Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Как устанавливается транспортный налог?

Все налоги, как и некоторые другие сферы законодательства, делятся на региональные и федеральные. Транспортный налог относится к региональным. Это значит, что Федеральная налоговая служба устанавливает общие рамки, а руководители отдельных субъектов Российской Федерации уже самостоятельно определяют сумы, правила выплат и льготы. Поэтому некоторые нюансы могут отличаться в зависимости т того, в каком регионе вы проживаете.

На сайте Федеральной налоговой службы указан перечень законодательных актов, установленных теми или иными регионами России. Исходя из этого, определяется, облагается ли конкретный автомобиль налогами и можно ли избавиться от их выплат.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Как узнать сумму транспортного налога?

Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из “письма счастья”, либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.

Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:

  • мощности автомобиля;
  • региональной налоговой ставки;
  • количества месяцев владения транспортным средством;
  • надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.

Таким образом, каждый автовладелец может рассчитать сумму своего налога самостоятельно. Это особенно полезно льготникам, так как периодически сотрудники ФНС забывают учесть соответствующие скидки, а также тем до кого “письма счастья” приходят с опозданием. Неуплата или просрочка наказываются штрафом, но об этом мы расскажем далее в статье.

Как работают налоговые льготы в России

Налоговые льготы – это «скидка» по уплате налогов, которая представляется некоторым категориям граждан на основании подтверждающих документов. Некоторые россияне полностью освобождены от налогообложения, например, пенсионеры не уплачивают налог на имущество, а инвалиды I группы – налог на транспортное средство.

Налоговые льготы предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Федеральные налоговые льготы предусмотрены пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса России, а категории россиян указаны в статье 407 НК РФ.

Стоит отметить, что регионы имеют право расширить категории граждан, которые могут оформить льготы, или увеличить размер льготы, но не сокращать их.

В большинстве случаев для оформления льготы требуется подать заявление в налоговый орган. Если заявление не подать, то налоговая льгота представляться не будет.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Читайте также:  КБК для уплаты земельного налога

В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2021);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

С 03.07.2016 по 31.12.2021 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).

На федеральном уровне, для инвалидов в 2023 году предусмотрены налоговые попустительства. Это касается граждан, относящихся к первой и второй группам инвалидности. Сюда же относят тех, что обрел свой статус посредством последствий ЧАЭС или же других подобных катастроф.

Представленные льготы необходимы для данной категории для облегчения их жизнедеятельности и свободы перемещения в городских, либо сельских условиях.

ВАЖНО !!! Для того, чтобы воспользоваться собственным правом на получение льгот, необходимо иметь удостоверение, подтверждающее данный факт, а покупка и оформление транспортного средства должна происходить посредством социальной службы.

Данное снижение налога не относится к инвалидам, получившим третью группу.

Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?

В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.

Налоги:

— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.

— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.

— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.

Сборы:

Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.

Общие правила налогообложения

Система налогообложения в РФ действует на трех уровнях – федеральные, региональные и местные налоги. Транспортный налог отнесен к компетенции субъектов РФ, чьи исполнительные и законодательные органы вправе:

  1. вводить транспортный налог на своей территории, либо отменять его на определенный срок;
  2. определять порядок и сроки начисления и оплаты налога;
  3. определять ставки налоговых обязательств, в том числе с понижающими или повышающими коэффициентами;
  4. устанавливать категории плательщиков, полностью или частично освобожденных от платежей.

Указанные полномочия реализуются путем принятия региональных законов, которые вступают в силу только после обнародования.

На федеральном уровне утверждены базовые ставки транспортного налога. Полномочия субъектов РФ позволяют уменьшать или увеличивать указанные ставки не более чем в 10 раз. Для стандартных единиц автотранспорта, чья мощность не превышает 150 л.с., никаких ограничений по уменьшению ставок не предусмотрено.

Ставки и льготы в региональных законах могут менять ежегодно. Принятие такого решения зависит от экономической ситуации в регионе, состояния доходной и расходной части бюджета, размера федеральных субвенций и трансфертов. Поэтому размеры ставок и перечень льготных категорий плательщиков может существенно отличаться даже в соседних субъектах РФ.

При установлении льгот по освобождению от уплаты транспортного налога применяются следующие правила:

  • изменение в законе субъекта РФ должно быть одобрено представительным органом власти, и подлежит обнародованию в СМИ или на официальном интернет-портале;
  • изменения в налоговом законодательстве, в том числе регионального уровня, вступают в силу с начала следующего календарного года – исключение может быть установлено в нормативном акте, если положение налогоплательщиков улучшается;
  • налоговые льготы могут распространяться только на категории граждан или юридических лиц – не допускается вводить льготы в отношении конкретных субъектов.

Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.

Читайте также:  Отказ в приватизации. Анализ судебных споров

– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.

В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.

Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.

– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.

Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.

Налоговая амнистия — разбираем понятие

В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).

Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.

Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).

Амнистия и честные плательщики — за и против

Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.

Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.

С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).

В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.

  • Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
  • Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
  • Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.

Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.

Что облагается транспортным налогом в России?

Объектом налогообложения являются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
  • снегоходы и мотосани;
  • авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
  • морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).
Читайте также:  Расчет по страховым взносам, раздел 3

Но есть и исключения, к которым относятся:

  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (важно – приобретенные через отдел соцзащиты);
  • автомобили, оборудованные для инвалидов;
  • тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
  • промысловые суда (для ИП).

В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Кто освобожден от уплаты транспортного налога

Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
  • снятые с учета до 1 июля 2021 года;
  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
  • обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
  • специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Особенности ситуации 2019 года

Несмотря на то, что шансов на отмену транспортного налога в 2019 году немного (уж слишком привлекательно выглядят суммы налоговых поступлений за движимое имущество владельцев транспортных средств), процесс урегулирования этой сложной ситуации продолжается.

В июне в Госдуму был внесен очередной законопроект №480908-7, в котором предлагается полностью отменить главу 28 НК РФ о транспортном налоге, а сам налоговый сбор включить в стоимость автомобильного топлива, чтобы сделать налоговую ситуацию более справедливой (сумма сбора должна зависеть от частоты эксплуатации автомобиля) и дать право автовладельцам, не пользующимся автомобилем, сэкономить. Это законопроект, как и все предыдущие, Госдума отклонила.

Таким образом, транспортный налог – цел и невредим, его будут взимать в 2019 году (уплата до 1 декабря), и пока, «легкие деньги» в местные бюджеты этот налог приносит, не стоит рассчитывать, что власти легко согласятся на его отмену.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...