Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несоблюдение бокового интервала при наезде на препятствие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с законодательством, водителям без лицензии грозит значительный штраф. Размер штрафа может быть разным в зависимости от обстоятельств и региональных правил, однако, в любом случае, сумма будет довольно значительной.
- Для физических лиц:
- За нарушение правил обеспечения безопасности движения — от 5 000 до 10 000 рублей
- За создание аварийной ситуации на дороге — от 10 000 до 15 000 рублей
- За причинение материального ущерба — от 15 000 до 20 000 рублей
- За причинение тяжелого вреда здоровью — от 20 000 до 25 000 рублей
- За причинение смерти — от 25 000 до 30 000 рублей
- Для юридических лиц:
- За нарушение правил обеспечения безопасности движения — от 50 000 до 100 000 рублей
- За создание аварийной ситуации на дороге — от 100 000 до 150 000 рублей
- За причинение материального ущерба — от 150 000 до 200 000 рублей
- За причинение тяжелого вреда здоровью — от 200 000 до 250 000 рублей
- За причинение смерти — от 250 000 до 300 000 рублей
Последствия для водителей: лишение прав и уголовная ответственность
Водители, не соблюдающие боковой интервал при наезде на препятствие, могут столкнуться с серьезными последствиями, включающими лишение прав и уголовную ответственность.
- Лишение прав: В случае нарушения бокового интервала при наезде на препятствие, водителю может быть назначено лишение прав, которое может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести нарушения. Кроме того, водители, у которых уже было одно или несколько случаев лишения прав, могут быть наказаны длительным лишением прав или даже пожизненным запретом на вождение.
- Уголовная ответственность: Несоблюдение бокового интервала при наезде на препятствие может также привести к уголовной ответственности. В соответствии с законодательством, в зависимости от обстоятельств, виновные лица могут быть признаны виновными в сопряженном уголовном преступлении или виновными в уголовном преступлении с тяжкими последствиями, что может повлечь за собой наказание в виде штрафа, лишения свободы или исправительных работ.
- Повышение страховой премии: В случае нарушения бокового интервала при наезде на препятствие, водитель рискует повышением страховой премии. Страховые компании могут рассматривать такое нарушение как признак небрежного вождения и увеличивать стоимость страховки в соответствии с риском, который водитель представляет.
Возможные конфликтные ситуации
На дороге, из-за резкого торможения впереди идущего автомобиля, нередко возникают конфликтные ситуации. В этом случае ДТП выглядит как нарушение дистанции двигающимся сзади транспортом. Также возможными вариантами бывают:
- Тонированные габариты. Это ограничивает видимость водителя, и он может не среагировать на маневры транспорта, так как стоп-сигналы не четкие. Даже в этом случае виновник не освобождается от ответственности. Но при желании можно добиться наложения штрафа и на владельца такого «тюнинга».
- У впереди идущего авто шипованные шины. Они увеличивают тормозной путь и повышают вероятность столкновения с машиной, двигающейся сзади, «обутой» в обычные покрышки. Если специального значка нет, есть все шансы привлечь вторую сторону к ответственности. Но от выплаты штрафа это также вряд ли освободит.
- Авто грубо подрезало при обгоне. Доказать в этом случае свою невиновность также проблематично, если не установлен регистратор.
Как определить виновника ДТП
Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.
Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:
Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто. При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил.
Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.
Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника.
Когда можно поспорить
Конфликтные ситуации на дорогах возникают часто. Однако решать их нужно законным способом. Например, наложением штрафа и на второго участника ДТП за нарушение иного пункта правил (в каждом случае своего).
В приведенном выше примере судебного дела рассматривалась и другая спорная ситуация. Гражданин Дмитроченко утверждал, что не успел затормозить по веским причинам. А именно из-за того, что ремонтники некачественно выполнили свою работу, поэтому провод лежал на трассе и мешал движению машин.
Однако, суд не согласился с этим доводом. Так как неисполнение ремонтниками своих обязательств по работе, не исключает вины Дмитроченко в нарушении п. 9.10 ПДД.
Часто водители не соглашаются с привлечением их к административной ответственности, объясняя свои действия отсутствием дорожной разметки и несоответствием покрытия установленным стандартам. Например, когда пытаясь объехать яму на дороге, виновник «зажимает» другого участника.
Указанные аргументы относятся к способам защиты, но не всегда учитываются судами как разрешение нарушать Правила дорожного движения. Ведь соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал требуется в любом случае.
ДТП при несоблюдении дистанции
Законодатель предусмотрел случаи привлечения водителей, наехавших на препятствие, к уголовной ответственности при совершении ими преступлений, представляющих высокую общественную опасность.
Такие преступления, как правило, должны иметь последствия в виде причинения вреда здоровью или смерти человека. Примером уголовных преступлений, связанных с наездом, могут выступать деяния, предусмотренные ст.
264, ст. 266 УК РФ.
Наезд на недвижимое препятствие может быть вызван нарушением ПДД. Если это нарушение, совершенное по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, например, прерывание беременности, потерю зрения, слуха, утрату трудоспособности, то такое нарушение будет наказываться 2 годами лишения свободы.
Аналогичное деяние, которое было совершено лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, предусматривает лишение свободы до 4 лет.
В случае смерти пострадавшего, нарушителя ожидает лишение свободы до 5 лет, а при алкогольном опьянении – до 7 лет. Если нарушение ПДД, совершенное по неосторожности, повлекло смерть 2-х и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет, в состоянии опьянения – до 9 лет.
Наряду с основным наказанием, нарушителя ожидает также запрет на управление автомобилем на срок до 3 лет.
При наличии всех элементов состава правонарушения водитель может быть привлечен к административной ответственности. В КоАП нет отдельной статьи, касающейся наезда на препятствия, однако штраф может быть назначен нарушителю за несоблюдение норм ПДД, вызвавших столкновение.
Например, за вождение машины, эксплуатация которой была запрещена, гражданина ожидает штраф в сумме 500 рублей. Неприменение ремней безопасности грозит автомобилисту штрафом в размере 1 000 рублей.
Нахождение автомобилиста в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения во время вождения повлечет наказание в виде штрафа на 30 000 рублей с лишением права управлять транспортом до 2 лет.
Нарушение правил маневрирования на проезжей части может спровоцировать штрафную санкцию в размере до 500 рублей.
Правила дорожного движения обозначают не только максимальную скорость движения, установленную знаками или участком дороги (населённый пункт/трасса), но и предписывают выбирать скорость индивидуально в зависимости от условий дороги. Именно об этом говорит пункт 10.1 ПДД.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Пункт 10.1 не менялся с самого введения Правил дорожного движения как подзаконного акта и до 2019 года. Вышеуказанная трактовка звучит так ещё с 1993 года.
Единственная попытка изменить этот пункт подзаконного акта заключалась в общественной инициативе №77Ф12974, где инициатор указал, что 10.1 фактически вводит презумпцию виновности водителя в своём последнем абзаце, и обосновав это тем, что, например, даже при ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в запрещённом месте на запрещающий сигнал светофора да ещё и состоянии опьянения, водителю всё равно вменяют нарушение 10.1 и делают того виноватым.
Инициатива не была принята к рассмотрению ввиду малого числа проголосовавших.
ГИБДД и боковой интервал
○ Что такое наезд на препятствие?
○ Способы оформления.
✔ С сотрудниками ГИБДД.
✔ Без сотрудников.
✔ Как оформляется Европротокол.
✔ Можно ли обратиться в страховую?
✔ Кто занимается оценкой ущерба.
○ В каких случаях необходимо обращаться к «Аварийному автокомиссару»?
○ Административная ответственность за наезд на препятствие?
○ ДТП по вине дорожных служб, кто виновен и куда жаловаться?
○ КАСКО и наезд на препятствие.
○ Советы юриста:
✔ Если наезд на препятствие произошел по вине водителя, подрезавшего автомобиль, кто понесет ответственность?
✔ Можно ли избежать разбирательств, если самостоятельно отремонтировать транспорт?
○ Видео.
Регистрация ДТП, как и в стандартных случаях, может проводиться с привлечением сотрудников ДПС либо без их вызова.
Инспектор, вызванный на место происшествия, собирает следующую информацию:
- Сведения о водителе.
- Разъяснения участников ДТП.
- Показания свидетелей.
- Вид ДТП.
- Перечень полученных повреждений.
На основе полученных сведений, инспектор оформляет перечень документов:
- Протокол осмотра места происшествия, в котором указывается информация об участке дороги, характеристика проезжей части, наличие пешеходных тропинок и дорожного покрытия. Также в протокол включаются сведения о погодных условиях на момент ДТП. В документе указывается:
- Время начала и окончания осмотра.
- Расстояния и замеры, которые будут учитываться при дальнейшем расследовании.
- Действия для фиксирования обстановки ДТП.
- Заявления от участников происшествия.
- Справка о ДТП по форме Приказа МВД России от 01.04.2011 № 154. В ней содержится информация о:
- Точном времени и дате происшествия.
- Участниках происшествия.
- Пострадавших.
- Госномерах ТС.
- Повреждении машин.
- Схема ДТП, в которой описываются обстоятельства ДТП и пояснения участников. В ней указывается:
- Измерение положения ТС, наехавшего на предмет.
- Объекты соударения.
- Длина и направление тормозного пути.
- Размеры ближайших объектов.
- Графическая схема места наезда с пояснениями.
- Факторы, ограничивающие обзор.
- Вспомогательные ориентиры.
- Размеры объектов перпендикулярно и параллельно дорожной линии.
- Характерные точки ТС (колесные ступицы и/или буксирные крюки).
- Протокол осмотра и техсостояния машины – отмечаются неисправности с указанием степени деформации.
- Протокол контроля трезвости водителя по результатам проверки на алкотестере.
Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции
Обычно виноват тот, кто нарушил п.9.10 и 10.1 Правил (не придерживался установленного скоростного режима, или безопасного расстояния при езде), что и послужило основанием для совершения наезда. Однако есть исключения, о которых вскользь было упомянуто выше.
Это когда передвигающийся по дороге автолюбитель, вдруг резко затормозил, чего нельзя делать без крайней надобности при движении, в городских условиях, так и за пределами населенного пункта.
В соответствии с п. 10.5 это разрешено делать тогда, когда необходимо предотвратить ДТП (столкновение с внезапно выбежавшим на дорогу человеком или двигающимся автомобилем). Тогда выполнение этого маневра будет оправдано с точки зрения существующих правовых норм.
Однако если будет доказано, что (довольно сложно сделать это без видеорегистратора и свидетельских показаний очевидцев), что экстренная остановка была сделана без причины, умышленно, из личной прихоти – ответственность полностью ложится на первого участника аварии.
Есть еще вариант, при котором происходит двойное ДТП. Машина тормозя врезается в уже столкнувшиеся автомобили. Здесь его вина бесспорна, так как он обязан контролировать ситуацию и реагировать на нее.
Когда можно поспорить
Конфликтные ситуации на дорогах возникают часто. Однако решать их нужно законным способом. Например, наложением штрафа и на второго участника ДТП за нарушение иного пункта правил (в каждом случае своего).
В приведенном выше примере судебного дела рассматривалась и другая спорная ситуация. Гражданин Дмитроченко утверждал, что не успел затормозить по веским причинам. А именно из-за того, что ремонтники некачественно выполнили свою работу, поэтому провод лежал на трассе и мешал движению машин.
Однако, суд не согласился с этим доводом. Так как неисполнение ремонтниками своих обязательств по работе, не исключает вины Дмитроченко в нарушении п. 9.10 ПДД.
Часто водители не соглашаются с привлечением их к административной ответственности, объясняя свои действия отсутствием дорожной разметки и несоответствием покрытия установленным стандартам. Например, когда пытаясь объехать яму на дороге, виновник «зажимает» другого участника.
Указанные аргументы относятся к способам защиты, но не всегда учитываются судами как разрешение нарушать Правила дорожного движения. Ведь соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал требуется в любом случае.
Безопасная дистанция и боковой интервал
Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.
Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.
Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.
Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить. Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать. Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.
Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.
Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары и задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом.
Чтобы избежать столкновений на дорогах, также необходимо соблюдать боковой интервал, т.е. минимальное расстояние между автомобилями, позволяющее свободно маневрировать на дороге.
Заднюю часть фур, автобусов, троллейбусов, нередко заносит даже на ровной дороге. От заноса не застрахован никто, особенно при порывах ветра. В сильный дождь при наезде на лужу нередко наблюдается аквапланирование. Машина теряет нормальное сцепление с асфальтом, что само по себе очень опасно. Зимой же резкая смена траектории может быть обусловлена попаданием колеса на участок, покрытый льдом. Поэтому боковой интервал при передвижении по трассе не должен быть менее 70-80 см. При этом не имеет значения, в попутном или встречном направлении едет второй автомобиль.
Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В отличие от дистанции, совет только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения, дорожные и метеорологические условия.
ДТП при несоблюдении дистанции
Законодатель предусмотрел случаи привлечения водителей, наехавших на препятствие, к уголовной ответственности при совершении ими преступлений, представляющих высокую общественную опасность.
Такие преступления, как правило, должны иметь последствия в виде причинения вреда здоровью или смерти человека. Примером уголовных преступлений, связанных с наездом, могут выступать деяния, предусмотренные ст.
264, ст. 266 УК РФ.
Наезд на недвижимое препятствие может быть вызван нарушением ПДД. Если это нарушение, совершенное по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, например, прерывание беременности, потерю зрения, слуха, утрату трудоспособности, то такое нарушение будет наказываться 2 годами лишения свободы.
Аналогичное деяние, которое было совершено лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, предусматривает лишение свободы до 4 лет.
В случае смерти пострадавшего, нарушителя ожидает лишение свободы до 5 лет, а при алкогольном опьянении – до 7 лет. Если нарушение ПДД, совершенное по неосторожности, повлекло смерть 2-х и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет, в состоянии опьянения – до 9 лет.
Наряду с основным наказанием, нарушителя ожидает также запрет на управление автомобилем на срок до 3 лет.
При наличии всех элементов состава правонарушения водитель может быть привлечен к административной ответственности. В КоАП нет отдельной статьи, касающейся наезда на препятствия, однако штраф может быть назначен нарушителю за несоблюдение норм ПДД, вызвавших столкновение.
Например, за вождение машины, эксплуатация которой была запрещена, гражданина ожидает штраф в сумме 500 рублей. Неприменение ремней безопасности грозит автомобилисту штрафом в размере 1 000 рублей.
Нахождение автомобилиста в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения во время вождения повлечет наказание в виде штрафа на 30 000 рублей с лишением права управлять транспортом до 2 лет.
Нарушение правил маневрирования на проезжей части может спровоцировать штрафную санкцию в размере до 500 рублей.
Правила дорожного движения обозначают не только максимальную скорость движения, установленную знаками или участком дороги (населённый пункт/трасса), но и предписывают выбирать скорость индивидуально в зависимости от условий дороги. Именно об этом говорит пункт 10.1 ПДД.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Пункт 10.1 не менялся с самого введения Правил дорожного движения как подзаконного акта и до 2019 года. Вышеуказанная трактовка звучит так ещё с 1993 года.
Единственная попытка изменить этот пункт подзаконного акта заключалась в общественной инициативе №77Ф12974, где инициатор указал, что 10.1 фактически вводит презумпцию виновности водителя в своём последнем абзаце, и обосновав это тем, что, например, даже при ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в запрещённом месте на запрещающий сигнал светофора да ещё и состоянии опьянения, водителю всё равно вменяют нарушение 10.1 и делают того виноватым.
Когда выписывается штраф за несоблюдение дистанции?
Сам факт нарушения очень тяжело зафиксировать при передвижении транспортных средств. Большинство дорог не оборудованы видеокамерами, но даже их наличие не решает ситуации, так как на дорогах применяются видеокамеры с низкой скоростью кадрирования, из-за чего детально рассмотреть дистанцию не представляется возможным.
Но главная опасность, которую таит данное нарушения — это создание аварийной ситуации или дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случае штрафные санкции предписывают уже после факта аварии. В таких случаях машина въезжает в другое транспортное средство, передвигающееся впереди или сбоку, при нарушении бокового интервала.
Наказание за нарушение дистанции
Данное правонарушение облагается штрафом, достаточно емким, не входящим в перечень минимальных взысканий. Сумма 1500 рублей взимается при определенных условиях. Видеорегистратор не может определенно доказать, что дистанция сокращена. Инспектор ГИБДД вправе указать на нарушения, но при условии, что было столкновение движущихся машин. Если автомобиль притерся к припаркованной машине, штраф будет выписан не по статье за неправильную дистанцию. Оба автомобиля должны быть в пути. К тому же это повод найти виновного и потенциального ответчика по происшествию. Доказательные материалы без аварии не принимаются к взысканию. По закону водитель должен уметь рассчитывать. Нет аварии, значит, все учтено. Слишком близкая парковка также не является причиной для подобного штрафа.
Регистраторы не имеют возможности определить дистанцию между автомобилями в полной мере. А сумма в 1500 рублей, значительная для физического лица, невысока для ГИБДД. Долго доказывать виновность автомобилиста по этой статье не будут. Сокращение бокового расстояния между автомобилями штрафуется по той же статье, что и несоблюдение дистанции между ними.
Во время управления автомобилем важно четко учитывать промежутки между соседними машинами впереди, сбоку и сзади. От каждого конкретного автомобиля зависит сохранение безопасности во время дорожного движения. Отговорки перед сотрудниками ГИБДД случаются уже после аварии, которой могло и не быть, если бы все участники процесса были внимательными. Сумма штрафа не столь высока по сравнению с убытками от разбитой машины, иногда и не только своей. Соблюдение ПДД — самое правильное решение для всех участников дорожного процесса.
Золотое правило «виноват тот кто сзади» в разборе ДТП работает как дорогие швейцарские часы. Однако, случаются и такие аварии, в которых суд полностью кладет вину за произошедшее на плечи именно впередиидущей автомашине. Один из таких случаев произошел в Москве на кольцевой автодороге. Давайте ознакомимся с историей водителя и ходом судебного разбирательства, в которое он угодил.
Всем водителям известно, что если на транспортное средство совершит наезд движущийся сзади автомобиль, то виновником такой аварии всегда будет признан водитель последнего
В ноябре 2010 года на МКАДе произошло ДТП, в котором участвовали 3 автомобиля, марок ВАЗ-2108, Audi и BMW. Все машины следовали друг за другом в плотном потоке. Резкое торможение «восьмерки» привело к столкновению с ней, ехавшую сзади, Audi, а уже иномарке в задний бампер врезалась BMW. Приехавшие на место сотрудники ГИБДД составили все необходимые документы и замеры. Также для наглядности была оформлена схема ДТП, которая совпадает с типовыми справочными схемами ч.1.15 — ч.1.22 .
Виновниками аварии были признаны водители Audi и BMW, также на них был наложен штраф 500 руб. за нарушение ПДД, а в частности несоблюдение требований расположения транспортных средств на проезжей части.
Примеры конфликтных ситуаций
Не учитывайте типичные случаи, когда расстояние между автомобилями настолько мало, что столкновение происходит даже при нормальном торможении. Бывают сложные ситуации, когда у водителей возникают конфликты с установлением виновных. Например, водитель едет с заданной скоростью по узкой дороге. Машины припаркованы по обе стороны, одна из которых начинает выходить на проезжую часть. В этом случае у водителя есть несколько вариантов решения ситуации:
- резко поверните налево, чтобы избежать столкновения. В этом случае существует опасность столкновения с приближающимся автомобилем. И водитель, выполнивший маневр, будет признан виновником аварии;
- резко повернуть направо. Это приведет к столкновению с транспортными средствами или людьми на обочине дороги;
- замедлять. Есть риск, что выезжающий со стоянки автомобиль будет поврежден.