Роль прокурора на стадии предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль прокурора на стадии предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Комментарий к Статье 37 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи связаны с процессуальными полномочиями прокурора и его процессуальным статусом при производстве по уголовным делам. Само понятие прокурора, который реализует в уголовном судопроизводстве свои полномочия, дано в п. 31 ст. 5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п. 31 ст. 5 УПК РФ.)

2. При производстве по уголовному делу прокурор реализует две основные функции: функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и функцию осуществления от имени государства уголовного преследования. Эти функции не противопоставляются друг другу, более того, полномочия, предоставленные прокурору, позволяют в равной степени реализовывать каждую из них. Причем надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия фактически означает надзор за исполнением закона должностными лицами и органами, осуществляющими уголовное преследование. По сути дела, прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет уголовное преследование самостоятельно и контролирует осуществление уголовного преследования другими должностными лицами.

3. Уголовное преследование прокурора в уголовном судопроизводстве в зависимости от досудебной и судебной частей имеет существенные особенности. Так, на досудебной части, обладая полномочиями по процессуальному контролю за процессуальной деятельностью органов дознания, дознавателя, прокурор вправе давать поручения данным участникам уголовного судопроизводства при осуществлении ими уголовно-процессуальной деятельности, которые для данных участников процесса являются обязательными. Кроме того, прокурор на досудебной части вправе утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт (обвинительное постановление). Прокурор совместно со следователем (руководителем следственного органа) участвует в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. В части судебного разбирательства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, выступая в качестве государственного обвинителя при рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, а также участвует при рассмотрении уголовных дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Кроме того, прокурор приносит апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения, как на итоговые, так и на промежуточные, которые были приняты соответствующими судебными инстанциями.

4. Предметом прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Реализуя функцию надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор решает задачи обеспечения режима законности при производстве по уголовным делам, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения лиц, виновных в совершении преступлений, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления правопорядка.

5. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве (уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия) реализуются посредством наделения прокурора соответствующими уголовно-процессуальными полномочиями. Все полномочия прокурора реализуются на досудебной и судебной частях уголовного судопроизводства. При этом некоторые полномочия прокурора по уголовному преследованию тесно связаны с надзорными полномочиями и переплетаются с ними в зависимости от той либо иной ситуации при производстве по уголовному делу. Характер этих полномочий прокурора обладает диссонансным признаком. Такими полномочиями прокурора признается следующее: право давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факт задержания (ч. 4 ст. 96 УПК РФ); проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ); давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК РФ); разрешать ходатайства подозреваемого или обвиняемого о заключении соглашения о сотрудничестве, составлять указанное соглашение, выносить представление о соблюдении обвиняемым условий и обязательств, предусмотренных этим соглашением (ст. ст. 317.2, 317.3 УПК РФ); знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по его мотивированному письменному запросу (ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ); требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146, ч. 8 ст. 151 УПК РФ, и др.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.
Читайте также:  Если потерпевший меняет показания

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлений, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон прокурора относит к участникам со стороны обвинения.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, с применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают конституционные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

Прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование и обязан обеспечить надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.

В литературе подчеркивается особая роль прокурора в ходе досудебного производства.

Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:

  • обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
  • немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
  • защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
  • обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
  • принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • осуществление надзора за законностью применения мер процессуального принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

ВВЕДЕНИЕ … 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.1 Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.2 Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 14 1.3 Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 30 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 35 2.1 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях … 35 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 50 Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.1 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.2 Перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 77

Актуальность темы исследования. Важнейшим компонентом правового государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Именно правовое государство берет на себя обязанность защищать законные права и свободы граждан, включая как защиту от преступных посягательств, так и от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, это предполагает высокий авторитет суда, а значит государство должно обеспечить доступ к правосудию и соответствующее законное и в разумный срок проведенное раскрытие и расследование преступлений, а также наказание виновного лица.

В этой связи важно, чтобы права и свободы граждан на стадии предварительного расследования не нарушались.

С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, установление судебного контроля за законностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер. В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, нока не обеспечили многих целей реформы, в частности обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений. Судебный механизм, по мнению Уполномоченного по правам человека, по-прежнему работает медленно и неэффективно.

Осуществляя собственное государственно правовое предназначение (надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и выполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации), органы предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовного процесса России выполняют от государственного имени надзор за выполнением положений законодательства системой органов предварительного расследования. Однако, несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурорским работником исполнения законодательных актов системой органов дознания и органов предварительного следствия, в 2007 году органы прокуратуры были лишены наиболее эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также огромной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

Сформировавшаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства, разбалансированность прокурорских полномочий надзора в законодательстве и появляющиеся в практической деятельности некоторые проблемы правоприменения нуждаются в комплексном изучении процессуальной деятельности органов прокуратуры в стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, что также обуславливает актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы настоящего исследования. В юридических литературных источниках проблемы судебного контроля и прокурорского надзора на стадии досудебного производства выступали в качестве предмета детального исследования многих ученых.

В царский период истории России время месту судебных органов и органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве были посвящены труды Н.А. Буцковского, А.А. Квачевского, Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, И.Я. Фойницкого и иных ученых. В советское время разнообразные вопросы, которые связаны с непосредственным участием суда и прокурорского работника на стадии досудебного производства по уголовным делам, нашли свое отражение в работах А.Н. Балашова, В.И. Баскова, Н.В. Жогина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Х.С. Таджиева, М.А. Чельцова, П.С. Элькинд и иных авторов.

После внесения в нормы УПК РФ изменений 2007 года, которые лишили органов прокуратуры огромного объема полномочий, проблемам детального исследования уголовно- процессуальной деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства были посвящены кандидатские диссертации Э.Р. Исламовой (2009 г.), А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), внесшие собственный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, которые носят многоаспектный и целостный характер, возникают по поводу выполнения судами и органами прокуратуры собственных полномочий на стадии досудебного производства.

Предметом настоящего исследования являются теория и практика органов прокуратуры на стадии досудебного производства, а также вопросы прокурорского надзор на этой стадии.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, проанализировав национальный и зарубежный опыт прокурорского надзора, определить оптимальное соотношение этого вида деятельности на стадии предварительного расследования для устранения препятствий для доступа граждан к правосудию и законного и справедливого разрешения уголовных дел.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Багмет, А.М. Выступление на Международной научно-практической конференции «150 лет Уставу уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации». М. 2014. – 623 с.
  4. Буглаева, Е.А., Виницкий, Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 532 с.
  5. Буланова, Н.В., Ережипалиев Д.И., Яловой О.А. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистические аспекты: пособие. М., 2013. – 579 с.
  6. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. – Томск: изд-во НТЛ, 2013. – 742 с.
  7. Гаврилов, Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в. досудебном производстве. – М.: Академия Управления МВД России, 2012. – 484 с.
  8. Абдул-Кадыров, Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2014. № 1. С.43.
  9. Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66.
  10. Амирбеков, К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 2 (40). С. 42-48.
Читайте также:  Независимая оценка квартиры для оформления в собственность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

0. марта 2013 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

3. декабря 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

4.О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

5.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 (в ред. 28.12.2007)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

8.О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2000 № 115].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

9.Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: утверждено постановлением ВЦИК от

2. мая 1922 года. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Литература

10.Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Н. Агеев. – М., 2009. – 25 с.

11.Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты / К. Амирбеков. – Махачкала: Новый день, 2004. — 168 с.

12.Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого / Г. Анисимов // Право и жизнь. – 2009. — № 11.

13.Артемьев Р. А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Р. А. Артемьев // Закон и право. — 2008. — № 8.

14.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович. — М.: Феникс, 2009. — 403 с.

15.Бойков А. Д. Третья власть в России / А. Д. Бойков. – М., 1997. – 256 с.

16.Божьев В. П. Уголовный процесс: учебное пособие / В. П. Божьев. – М., 2009. – 704 с.

17.Булатов Б. Б., Баранов А. М. Уголовный процесс: учебник для вузов / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов. – М., 2008. – 678 с.

18.Васильев К. Г. Средства прокурорского реагирования / К. Г. Васильев // Юрист. — 2008. — № 2.

19.Винокуров А. Ю. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия / А. Ю. Винокуров // Адвокат. – 2008. — № 4.

20.Глебова В. Г., Зайцева Е. А. Уголовный процесс / В. Г. Глебова, Е. А. Зайцева. – М., 2008. – 384 с.

21.Голубев Л. Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием [Текст]

/ Л. Д. Голубев // Закон. — 2008. — № 5.

22.Громов Е. Н. Прокурорский надзор / Е. Н. Громов. — М.: Юрайт, 2011. — 301 с.

23.Ефимичев П. С., Ефимичев С. П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев, С. П. Ефимичев. – М.: Юстицинформ, 2009. – 205 с.

24.Жаров С. Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета / С. Ю. Жаров // Закон и право. — 2009. — № 2.

25.Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2009. — № 2.

26.Конев Д. С. Проблемы прокурорского надзора / Д. С. Конев // Закон и право. — 2008. — № 3.

27.Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В. Ф. Крюков // Журнал российского права. – 2007. — № 10.

28.Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от

1. января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс].

  • Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

29.Леонидов М. А. Прокурорский надзор / М. А. Леонидов. — Самара: Изд-во Самарский университет, 2010. — 269 с.

30.Лисов В. В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / В. В. Лисов // Закон и право. — 2008. — № 2.

31.Настольная книга прокурора / Коллектив авторов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2012. – 840 с.

32.Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М.: Издательство НОРМА, 2005. — 273 с.

1. Буланова, Н.В. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / Н.В. Буланова, А.А. Малов. – М.: Генпрокуратура РФ, 2010.

2. Буланова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. – М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Жук, О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ: монография / О.Д. Жук. – М.: Альфа-М, 2010.

4. Исаенко, В.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам об убийствах / В.Н. Исаенко. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5. Козусев, А.Ф. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: лекция / А.Ф. Козусев. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

6. Лавдаренко, Л.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие / Л.И. Лавдаренко. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.

7. Малов, А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование которых осуществляется в частном порядке: методич. рекомендации / А.А. Малов [и др.]. – М.: Генпрокуратура РФ, 2009.

8. Обеспечение законности при возмещении реабилитированным гражданам вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности: научно-методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

9. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: учебник / под общ. ред. А.Ф. Смирнова. – М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006.

10. Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности и поддержание государственного обвинения в судах: методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

11. Шадрин, В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. – СПб.: ИПК, 2005.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Об организации прокурорского надзора за органами предварительного следствия

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности усилий по противодействию организованной, транснациональной, иной преступности, по оказанию правовой помощи.

С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.

Это положение конкретизировано в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».5 ) обеспечение прав и законных интересов участников уголовного процесса, в том числе потерпевших от преступления; Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

Приказ ГП РФ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия » 1.1.

Читайте также:  Штраф за неоплаченную парковку в Москве в 2023 году

Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.

Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.1.5.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. См.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий. Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности.

Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий. Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности.

Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.

7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Участие прокурора в уголовном процессе

Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников. Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

Функции прокурора в уголовном процессе на предварительном следствии

Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

В УПК РФ в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ расширен институт процессуальной самостоятельности следователя и руководителя следственного органа.

В частности, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь вправе не исполнять их, представив свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

— обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел, что позволяет прокурору выявлять типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования и разрабатывать мероприятия по улучшению качества расследования преступлений. Постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу подлежит утверждению прокурором, который проверяет материалы расследования на предмет полноты, всесторонности и объективности его проведения, точного, безусловного и единообразного исполнения требований уголовно-процессуального и уголовного законодательства органом дознания и его должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть конкретными.

Полномочия прокурора в отношении деятельности следователей

Полномочия прокурора по выявлению нарушения закона в деятельности следователя аналогичны полномочиям в отношении дознавателя. Такое полномочие, как знакомиться с материалами дела, у прокурора в отношении следователя более актуально, чем в случае с дознавателем. УПК закрепляет еще дополнительное полномочие в деятельности следователя – п.5.1 ч.2 ст.37 – истребовать и проверять законность и обоснованность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении УД и принимать по ним решения. Есть еще полномочие – рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора.

Полномочия по устранению и предупреждению нарушений закона (носят опосредованный характер – через требования к руководителю следственного органа):

  • 1. Требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
  • 2. Обращаться при несогласии следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства к руководителю вышестоящего следственного органа, а также к руководителю федерального следственного органа и директору следственного департамента, а если и они не согласны, то к генеральному прокурору, решение которого является окончательным.
  • 3. Направлять материалы в органы СК для решения вопросов об уголовном преследовании в отношении следователя, в деятельности которого содержатся признаки преступления.

Полномочия по непосредственному устранению нарушений закона:

  • 1. Возвращать по окончании расследования УД следователю на дополнительное следствие или пересоставление обвинительного заключения со своими письменными указаниями.
  • 2. Отменять постановления следователя о возбуждении УД в течение 24 часов с момента поступления соответствующей копии, с 15.01.11 г отменять постановления следователя об отказе в ВУД в течение 5 суток, о приостановлении производства по УД в течение 14 суток, о прекращении УД в течение 14 суток. Если прошли срок – требовать устранения нарушений в обычном прокурорском порядке.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.

Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...