Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об увольнении военного пенсионера по собственному желанию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Выслуга лет — судебная практика
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение ходатайства Министерства обороны Российской Федерации, установил:
1. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П признал положение части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается, не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел (ОВД), Государственной противопожарной службе (ГПС), органах наркоконтроля, уголовно-исполнительной системе (УИС), и их семей, предусматривает следующее.
Пенсионерам из числа лиц, на которых распространяется действие данного закона, при поступлении на указанную службу выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Минобороны России обратилось в Конституционный Суд РФ за официальными разъяснениями.
Вопрос заключается в том, приостанавливается ли выплата пенсии за выслугу лет, назначенная по этому закону, если военный пенсионер поступает на службу в иной госорган (напр., в таможенный).
Конституционный Суд РФ прояснил данную ситуацию. Его выводы сводятся к следующему.
Названный закон определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, УИС. Именно этими категориями граждан ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем другими федеральными законами действие этого закона распространено и на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах (прокуроров, таможенников).
Причем те законы отсылают к указанному закону в целом, а не к отдельным его положениям.
Норма, предусматривающая приостановление выплаты пенсий, не упоминает лиц, служивших в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по правилам данного закона. Но это не означает, что в отношении пенсионеров, ранее служивших в таможенных органах, прокуратуре, либо пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет не действует. Оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет, назначенной по данному закону, приостанавливается при поступлении пенсионеров из числа военных, сотрудников ОВД, иных правоохранительных органов на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, которая дает право на пенсионное обеспечение по правилам этого закона).
Основные принципы и условия начисления довольствия пенсионерам закреплены в ФЗ № 166.
Подробно порядок финансовой помощи, присваиваемой государством для выходящих на пенсию защитников родины, раскрыт в Законе № 4468. Он же действует и в отношение сотрудников МВД, Нацгвардии и иных внутренних силовых структур.
Все военные, включая их семьи, могут законно претендовать на следующие виды пенсионного обеспечения:
- За накопление определенной выслуги лет.
- При наличии инвалидности.
- По потере кормильца.
«Силовикам»-пенсионерам довольствие начисляется без участия ПФ РФ. За их обеспечение отвечают отдельные структуры (МВД и Минобороны).
При накоплении требуемого гражданского стажа гражданин сможет оформить вторую, уже страховую пенсию в стандартном порядке.
Нынешняя пенсионная система переняла многие черты, характерные для системы обеспечения граждан Советского времени. Тогда выплаты бывшим военным также начисляли:
- По инвалидности.
- За выслугу лет.
Плюс, военным, их родственникам и членам семьи предоставлялось множество льгот и преимущества в:
- Медобслуживании.
- Трудоустройстве.
- Выдаче жилплощади и т.п.
Судебная практика по спорам военных пенсионеров
Получать военную пенсию могут те, кто:
- Отслужили не менее 25 лет на контрактной основе.
- Обладающие общим трудовым стажем от 25 лет (не менее половины должна составлять служба в ВС).
- Достигли претендентом в момент увольнения из рядов Минобороны 45-лет.
В выслугу лет по инициативе претендента могут включить период учебы (до 5 лет). Каждый год обучения считается за 0,5 года службы. Также, если пенсионер служил в особых условиях, в отношении него действует льготное вычисление выслуги лет.
Другая причина для присвоения довольствия – инвалидность военного, приобретенная им во время службы или образовавшаяся после ее окончания, но по причинам, напрямую связанным с ней.
Для этого нужно представить соответствующие справки и пройти медобследование. Причем до достижения указанного возраста придется периодически проходить экспертизу, и если по ее результатам будет установлено, что бывший военный более не является инвалидом, начисление выплат прекратится.
Величина пенсии за выслугу лет калькулируется таким образом:
- 20 лет службы дают 50% от номинальной суммы пенсии. Каждый дополнительный год повышает сумму на 3%. Но общая сумма выплаты не может составить более 85% (т.е., учитывается максимум еще 11 лет).
- Военные со «смешанным» 25-ти летним трудовым стажем, тоже претендуют на 50% выплату, каждый год свыше указанного периода положена надбавка в размере 1%.
Пособие по инвалидности военнослужащим определяют схожим образом, высчитывая его на основании предыдущего денежного довольствия. Также учитывают степень ограничения физических возможностей, а также причину такого состояния:
- Инвалидность 3 группы, появившаяся из-за травмы, полученной во время исполнения служебных обязанностей, гарантирует военному пенсию в размере 50% от прежнего жалованья.
- За инвалидность 2 и 1 группы присваивается 85%-е выплаты.
- Если к инвалидности привела приобретенная в период службы болезнь, то пособие составит 40-75% от размера жалования за наличие определенной группы.
- Семьи, потерявшие кормильца-военнослужащего, также получают выплату тоже на основании его предыдущего денежного довольствия: выплата составляет 50% если мужчина погиб из-за военной травмы, 40% – при смерти из-за недуга, полученного в месте прохождения службы.
Особых льгот и прав прохождение срочной службы не предоставляет. На определенную помощь могут рассчитывать беременные жены мужчин, ушедших служить, а также их матери, оставшиеся в период службы без человека, который содержал их.
Призывники могут получать пособия по инвалидности, приобретенной в период прохождения службы. Размеры выплат высчитываются исходя из величины социальных пенсий (СП), они приведены ниже:
Причина назначения | Размер выплаты |
Инвалидность, приобретенная в результат боевых действиях и находясь при исполнении | Для инвалидов 1-й группы – 300% от величины СП, 2-й группы – 250%, 3-й – 175%. |
Увечье, полученное вследствие несчастного случая | Инвалидам 1-й группы – 250% СП, 2-1 – 200%, 3-й – 150% от СП. |
После гибели призывника на пенсию могут рассчитывать его нетрудоспособные близкие родственники. Даже если он ушел из жизни позже 3 месяцев после увольнения, претенденты могут доказать, что это произошло из-за ущерба здоровью, нанесенного в период срочной службы, и оформить положенную выплату.
В остальном же, получать финансовую поддержку от государства бывший срочник после возвращения домой не сможет.
Ошибки по военным пенсиям исправят без срока давности
Беременным женам солдат полагается денежное пособие в размере, установленном государством. Деньги выплачиваются при условии, если срок беременности превышает 180 дней. На более ранних сроках выплаты не предусмотрены. Единовременное пособие беременной жене солдата-призывника выплачивается независимо от других назначенных пособий.
Семьям военных с ребенком до 3х лет также полагаются ежемесячные пособия. Деньги получает мать либо опекун ребенка, ухаживающий за ним. Такие пособия маленьким детям выплачиваются только в период службы отца-призывника. Выплаты военнослужащим производятся с начала службы в армии и до ее окончания.
Отдельные льготы предоставляются государством родителям солдата. Матерям солдат-срочников могут уменьшить сумму коммунальных платежей, если в квартире нет счетчиков индивидуального учета. На период службы сына по призыву родители могут не оплачивать за него квартплату, а также не платить за отдельные услуги ЖКХ, рассчитываемые на количество прописанных в квартире человек.
В случае смерти военного во время несения службы его семье или родителям назначается единовременная выплата в размере 3.000.000 рублей. В отдельных случаях государство компенсирует проезд супруги или матери в госпиталь, если солдат-призывник попадает в больницу в тяжелом состоянии.
Выплаты семьям военнослужащих также включают ежемесячные начисления. Это специальная пенсия, связанная с потерей кормильца, назначаемая по факту смерти солдата при несении службы. Выплаты такого рода также назначаются детям, чей родитель был объявлен без вести пропавшим либо получил серьезные травмы, ставшие причиной смерти уже после окончания службы. Пенсия назначается до наступления совершеннолетия ребенка, а если он получает высшее образование в ВУЗе – до выпуска из него.
В России идет постепенное повышение пенсионного возраста. Для этих изменений введен переходный период, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2019 году пенсионный возраст женщин — 55,5 лет, мужчин — 60,5 лет.
Государство ежегодно индексирует стоимость одного балла — в 2019 году балл стоит 87,24 Р. В 2019 году работающим пенсионерам пенсии не проиндексируют. Индексированную пенсию пенсионеру будут начислять только после увольнения.
С 1 февраля 2019 года военные пенсии перевели на карты национальной платежной системы «Мир». Полностью на эту систему перейдут до 1 июля 2020 года. Карты других платежных систем — например, «Виза» или «Мастеркард» — придется заменить на «Мир» до июля 2020 года.
Как назначается пенсия вдове военнослужащего
В момент, когда из жизни ушел близкий человек, обычно люди редко думают о деньгах, особенно если потеряли супруга. При том неважно, в каком был возрасте муж и сколько времени прошло после его утраты. К сожалению, что-либо изменить уже бывает невозможно, и, как правило, мертвый человек уже не нуждается в заботе.
Индексация уже выплачиваемых пенсий производится согласно принятому законом бюджету и наравне с другими правообладателями. То есть если государственный пенсионный фонд России выполняет индексацию существующих пенсионных выплат согласно коэффициенту роста потребительских цен. Затем 1 раз в год военное ведомство производит перерасчет существующих суммарного денежного довольствия военнослужащим, на основе которых рассчитываются пенсии для вдов и уволенным в запас либо на пенсию.
Не назначение военной пенсии мвд судебная практика
Пенсионная реформа
ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВАХ
Правовые проблемы
В Счетной палате РФ проведен анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан, получающих пенсии в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — военные пенсионеры).
Проведенный анализ действующего законодательства, определяющего порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам, практики осуществления пенсионного обеспечения в социальных органах Минобороны России и МВД России, обращений и жалоб пенсионеров выявил наличие ряда проблем, связанных с правовым регулированием пенсионного обеспечения и социального обслуживания военных пенсионеров.
Значительная часть законодательных и иных нормативных актов, закрепляющих основные элементы системы пенсионного обеспечения военных пенсионеров, принята более 10 лет назад, в них вносились существенные изменения и дополнения. Кроме того, постоянно растет массив нормативных актов, устанавливающих различные доплаты, компенсации и т.д. военным пенсионерам, которые в некоторых случаях вступают в противоречие друг с другом.
Объемность и разноуровневый характер действующего законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты) приводят, с одной стороны, к усложнению практического применения правовых норм органами пенсионного обеспечения, а с другой стороны, — к прямым нарушениям прав отдельных категорий пенсионеров, обусловленных
несовершенством и противоречивостью нормативной базы. В результате все большую роль в разрешении некоторых правовых проблем в данной области приобретают решения судов, которые при отсутствии должной и своевременной корректировки законодательства становятся прецедентными. При этом сама судебная практика неоднозначна — нередко суды по одному и тому же вопросу выносят различные решения.
Анализ показывает, что немаловажной причиной наличия большого числа противоречий в военно-пенсионном законодательстве, а также значительной роли судебных решений является отсутствие координирующего органа власти на федеральном уровне, в полномочия которого входили бы мониторинг правоприменительной практики, разработка и инициирование внесения своевременных корректировок в законодательство.
Следует отметить, что за время проведения мероприятия был принят ряд нормативных правовых актов, устраняющих некоторые проблемы в пенсионном обеспечении военных пенсионеров.
Так, Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЭ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» изменен порядок исчисления минимальных размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, увеличений и повышений пенсий, надбавок к пенсиям для соответствующих категорий пенсионеров.
Вместо «минимального размера пенсии по старости» (336 руб. 5 коп.), названное выше исчисление будет производиться исходя из «расчетного размера пенсии», который устанавливается в фиксированном размере, равном размеру базовой части трудовой пенсии по старости.
Кроме того, Федеральным законом устанавливаются:
• размеры увеличений пенсий за выслугу лет инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие других причин, в размере второй пенсии по инвалидности, предусмотренной указанным категориям пенсионеров Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
• размеры надбавок к пенсиям и повышений пенсий соответствующим категориям пенсионеров в процентном отношении к «расчетному размеру пенсии», исходя из существующего соотношения «минимального размера пенсии по старости» к «расчетному размеру пенсий»;
• минимальные размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в процентном отношении к «расчетному размеру пенсии», исходя из обеспечения их соответствия размерам пенсий, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей. Федеральным законом предусматривается
осуществление пересмотра минимальных размеров пенсий, надбавок к ним, повышений и увеличений пенсий одновременно с индексацией «расчетного размера пенсии».
Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.
Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:
- Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
- Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
- Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
- Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
- Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.
Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.
Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:
- Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
- СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
- Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
- Трудовой книжки;
- При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
- Если имеется стаж до 2002 г. — справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
- Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.
Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии
В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.
Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.
Принцип расчета страховой пенсии изменился с 2015 года. Тем, кто вышел на пенсию ранее этого времени, важен общий стаж и средний размер заработка. От них напрямую зависит размер получаемой по старости пенсии.
Для военных пенсионеров, планирующих оформить вторую выплату в 2021 году, действует иной принцип. Важно количество накопленных пенсионных баллов. От них напрямую зависит сумма ежемесячной пенсии. В отличие от обычных работников, бывшие военные могут рассчитывать только на накопительную часть пенсии, базовая им не начисляется.
Формула расчета пенсии по баллам предельно проста: сумма набранных баллов умножается на их стоимость. Последняя величина ежегодно устанавливается законодательно. На сегодняшний день один пенсионный балл стоит порядка 70 р. Для назначения пенсии их должно быть минимум 9. То есть минимальная сумма второй пенсии составит около 630 р. ежемесячно.
Подсчет баллов ведет Пенсионный фонд. Уточнить набранное количество можно несколькими способами:
- лично обратившись к сотруднику ПФР;
- через личный кабинет на официальном электронном портале этого фонда;
- воспользовавшись пенсионным калькулятором на сайте ПФР.
Если для назначения даже минимальной пенсии баллов пока недостаточно, военный пенсионер может продолжать свою трудовую деятельность и далее. За каждый «лишний» отработанный после наступления пенсионного возраста год, помимо баллов добавляется и повышающий коэффициент. Чем позже будет оформлена вторая пенсия, тем она будет выше.
Военный пенсионер – кому присваивается статус?
На военную пенсию могут выйти граждане, служащие:
- в правоохранительных органах и силовых структурах;
- в пожарной охране;
- в учреждениях уголовно-исполнительной власти;
- в службе по борьбе с наркотиками;
- в Национальной Гвардии РФ;
- в Вооруженных силах РФ.
Основанием для присвоения статуса военного пенсионера является достаточная выслуга лет. Гражданин получает звание, если он:
- прослужил более 20 лет;
- обладает 25-летним стажем трудовой деятельности, из которых 12 лет пришлось на службу.
Льготы и пособие для военнослужащих, работающих по контракту
Военнослужащие, которые находятся на контрактной службе, могут претендовать на следующие льготы:
- льгота на служебное жилье на время пока длиться контракт (в жилье может жить и семья военного);
- многодетные контрактники могут получить собственное жилье;
- получение «подъёмного капитала» если военнослужащий переедет на новое место службы (25% от денежного довольствия, умноженное на количество членов семьи);
- компенсация затрат на перевозку имущества, если его вес не больше 20 тонн;
- поступление на льготной базе в ВУЗы, если служба на контракте длиться от 3 лет;
- субсидия на покупку недвижимости, которая растет, зависимо от длительности службы;
- пособие на бесплатный проезд по внутригородскому маршруту и компенсация расходов на бензин, если пользуетесь собственным транспортом.
Льготы распространяются на отдых военнослужащих. Достигнув 10-летней выслуги, к каждому отпуску добавляется еще по 5 дней ежегодно. При условии, что военный продолжит служить. А для граждан, которые работают на Севере, прибавка составляет 15 суток уже за 5 лет работы по контракту.
Условиях назначения льготных преимуществ
Так как служба в военных структурах подразумевает собой повышенный травматизм, а также сильную психологическую нагрузку, то военные пенсионеры поддерживаются государством социальным обеспечением, в которое входят льготные преимущества не только в период несения службы, но и при уходе на заслуженных отдых, но соблюдая некоторые условия.
Для присвоения пенсионных выплат и льготных преимуществ для военных пенсионеров, требуется соблюдение одного из критериев:
- Трудовой стаж в вышеупомянутых организациях не меньше двадцати лет;
- Весь стаж работы не менее двадцати пяти лет, с одним условием – не меньше тринадцати лет отдано военной службе. В таком случае, фактором ухода на пенсию служат нарушения здоровья, достижения пенсионного возраста, либо сокращением работающих в определенной структуре;
- Награды орденами и медалями, и благодарственными письмами от Президента России, или отличительными знаками отдельных ведомств;
- Военнослужащие, получившие группу инвалидности при ранении, или заболевании при несении службы в военной структуре.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Для мужчин
:
ДАТА РОЖДЕНИЯ | ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ | СКОЛЬКО ДОБАВЛЕНО ЛЕТ | В КАКОМ ГОДУ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПО-НОВОМУ |
1959 | 61 | 1 год (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) | 2020 |
1960 | 62 | 2 года (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) | 2022 |
1961 | 63 | 3 года | 2024 |
1962 | 64 | 4 года | 2025 |
1963 и младше | 65 | 5 лет | 2028 |
Как считать выслугу лет для пенсии
В выслугу лет военнослужащих для права получения военной пенсии в соответствии со статье 18 закона № 4468-1 подлежат включению такие периоды, как:
- прохождение службы в Вооруженных силах РФ, в том числе по призыву.
- прохождение службы в МВД, государственной противопожарной службе, МЧС;
- служба в учреждениях уголовно-исправительной системы;
- служба в органах контроля за оборотом наркотических веществ;
- период обучения в военных вузах;
- период обучения в гражданских вузах учитывается как год за 0,5 (в целом засчитывается не более 5 лет);
- период нахождения в плену;
- период участия в боевых действиях;
- время необоснованного заключения под стражу с лишением статуса военнослужащего, при условии последующей судебной реабилитации.
В некоторых случаях и на некоторых территориях выслуга лет считается с повышающим коэффициентом. Например, один календарный год за полтора или даже за два года выслуги.
Военнослужащие имеют право на льготную пенсию при достижении возраста выслуги, но существуют также приравненные к ним категории служащих, которые также имеют право на льготное пенсионное обеспечение по выслуге лет. Это, в частности:
- сотрудники поисково-спасательных и парашютных служб авиации;
- сотрудники военно-воздушных войск, войск гражданской обороны, десантно-штурмовых соединений;
- граждане, служившие по контракту за границей;
- лица, исполнение должностных обязанностей которых связано с повышенной опасностью для жизни.
На основании изложенного Счетная палата РФ в целях улучшения социального положения военных пенсионеров и повышения эффективности деятельности пенсионных органов, осуществляющих их пенсионное обеспечение, полагает целесообразным принять следующие меры:
- устранить практику повышения денежного довольствия военнослужащих путем установления различных надбавок, не учитываемых при исчислении пенсий;
- унифицировать порядок формирования базы для исчисления пенсий (структуры денежного довольствия) с целью устранения дисбаланса между уровнем пенсионного обеспечения военных пенсионеров различных министерств и ведомств;
- возложить на один федеральный орган исполнительной власти обязанности по координации работы в части совершенствования военно-пенсионного законодательства и наделению его полномочиями в части осуществления мониторинга правоприменительной практики, разработки и инициирования внесения своевременных поправок в нормативные правовые акты;
- ускорить внесение изменений в законодательство, предоставляющих право на получение двух пенсий гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» (за выслугу лет и по инвалидности) и получающим пенсию в соответствии с Законом N 4468-1;
- внести дополнения в нормативные правовые акты, которые позволили бы учесть в суммах пенсий увеличение стоимости денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. за период с 1 января по 1 декабря 2000 г.;
- нормативно урегулировать вопросы организации взаимодействия пенсионных органов с органами государственной власти и иными организациями;
внести пенсионные органы министерств и ведомств в перечень организаций, которым орган записи актов гражданского состояния обязан сообщать сведения о государственной регистрации смерти (ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);
- разработать правовые нормы, закрепляющие право пенсионных органов на доступ к информации, составляющей налоговую тайну, необходимые для осуществления возложенных на них функций;
- нормативно определить механизм взаимоотношений пенсионных органов силовых министерств и ведомств и ПФР с целью устранения возможности получения гражданином нескольких пенсий;
- установить обязанность военных пенсионеров сообщать в пенсионные органы обо всех обстоятельствах, влияющих на условия их пенсионного обеспечения;
- разработать правовой механизм, который позволил бы учесть в размере восстановленной пенсии военных пенсионеров выслуги лет на втором и последующих местах службы;
определить статус и механизм индексации ежемесячной доплаты к пенсии, установленной Указом Президента РФ от 18.02.2005 N 176;
- разработать механизм уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, не имеющих права на получение пенсии по Закону N 4468-1, за периоды военной и приравненной к ней службы;
- откорректировать требования Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 о предоставлении в органы ПФР для назначения (продления) выплаты ЕДВ военным пенсионерам — инвалидам оригиналов выписок из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, имея в виду ее выдачу в единственном экземпляре и необходимость представления оригинала в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
- обеспечить единообразие в системе построения пенсионных органов и нормативном регулировании внутренней организации их деятельности, имея в виду необходимость максимального учета прав пенсионеров, в том числе права на получения исчерпывающей информации о порядке их пенсионного обеспечения, применяемом в каждом министерстве и ведомстве;
- создать единые электронные базы данных учета военных пенсионеров в каждом министерстве и ведомстве, закрепить права интеллектуальной собственности на указанные базы, определить порядок их ведения, использования, внесения изменений и дополнений, определения их стоимости и отражения ее на балансе соответствующих юридических лиц.
По материалам Аналитической записки о результатах экспертно-аналитического мероприятия по анализу вопросов пенсионного обеспечения граждан… / С.А. Агапцов. Бюлл. Счетной палаты РФ. 2008. N 5(125).