Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
На каких микропредприятиях начнут действовать новые условия СОУТ
Приказ № 699н Минтруда утвердил правила СОУТ на микропредприятиях некоторых категорий по ОКВЭД2. В пункте 2 приложения к приказу перечислено 12 сфер, где будут действовать новые особенности СОУТ:
- Класс 62 и 63 раздела J ОКВЭД, в частности компании, занятые разработкой компьютерного ПО, консультациями в этой сфере или деятельностью в информационных технологиях.
- Раздел K — финансовые и страховые компании.
- Раздел L — организации, занятые операциями с недвижимостью.
- Класс 69 раздела M — микропредприятия, работающие в сфере бухучета и права.
- Класс 70 раздела М — головные офисы, консалтинговые компании в сфере управления.
- Класс 71 раздела M — компании, занятые архитектурным и инженерно-техническим проектированием, техническими испытаниями, исследованиями и анализом.
- Класс 73 раздела M — рекламные фирмы и микропредприятия, занимающиеся исследованием рыночной конъюнктуры.
- Раздел N — административные организации.
- Раздел P — организации, занятые в сфере образования.
- Класс 90 раздела R — архивы, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.
- Класс 94 раздела S — общественные организации.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2021 № 208-ФЗ и от 27.12.2021 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.
Ошибки при проведении СОУТ
Компания, в которой я работала, активно развивалась и в 2015 году открылось новое подразделение. В штатном расписании появилось очень много новых должностей как ИТР, так и рабочего персонала. Работы было много и одной из задач было проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Прошерстив интернет, рассмотрев десятки компаний, остановилась на пяти из сотни аккредитованные организаций. У всех был полный комплект документов, которыми они подтверждали свое соответствие:
- Уведомление о внесении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Аттестат аккредитации испытательной лаборатории и область ее аккредитации.
- Сертификаты экспертов, которые будут выполнять спецоценку.
Проверила наличие аккредитации по охране труда, дающей права проводить специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России, я спокойно отправила документы для проведения конкурса внутри компании. Победу одержала организация, проводящая СОУТ с очень внушительным названием, да и стоимость у них была скромнее, чем у остальных.
Это не маловажный фактор в каждой компании, хочется сделать все хорошо и с реальной экономией. Именно этот момент часто и подводит, ведь не зря говорят, что скупой платит дважды. Ведь в последствии могут “всплыть” ошибки при проведении СОУТ. Дело это не быстрое, и кто раньше сталкивался с проведением спецоценки, знает, какая это “головная боль” из-за огромного количества бумажек, которые нужно подготовить, а также возни, которая занимает все рабочее время.
Но это не должно служить причиной халявного отношения, потому что с документами, полученными на выходе вам работать 5 лет. Проведение реальной специальной оценки условий труда рабочих мест помогает удостовериться, что сотрудники вашей компании трудятся в нормальных условиях, им есть чем дышать, от шума не лопаются барабанные перепонки, а зрение не падает из-за полумрака в офисе.
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
- С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
- Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
- Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
- У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
- С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Кто и в какие сроки проводит СОУТ?
Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.
Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.
Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.
Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):
- рабочие места организованы вновь;
- изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
- применение средств защиты, которые ранее не использовались;
- выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
- исполнение предписания инспекции по труду;
- по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.
Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.
Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:
- 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
- 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда
Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.
К нарушениям относятся:
- несоблюдение сроков проведения СОУТ;
- ненадлежащее оформление результатов;
- отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
- иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.
Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:
- выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
- если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
- нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
- надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
- повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.
Игнорирование проведения и требований СОУТ обернется более крупными суммами штрафов
- Ответственность за не проведение СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка ее осуществления на рабочих местах, обойдется должностному лицу штрафными выплатами размером 5-10 тыс. рублей, юридическим лицам – 60-80 тыс. рублей.
- Допуск к выполнению трудовых обязанностей работника при отсутствии обязательного и периодического медосмотра предусматривает штрафные санкции в сумме 10-20 тыс. рублей для должностных лиц, 80-100 тыс. рублей для юридических лиц.
- Разрешение приступить к работе сотрудникам, не прошедшим в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ, облагается штрафом в размере 15-20 тыс. рублей для должностных лиц, 110-130 тыс. рублей для юридических лиц.
- Отсутствие у сотрудников СИЗ по вине работодателя предусматривает штрафные санкции 20-30 тыс. рублей для должностных лиц, 130-150 тыс. рублей для юридических лиц.
- Пренебрежение гос. нормативами по ОТ и обеспечению безопасности персонала в процессе эксплуатации сооружений, оборудования и т.д., облагается штрафами в сумме 5-10 тыс. рублей для должностных лиц, 50-70 тыс. рублей для юридических лиц.
Актуализация Уголовного кодекса РФ, обусловленная введением СОУТ предусматривает санкции, изложенные в ст.143 Нарушение требований ОТ. Согласно ее положениям, пренебрежение действующими нормативами охраны труда лицом, отвечающим за их выполнение, обернувшееся причинением тяжелого вреда здоровью человека по неосторожности, предполагает:
- Штрафные санкции до 400 тыс. рублей или тюремное заключение сроком на 1 год с отсутствием возможности занимать конкретные должности.
- Аналогичные причины, повлекшие смерть человека по неосторожности – тюремное заключение до 4 лет.
- Аналогичные причины, повлекшие смерть двух лиц и более – тюремное заключение до 5 лет.
За непроведение СОУТ штрафы будут назначаться автоматически
Об этом сообщил начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда. Как сообщил Егор Иванов, данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, и автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021 года. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.
Порядок проведения аттестации рабочих мест
В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.
Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.
В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Актуальные размеры штрафов за нарушение правил СОУТ
В настоящее время нарушение действующих правил проведения СОУТ, установленных федеральным законом № 426-ФЗ, рассматривается в рамках ст. 5.27.1 КоАП РФ. В состав этой статьи включен специальный пункт 2, который содержит санкции за такие нарушения как непроведение спецоценки или несоблюдение правил ее проведения.
Степень серьезности санкций зависит от того, кто именно является субъектом нарушения. Кроме того, повторный проступок аналогичного характера влечет за собой ужесточение наказания. Мы свели информацию о штрафах и иных мерах, предусмотренных КоАП за такие действия, в удобную таблицу.
Субъект нарушения |
Санкции за первичное нарушение |
Санкции за повторное нарушение |
Сотрудник, ответственный за организацию СОУТ |
Предупреждение или денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или дисквалификация, которая длится 1-3 года |
ИП |
Денежный штраф 5-10 т.р. |
Денежный штраф 30-40 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Юрлица |
Денежный штраф 60-80 т.р. |
Денежный штраф 100-200 т.р. или запрет работы на 90 дней |
Примечательно, что оба нарушения – непроведение СОУТ и несоблюдение правил ее проведения — рассматриваются как равнозначные, а значит, влекут за собой одинаковое наказание. Например, это означает, что если организация сначала была оштрафована за непроведение спецоценки, а потом провела ее, но допустила ошибки в самой процедуре или оформлении документов, к ней будет применен штраф повышенного размера. Не исключено даже, что его заменят остановкой работы на три месяца.
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.
Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.