Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приемка коммунальных услуг по 44 ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вы вправе закупить коммунальные услуги по спецпунктам или по общим основаниям. Спецпункты – это пункты, в которых прямо прописано, что закупать или у кого закупать. Например, пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ используют для закупок у монополистов, а по пункту 8 закупают вывоз мусора. Смотрите в таблице перечень спецпунктов для закупки коммуналки и что вы можете по ним купить.
Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.
В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.
Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, регламентирующей расходы.
Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме налогообложения, необходимо его учитывать.
Возмещение коммунальных расходов по 44-фз
3.1. В состав обязательных платежей связанных с имуществом включаются налог на имущество, платежи за земельный участок и Экологический фонд РТ, а также затраты по охране объекта недвижимости, которые выполняются сторонними специализированными организациями.
3.2.
Расчет возмещаемой суммы налога на имущество производится исходя из стоимости площадей, используемых Пользователем, и стоимости площадей общего пользования пропорционально используемой площади.
3.2.
Пользователь возмещает платежи за пользование земельным участком (арендную плату либо налог на землю), которые рассчитываются как сумма платежа, оплачиваемая Управляющим за землю, деленная на всю сумму площадей Управляющего и умноженная на расчетную площадь.
Расчетная площадь определяется как сумма площади, используемой Пользователем и площади мест общего пользования пропорционально используемой площади.
3.4. Услуги по охране объекта недвижимости, которые выполняются сторонними специализированными организациями, возмещаются Пользователем пропорционально занимаемой им площади к охраняемой площади Управляющего.
4.1. В состав эксплуатационных расходов включаются затраты Управляющего связанные с уборкой помещений и территории, поддержанием коммуникаций в исправном состоянии, по охране объекта, осуществляющегося Управляющим, а также заработная плата административного и обслуживающего персонала.
4.2.
Эксплуатационные затраты Управляющего подлежат возмещению Пользователем в сумме, не превышающей 20% от суммы возмещаемых им коммунальных услуг.
4.3.
При отсутствии у Пользователя персонала, ответственного за эксплуатацию, в состав эксплуатационных расходов дополнительно включается текущий ремонт коммуникаций в используемых площадях.
Закупка коммунальных услуг: основания и порядок действий
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты. Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте. Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Как правильно закрыть контракты на коммунальные услуги по Закону № 44-ФЗ
Приемка коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ производится на основании ежемесячных актов. Они являются теми документами, которые размещаются в реестре контрактов согласно требованиям ПП РФ № 1084.
Оплата коммунальных услуг по Закону № 44-ФЗ подтверждается платежными поручениями с отметкой банка, которые также размещаются в реестре контрактов.
Если объем поставленных услуг совпадет с объемом по контракту, то после полной оплаты происходит закрытие контракта. Он переходит в статус исполненных. Если по окончанию срока действия контракта по его условиям остается не выбранный объем, то необходимо сделать расторжение на остаток и закрыть контракт этим расторжением. В данном случае контракт перейдет в статус прекращенных.
Что заранее проверить в техзадании и документации на очистку крыш, уборку снега и проверку отопления
Закупки на зиму планируйте так, чтобы между извещением и началом снегопадов оставалось минимум 30 дней на конкурентную процедуру и подписание контракта. Читайте в статье, что проверить, прежде чем размещать закупку. Редакция составила пять чек-листов для проверки техзадания, проекта контракта и документации на реагенты, очистку крыши, проверку отопления и другие зимние закупки.
Методика расчета платежеспособной возможности населения на коммунальные услуги
Методика расчета является единым методологическим подходом к расчетам размеров субсидий, улучшение системы прогнозирования количества населения, попадающего под программу предоставления субсидий и назначения нужных денежных средств.
Расчет платежеспособной возможности населения на жилищно-коммунальные услуги проводится для жителей, которые проживают в государственном и муниципальном жилищном фонде обусловленного административного формирования.
Он ведется по группам граждан, объединенным зависимо от их ежемесячной среднедушевой прибыли – a1-n, начиная от 100 руб. в месяц — а1 и завершая 2 тыс. рублей и больше в месяц — ап.
Расчеты бюджетного учреждения с прикрепленными потребителями коммунальных услуг
Одной из особенностей развития предпринимательства в постсоветской России является то, что коммерческие организации возникали в значительной своей части на базе либо вокруг ранее существовавших государственных организаций, используя в своей хозяйственной деятельности коммунальную инфраструктуру последних. При этом в роли государственных организаций, закрепленное за которыми имущество сдается в аренду коммерческим предприятиям, выступают бюджетные учреждения.
При создании бюджетных учреждений государство наделяет их имуществом, а также обеспечивает подключение их к системе обеспечения коммунального обслуживания.
Возникающие рядом с бюджетным учреждением коммерческие организации первоначально не имеют возможности создать собственную систему коммунальных коммуникаций, поэтому они, как правило, арендуют площади бюджетного учреждения с возмещением последнему коммунальных затрат.
В другом случае площади сторонних организаций принадлежат им, не закреплены за бюджетным учреждением, но подключены к их единым коммунальным сетям. При этом все проблемы возмещения учреждению его затрат на оплату коммунальных услуг такими организациями аналогичны проблемам возмещения данных затрат арендаторами закрепленного за учреждением имущества.
Получая от таких потребителей (арендаторов) платежи в возмещение произведенных в их интересах коммунальных затрат без согласования их с энергоснабжающей организацией, бюджетное учреждение зачастую не учитывает правовых и финансовых особенностей своей деятельности, что может привести к возникновению различных налоговых и бюджетных рисков.
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России.
Специалисты Минфина России считают, что бюджетные учреждения не являются энергоснабжающими организациями и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 539 ГК РФ не могут самостоятельно обеспечивать коммунальными услугами сторонние организации.
Возмещение коммунальных расходов на основании отдельного договора
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Если арендодатель может определить фактический размер потреблённых услуг, то плата определяется на основании фактических показателей. Доля расходов арендатора (ссудополучателя), компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами, например:
- по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
- по показаниям отдельных счётчиков.
Способы расчёта следует закрепить в договоре аренды или в отдельном соглашении (п. 1 ст. 614, ст. 420 ГК РФ).
Как выбрать способ определения поставщика
Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.
ВАЖНО!
Не забудьте потребовать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.
Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.
Подробнее: «Инструкция по энергосервисным контрактам по 44-ФЗ».
Как запланировать и заключить контракт
Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:
- Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
- Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
- Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Налоговые аспекты возмещения
Интересным является и принципиальный вопрос по поводу обложения оказанных услуг налогом на добавленную стоимость.
По стандартному правилу, это необходимо делать по отношению к реализации товаров (а также работ и услуг) за определенную плату на территории нашего государства. Однако нужно понимать, что сам арендодатель никаких услуг непосредственно арендатору не оказывает, он является лишь посредником.
Из этого следует, что когда арендодатель получает компенсацию за предоставление коммунальных услуг от арендатора в виде денежных средств, объект, облагаемый НДС, не возникает. Не должна выставляться и счет-фактура. Это все происходит, если в договоре аренды четко и однозначно отмечено, что расходы по предоставлению коммунальных услуг не входят в ежемесячную плату.
Порядок оплаты коммунальных услуг в арендованном помещении Оформление договора о коммунальном обслуживании со сторонними юридическими лицами не допускается. Обязательным условием заключения соглашения является законное использование объекта. Документально подтвердить такое право способен либо собственник, либо арендатор. Составление фиктивного договора грозит признанием соглашения недействительным и возложением задолженности за потребленные ресурсы на номинального владельца. При принятии затрат по такой сделке к учету могут возникнуть проблемы с налоговой службой. При выставлении счетов арендодатель не начисляет НДС. Косвенный налог не удерживается, так как операция не является реализацией (разъяснения финансистов № 03-03-06/2/51). Напомним, что рассматриваемый вид услуг не попадает под обложение (ст. 149 НК РФ). Освобождение действует, если ресурсы приобретаются у управляющей компании.
Подход изменится при выделении затрат из состава вознаграждения. В договоре должна быть прописана компенсация. Юридическое значение приобретет статус сторон и порядок составления расчета коммунальных платежей для арендатора. Предпринимателям и организациям придется включать сумму в состав доходов. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минфина России № 03-11-11/16222 и № 03-03-06/4/55. Уменьшить отчисления они смогут за счет фактически понесенных расходов (механизм вычетов).
Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.
При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.
Первый вариант:
Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.
Значит, предпочтительнее — Второй вариант:
Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:
- постоянной
- переменной
Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.
Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.
Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:
- либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
- либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)
Возмещение коммунальных расходов не включено в арендную плату
Достаточно распространена ситуация, когда коммунальные услуги не включаются в арендную плату, то есть когда арендная плата является постоянной величиной, а расходы на коммунальные услуги компенсируются арендатором отдельно. Причем компенсация может производиться как на основании отдельного положения в договоре аренды, так и согласно самостоятельному договору. Ежемесячно сумму возмещения коммунальных расходов арендодатель может отражать в специальном акте (либо в акте на предоставление услуг по аренде), выставляемом арендатору в соответствии со счетами снабжающих организаций. Порядок оформления документов необходимо указать в договоре.
Разберемся, каким образом исчисляется НДС сторонами при таком способе компенсации коммунальных услуг.
Договор на возмещение коммунальных услуг по Закону №ФЗ-44
Также следует отметить, что согласно п. 8, п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) также может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ, а также заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В свою очередь, п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Возмещение коммунальных услуг
Также обращаем внимание, что при заключении контракта на основании п. 23 или п.32 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Данная категория должна иметь расходы на оплату коммунальных услуг в пределах 10–20%. В случае снижения суммы дохода для одного члена семьи предела, установленного на государственном уровне, поправочный коэффициент перерассчитывается. Конечная сумма определяется путем деления среднего дохода на минимальное значение.