- изначально большой износ двигателя — ставить ГБО на машины после пробега в 250 000 км не стоит, это сократит их ресурс и приведет работу в экстремальные условия, что нежелательно в данном случае;
- работа на повышенных оборотах — двигатели на газу теряют немного мощности, поэтому при постоянных попытках выжать максимум из силового агрегата произойдет его быстрый износ.
Перед установкой нужно провести некоторые подготовительные работы. Прежде всего отсоедините аккумулятор. Затем проводится демонтаж впускного коллектора. После чего можно установить газовое метановое оборудование на автомобиль. Для этого:
- На впускном коллекторе устанавливаются газовые сопла.
- Сопла соединяются с газовыми шлангами и надежно затягиваются в месте крепления.
- Коллектор устанавливается обратно, на свое место.
- К дроссельному клапану, прямо в корпус, устанавливается сопло (подобно тому, как это было с коллектором).
- Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
- На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
- Если в ГБО есть электрический блок управления – его нужно установить в максимально сухое и защищенное место.
На этом сложности с установкой заканчиваются, так как модифицировать в деталях авто больше ничего не понадобится. Но, чтобы установка ГБО на метане была окончена, понадобится еще сварить металлический каркас для баллонов и разместить его в подходящем месте. Это может быть:
- грузовой отсек;
- багажник;
- пространство между кабиной и кузовом или даже между осями колес под автомобилем.
Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
ГБО на пропане
Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.
Сейчас читают:
Штраф за наезд или пересечение стоп линии
Фев 27, 2020
Штраф за вождение автомобиля в нетрезвом виде
Фев 27, 2020
Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.
В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.
Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью – намного больше, чем продающих метан.
Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.
При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.
ГБО требует тщательного и частого технический осмотра.
Метан ГБО или установка оборудования под пропан: что лучше для двигателя
Как известно, многих владельцев заботит вопрос, как газ влияет на двигатель автомобиля. Если сравнивать метан или пропан, а также бензин, любой газ на деле лучше для ЦПГ и несколько хуже для ГРМ.
С одной стороны, масло со стенок цилиндров не смывается на газу, само масло остается более чистым, не разжижается от попадания газа (в отличие от бензина). В результате износ цилиндров на газу меньше, масло «ходит» дольше, система смазки работает лучше.
Также на газу детонация двигателя не проявляется, так как октановое число метана, а также пропана выше по сравнению с АИ-92, 95 или даже 98-100. При сгорании газа нет сажи, свечи зажигания чище, нет нагара на клапанах и т.д. Результат — свечи и катушки зажигания служат заметно дольше, меньше коксуется мотор и загрязняется катализатор.
Однако минусом является высокая температура горения газа. При этом именно метан горит при самой высокой температуре. В свою очередь (особенно если ГБО настроено неправильно) может иметь место прогар выпускных клапанов, появляются трещины в ГБЦ, резиновые и другие прокладки «высушиваются», теряется их герметичность и т.п.
Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки ГБО
Плюсы
А теперь подробно остановимся на плюсах и минусах перевода автомобиля на газ. Начнём с очевидных преимуществ.
Финансовая выгода
Стоимость газа примерно вдвое меньше, чем стоимость 95-го бензина. С учётом издержек на обслуживание ГБО и повышенного расхода газа по отношению к бензину на каждую заправку будет уходить примерно на треть меньше средств. А значит, при среднегодовом пробеге в 30 000 км «отбить» средства, потраченные на установку и оформление ГБО, к примеру, на Volkswagen Polo, можно будет через 1,6 года (при первоначальной трате на высококачественный комплект ГБО в размере 34 700 рублей). За это время автомобиль успеет пробежать порядка 50 000 км, а дальнейшая эксплуатация машины будет приносить серьёзную выгоду.
Мобильность
Автомобиль, оснащённый ГБО, становится намного мобильнее благодаря большому запасу топлива. Самую большую выгоду перевод автомобиля на газ сулит путешественникам, которые часто выбираются своим ходом в страны с высокими ценниками на горючее, к примеру, в Европу. Судите сами: актуальная стоимость 95-го бензина в соседней Норвегии в переводе на рубли — 113,5 рублей за литр, а стоимость литра газа — всего 42 рубля (стоит примерно как бензин в России). Нетрудно посчитать, что установка ГБО окупится при первом же серьёзном путешествии.
Экологичность
Невероятно, но факт: автомобиль, работающий на газе, выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, чем при работе на бензине и дизельном топливе, и соответствует более высоким эконормам. Именно поэтому во многих странах мира действуют программы поощрения перевода автомобилей на данный тип топлива, предполагающие, к примеру, освобождение от транспортного налога. Однако в нашей стране ничего подобного нет и пока не предвидится.
Установка ГБО метан начинается с подготовительных работ. Для начала необходимо отсоединить аккумулятор, после чего провести демонтаж впускного коллектора.
Далее устанавливаем газ метан на легковой автомобиль. Инструкция:
- На впускном коллекторе необходимо установить газовые сопла.
- Сопла соединяем с газовыми шлангами и затягиваем в месте крепления.
- Коллектор помещается обратно на свое место.
- Прямо в корпус к дроссельному клапану устанавливается сопло, как и в случае с коллектором.
- Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
- На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
- Если в ГБО имеется электрический блок управления, он устанавливается в самое защищенное и сухое место.
Основные сложности с установкой метана на авто закончены. Однако чтобы окончательно завершить процесс, необходимо приложить еще немного усилий.
Необходимо еще сварить металлический каркас для баллонов, который размещается в любом из наиболее подходящих мест:
- грузовой отсек;
- багажник;
- пространство между кабиной и кузовом;
- пространство между осями колес под автомобилем.
Сравнение двух видов топлива
Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:
- Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
- Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).
Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.
Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:
- Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
- Финансово экономические выгоды.
- Характеристики мотора.
- Безопасность.
- Наличие заправочных станций.
- Вопросы, касающиеся экологии.
Сравнение двух видов топлива
Для начала стоит немного ознакомиться с каждым из этих видов топлива, чтобы каждый из вас имел представление об объектах нашего разговора. После этого уже сможем выбирать ГБО на метане или пропане.
Пропан — это представитель класса алканов. Получается он в процессе переработки нефти и выделяется из газа природного происхождения. Чтобы получить топливо на основе пропана, к нему добавляется этан и бутан. Сжиженная газовая смесь заправляется в баллоны, давление которых находится в пределах 10-15 атмосфер.
Пропан тяжелее воздуха, может взрываться при достижении уровня концентрации в воздухе отметки 2,1%. В составе этого газа имеется высокое количество примесей, различного рода веществ, масляных составляющих. Поэтому необходима сложная фильтрация и качественная очистка. В быту такой газ используется в зажигалках.
Метан — это представитель простейших углеводородов. Он легче, чем воздух, плохо растворяется в воде. Добывается из подземных месторождений. После добычи обязательно проходит фильтрацию и насыщается одорантами, поскольку в чистом виде не имеет запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается, помещается в прочные баллоны, которые обладают большим весом.
Чтобы метан взорвался, его концентрация в воздухе должна достичь 4,4%. Этот газ очень летучий, легко уносится потоками воздуха, поэтому высокая концентрация возможна только замкнутых пространствах. Метан ценится за доступность и чистоту. В быту метан используется в газовых плитах и котлах.