Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1.2 ПДД, тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В каких случаях я могу припарковаться на тротуаре без штрафа?
Правила остановки и стоянки транспортных средств регулируется Разделом 12 Правил. В нём перечислены в том числе и ситуации, когда вы можете оставить машину на тротуаре и нарушением это считаться не будет.
Итак, давайте по порядку:
- Пункт 12.1 ПДД допускает остановку ТС на тротуаре, но ссылается на случаи из п. 12.2 Правил,
- В свою очередь, абзац 4 пункта 12.2 ПДД сообщает о двух условиях, когда водитель может поставить машину на краю тротуара – а именно при наличии самостоятельного знака 6.4 «Парковка» или такого знака + одной из информативных табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
- В данном случае знак 6.4 обеспечивает возможность припарковать транспортное средство в указанном месте, а таблички к нему могут разъяснять, каким образом это можно сделать:
Движение пешеходов на проезжей части
Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).
Можно ли ездить по тротуару на автомобиле
Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.
Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.
Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья 12.15 КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.
Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.
Автовладельцам необходимо учитывать следующее обстоятельство. Незаконной стоянкой признаётся даже такая ситуация, когда автомобиль либо мотоцикл заехал на тротуар или бордюр только одним колесом.
И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств. Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь. Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.
Что угрожает водителю за нарушение
Административный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание не только за езду по тротуарам, но и за остановку на них. Подобные правонарушения регламентируются Статьей 12.15 Административного кодекса. В 2021 году штраф за езду по тротуарам составит 2000 рублей.
Если же водитель решил оставить своё транспортное средство на тротуаре, то подобная стоянка обойдётся ему в 1000 рублей. Характерно, что автомобиль считается остановившимся на тротуаре даже в том случае, если на бордюре стоит только одно его колесо. Поэтому, оставив машину подобным способом, её владелец должен понимать, что встретиться с ней в следующий раз он сможет только на штрафплощадке и только после оплаты соответствующего штрафа, а также услуг хранения. В итоге такая парковка может обойтись очень дорого. Машина может быть без согласия и присутствия её владельца отправлена на эвакуаторе на место своего принудительного хранения.
Интересно, что штраф за езду по тротуару и остановку на нём является единым для всех российских регионов. Даже в крупных населённых пунктах федерального значения он составит такую же сумму. Ведь во многих из них существует система удваивания некоторых штрафов за нарушение ПДД.
Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?
В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.
Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.
Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?
Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.
Санкции за нарушение ПДД
Припарковав на стоянку автомобиль или другое механическое средство передвижения на мостовой, предназначенной для пешеходов, владельцу следует ожидать штрафных санкций. За такое противоправное деяние предусмотрен административный штраф в соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ в размере 1000 рублей, кроме городов Москва и Санкт-Петербург, в которых размер этого наказания составляет 3000 рублей.
Если автомобиль мешает проходу пешеходов, то его владелец обязан уплатить административный штраф. Машина может быть эвакуирована на штрафную стоянку, что принесет хозяину дополнительные расходы и затраты времени. Штраф за стоянку на тротуаре может налагаться столько раз, сколько будет зафиксировано данное правонарушение.
Чтобы припарковаться в неположенном месте, по нему необходимо проехать. Нерадивому водителю нужно знать, какой штраф его ожидает за езду по тротуару. В соответствии с частью 2 статьи 12.15 КоАП РФ по протоколу налагается взыскание в размере 2000 рублей.
Для большей ясности сначала следует рассмотреть основные термины:
- Дорога – полоса земли, приспособленная для езды транспортных средств, которая состоит из таких элементов, как проезжие части (одна или несколько), трамвайные рельсы, обочины, разделительные конструкции и тротуары.
- Тротуар – часть дороги, примыкающая к полотну проезжей части, специально созданная для передвижения пешеходов. Это инженерное сооружение отделяется от основной дороги бетонным бордюром либо узким газоном.
- Обочина – составная часть дороги, которая отличается от основного полотна видом покрытия или отделена от него специально нанесенной разметкой 1.2.
- Пешеходная дорожка – созданная для ходьбы полоса или поверхность одного из искусственных инженерных объектов (мост, путепровод), не соприкасающаяся с проезжей частью.
- Парковка – место, примыкающее к обочине, проезжей части либо тротуару, которое предназначено для стоянки механических средств передвижения.
Обочина отличается от тротуара тем, что она всегда находится на одном уровне с полотном для машин и никогда не отделяется от него газоном.
Тротуары могут иметь асфальтное, бетонное, деревянное покрытие. Они располагаются по бокам улиц, на которых осуществляется транспортное сообщение. Чаще всего конструкция несколько приподнята над остальными элементами дороги.
Наказание за остановку на тротуаре
Различные территориальные субъекты Российской Федерации разрабатывают свои штрафы для наказания недобросовестных владельцев автомобилей, практикующих остановку на тротуарах. Хозяевам обычных легковых машин и мотоциклов в Москве и Санкт-Петербурге за стоянку на тротуарных переходах грозит штраф 3 000 рублей.
При встрече с сотрудником ГИБДД, автовладельцы других российских городов и посёлков облегчат свои кошельки на 1 000 рублей.
Штрафы, перечисленные выше, регламентируются частями 3 и 9 статьи 13.19 КоАП. Не уплачивать их можно только путём соблюдения правил, установленных ПДД.
Тротуарная дорожка является дорожным элементом с интенсивным движением пешеходов.
Иногда она примыкает к другим объектам инфраструктуры или сливается с ними:
- автомобильному шоссе;
- скверам и площадям;
- полосе движения для велосипедистов.
Тротуары часто отделяются от остальных объектов газонами, клумбами, бетонными либо трубчатыми ограждениями. Но нередко, такие места соприкосновения никак не обустроены, что вызывает неудобство их использования и риски травматизма.
Временная парковка в пешеходных зонах разрешена только велосипедистам, мотоциклистам и водителям автомобилей городских экстренных служб со спецсигналами. Правда, стоя на тротуаре, спецмашины должны иметь соответствующие документы об их вызове, подтверждённые путевым листом соответствующего образца.
Разрешены ли остановка и стоянка автомобилей?
Многие автолюбители не только устраивают из тротуара проезжую часть, но еще и часто оставляют там свои транспортные средства на некоторое время. Такие действия чаще всего будут признаны незаконными.
Исключения составляют места, обозначенные дорожным знаком 6.4, дополненным табличкой под номерами 8.6.2-8.6.3 и 8.6.6-8.6.9 (в соответствии с Правилами Дорожного Движения).
Каждая табличка, прикрепленная к знаку, обозначает положение транспорта во время стоянки на обочине, тротуаре (в том числе его краю), краю проезжей части:
- два колеса, расположенных с правой или левой стороны автомобиля стоят на тротуаре;
- все колеса транспортного средства на тротуаре, автомобиль стоит параллельно с проезжей частью;
- два передних или задних колеса машины стоят на тротуаре;
- все колеса автомобиля на тротуаре, задняя часть обращена к дороге.
Данные правила относятся к:
- легковым автомобилям;
- мопедам и мотоциклам;
- велосипедам.
В случаях, когда дорожные знаки отсутствуют, водители всех транспортных средств не имеют права заезжать на бордюр тротуара даже одним колесом. При этом, водители, нарушившие данное правило, понесут ответственность в виде денежного наказания.
Как происходит фиксация нарушения?
Итак, езда по тротуару является таким же нарушением ПДД, как и превышение скорости, проезд на красный свет, а также любое другое. А это значит, что фиксация неправомерных действий может осуществляется двумя основными способами:
1. Сотрудником ДПС.
В этом случае инспектор визуально определяет факт правонарушения и останавливает водителя транспортного средства непосредственно после совершения. А затем оформляет протокол.
2. Средствами фото и видео фиксации.
В таких ситуациях действия снимаются на специальное оборудование, а затем отправляются в автоинспекцию. Владелец транспортного средства позже информируется через почтовое уведомление или онлайн с помощью специализированных сервисов.
Однако, с развитием технических средств и их доступности широкой аудитории фиксация нарушений ПДД может осуществляться непосредственно пешеходами или другими водителями, а также группами активистов и «борцами с автохамами». Подобные съемки не стоит недооценивать. Ведь, на основании этих материалов водителей вполне могут привлечь к административной ответственности. Если на видео отчетливо виден момент нарушения, транспортное средство и его регистрационные знаки, то этого достаточно для составления протокола. И, зачастую, «добропорядочные граждане» не стесняются обращаться в отделения автоинспекции для предоставления собранной информации.
5.1. Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
- Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
- открывать двери транспортного средства во время его движения.
7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
- при ослеплении водителя светом фар;
- при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
- при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.
Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
- при дорожно-транспортном происшествии;
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.
7.3. При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Тротуар: определение по ПДД
Каждый элемент дорожной части имеет свое определение, закрепленное в общих положениях Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, а именно:
- Дорога, представляющая собой участок земли для передвижения транспортных средств и пешеходов. Элементами дороги являются: проезжая часть с одной или несколькими полосами движения ТС, трамвайные рельсы, конструкции разделительного характера, обочины и тротуары.
- Тротуар является одним из составляющих дороги. Он предназначен для безопасного движения пешеходов. Примыкает к проезжей части дороги, но отделен от нее бордюром или газоном.
- Пешеходная дорожка – это выделенная зона для людей, двигающихся пешком. Она не является частью дороги, поскольку не граничит с проезжей частью.
- Обочина представляет собой примыкающую к полосе движения транспорта территорию. Включается в состав дороги, но имеет отделение от нее разметкой.
Зачастую люди путают понятия тротуара и обочины. Существенными различиями между ними являются:
- плотное примыкание к проезжей части обочины, отделение тротуара от нее бетонным бордюром или газоном;
- расположение обочины на одном уровне с проезжей частью, тротуар чаще всего немного приподнят по отношению к уровню части дороги для передвижения транспорта;
- для организации обочины используются те же материалы, что и для проезжего полотна дороги, тротуар может быть асфальтовым, бетонным или деревянным.
Изменение условий, при которых запрещена эксплуатация ТС
Среди прочего, в тексте ПДД закреплен список неисправностей, с которыми машину нельзя эксплуатировать. Новая редакция расширила этот перечень, куда вошли следующие случаи:
- езда на летней резине зимой и на шипованных шинах в летний сезон (для отдельных регионов действует возможность продления периода запрета в зависимости от климатических особенностей);
- установка нештатного светотехнического оборудования, в том числе ксенона;
- неработающий автокорректор фар;
- чрезмерный уровень вредных выбросов через выхлопную систему;
- неисправность узлов системы снижения токсичности выхлопа.
При обнаружении этих неисправностей водителю запретят дальнейшее передвижение до полного устранения проблемы. После ремонта водитель должен будет пройти внеочередной техосмотр, иначе его поездка продлится до первого инспектора ГИБДД.
Какие предусмотрены штрафы за нарушения
Размер взыскания будет зависеть от того, движется ли автомобиль или он припаркован:
Наказание за перемещение на механическом транспорте по частям дорожных коммуникаций, предназначенным только для ходьбы, предусмотрено ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ | Такое деяние повлечет для водителя наложение штрафа, сумма которого составит 2000 рублей |
Остановка средства на тротуаре или стоянка его карается в соответствии с ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ | За такое нарушение будет вынесено постановление о назначении штрафа размером 1000 рублей |
То же самое нарушение, совершенное на территории столицы или Санкт-Петербурга | Повлечет наложение более суровой штрафной санкции – 3000 рублей |
Какие новые дорожные знаки появятся в России с 1 марта и как их читать?
Изменения разметки
В новых правилах для постоянной горизонтальной разметки установили белый, жёлтый, красный, синий, чёрный и зелёный цвета. В данных цветах позволено чертить и дублированные дорожные знаки. Для обозначения платных парковочных мест будет использована синяя прерывистая разметка, а для бесплатных – белая.
Кроме того, в ПДД появилось несколько новых видов разметки:
1.14.3 – диагональный пешеходный переход. На регулируемом пешеходном переходе можно переходить дорогу по диагонали только при наличии такой разметки.
1.16.1 – островки, которые разделяют транспортные потоки противоположных направлений. Также этой разметкой обозначаются места для стоянки ТС (парковки) от велосипедных полос;
1.17.1 (жёлтая разметка) – места остановок маршрутных ТС и легкового такси;
1.17.2 (жёлтая разметка) – места остановок трамваев, если посадка и высадка осуществляется с проезжей части или с расположенной на ней посадочной площадки.
Вместо обычной сплошной разметки будет широкая сплошная. Она будет обозначать границы участков проезжей части, на которые въезд запрещён.