Учетная политика организации: как составить на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика организации: как составить на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.
Что такое учетная политика
Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК). В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.
отразить, как будет происходить списание основных средств;
определить методы оценки товарно-материальных ценностей, товаров;
в учетной политике также необходимо отразить процесс списания убытков и минимального налога
Для организаций, которые используют объект налогообложения «доходы», в налоговой учетной политике, помимо общих моментов, необходимо отразить следующие пункты.
Изменения, которые необходимо внести в учетную политику в 2023 году
Примечание
В учетной политике организации, которая находится на УСН, необходимо отразить какой объект налогообложения использует организация
Имеется в виду «доходы» или «доходы минус расходы». Если в организации произошла смена объекта налогообложения, то это обязательно нужно указать в учетной политике
Не обязательно указывать ставку налога
Если региональная ставка налога отличается от федеральной, то в этом случае ее необходимо указать в учетной политике
Для объекта налогообложения «доходы» не нужно указывать лимит по основным средствам
Это не нужно указывать, потому что на расчет налога этот показатель не влияет
Процесс списания основного средства при частичной оплате
Процесс списания основного средства при частичной оплате не указан в Налоговом Кодексе, поэтому законодательство разрешает выбрать то, что подходит организации и отразить это в учетной политике
Методы оценки товаров
Для организаций, объектом налогообложения являются «доходы» это указывать в учетной политике необязательно. Обязательным является только для тех, чей объект налогообложения «доходы минус расходы»
Убыток и минимальный налог
Этот пункт также подходит для тех, чьим объектом налогообложения является «доходы минус расходы». Такие организации могут уменьшить размер налога на убыток с прошлого года и в расходы включить разницу между минимальным и обычным налогом. Таким образом, для организаций, чьим объектом налогообложения является «доходы» этот пункт не является обязательным
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика, как уже было сказано, это внутренний нормативный документ организации. Даже учитывая тот факт, что какой-либо статьи, предусматривающей штраф за ее отсутствие, не существует, ее отсутствие может быть поводом для штрафных санкций со стороны налоговых органов. Самым элементарным может оказаться штраф за непредставление документов. Оштрафовать по этому основанию можно по статье 126 Налогового Кодекса РФ. Второй момент, который могут рассмотреть налоговые органы, это то, что отсутствие учетной политике может повлиять на расчет налогов. Соответственно можно оштрафовать за занижение налоговой базы или привести к неправильному расчету налогов. В этом случае организацию могут оштрафовать по статье 120 Налогового Кодекса РФ. При этом должностные лица будут оштрафованы по статье 15.11 КоАП РФ.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
порядок проведения инвентаризации;
правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
существенное изменение условий деятельности организации.
Элементы, отсутствующие в нормативной базе
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету (п. 8 ПБУ 1/98).
Одним из примеров может служить покупка квартиры юридическим лицом для последующего дарения своему работнику. Законодательная база не дает ответа на вопрос, на каком счете учитывать данный объект? Будет ли это счет 01 "Основные средства" или счет 41 "Товары" либо счет 91 "Прочие доходы и расходы". Организация должна сама прописать аналогичные ситуации для бухгалтерского учета. Для "упрощенцев" этот вопрос может стать важным при учете остаточной стоимости основных средств.
С 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета:
если учет ведется с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространенный вариант);
при журнально-ордерной системе учета применяются журналы-ордера;
при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
при упрощенной системе учета для малых предприятий — книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (приведены в Приложениях N 1 — N 11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н).
Статьей 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учета — это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н). При этом п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов предусмотрена возможность ее ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учетной политике.
Метод списания сырья и материалов
Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:
по себестоимости каждой единицы;
средней себестоимости;
себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Для целей расчета налога по УСН материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):
по стоимости единицы запасов;
средней стоимости;
стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Что предусмотреть в организационном разделе учетной политики?
Организационно-распорядительная информация в НУП может включать:
указание на лицо, ответственное за организацию и ведение налогового учета, — возложить эти функции такое лицо может на себя или иное уполномоченное лицо;
уточнить применяемую учетную систему — ее форму (электронную или бумажную), формат ввода данных, порядок хранения и защиты информации и др.;
иные важные для организации налогового учета аспекты (порядок выдачи денег под отчет и др.).
Если у ИП отсутствуют работники, эта глава НУП будет минимальна по объему, поскольку организовывать некого, и описание каких-либо регламентов в таком случае для ИП на УСН (доходы) не имеет особого смысла.
Оформить организационную главу НУП помогут размещенные на нашем сайте материалы:
«Обзор бесплатных бухгалтерских программ для УСН»;
«Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».
Критерии по УСН в 2023 году.
Для УСН есть ряд стандартных критериев, позволяющих работать на этом режиме. Из года в год они не меняются (ст. 346.12 НК РФ):
численность персонала — не больше 100 человек;
остаточная стоимость основных средств — не больше 150 млн руб.;
нет филиалов;
доля участия других юрлиц — не больше 25%;
нет запрещенных видов деятельности из п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Но есть два критерия, которые корректируются на коэффициенты-дефляторы:
доходы, полученные за календарный год, — не более 150 млн рублей (или 200 млн рублей — при повышенных ставках);
9-месячный доход юрлица, желающего перейти на упрощенку, — не выше 112,5 млн рублей (для ИП такое ограничение не ставится).