Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административная ответственность — это совокупность признаков, отличительных для правонарушений административной сферы. Сущность её заключается в возможности применения санкций, предусмотренных законом, к лицам, нарушившим административные правила.

Какие виды административной ответственности существуют?

Административная ответственность — это совокупность возможных мер, применяемых к лицам, совершившим правонарушения. Его сущность заключается в возможном возбуждении дела об административном правонарушении, если имеются признаки его совершения. При этом, существуют отличительных признаков видов административной ответственности.

  • Финансовая административная ответственность — налагается за нарушение финансовых правил и законодательства, связанных с налогообложением и банковскими операциями.
  • Административная ответственность в сфере дорожного движения — налагается за нарушения ПДД, вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.
  • Административная ответственность в сфере здравоохранения — налагается за нарушение правил деятельности медицинских учреждений, за неквалифицированную помощь пациентам и др.
  • Административная ответственность в сфере охраны окружающей среды — налагается за нарушение экологических норм и требований, связанных с использованием природных ресурсов.

Поводом для наложения административного взыскания могут стать, как однократные правонарушения, так и нарушения с повторением. Последствия наложения административной ответственности могут влиять на возможность занятия определенной профессиональной деятельности или получения права на получение визы.

Номер статьи Предмет правонарушения Изменения
12.27 Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным способом, и финансированию терроризма Введена в связи с ужесточением законодательства о борьбе с финансовыми правонарушениями
12.7 Нарушения законодательства в области рекламы с целью обмана потребителей Добавлена в 2018 году

Деликты в трудовом праве

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.

Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.

Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.

Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:

  • незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
  • фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
  • умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
  • ненадлежащее составление трудового договора с работником;
  • невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
  • учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
  • умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.

Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.

Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Читайте также:  Какие работы входят в капитальный ремонт многоквартирного дома

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности?

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд.

На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права.

Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Читайте также:  Нормы выдачи спецодежды в 2023

Уплатить штраф в рассрочку

Как это работает. Штраф можно уплатить еще и в рассрочку — по частям и с продлением общего срока максимум на 3 месяца. Попросить о рассрочке можно в связи с материальным положением: например, если доход небольшой, а в семье несколько детей, которых надо кормить, одевать и возить на занятия.

Обычно при рассрочке штраф делят на несколько частей, которые надо выплатить поочередно. Например, постановление о нарушении было вынесено 1 апреля. Суд может рассрочить платеж на 3 месяца. Каждую часть нужно внести в течение 60 дней. Еще есть 10 дней на вступление постановления в силу. Получается примерно такой график:

Это очень примерный расчет. Точные даты выплат обычно пишут в постановлении. Если непонятно, когда же последний день уплаты штрафа, можно попросить того, кто вынес постановление, разъяснить этот порядок.

Рассрочку по одному штрафу предоставляют только один раз. Нельзя получить ее, а когда подойдет срок для финальной выплаты — попросить еще об одной. Но можно сразу подать заявление и об отсрочке, и о рассрочке уплаты штрафа. Тогда штраф можно будет начать платить на месяц позже и выплачивать частями в течение следующих трех месяцев. Тогда штраф можно будет начать платить еще на месяц позже.

Чтобы получить рассрочку, нужно отправить заявление в суд или орган, который назначил штраф. Используйте шаблон для обращения.

Восстановить срок для уплаты автоштрафа со скидкой

Как это работает. Иногда письма из ГИБДД с сообщениями о штрафах запаздывают. Чтобы не лишать людей скидки на уплату автоштрафа, в законе предусмотрели возможность продлевать льготный срок. Получив письмо, проверьте, прошло 20 дней со дня вынесения постановления или нет. Если уже прошло, подавайте ходатайство о восстановлении срока для уплаты штрафа со скидкой.

Ходатайство надо отправить инспектору ГИБДД или судье, который наложил штраф. Для отправки ходатайства можете воспользоваться шаблоном. Результаты рассмотрения ходатайства тоже пришлют письмом.

Чтобы не волноваться о сроках уплаты штрафа со скидкой, их можно проверять онлайн. Сервисы для этого есть, например, у Тинькофф-банка, на госуслугах и на сайте ГИБДД.

Порядок рассмотрения дела

Делопроизводство можно разделить на несколько этапов. Изначально происходит подготовка, затем дело рассматривают по существу, а после выносят решение.

Работа ведется по следующей схеме:

  1. Выясняется, нужен ли протокол по делу. Если нет, то сразу выносится постановление. Если да, составляется протокол либо начинается административное расследование. Это специальная процедура, в ходе которой выясняются дополнительные обстоятельства нарушения. Она завершается составлением протокола или прекращением производства по административному делу.
  2. Протокол направляется тому должностному лицу, которое вправе его рассматривать, либо в суд. Далее должностное лицо, которое будет рассматривать протокол, или суд выясняет причины, препятствующие рассмотрению дела. Дополнительно проверяется, насколько корректно составлен протокол. Если он содержит неточности и нарушения, его могут отправить на доработку.
  3. Если дело подлежит рассмотрению, разрешаются ходатайства.
  4. Определяются время и место рассмотрения дела, подготавливаются извещения.
  5. Участников разбирательства оповещают о предстоящем слушании. Им сообщают время и место проведения разбирательства.
  6. Выясняются все обстоятельства произошедшего. Для этого изучают материалы, заслушиваются свидетели, специалисты, эксперты. Далее выносят итоговое решение. Его оформляют в форме постановления. Постановление может быть в пользу привлекаемого лица либо нет.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.

Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.

Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:

Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.

В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.

Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге

Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.

В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.

Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:

  • получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
  • изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
  • подготовку возражений на привлечение к администартивке
  • участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
  • подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
  • сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
  • иная юридическая помощь

Признаки административного нарушения

Рассмотрим признаки, которыми характеризуется административное нарушение. Это общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

  • Общественная опасность является объективным признаком административного правонарушения. Нарушение административного законодательства приводит к ущемлению законных прав и интересов граждан, общества и государства.
  • Противоправность является субъективным признаком правонарушения, так как зависит от законодательной воли. Она указывает на нарушение правовых запретов, установленных соответствующими правовыми нормами. Административно-правовые санкции регулируют, контролируют и охраняют человеческие отношения в финансовой, трудовой, административной отраслях человеческой деятельности и носят универсальный характер.
  • Виновность является объективным признаком и означает, что деяние (или бездействие) совершено виновно, то есть умышленно или по неосторожности. В гражданском праве допускаются невиновные действия, за которые устанавливается юридическая ответственность.
  • Последним признаком является наказуемость. Это предусмотренная законодательством административная ответственность за нарушение.
Читайте также:  Гражданам предоставят социальные вычеты по НДФЛ по упрощенным правилам

Чтобы различать похожие административные нарушения и проступки, также обращают внимание на последствия, причиненный ущерб, способ, место совершения нарушения.

Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

К санитарным правонарушениям относится несоблюдение законов, действующих в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наказание за подобное нарушение предусматривается в том случае, если была установлена ваша вина и не важно, совершили ли вы противоправное деяние умышленно или нечаянно.

В главе 6 кодекса об административных правонарушениях указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений. Они касаются нарушений:

  • санитарных правил, гигиенических нормативов,
  • мероприятий по предотвращению возможных нарушений,
  • эксплуатации жилых и нежилых помещений, сооружений, общественного транспорта,
  • обеспечения питьевой водой;
  • захоронения отходов;
  • организации питания населения.

Перечень нарушений имеет ряд тонкостей, которые в большинстве касаются юридически лиц. В области торговли это затрагивает размещение и оборудование торговых точек – вентиляция, отопление, хранение продуктов и инвентаря.

Что представляет собой административное правонарушение

Согласно законодательству РФ, к административным нарушениям относят действия или бездействия, за которые предусмотрена административная ответственность. Что это означает? Дело в том, что за нарушения не всегда нужно нести наказание. Например, гражданин не соблюдал установленную законом процедуру оформления договора. Если он ограничился устным соглашением или не пошел к нотариусу, то государство просто откажет в предоставлении помощи при сложностях с выполнением обязательств.

Также бывает, что норма прописана в законодательстве, а ответственность за нарушение не предусматривается. Например, разрешенная скорость для водителей автомобиля в пределах города составляет 60 км/ч; но если спидометр показывает 70 км/ч, то наказания не последует. Ведь закон говорит: скорость нельзя превышать более, чем на 20 км/ч. В результате действие, противоречащее нормам, есть, а ответственность не указана в КоАП.

Следовательно, административное правонарушение — это случай, когда вы допустили проступок, и в КоАП или в законе субъекта РФ предусмотрена соответствующая мера.

Совокупность правонарушений: что учитывается

Один административный проступок может содержать признаки разных нарушений, что затрудняет применение КоАП. Но на практике приходится рассматривать комплекс факторов, чтобы понять, под действие какого кодекса попадает деяние.

Например, вы пришли в ресторан, поужинали и слегли с отравлением. Результат может быть следующим:

  1. Вы сообщаете в Роспотребнадзор, и тот привлекает владельца заведения к ответственности по КоАП РФ. Согласно ст. 6.6, штраф для юридического лица составляет до 50 000 руб.
  2. Вы обращаетесь к владельцу ресторана и требуете компенсировать расходы на лечение, недополученный доход и моральный ущерб. В действие пойдет ГК РФ, поскольку ст. 1068 предписывает хозяину заведения возместить вред, причиненный его работником.
  3. Владелец ресторана сам привлекает сотрудника, приготовившего некачественную еду, к ответственности по КоАП или по ГПК.

О чем свидетельствует разнообразие вариантов? Об отсутствии четких критериев, особенно в условиях РФ. Если у вас возникли нелады с законом, обращайтесь к квалифицированному юристу, который проанализирует возможные результаты и подскажет выгодный выход из ситуации. Ориентироваться же самостоятельно, не зная всех вероятных вариантов, окажется опасно.

Чем отличается административная ответственность от уголовной

Ответственность несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, наступает лишь в тех случаях, когда они совершены в крупном, особо крупном размере, либо в результате их совершения гражданам, организациям или государству был причинен крупный, особо крупный ущерб, либо совершение этих преступлений сопряжено с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере.

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя

Исковое заявление о взыскании штрафа может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...