Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.

За что могут аннулировать (РПП) ВНЖ в Казахстане?

Что касается самого (РПП) ВНЖ в Казахстане, в соответствии с п. 13 ст. 49 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иностранцам и лицам без гражданства, либо выданное ранее разрешение аннулируется:

13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;

Если в РК было открыто ИП, которое иностранец вправе зарегистрировать исключительно на основании РПП (ВНЖ) и при этом у него есть намерение уехать из РК более чем на пол года (например фриланс в Таиланде), надо подготовить документы что выезд из РК связан с обучением, еще на территории РК, например заключить договор с языковым центром, а по прибытии в другую страну, получить студенческую визу, при этом обязательно письменно согласовать такой выезд с миграционной службой МВД РК.

В таком случае, на период обучения физическое лицо будет признаваться постоянно пребывающим в РК, в ином случае в любой момент ВНЖ может быть аннулировано и следом за ним ИП со всеми вытекающими, при условии что предприниматель отсутствует в РК более чем 183 дня в 12-месячном периоде и да, предложенный мной вариант очень шаткий, именно по этому если фрилансер не проживает в РК открывать ИП в Казахстане, плохая идея.

Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане

Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.

Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.

Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.

Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?

Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.

Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.

Трансфертное ценообразование

В соответствии с казахстанским законодательством о трансфертном ценообразовании, налоговые органы имеют право отслеживать и корректировать цены, используемые в трансграничных и некоторых внутренних сделках, когда считается, что цены отклоняются от рыночных цен, даже если такие сделки осуществляются с несвязанными сторонами.

В случае если власти скорректируют цены, переоцененные обязательства будут включать налоги, пошлины, пени и штрафы, уплачиваемые в государственный бюджет.

Правила трансфертного ценообразования влияют на следующие операции:

  • международные коммерческие сделки;
  • внутренние операции, которые непосредственно связаны с международными коммерческими операциями, когда:
  1. продажа относится к контракту на недропользование;
  2. любая из сторон сделки имеет налоговые преференции; или
  3. одна из сторон имеет убытки за 2 года, предшествующих году совершения сделки.

Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:

Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:

6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов

9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:

….

2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.

Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним

5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

….

2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.

Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов

4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:

….

2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.

3. Из объекта налогообложения исключаются:

3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

Читайте также:  Бенефициарный владелец это учредитель или нет

Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.

На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рассмотрен данный вопрос.

! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112

Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.

Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания

Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.

Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.

Сроки сдачи отчетности.

Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.

Социальные отчисления в Казахстане

Представители малого и среднего бизнеса получат полугодовую отсрочку по всем налогам, кроме НДС и НДФЛ. Если же бизнесмен относится к категории микропредприятий, то ему полагается отсрочка по страховым взносам.

Новые сроки уплаты страховых взносов следующие:

Вид страхового взноса Продолжительность отсрочки для СМП Комментарии

За март, апрель и май 2020 г.

6 месяцев

Условие действует только в отношении микропредприятий

За июнь и июль 2020 г.

4 месяца

ИП за самого себя, с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за 2019 г. (срок до 01.07.2020 по НК РФ)

4 месяца

Штрафные санкции и пени за период отсрочки не начисляются

Представителям малого и среднего бизнеса отсрочка предоставляется в беззаявительном порядке. Никаких заявлений и документов подавать в ИФНС не нужно. Не потребуется и соответствующего решения или уведомления от инспекции.

Памятка по исчислению ООСМС и удержанию ВОСМС в 2021 году

С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:

  • минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:

  • на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
  • на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.

С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
  • на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
  • на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
  • на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
  • на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.

Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.

Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.

Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
  • при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
  • при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
  • при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
  • при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
  • при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).

Отчисления на ОСМС (за счет работодателя)

Плательщиками отчислений на ОСМС по законодательству Казахстана являются:

  • Государство
  • Сотрудники (исключение составляют военнослужащие, сотрудники органов правоохранения)
  • Индивидуальные предприниматели
  • Граждане, которые занимаются частной практикой
  • Физические лица, которые получают заработную плату в связи с законодательством Республики Казахстан
  • Физические лица, которые самостоятельно уплачивают взносы. Сюда входят и граждане Республики Казахстан, которые выехали за территорию государства.
Читайте также:  Допуск собственников МКД к тепловому узлу и в электрощитовую

При этом плательщиками ОСМС являются и иностранные работодатели, которые осуществляют деятельность в Республике Казахстан.

Страховые отчисления и взносы не уплачиваются в Фонд со следующих видов дохода:

  • Компенсация во время служебных командировок
  • Полевое довольствие сотрудников
  • Расходы на транспортировку сотрудников и обеспечение обучения
  • Пособие к отпуску на оздоровление
  • Стипендия
  • Страховые премии

Работодатель также освобождается от выплат для социально уязвимых граждан, военнослужащих и сотрудников специальных государственных служб.

п.1 Ст.27 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании»:

Отчисления работодателей, которые подлежат уплате в фонд, устанавливаются в следующем размере:

  • С 2017 года – 1% от объекта исчисления отчислений
  • С 2018 года – 1,5% от объекта исчисления отчислений
  • С 2020 года – 2% от объекта исчисления отчислений
  • С 2022 года – 3 % от объекта исчисления отчислений

Повышение пенсий и размера МРП: опубликован закон о бюджете на 2021-2023 годы

Для того, чтобы быстро и точно рассчитать заработную плату, воспользуйтесь нашим сервисом расчета заработной платы, который находится по адресу https://culs.kz/calc.

Сервис позволит рассчитать зарплату легко и без лишней нервотрёпки. Полный набор инструментов для быстрого и точного расчёта:

  • ведение справочников организаций и сотрудников;
  • автоматический производственный календарь, баланс рабочего времени и другие расчётные показатели;
  • формирование расчётных листков и ведомости, а также других документов;
  • формы налоговой отчётности 200.00 и 910.00 для импорта в СОНО или КНП
  • Вернуться в главное меню
  • Перейти в сервис расчета зарплаты
  • Узнать расценки

МРП в 2021-м равен 2 917 тенге (6,9 доллара). Напомним, с 1 января 2020 года МРП составлял 2 651 тенге, с 1 апреля — 2 778 тенге.

Стоит отметить, что наряду с увеличением МРП в Казахстане пенсии повысятся на 7%, пособия по инвалидности, утере кормильца, многодетным семьям вырастут на 5%.

МРП применяется для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

Читайте также:  Перевозка детей в автомобиле 2023 без кресла

В форму 200.00 вносится следующая информация:

  • об объектах налогообложения;
  • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
  • сведения об обязательных пенсионных взносах;
  • социальный налог;
  • социальные отчисления;
  • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

  • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
  • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
  • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
  • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
  • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году

Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.

Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:

  • по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
  • либо общепринятая схема.

Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.

Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

  1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
  2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

Плательщиками социального налога не являются:

  1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
  2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
  3. ИП, работающие на основе патента.

Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

Общеустановленный режим (ОУР)

Для индивидуальных предпринимателей, работающих на общеустановленном режиме, объектом обложения для социального налога является численность работников. В пункте 2 статьи 485 НК установлены ставки социального налога в размере 1 МРП за каждого работника и 2 МРП за самого предпринимателя.

Рассмотрим на примере ИП на ОУР, в штате которого 3 работника. В 2020 году месячный расчетный показатель равен 2 651 тенге.

Сумма социального налога за месяц 13 255 тенге:

за ИП — 5 302 тенге ( 2 МРП);

за работников — 7 953 тенге ( 1 МРП * 3 работника = 3 МРП).

При общеустановленном режиме социальный налог рассчитывается ежемесячно и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму социальных отчислений за работников и самого ИП. Если начисленный социальный налог меньше социальных отчислений, то подлежащая к уплате в бюджет сумма социального налога равна нулю. Расчет социального налога, подлежащего уплате в бюджет, производится индивидуально по каждому работнику.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...