Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория водительских прав Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водительское удостоверение — это официальный документ, который подтверждает факт готовности к управлению определенным средством передвижения. Оно означает, что его обладатель сдал соответствующий государственный экзамен и может быть участником дорожного движения как водитель. В таком удостоверении указана категория.
Категории водительских прав
В Республике Казахстан действует разделение прав на управление транспортными средствами на 5 категорий:
- категория «А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- категория «В» — автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и предусмотрено число пассажиров не более 8;
- категория «С» — грузовые автомобили, полная масса которых превышает 3500 кг;
- категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя;
- категория «Е» — составы транспортных средств с тягачом, другими словами грузовые автомобили с прицепом.
Водителю трамвая разрешается управлять только трамваем, водителю троллейбуса — только троллейбусом.
К автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся автобусы всех классов и автофургоны, переоборудованные для перевозки людей и изготовленные в условиях заводов изготовителей в серийном порядке, соответствующей вместимости, а также оборудованные грузовые автомобили, имеющие более восьми мест для сидения, помимо сидения водителя.
Водителям транспортных средств категорий «В», «С» или «Д» предоставляется право на управление ими также и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг. Для управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с прицепами, полная масса которых более 750 кг, а также сочлененными автобусами, троллейбусами водитель должен иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку и в категории «Е».
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
Об этом сообщил председатель Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Берик Бисенкулов, передает ИА «Новости Казахстан».»В законопроекте (разрабатываемый новый закон о дорожном движении) предусматривается переход на новые водительские удостоверения в соответствии с требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.
Проект закона «О дорожном движении», разработанный комитетом дорожной полиций МВД Казахстана, увеличивает количество категорий и вводятся многочисленные подкатегории транспортных средств водительских прав.
Новый образец водительского удостоверения вступил в силу 03 марта 2015 года и имеет следующие виды категории:
- «А», «A1» — на двухколесных мотоциклах;
- «В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- «B1» — на трициклах либо квадроциклах;
- «С», «C1» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг;
- «D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
- «D1» — на автобусах, вместимость которых не более 28 сидячих мест и длина не более 7,0 м;
- «BE» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- «СЕ», «C1E» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
- «DE», «D1E» — на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1 000 кг.;
- «Tm» — на трамвае;
- «Tb» — на троллейбусе.
Подача необходимых документов осуществляется в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОНах).
Замена прав Украины на российские
Если лицо имеет водительское удостоверение, выданное в Украине, то его можно поменять на российское в течение любого срока. Главное условие в 2022 году — легальное пребывание в стране. Оно доказывается обладанием:
- визой либо миграционной картой;
- видом на жительство;
- разрешением на временное проживание.
В течение периодов, установленных каждым из этих документов, лицо может проживать в России и использовать удостоверение Украины. Если же заявитель сменил гражданство на российское, то длительность пользования лицензией на вождение не ограничена.
Таким образом, для смены иностранных прав на российские понадобится:
- Удостовериться, что ВУ соответствует международным нормам.
- Обратиться в любое МРЭО ГИБДД с необходимым пакетом документов. В качестве удостоверения личности используется копия вида на жительство, свидетельство о регистрации для временного проживания либо паспорт РФ.
- Дождаться назначенной даты экзамена и сдать его.
Водительские права в Казахстане: документы
Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет.
Законопроектом предусмотрены нормы, по которым водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Законопроектом предусмотрены нормы, при которых водители автотранспортных средств смогут передвигаться, имея при себе только удостоверение личности. Всю остальную информацию об автовладельце полицейские будут видеть через планшет. Для этого они обеспечены необходимой базой данных и техническим оснащением.
Постановление о наложении штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев.
«Русофобия, конечно, есть»
Сами русские жители Казахстана или те, кого Аскар Умаров назвал «навязанной диаспорой, рассказали «Известиям», что сторонники националистов вроде Куата Ахметова — в меньшинстве. В основном на севере страны не сталкиваются с проявлениями национализма.
— Я никакой русофобии не заметила. Тот круг людей, с которыми я общаюсь, также никакого давления не ощутил. Вы знаете, у нас не различают национальности. И ввод ОДКБ нормально приняли, и казахи сами писали в «Одноклассниках», что вынужденная мера и президент правильно сделал, что пригласил ОДКБ. Конечно, есть и те, кто опасается, называет это оккупацией, боится, что русские заселятся — такие мнения тоже были. Но ничего криминального, никакой русофобии не было, — подчеркнула в беседе с «Известиями» Светлана из Павлодара, одного из русских центров на севере Казахстана.
Категории водительских прав
В Республике Казахстан действует разделение прав на управление транспортными средствами на 5 категорий:
- категория «А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- категория «В» — автомобили, полная масса которых не превышает 3500 кг и предусмотрено число пассажиров не более 8;
- категория «С» — грузовые автомобили, полная масса которых превышает 3500 кг;
- категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя;
- категория «Е» — составы транспортных средств с тягачом, другими словами грузовые автомобили с прицепом.
Водителю трамвая разрешается управлять только трамваем, водителю троллейбуса — только троллейбусом.
К автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся автобусы всех классов и автофургоны, переоборудованные для перевозки людей и изготовленные в условиях заводов изготовителей в серийном порядке, соответствующей вместимости, а также оборудованные грузовые автомобили, имеющие более восьми мест для сидения, помимо сидения водителя.
Водителям транспортных средств категорий «В», «С» или «Д» предоставляется право на управление ими также и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг. Для управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с прицепами, полная масса которых более 750 кг, а также сочлененными автобусами, троллейбусами водитель должен иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку и в категории «Е».
Водительские права для управления спецтехникой
Многих интересует, какие права выдаются водителю погрузчика. Необходимо учитывать, что лицу, получившему допуск к управлению автопогрузчиком или другой аналогичной техникой, присваивается квалификация тракториста-машиниста. Выдачей разрешений для управления данной категорией ТС входит в сферу другого ведомства – Гортехнадзора, в отличие от автомобильного и электрического транспорта, относящегося к сфере ответственности ГИБДД.
Для спецтранспорта характерно наличие следующих категорий:
- А – внедорожный транспорт, с максимальной массой до трех с половиной тонн;
- В – трактора или погрузчики на гусеничном или колесном ходу, с мощностными характеристиками силового агрегата в пределах 25,7 кВт;
- С – машины, передвигающиеся на колесах, нижний предел мощности мотора у которых аналогичен верхнему у предыдущей группы, а максимальная его величина – 110,3 кВт;
- D – Категория аналогичной техники, с мощностью силового агрегата свыше указанной ранее границы;
- Е – гусеничный транспорт, с мощностными характеристиками силовой установки 25,7 кВт и более.
Несмотря на сходную маркировку обозначения, удостоверение машиниста-тракториста – совершенно другая область ответственности, отличная от автомобильных прав.
Как видно из представленного описания, перечень категорий водительских удостоверений существенно расширился. Автолюбителю необходимо разбираться в особенностях расшифровки обозначений в правах, чтобы четко представлять, на какие ТС распространяется разрешение его документа. Это позволит избежать возможных штрафных санкций от представителей ГИБДД за превышение компетенции, согласно полученному допуску.
Процедура получения водительского удостоверения
В первую очередь необходимо пройти медицинское освидетельствование по форме 083-У. Такой осмотр можно пройти в любом государственном или частном медицинском учреждении, а также в специализированных центрах обслуживания населения (СпецЦОН). В результате положительного осмотра врачами, вы получите справку с необходимыми отметками и печатями.
После того, как Вы получили справку о прохождении медицинского осмотра, предстоит пройти самый сложный этап – сдача экзамена. Экзамен состоит из двух проверок: тестирование на знание правил дорожного движения Республики Казахстан и практическое вождение на транспортном средстве.
Теоретический экзамен ПДД РК проводится в виде компьютерного тестирования. Тестирование состоит из 40 вопросов, каждый из которых имеет несколько вариантов ответов. Вопросы охватывают правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196. На тестирование отводится 40 минут, т.е. на каждый вопрос по 1 минуте. По завершении теоретического тестирования кандидату выдается результат. В случае не успешной сдачи теста, кандидат может пересдать экзамен.
Статья 73. Допуск лиц к управлению транспортными средствами
Документы следует подавать в СпецЦОНы. Если нет возможности подать документы в СпецЦОН, нужно обратиться в регистрационное полицейское отделение.
Предоставляются следующие документы:
- Оформленным бланком на выдачу прав;
- Документом, удостоверяющим личность;
- Адресной справкой;
- Медсправкой;
- Квитанцией, свидетельствующей об оплате пошлины;
- Экзаменационным листом.
Получить удостоверение международной формы без сдачи экзаменов можно на срок до 3 лет, но не больше того срока, в течение которого действуют национальные права.
Подтверждение права нахождения за рулём – водительское удостоверение – неотъемлемая часть комплекта документов, подтверждающих право нахождения за рулём автомобиля.
Благодаря своему компактному размеру, документ очень удобен в применении. Он содержит большой объём передаваемой информации.
Помимо указания категории ТС, к которой допущен водитель, там прописаны все персональные данные владельца.
Права могут служить для подтверждения личности, как и паспорт.
Формат документа, подтверждающего право водителя находиться за рулём, утверждён приказом МВД России № 365 в 2009 г., где идёт речь о введении удостоверения в действие. Позже были введены корректировки, согласно которым в 2021 г. (начиная с 4 апреля) стали появляться непривычные водителям аббревиатуры, написанные латинскими буквами в выдаваемых правах обновлённого образца.
В удостоверении нового типа сохранилось 14 граф, как и в старом, из них 9 находятся на лицевой стороне.
В них прописаны:
- личные данные водителя, заполняются из паспорта (графы 1–3);
- В №4 – пункты a), b), c) – информация о дате выдачи документа, сроке действия и выдавшего их органа;
- № 5 – данные удостоверения (серия и номер), совпадающие с теми, что указаны на другой (оборотной) стороне;
- графы 6–8 – фото собственника,личная подпись и место жительства, регистрации;
- № 9 – разрешённые к вождению категории транспорта.
Оборотная сторона содержит следующие графы (10–14), расположенные в виде таблицы (кроме граф 13, 14):
- графы 10–11 – напротив открытой категории будет вписан срок действия удостоверения;
- № 12 используется как раз для проставления особых отметок, связанных с открытой категорией прав;
- штрих-код, находящийся слева от таблицы, считается графой 13;
- № 14 отводится под указание обозначений, связанных со всеми категориями, разрешёнными к вождению, а также туда вносится информация об общем сроке стажа.
Сначала 2014 г. ГИБДД ввело пиктограммы новых подкатегорий (хотя выдавать документы нового образца стали с 2021 г., изменения утвердили в 2014 г.) Сделано это было для соответствия установленным пунктам Венской Конвенции – международного договора о приведении ПДД к общему знаменателю.
Теперь оформление водительских документов максимально приближено к западным стандартам. С обновлённым удостоверением возможна поездка по большинству европейских автомагистралей без проблем взаимопонимания с сотрудниками ГИБДД.
Введены особые категории – В1 и Е.
Первая (В1) обозначает допуск к управлению ТС с рулём мотоциклетного типа, в основном это трициклы и квадроциклы.
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами): категория «А» — мотоциклы;
Данная категория разрешает управлять мотоциклами, как с коляской, так и без нее. Согласно правилам дорожного движения, мотоциклы представляют собой транспорт с двумя колесами, в некоторых случаях с боковым прицепом.
Также, открытая категория А разрешает управлять любыми транспортными средствами, вес которых не превышает 400 килограммов.
Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:
- сетка волнистых линий на лицевой стороне;
- микротекст;
- штрих-код на оборотной стороне.
Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.
Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.
В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.
Какие водительские удостоверения действуют в Казахстане?
Для открытия новых категорий необходимо пройти соответствующее обучение в учебных организациях и сдать экзамен точно так же, как в первый раз. При этом статьёй 74 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» предусмотрено последовательное получение подкатегорий и категорий, в которых предусмотрены ограничения по возрасту и наличию стажа управления транспортными средствами.
- А, А1 – двухколёсные мотоциклы;
- В – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышающим 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
- ВЕ – автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3 500 кг и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8, способные по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешённая максимальная масса состава транспортных средств превышает 3 500 кг;
- В1 – трициклы и квадроциклы;
- С, С1 – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг;
- СЕ, С1Е – грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 3 500 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра, или полуприцепом;
- D – автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров;
- D1 – автобусы с вместимостью не более 28 сидячих мест и длиной не более семи метров;
- DE, D1E – сочленённые автобусы или автобусы с вместимостью не менее 28 сидячих мест и длиной не менее семи метров с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не менее тонны;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
- транспортными средствами подкатегории «AI» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;
- транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;
- составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
Как открыть дополнительную категорию?
Водительские категории обладают приоритетом над подкатегориями. Это означает, что права водителя определенной категории дают возможность управлять средствами передвижения, описанными в законе о подкатегориях.
Сегодня вод удостоверения….а завтра QR код именной)) и можно по Сергекам контролировать человека.
Найти цифровое водительское удостоверение можно в приложении eGov mobile. Правда, чтобы воспользоваться им, нужно быть зарегистрированным в базе мобильных граждан, а также иметь ЭЦП. Лежат документы во вкладке «Цифровые документы».
После чего в «личном кабинете» экзаменуемого либо в соответствующем интеграционном сервисе портала отражается статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.
Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг.
Предусматривается, что теоретический экзамен будет проводиться в порядке, определяемом НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», в присутствии оператора. Оператор обеспечивает контроль за соблюдением экзаменуемыми установленных требований.
На сегодняшний день, по данным автоматизированной информационной системы «Сервисный центр» МВД Республики Казахстан, насчитывается 6 млн 215 тысяч 184 водителя. При этом МВД подчёркивает, что не все и не всегда сдают экзамены с первого раза.
Водительские права могут быть выданы достигшим следующего возраста лицам:
- транспортными средствами подкатегории «AI» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
- транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;
- транспортными средствами категорий «D», «Тm» и «Tb» — лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;
- составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «В», «С» или «D» в течение не менее двенадцати месяцев;
- составами транспортных средств подкатегорий «С1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
Так, обладатель прав, с указанием категории А, имеет возможность управлять средствами в подкатегориях А1 и В1, если в них предусмотрена мотоциклетная посадка. Водитель категории В имеет возможность управлять автосредствами В1 подкатегории, но без мотоциклетных посадки или руля.
К автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров, относятся автобусы всех классов и автофургоны, переоборудованные для перевозки людей и изготовленные в условиях заводов изготовителей в серийном порядке, соответствующей вместимости, а также оборудованные грузовые автомобили, имеющие более восьми мест для сидения, помимо сидения водителя.
Согласно подпункту 77 пункта 3 Правил иностранные граждане и лица без гражданства получают водительские удостоверения на общих основаниях, при этом предоставляют направление организации по работе с дипломатическим корпусом Министерства иностранных дел.
Категории водительских прав 2021 с расшифровкой в казахстане
Категория | Тип транспортного средства и условия |
---|---|
B | — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов. Требование к получению: возраст от 18 лет |
B1 | трициклы и квадроциклы (трёх- и четырехколесный мототранспорт)
Требование к получению: возраст от 18 лет |
BE | — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, а общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов Требование к получению: право на управление транспортными средствами категорий «В» в течение не менее 12 месяцев |
Категории водительских прав: расшифровка
В настоящее время существуют два способа получения водительского удостоверения: путем обращения в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», через портал «электронного правительства» только в случае обмена водительского удостоверения.
Для получения водительского удостоверения впервые или при дополнении категорий на право управления транспортными средствами кандидатом предоставляются в Государственную корпорацию:
- Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);
- Медицинская справка и ее копия;
- Свидетельство об окончании курсов и его копия, или документ, полученный через автоматизированную информационную систему (за исключением случаев самоподготовки).
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
- Документ, подтверждающий стаж работы (справка с места работы) для присвоения дополнительных категорий «С», «D1», «D», «Tm», «Tb».
* Свидетельство не обязаны предоставлять лица, прошедшие самостоятельную подготовку и претендующие на получение права управления транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1».Лица, самостоятельно подготовившиеся по категориям «А», «В», подкатегориям «А1», «В1» сдают экзамены в зданиях Государственной корпорации и на автоматизированном автодроме.
Для получения водительского удостоверения после окончания срока лишения прав управления ТС, сдается только теоретический экзамен ПДД.
При по обмене водительского удостоверения после окончания срока его действия, теоретический и практический экзамен не сдается.
Группа подкатегорий ВУ
Наряду с основными категориями, введены дополнительные подкатегории, устанавливающие определенные ограничения по отмеченным выше позициям. Существуют следующие подкатегории, применительно к выдаваемым правам:
- А1 – распространяется на мотоциклетную технику с мощностными характеристиками силовой установки в пределах одиннадцати киловатт и объемом камер сгорания – до ста двадцати пяти кубических сантиметров. Существующая подкатегория А1 не позволяет садиться за руль тяжелого мотоцикла;
- В1 – введена для обобщения группы ТС мотоциклетного типа с тремя или четырьмя колесами, вне зависимости от типа рулевого управления (трициклов и квадроциклов). Не следует путать квадроцикл данной подкатегории прав с квадроциклом – машиной с иным техническим устройством и принципами управления, подходящим под категорию А водительского удостоверения, выдающегося трактористам-машинистам. В квадроциклах установлены мотоциклетные моторы. Передачи переключаются ручным механизмом при круглом автомобильном руле или ножной системой переключения с традиционным мотоциклетным рулем. В первом случае потребуется категория В, во втором – А; В1 позволяет совместить обе из них под одной позицией;
- С1 – эта категория водительских прав ограничивает допуск к управлению грузовиками по характеристикам массы семью с половиной тоннами. Разрешает дополнительное перемещение прицепных устройств, если их вес ограничивается семисот пятьюдесятью килограммами
- С1Е – транспортные средства, подпадающие под подкатегорию С1, но допускающую перемещение тяжелого прицепа, по массе не больше самой автомашины, при общем лимите веса – двенадцать тысяч килограммов;
- D1 – распространяется на пассажирский транспорт, позволяющий перевозить стационарно размещенных в сидячем положении восемь – шестнадцать пассажиров и подсоединять прицеп массой, не превышающей семьсот пятьдесят килограммов;
- D1Е – аналог вышеуказанной дополнительной категории, позволяющей перевозить автобусы с тяжелыми прицепными устройствами, не превышающими по весу основной машины, с общим ограничением в двенадцать тонн;
Необходимо учесть некоторые особенности указанных групп ВУ:
- позиции D1Е и DЕ отличаются одна от другой тем, что в последнем случае отсутствуют ограничения по массе грузового прицепа и разрешается перевозка сочлененных автобусов;
- D1 отличается от D1E допустимой разрешенной массой прицепного устройства;
- C1E и С1Е, а также D1 и D1Е определяют идентичные требования к прицепным устройствам, различаясь непосредственно разрешенным видом транспорта (соответственно, грузовик и автобус).
Подкатегории не относятся к отдельным позициям, а являются дополнениями к общим категориям.
Машины которые можно водить с категорией Е отличаются большими габаритами. Управлять ими достаточно сложно, поэтому необходимо пройти специальное обучение. Существует несколько других категорий, дающих право водителю на управление машиной с прицепом или мотоциклом.
Классификация водительских прав:
Категория А | Управление малогабаритным ТС – мотоциклом с прицепом или без него. Общая масса транспортного средства, с грузом, не может превышать 400 килограмм. При этом не имеет значения, сколько колес присоединено к мотоциклу – 2,3 или 4. |
Категория В | Допускается управление ТС, общая масса которого не выше 3,5 тонн. Возможна перевозка пассажиров – не более восьми человек за один выезд. Возможно управление авто с прицепом, при условии, что его масса не превысит 750 килограмм. |
Категория С | Можно управлять автомобилем, имеющим массу более 3500 кг с прикрепленным к нему прицепом, если вес не превысит 750 кг. При этом не допускается перевозка грузового транспорта категории D – для этого требуется иной вид водительского удостоверения. |
Категория Д | Возможна перевозка людей в количестве 8 и более человек. Дополнительно ТС можно оборудовать прицепом массой до 750 кг в загруженном виде. |
Категория М | Дает право управлять мопедом и водным мотоциклом – квадрициклом. Для получения таких прав, необходимо открыть любую другую действующую категорию. |
Категория Тм и Тб | Оформляются водителями трамваев и троллейбусов. Данные права являются относительно новыми и стали выдаваться лишь недавно в виде отдельного удостоверения. |
Категория ВЕ и СЕ | Управление транспортными средствами с прицепом. Разница заключается в том, что водитель с правами СЕ может управлять автомобилями категории С, масса прицепа в которых будет варьироваться от 750 до 3500 кг. |
Категория ДЕ | Управление пассажирскими автобусами, где количество мест превышает 8 человек. Возможно дополнительное оснащение прицепом. |
Для того, чтобы получить удостоверение любой подкатегории группы Е, в дополнение к ранее оформленной, необходимо пройти обучение и сдать квалификационный экзамен. Существуют определенные требования прохождения, которые нужно учитывать.
Категории и подкатегории водительских прав в 2022 году
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Согласно правилам, вы учитесь самостоятельно, а уж как – это решать вам. Наиболее распространённый вариант – платное обучение в частной автошколе, которое включает в себя теорию и практику. Цены варьируются в зависимости от региона.