Размер штрафа за пересечение и езду по островку безопасности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафа за пересечение и езду по островку безопасности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Штраф за проезд или разворот на островке безопасности останется прежним и составит 500 рублей. А вот штраф за остановку на островке безопасности будет неодинаковым для разных регионов России. В соответствии со статьей 12.19. КоАП РФ, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Однако для городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга штраф вырастает до 2500 рублей. Кроме того, местное законодательство позволяет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на штрафстоянки.

Что такое островок безопасности, и как он работает?

В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.

Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:

  • разделения разнонаправленных дорожных полос или разделения/слияния нескольких автомобильных потоков (выделяется разметкой 1.16.1 – 1.16.3 ПДД);
  • защиты пешеходов, переходящих многополосную дорогу (может быть частью пешеходной «зебры или выделяется бордюром).

Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.

Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:

  • 1.16.1 — для разделения транспортных потоков или разнонаправленных полос;

Спорные ситуации при пересечении дорожной разметки

  1. Можно ли автомобилю делать остановку на островке безопасности? Нет! Остановка в этом месте запрещена, так как данная разметка рассчитана на пешеходов, которые не успели покинуть дорожную часть на сигнал светофора, который дал право преимущества автомобилю. Как известно, автотранспортным средствам запрещено останавливаться на «зебре».
  2. Можно ли наезжать и останавливаться на в месте слияния транспортного потока? Нет! Если островок расположен на месте слияния либо разветвления транспортных потоков, что можно считать перекрестком. Соответственно остановка на перекрестке запрещена ПДД.
  3. Можно ли останавливаться на островке, если он находится в месте разделения транспортных потоков, которые находятся вне перекрестков? Да! ПДД не запрещают остановку на направляющем островке. Следовательно, инспектор не вправе наказывать водителя за нарушение правил остановки или стоянки. Но, за нарушение пересечения дорожной разметки, может! Ведь пересечение сплошной линии запрещено.
  4. Можно ли парковать машину на данном участке дороги? Что касается стоянки, то нужно смотреть какой именно это островок. Соответствующая разметка бывает нанесена на асфальт посреди улицы, на пешеходном переходе, на перекрестке, а также в местах слияния или разделения потоков машин на многослойной дороге. Если водитель решил припарковать свою машину на данном островке, который предназначен именно для пешехода, он по сути окажется в центре пешеходного перехода.
  5. Ответственность за наезд колесом автомобиля при осуществлении обгона. При обгоне другого транспортного средства разрешается наезд 1 колесом на зону действия островка безопасности.

Штраф за заезд и пересечение островка безопасности

Штрафные санкции за нарушение предписаний разметки на дороге может накладываться на автомобилиста как при совершении правонарушения (если сотрудник ГИБДД поймал вас на горячем), так и намного позже, по почте. Последний вариант актуален в том случае, если нарушение было зафиксировано камерой дорожного слежения. Зачастую, сумма материального наказания за переезд линий или остановку на островке безопасности составляет 500 рублей и мало кто из автовладельцев спешит обжаловать его в суде, куда проще просто заплатить. Однако, если внимательно изучить ПДД РФ, то при аргументации штрафа служители Закона не могут ссылаться на пункты 1.16.1, 1.16.2 или 1.16.3, поскольку в этих пунктах ПДД описывается только сама разметка и о штрафах ничего не сказано.

Читайте также:  Взыскание долгов в СНТ по членским и целевым взносам

Разрешено ли парковаться (стоять) на данном участке дороги, согласно ПДД?

В ПДД имеется исключительный список дорожных участков, на которых категорически запрещена остановка и, соответственно, парковка. Островка безопасности среди них нет.

Но стоит вспомнить, что эта разметка наносится «зебре», предназначенной для пересечения пешеходами автодороги, а также для разделения транспортных потоков. В первом случае, они предназначены для использования в ситуациях, когда пешеход не успевает пересечь дорогу при горящем зеленом свете.

На фото изображена разметка:

при разделении транспортного потока 1.16.1

Останавливаясь или оставляя машину на этом участке дороги, автомобилист нарушит ПДД, где не допускаются остановки и стоянки транспорта на пешеходных переходах (Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за парковку на пешеходном переходе, читайте тут).

Также такие островки предусмотрены для разделения транспортных потоков. Если обратиться к п.12.4 ПДД, можно прочесть, что запрещается останавливать ТС на участке, где пересекаются проезжие части, а также ближе пяти метров от края перекрестка. В случаях, когда на этих участках имеется островок безопасности, остановки на нем будут приравниваться к данному нарушению.

В случаях, когда разметка находится вне перекрестка, запрет на остановку и парковку также сохраняется. И тут стоит обратиться к Правилам дорожного движения, а именно, к пункту 12.1, который разрешает вышеуказанные действия на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии у края проезжей части.

В населенных пунктах допускается остановка и стоянка на левой стороне при однополосном движении. Но нигде в правилах не описывается, что вы можете оставить транспортное средство между встречными полосами.

Можно ли не платить штраф за езду по островку

Бывает, что камера видеофиксации ошиблась и неверно зафиксировала нарушение. Такое происходит с моделями камер «Стрелка-СТ». Чтобы у водителя было больше шансов оспорить штраф, лучше использовать видеорегистратор. О том, как оспорить штрафы ГИБДД, МАДИ или АМПП, читайте в другой нашей статье.

Если водитель не согласен с решением инспектора, он может обжаловать его в течение 10 дней. Если ГИБДД отменит штраф, можно будет не платить.

Во всех остальных случаях сделать это придется, иначе через 70 дней после нарушения штраф передадут приставам. После этого приставы начнут исполнительное производство и назначат исполнительский сбор — 1000 рублей, или 7% от суммы штрафа. Если не платить, приставы попытаются снять деньги с банковского счета, приостановят права или запретят выезжать за границу.

Что делать, если дело уже у приставов или деньги сняли дважды, читайте в нашем разборе о ФССП.

Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.

Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.

Такая область разметки может выделяться:

  • бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
  • дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.

В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:

  • в зонах пешеходных переходов;
  • на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.

Как выглядит разметка 1.16.1 – 1.16.3? Фото треугольника безопасности

Казалось бы, что может быть проще – сфотографировать островок безопасности, и предоставить читателю его внешний вид? Однако, если бы все было настолько просто, статья бы на этом и завершилась. Но… нет! Сложности только начинаются, и именно во внешнем виде разметки (вернее в его интерпретации) и кроются основные проблемы, о которых пойдет речь далее.

Придется снова обратиться к ГОСТам. Уже упомянутый ГОСТ Р 52766-2007 в свою очередь ссылается на другой нормативный акт, регламентирующий нормы дорожной разметки. До недавнего времени это был ГОСТ Р 51256–2011, но теперь заменен на ГОСТ Р 51256–2018.

Читайте также:  Много ли сотрудников полиции увольняется в 2023 году

Остров безопасности, обозначенный в этих нормах, визуально отличается. Давайте сравним:

Номер ГОСТ Р 51256 – 2011 ГОСТ Р 51256 – 2018
1.16.1
1.16.2
1.16.3

Нумерация указанных пунктов совпадает в обоих ГОСТах. Отличается ли внешний вид островков? Если смотреть на фото, кажется, что да, и довольно сильно. Но фактически все несколько сложнее. Это требует отдельного пояснения.

Требования к островку безопасности по ГОСТу

Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:

  1. Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
  2. Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
  3. Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.

Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2021:

  • Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
  • Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.

Для чего нужен островок безопасности на дороге?

Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:

  • 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
  • 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
  • 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.

В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.

Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях

Спорные моменты в таких случаях тоже существуют. Вам выписали штраф за нарушение разметки, но остановка была вынужденной. Тут стоит рассмотреть две ситуации:

  • Выписывает штраф инспектор ДПС — если авто действительно неисправно, то можно на месте объяснить сотруднику ГИБДД ситуацию и тем самым избежать денежного взыскания.
  • Нарушение зафиксировано камерой — тут доказывать свою правоту придется судье. Камера делает только фото, поэтому не понятно, остановились ли вы из-за технической неисправности или просто нарушаете ПДД. В этой ситуации можно попробовать объяснить в суде, что вы не планировали парковаться, а остановка произошла по необходимости.

Также необходимо проверять указанные в протоколе статьи, если вам выписали штраф по статье, которая не соответствует вашему нарушению, то такое постановление можно оспорить.

Что нужно знать о шумовых полосах

Поскольку подобные решения появились сравнительно недавно, о шумовых полосах на автомобильных дорогах знают ещё не все автомобилисты и те, кто только собирается сесть за руль.

Спорить с тем фактом, что уровень безопасности на российских дорогах довольно низкий, бессмысленно. Основная масса дорог находятся в плохом состоянии, а водители активно нарушают действующие правила. Всё это ведёт к одному. А именно к авариям, ДТП, столкновениям, наездам на пешеходов и пр.

Чтобы бороться с такими проблемами, на российских автодорогах начала применяться шумовая разметка, которая наносится на дороги загородного и городского значения. Впервые о внедрении новых систем предупреждения водителей стало известно в 2012 году, когда и было принято решение установки шумовых полос. Фактически это альтернатива уже привычным лежачим полицейским, которые во многом себя не оправдывают, а их реализация стоит достаточно дорого.

Разрешено ли парковаться (стоять) на данном участке дороги, согласно ПДД?

В ПДД имеется исключительный список дорожных участков, на которых категорически запрещена остановка и, соответственно, парковка. Островка безопасности среди них нет.

Но стоит вспомнить, что эта разметка наносится «зебре», предназначенной для пересечения пешеходами автодороги, а также для разделения транспортных потоков. В первом случае, они предназначены для использования в ситуациях, когда пешеход не успевает пересечь дорогу при горящем зеленом свете.

На фото изображена разметка:

при разделении транспортного потока 1.16.1

Останавливаясь или оставляя машину на этом участке дороги, автомобилист нарушит ПДД, где не допускаются остановки и стоянки транспорта на пешеходных переходах (Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за парковку на пешеходном переходе, читайте тут).

Когда можно получить штраф за островок безопасности

Многие водители до сих пор думают, что остановка или стоянка на островке безопасности не является нарушением правил дорожного движения. При этом заезд на подобные «островки» попадает под разные статьи КоАП. Если авто остановилось на разметке – это является нарушением правил остановки-стоянки транспортных средств. А если машина проехала по ней – это нарушение правил расположения на проезжей части или нарушение правил разметки.

Штраф за пересечение островка безопасности положен, если вы решили припарковать автомобиль на таком участке или заблудились и решили остановиться и уточнить маршрут. При возникновении ДТП, в котором никто не пострадал, стоянка на такой разметке также запрещена. Машину нужно убрать как можно скорее либо своим ходом, либо с помощью эвакуатора.

Если же причиной остановки стали вынужденные меры или крайняя необходимость, например, поломка авто, заезд на разметку считается допустимым. При этом водители очень часто жалуются, что с развитием фото- и видеофиксации правонарушений ПДД, они все чаще стали получать штрафы за то, что ремонтировали машину или ждали помощи на вот таких «островках». Многие юристы отмечают, что при предоставлении доказательств экстренной стоянки, полученный штраф легко оспаривается и аннулируется.

В ситуации, когда водитель вынужден по разметке объезжать ДТП, особенно когда другие возможности попасть на нужный съезд заблокированы, пересечение островка безопасности не считается нарушением. Если ответственные лица все-таки не учли обстоятельства и прислали штраф, подобные случаи всегда можно оспорить в суде.

Вернемся к разъяснению, что понятие «Что не запрещено, то разрешено» к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Обратите внимание, никаких прямых запретов.

Могут ли на островках стоять полицейские машины?

Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.

В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2022 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.

Направляющий островок

Помимо участков, выделенных для пешеходов на середине проезжей части, на дорогах бывают еще направляющие островки. Это территории, устроенные для разграничения полос движения в разных направлениях на пересечениях путей или примыкании одного отрезка к другому. Они нужны там, где движение активное, большой поток транспорта. Например, большая часть дороги отводится для следования прямо, а крайний правый ряд остается для тех, кому нужно повернуть направо.

Самого термина «направляющий островок» в ПДД нет. Но он имеется в ГОСТе Р 52766-2007. Там же расписаны особенности устройства направляющих островков. Они выделяются бордюром или линиями разметки. Последняя по ПДД – 1.16.1-1.16.3. И нигде в Правилах не сказано, что эти линии нельзя пересекать. Поэтому когда автомобилиста штрафуют за проезд через направляющий островок или остановку на нем, что бывает нередко, это вызывает возмущение.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...