Гололед на дороге, ДТП. Можно ли подать в суд на дорожников?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гололед на дороге, ДТП. Можно ли подать в суд на дорожников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Цифры говорят о хорошем

По данным ГИБДД, в январе 2019 года в Челябинске произошло 114 ДТП.

79 из них или 69,3% произошли по причине «неудовлетворительных условий улично-дорожной сети».

Среди основных причин и несоблюдение скоростного режима в конкретных условиях движения. Таких аварий за месяц зарегистрировано 17 (против 4 в январе 2018).

В целом сотрудники ГИБДД отмечают снижение аварийности на дорогах Челябинска. Если сравнивать январь 2019 года с аналогичным месяцем прошлого, количество аварий уменьшилось на 19,7% (количество погибших в ДТП уменьшилось на 50,0%, количество раненых в ДТП людей снизилось на 23,0%).

Впервые за пять лет снижается число дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта.

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Суд с дорожниками гололед

Следовательно — в целях полного и всестороннего исследования материалов дела для решения вопроса о виновности подсудимого, необходимо получить ответ о соответствии скорости 40 км/ч дорожным условиям в двух вариантах: при гололёде и при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4.Для ответа на данный вопрос можно получить дополнительное заключение эксперта, однако, имея формулу расчёта (из исследовательской части экспертизы) нетрудно посчитать самому, что при минимально допустимом коэффициенте сцепления 0,4 возникновение заноса при прямолинейном движении и скорости 40 км/ч – было бы технически невозможно.Кроме того, можно назначить дорожно-техническую экспертизу на предмет определения соответствия состояния дорожного покрытия на момент ДТП требованиям безопасности дорожного движения.

Как задокументировать происшествие

Оформление документов о ДТП, в котором виновна коммунальная служба, обслуживающая этот участок дороги, несколько отличается от ситуации с обычными авариями. В этой ситуации может принять участие несколько человек, но, как правило, это только один водитель.

Прежде всего, стоит помнить о том, что даже если последствия аварии небольшие, покидать место происшествия запрещено. В противном случае автолюбитель может быть привлечен к ответственности за нарушение правил дорожного движения, пункта 2.5. По закону, за такое деяние водитель может быть арестован на срок до 15 суток или лишен своих прав на управление транспортными средствами на срок до полутора лет.

Если в результате происшествия автомобилист или иное лицо получило травмы, то оформить данный факт нужно обязательно. В такой ситуации есть возможность требовать с виновника ДТП не только компенсацию причиненного материального вреда за ущерб автомобилю, но и стоимость лечения и восстановления.

Как действовать в таком случае

В соответствии с действующим законодательством каждый собственник транспортного средства вправе требовать возмещения материального вреда, который причинен его транспортному средству в результате аварии, произошедшей не по его вине.

Возмещение осуществляется только тогда, когда происшествие оформлено в установленном порядке сотрудником ГИБДД или извещением о ДТП.

Запомните! Для оформления водителю необходимо выполнить следующие действия:

  • обратиться по номеру 112 и сообщить о дорожном происшествии. Помните, что транспортные средства должны оставаться в том же положении, что и на момент столкновения. На водителя возложена обязанность выставить аварийный знак и включить аварийную сигнализацию;
  • взять данные очевидцев произошедшего события или попросить их остаться до приезда инспекторов;
  • водителям рекомендуется зафиксировать на фото или видео съемку обстоятельства ДТП, погодные условия, дорожное покрытие, обстоятельства, которые послужили причиной аварии;
  • далее водители, застраховавшие свое транспортное средство по КАСКО, обращаются в страховые компании, выдавшие полис;
  • когда на место аварии прибудет сотрудник ГИБДД, необходимо проверить правильность данных, отраженных в протоколе осмотра места происшествия. Важно, чтобы в нем отражались данные, которые соответствуют обстоятельствам аварии;
  • после заполнения протокола о ДТП каждый водитель получает на руки этот документ.
Читайте также:  Срок давности по штрафам ГИБДД

Водитель должны понимать, что сотрудники ГИБДД посчитают, что ими были нарушены требования п. 10.1 ПДД, ссылаясь на то, что водители при управлении превысили допустимый скоростной режим, и происшествие произошло по вине водителей, а не дорожных организаций.

На какой закон опираться

В России есть стандарт, в котором описывается, в каком состоянии должно быть дорожное покрытие, какие требования к нему предъявляются. Это ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Важно знать, что не каждый дефект в дорожном покрытии считается таковым с точки зрения закона, ведь идеального асфальта в любом случае добиться очень непросто. Итак, по ГОСТу дорога должна отвечать следующим требованиям:

  • Выбоин, трещин, разломов на дороге быть не должно. Важно! В ГОСТе (глава 5) вы найдете таблицы, в которых указаны размеры различных дефектов (в зависимости от этого они по-разному называются и классифицируются), а также точные сроки, в которые эти дефекты должны быть устранены. Предполагается, что этот стандарт дорожники будут соблюдать, без скидок на климат и сложные условия (кроме форс-мажоров, природных катаклизмов и подобного рода обстоятельств).

  • Зимой дорожное полотно должно быть очищено от снега и льда.

  • Если на дороге есть изъяны и их пока не исправили, об этом должны предупредить водителей при помощи специальных знаков, например, «Неровная дорога».

Обязательно ли сразу идти в суд

Можно попробовать решить дело, не привлекая к нему суд. Для этого первым шагом составьте досудебную претензию. В ней подробно напишите, что случилось, какие убытки вы понесли. Возможно, ответственный за дорогу орган возместит ущерб уже на основании этого обращения. Если же вам отказываются платить, стоит обращаться в суд.

Важно! В суде, подавая жалобы на плохое состояние дорог, придется подробно и однозначно доказать, что вы не нарушали правила дорожного движения, понесли убытки, их причиной стало именно состояние дорожного покрытия. Поэтому вам понадобятся все доказательства, о которых мы говорили выше. Обязательно соберите все данные заранее. Если у вас есть сомнения в том, что вы сможете учесть все нюансы, есть смысл обратиться к юристу, который специализируется на таких делах, он подскажет, на что обратить внимание. Чем лучше будут ваши доказательства, тем больше вероятность, что суд встанет на вашу сторону.

Можно ли подать иск к дорожникам?

Исковое заявление в суд не просто можно будет подать, а нужно будет подать, если вы захотите привлечь дорожные службы к ответу и взыскать с них ущерб.

Именно к суду мы и готовились, собирая по инструкции выше доказательства. Определять кто виновен с произошедшем ДТП в гололёд и в какой степени, может только суд. Выиграть такое дело самостоятельно вряд ли получится, поэтому стоит озаботиться еще и поиском хорошего представителя, лучше того, у которого есть практика подобных дел – желательно положительная. Такую практику можно найти по отзывам, а также поиском по делам с участием юриста по его ФИО.

В ходе рассмотрения дела, вероятнее всего, потребуется провести судебную экспертизу, от результатов которой фактически и будет зависеть исход дела. Но эксперты, также как и инспекторы, не всегда правильно трактуют положения пункта 10.1 ПДД и указывают на его нарушение водителем.

Если результаты экспертизы будут не в вашу пользу, и экспертное заключение не будет отвечать необходимым требованиям, предъявляемым к такому роду доказательств, тогда необходимо ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Еще очень важно, чтобы суд правильно распределил бремя доказывания, что и кому следует доказывать по делу, что вам как водителю, а что дорожникам, как причинителю вреда.

Считается ли ДТП при гололёде страховым случаем?

Компенсация будет осуществляться по стандартной схеме, если в транспортное средство врезался автомобиль, застрахованный по ОСАГО, а его водитель признан виновным. Следовательно, пострадавшая сторона сможет получить выплату по страховке. Виновник аварии будет вынужден восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Читайте также:  Увеличены таксы за незаконную добычу охотничьих животных

Компенсация по ОСАГО не предоставляется, если в результате гололёда пострадала только одна машина. При этом водитель может выдвинуть требования в адрес организации, отвечающей за состояние дорожного покрытия, и получить средства в результате судебного разбирательства. Истец должен доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила действующее законодательство, не обработав дорожное покрытие или не предупредив о гололёде.

При наличии полиса КАСКО компенсация определяется условиям договора. Если в нём имеется пункт о возмещении в случае гололёда, то водитель может получить выплату.

Порядок возмещения ущерба при ДТП в гололёд

Процесс определяется нюансами сложившейся ситуации. При столкновении двух автомобилей и признании одного из водителей виновным ущерб возмещается по следующей схеме:

  • Оформление дорожно-транспортного происшествия. Обязательно учитывается факт наличия пострадавших, которым должна быть оказана первая помощь. Только после этого вызывается ГИБДД. При отсутствии пострадавших рассматривается возможность оформления Европротокола. К нему прибегают, если у обоих водителей есть полис ОСАГО, они согласны с произошедшим, а в аварии участвовало только два автомобиля.
  • Извещение страховой компании об аварии. При повреждении только транспортных средств водители обязаны известить СК в течение 5 суток. Заявление о возмещении ущерба передаётся в компанию, застраховавшую виновника ДТП. Для получения выплаты требуются справки и документы, которые подтверждают расходы на лечение и реабилитацию. При оформлении аварии сотрудником ГИБДД, обратиться в страховую компанию нужно не позднее 3 лет с момента ДТП.
  • Сбор документов и их передача страховой компании. Конкретный список отображён в правилах ОСАГО. При оформлении аварии инспектором ГИБДД требуется ПТС, СТС, протокол, удостоверение личности гражданина, заявление с требованием о возмещении ущерба. В случае использования Европротокола предоставляется его бланк, а не документ о правонарушении, выданный ГИБДД.
  • Рассмотрение заявления страховой компанией. Страховщик вправе провести осмотр транспортного средства в течение 5 первых суток с момента подачи заявления. Специалист может приехать на место хранения автомобиля, если он не может передвигаться. Проведённая экспертиза служит основанием для определения суммы компенсации после ДТП при гололёде. Водитель вправе нанять независимых экспертов для проведения оценки. Если результаты сильно отличаются от заявленных страховой компанией, то в её адрес направляется претензия. Страховщик обязан рассмотреть предоставленные документы в течение 20 дней и вынести решение.
  • Получение возмещения, если представители организации признают требования заявителя правомерными. Страховщик производит ремонт за свой счёт либо выплачивает денежные средства клиенту. Способ возмещения и особенности его предоставления определяется статьёй 12 ФЗ № 40.

Нормативная база и фиксация следов

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, яма оказалась слушком глубокой на дороге, то владелец авто имеет право зафиксировать случившееся и потребовать компенсацию от государства за некачественное исполнение обязанностей дорожно-эксплуатационной службой. Например, водитель может элементарно проколоть колеса и вылететь в кювет, а виной этому будет простая дорожная выбоина. Та же история может произойти и в зимний период времени, когда на дорогах особенно опасно и следует внимательно смотреть, нет ли на дорожной полосе неубранной снежной кучи. Во всех подобных ситуациях, где доказана вина дорожных служб, они должны понести ответственность и уплатить сумму ущерба в полном объеме. К ответственности можно привлечь любую из организаций, которая проводит дорожные работы, либо неподалеку от дороги. Это же касается и сотрудников ГИБДД. Чтобы получить свои деньги, которые были потрачены на ремонт авто, нужно грамотно подойти к данному вопросу.

Согласно ныне действующему законодательству РФ, за поврежденную проезжую часть пути отвечают дорожно-эксплуатационные службы, которые обязаны следить за состоянием дорожного покрытия, проводить его реконструкцию согласно подписанному с местными властями договору.

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» прописаны законодательные нормы, согласно которым каждый владелец автомобиля должен платить транспортный налог в пользу государства. В таком случае, если деньги налогоплательщиков идут на улучшение дорожного покрытия и строительство новых дорог, то каждый автомобилист имеет право на качественное асфальтное покрытие отрезка пути.

В ст. 28 ФЗ РФ предусматривается ответственность дорожных служб перед водителями, которые пострадали в результате некачественного выполнения ими своих обязанностей. Особенно не стоит упускать из виду ситуацию, когда причинен вред здоровью человека. Капитальный ремонт дорожного покрытия должен проводиться своевременно и водитель не виноват, что произошло, допустим в зимний период ДТП по вине дорожных служб, снежная каша не была убрана.

Существуют определенные требования к состоянию дорожного покрытия, которые учтены ГОСТом Р50597-93. На дорогу должны быть нанесены специальные знаки, она должна освещаться сигнальными огнями в моменты плохой видимости. По правилам, дорожная яма может быть таких параметров – 60/15/5, где соответственно обозначена ширина, длина и глубина в сантиметрах. Если неровности превышают стандартные нормы, то они должны быть ограждены светоотражающими заграждениями, а поблизости должен быть установлен специальный знак.

Читайте также:  Наследники — в очередь: как разделить недвижимость без завещания

Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой — новости Право.ру

Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф.

Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена.

Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст.

963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.

С кого взыскивать ущерб в случае аварии зимой?

Вред обязано компенсировать лицо, действие или бездействие которого повлекло нанесение ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Если куплена страховка, потребность в возмещении урона может быть возложена на страховую компанию.

Когда речь идет о классическом ДТП, виновником признают водителя, который нарушил правила дорожного движения. Он должен будет осуществить компенсирование ущерба ДТП при гололеде. Если куплен полис ОСАГО, возмещение пострадавшему предоставит страховая компания.

Когда дорожное полотно не соответствует положениям ГОСТов и СНИПов, к ответственности могут привлечь организации, отвечающие за состояние дороги. На практике с них удается взыскать ущерб крайне редко.

Обычно в случае ДТП при гололеде водителю вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. В нем говорится, что лицо, находящееся за рулем, должно вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Дополнительно нужно учитывать интенсивность движения, особенности состояния авто и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна позволять водителю сохранять контроль над автомобиля. Если возникла опасность, которую лицо в состоянии обнаружить, оно должно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки.

Принимая итоговое решение об определении виновника аварии в ДТП при гололеде, представители уполномоченных органов учитывают все сопутствующие обстоятельства.

Пользователи дорог имеют право на компенсацию ущерба, причинённого в ДТП по вине дорожников, на основе следующих правовых документов:

налоговый кодекс РФ, статья 28 которого определяет обязанность автовладельцев уплачивать ежегодный транспортный налог. Обязательный сбор направляется на строительство и ремонт дорожной сети, в результате чего у пользователей возникает право на качественное обеспечение физического состояния дорог;

ФЗ-257 от 08.11.2007 года, статья 28 которого определяет ответственность дорожных служб за некачественное состояние дорог и право пользователей автодорог на компенсацию материального вреда, возникшего по вине плохого состояния дорожного покрытия;

ГОСТ Р 50597-93, который определяет допустимые размеры ям, а также средства оповещения обо всех ямах, которые превышают допустимые размеры. Кроме того, данный стандарт регулирует сроки устранения ям и дорожных трещин.

Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...