Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем расчет налога на воду за 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Как правильно заполнить декларацию
Для всех налогоплательщиков действует такой порядок заполнения декларации по водному налогу в 2023 году:
- Оформлять в строгом соответствии с правилами — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами, шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
- Не исправлять ошибки корректирующими средствами.
- Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
- Не печатать бланк с двух сторон.
- Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
- Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
- Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
Теперь рассмотрим инструкцию по заполнению налоговой декларации по водному налогу для каждого раздела:
Номер раздела | Название раздела | Порядок заполнения |
---|---|---|
— | Титульный лист |
Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе. Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контактные данные и ответственное лицо. Указываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета. |
— | Сведения о физическом лице, не являющемся ИП | Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях. |
1 | Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет | В этом блоке идентифицируется налог: указываются все взносы, КБК и ОКТМО для уплаты в бюджет. |
2 | Расчет налоговой базы и суммы | Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов. |
2.1 | Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта | Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Производится расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке указывается исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки. |
2.2 | Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды | Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора. |
Представление отчетности по ВН: форма не изменилась
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2022 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Примеры отражения операций в бухгалтерском учете
Пример №1
ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.
Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:
Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.
Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.
Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.
Пример №2
ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?
Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.
Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.
Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Актуальные изменения в законодательстве
С 1 января 2024 года вступают в силу значительные изменения в законодательство, касающиеся коэффициента водного налога. Ранее коэффициенты были установлены на уровне федерального закона, но теперь они будут определяться на региональном уровне.
Каждый регион будет иметь возможность установить свои собственные коэффициенты в зависимости от местной экологической ситуации и водных ресурсов. Это позволит более точно учитывать особенности каждого региона и разработать более справедливую систему налогообложения.
Для определения коэффициента водного налога будет использоваться комплексный подход, учитывающий такие факторы, как объем потребления воды, загрязнение водоемов, использование водных ресурсов для производства и др. Такой подход позволит более точно определить налоговую нагрузку на предприятия и организации.
Также стоит отметить, что с нового года изменится порядок расчета водного налога для юридических лиц. Теперь расчет будет производиться на основе объема потребления воды и коэффициента, установленного соответствующим региональным органом исполнительной власти. Упрощенный порядок расчета будет применяться для малых предприятий, которые потребляют небольшое количество воды.
Введение этих изменений позволит более точно определить налоговую нагрузку на потребителей водных ресурсов и разработать более справедливую систему водного налогообложения. Это важный шаг на пути к экологической ответственности и эффективному использованию водных ресурсов.
Влияние коэффициента на величину налога
Изменения коэффициента водного налога в 2024 году могут оказать существенное влияние на финансовую нагрузку предприятий и организаций, занимающихся использованием водных ресурсов. В случае повышения коэффициента, они могут столкнуться с увеличением налоговых платежей, что может негативно сказаться на их экономической деятельности.
В связи с этим, необходимо провести расчеты и оценить возможные финансовые последствия изменения коэффициента водного налога. Для этого можно использовать специальные формулы и методики, а также учесть особенности отрасли и конкретные условия каждой организации.
При расчете величины налога учитываются различные параметры, включая объемы использования водных ресурсов, стоимость воды, коэффициенты перерасчета и другие факторы. Оптимальный способ рассчитать налоговые платежи – обратиться к специалистам, которые занимаются налоговым консультированием и имеют опыт работы с аналогичными расчетами.
Изменения в коэффициенте водного налога могут повлиять на экономику региона, особенно в случае, если водные ресурсы являются ключевым фактором развития определенной отрасли. В этом случае, правительство может стимулировать развитие эффективного использования водных ресурсов и устанавливать более низкие коэффициенты для определенных видов деятельности.
Коэффициент водного налога является важным инструментом для регулирования использования водных ресурсов и обеспечения их устойчивого развития. Правильное определение и регулярное обновление коэффициента позволяет достигнуть баланса между интересами бизнеса и всего общества, учитывая экологические и экономические аспекты.
УСН с 1 января 2023 года
Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.
Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:
- организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
- организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
- для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;
Примечание
Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.
- как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;
Примечание
В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).
- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
-
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
-
При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
-
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
-
При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Плательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
Новый налог на воду, а новый ли он?
Спекуляций на теме нового налога на воду в 2021 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:
Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.
Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.
Задача правительства – наполнять бюджет, и они нашли способ, как это сделать. Вся земля в стране принадлежит государству, хоть и находится в частной собственности. При этом почти все дачники используют для полива участка скважины, то есть используют земельные ресурсы.
Чтобы исправить ситуацию, был разработан законопроект, который обязывает платить за пользование грунтовыми водами через частные скважины. Поскольку точно высчитать потребляемое количество невозможно, было решено ввести единую сумму для уплаты. Для более точного учета владельцам предлагается устанавливать счетчики.
Для контроля количества скважин предложено внедрить систему лицензирования, такую же, как уже действует при бурении скважин для промышленного использования. Стоимость такой лицензии составляет не менее 7 500 рублей.
Уплачивать налог должны будут граждане, которые используют полив со скважин в коммерческих целях и потребляют больше 100 воды. Также облагаются налогом коллективные скважины для садов и огородных хозяйств. Исходя из этого, не должны платить налог люди, чьи колодцы и скважины меньше 20 метров и применяются для полива собственной усадьбы.
Мнение населения о налогах на скважины
Вменение населению сборов за использование подземных источников воды с 1 января 2021 года было анонсировано многими интернет-источниками. По сути это не совсем достоверная информация, т.к. речь идет не обо всех привычных гражданам способах извлечения воды из-под земли, а только о глубинных скважинах.
Только многие дачники возмущены тем, что именно им придется оплачивать стоимость лицензии, обязательной для садовых товариществ со следующего года. Особенно это задевает владельцев участков, имеющих собственный источник воды, хотя им в общий счет включат оплату за лицензию на скважину. Может быть позже законодательно появится какая-то поправка для дачников и из категории владельцев собственных скважин, подлежащих лицензированию.
Внимание! Пока для частных лиц нет соответствующего закона, позволяющего официально получать лицензию на бурение артезианской скважины. При этом уже планируется внедрение нового налога на такие глубинные источники водоснабжения и штрафов за отсутствие лицензий на прочие методы разработки подземных недр.
В ближайшее время гражданам стоит быть внимательными при проверках своих колодцев или скважин. Эксперты предполагают, что в первые месяцы после принятия закона вероятен всплеск коррупции. Физическим лицам стоит знать о том, что это не они обязаны доказывать объем потребляемой из колодца воды, а власти, хотя паспорт или технические документы на скважину/колодец все же желательно иметь, т.к. некоторые представители власти захотят выписать «штраф». В такой ситуации стоит помнить свои права, не позволяя запугать себя и вынудить к оплате выдуманных штрафов.
Налог на подземную воду в России с 2021 года не станет неожиданностью для населения. Люди были давно информированы о вероятном введении такого вида государственных сборов. Речь идет не о том, что все физические лица станут платить налоги государству. Такую обязанность вменят лишь гражданам, имеющим скважины определенной глубины.