Что такое правопреемство в исполнительном производстве ?!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое правопреемство в исполнительном производстве ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.

Права и обязанности сторон

Законодательство установило следующие права для участников:

  1. Добавлять материалы, которые имеют значение для выполнения условий суда, после передачи заявления приставу.
  2. Стороны уполномочены заявить отвод приставу, участвующему в производстве, если были установлены родственные связи между ним и оппонентами.
  3. Подавать прошение приставу-исполнителю письменно. Прошение рассматривается в срок не более 10 дней с даты получения. Пристав готовит ответ письменно, в котором указывает, какие совершаются либо будут осуществляться действия.
  4. Обжаловать работу сотрудника ФССП в судебном органе.
  5. Принимать участие в исполнительном производстве, которое ведет пристав, давать всевозможные пояснения, письменные разъяснения и предоставлять аргументы.
  6. Не соглашаться с ходатайством иных лиц.
  7. Осуществлять знакомство со всеми материалами исполнительного дела и при необходимости снимать копии.
  8. Оспаривать постановления судебного органа (ст. 441 ГПК).
  9. Заключать мировое соглашение. При этом истец может заявить отказ от взыскания, а имущество оставить у себя. Должник вправе определить к какому имуществу первоначально будут применены принудительные меры.

Обязанности оппонентов сводятся к выполнению простого правила — выполнение в обозначенный период указаний пристава.

Действия судебного пристава

Судебный вердикт о замене должника в исполнительном производстве должностное лицо приобщает к материалами и выносит свое постановление. Его должен заверить старший судебный пристав или его заместитель.

На следующий день (не позднее) копия постановления должна быть выслана по адресам взыскателя и должника. Кроме того, данный документ в обязательном порядке отправляется в суд, вынесший решение. Его секретарь приобщит к делу для контроля за ходом выполнения решения.

Для нового должника обязательны все обязательства, в том числе и те, которые возникли до его вступления в исполнительное производство.

Как было указано выше, пристав обладает правом самостоятельно принять решение о смене должника, если имеются соответствующие документы. В качестве примера можно привести ситуацию с реорганизацией юрлица. Представленных учредительных документов о слиянии, разъединении, выделении и т.п. будет достаточно для принятия постановления. В данном случае оно будет законным и, даже в случае его обжалования, останется в силе.

Следует отметить, что вопрос о смене стороны в исполнительном производстве может инициировать и сам судебный пристав, как только ему станет известно об обстоятельстве, в результате которого происходит замена.

Порядок выполнения действий

Обращение в суд в подобных ситуациях объясняется запретом на изменение записей исполнительного листа или решения судьи. Здесь заинтересованная сторона обращается с заявлением в суд первой инстанции, который выносил вердикт по этому делу. Решение вступает в силу с момента оглашения. Однако в этой ситуации допускается подача апелляции на протяжении 30 дней.

После получения на руки соответствующего определения, преемник посещает сотрудника исполнительной службы, ведущего контроль над взысканием средств. Теперь работник ФССП вправе вынести нужное постановление и направить копии изменений иным участникам процедуры.

Сроки извещения сторон в этом случае составляют сутки с момента подписания бумаг.

Замена сторон исключается, если суду не представлены доказательства заявленного факта

Уточним обстоятельства, когда суд отказывает в рассматриваемой просьбе.

Первой причиной такого решения становится отсутствие доказательной базы преемственности претендента.

Подобные постановления выносятся на основании убедительных свидетельств правоты заявителя.

Причем здесь юристы говорят еще об одном моменте – смена названия фирмы или фамилии гражданина не считается поводом для удовлетворения такого ходатайства.

Это решение объясняется сохранением состава сторон процесса. В подобных случаях уместно известить пристава об изменениях, направив тому выписку из реестра или копию свидетельства.

Вторая причина, по которой вероятен отказ – окончание периода предъявления исполнительного листа соответствующей службе. Этот период составляет 3 года со дня получения решения суда участником.

Тут судьи аргументируют решение репликой, что сторона спора не заменяется, если истекло время стадии процесса.

Однако тут не исключается шанс на восстановление указанного периода, если заинтересованное лицо представит уважительную причину просрочки. В этой ситуации уместна подача заявления о восстановлении сроков, о котором говорится в этом материале.

Убедительным же доказательством считается потеря бумаг приставом, получение листа после 24 месяцев с момента оглашения вердикта либо минимальный период просрочки.

Права сотрудников ФССП

Отдельно следует рассказать про полномочия представителей ФССП. В сфере алиментного права это защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, а также надзор за оптимальным жизнеобеспечением детей. Для достижения поставленной цели приставы пользуются рядом законных прав.

Во-первых, это вызов в отделение ФССП должника, либо его официального работодателя. Такое мероприятие может быть обусловлено сбором необходимой документации или каких-то сведений. Иногда вызов в ФССП необходим для уведомления о ходе исполнительного производства.

Во-вторых, это сбор информации о должнике. Предположим, потенциальный алиментоплательщик решил скрываться от оказания финансовой помощи своим детям. Приставы обязаны в этом случае его отыскать. В ходе поисков они имеют право на пользование такими правами, как проверка документов должника, установление его места работы и жительства, опрос свидетелей и близких лиц и т.д.

Читайте также:  Выплаты сотрудникам при ликвидации ООО в 2021 году

Самой распространенной причиной для замены пристава является потеря документов по взысканию алиментов. Возможно, их подкупает должник, либо всему виной банальная безалаберность, но подобная «потеря» дает время должнику на то, чтобы скрыться. Основной способ борьбы с подобного рода последствиями – обращение в вышестоящие инстанции.

Для начала следует обратиться к старшему приставу – высшему должностному лицу в отделении ФССП. Скорее всего, он предложит нового сотрудника. Но вряд ли дело хоть как-то продвинется. Придется взыскивать компенсацию с самих должностных лиц. Для этого нужно подать жалобу в Прокуратуру. Если не помогает ни то, ни другое, то придется подавать иск в суд, направленный против ФССП.

Стоит отметить, что многие сотрудники сегодня ведут себя недостаточно корректно в некоторых ситуациях. Заявители жалуются на грубость, предвзятое отношение, иногда даже шантаж и вымогательство. Не зря за сотрудниками ФССП закрепилось клеймо «государственных коллекторов». Безусловно, используют они достаточно гуманные и законные методы, но некоторые детали их работы действительно напрягают простых граждан. Например, они способны без предупреждения забрать имущество, выставить собственность на торги или установить ультиматум.

Замена пристава законом не предусмотрена. Единственно допустимые случаи смены – это наличие у сотрудника ФССП родственных связей или дружественных отношений с какой-то из сторон. Касается это, в частности, должника. При обнаружении личной заинтересованности в исходе производства также требуется срочная замена должностного лица, курирующего дело.

Можно ли заменить пристава по законным основаниям

Отвод в исполнительном производстве – процедура, которая проводится по заявлению истца или ответчика. Это возможно при неправомерном поведении должностного лица, нарушении процессуального порядка рассмотрения дела. Действия регламентируются ст. 63 федерального закона об исполнительном производстве.

Пристав не может участвовать в деле, если состоит в родственных отношениях с другими сторонами, подчинен данным лицам, имеет личную заинтересованность в исходе дела. Обязанность исполнителя – заявить самоотвод.

По этим же основаниям ответчик, истец могут написать заявление об отводе, в нем приводится мотивация. Документ составляется до начала действий принудительного характера. Исключение – случаи, когда о законных основаниях стало известно после исполнительных действий.

Других причин для отвода судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. Если сторона считает, что его поведение было неправомерным, она может обжаловать действия или бездействия в вышестоящей инстанции, в суде.

Интересно, что в законе не указано, какая степень родства не допускается между сотрудником исполнительной службы и стороной. При совершении принудительных действий не должно возникать сомнений, что они назначаются беспристрастно. Поэтому обжаловать работу пристава можно при любой степени родственных отношений. Заинтересованность должностного лица в исходе дела может носить прямой или косвенный характер. В первом случае сам пристав получает выгоду в исходе производства. Во втором – его родственники, близкие люди.

В какой суд обращаться?

Направляйте бланк в арбитраж или общую юрисдикцию для рассмотрения просьбы. Если дело касается экономического спора, связано с юридическими лицами, заявление передается в Арбитражный суд. Это связано с реорганизацией, ликвидацией, слиянием предприятий. Официальная бумага передается по месту нахождения заявителя.

По общему правилу заявитель обращается в орган, выдающий исполнительный лист. Это суд первой инстанции. Подача заявления в апелляционные органы в этом случае не предусмотрена.

Подать бланк можно лично в канцелярию, в электронном виде, по почте. Возможна помощь законного представителя, для этого оформляется доверенность.

Действия пристава при замене взыскателя

Разъясним о права взыскателя. Получив соответствующее определение суда о правопреемстве или документы по переходу права требования, пристав должен вынести постановление, утверждаемое вышестоящим начальством.

Затем, новый взыскатель должен ознакомиться со всеми имеющимися на данный момент материалами исполнительного производства. Ведь привлечения к делу нового взыскателя не начинает весь процесс заново.

Поэтому важно быть в курсе всех документов, которые уже находятся в материалах исполнительного производства. Вполне возможно, что новый кредитор сможет предоставить приставу дополнительные сведения, которые упростят ему выполнение поставленной задачи.

Следует обратить внимание, что при замене взыскателя новый исполнительный лист получать не нужно. Процессуальное законодательство не делает на этот счет никаких указаний.

Замена сторон исключается, если суду не представлены доказательства заявленного факта

Уточним обстоятельства, когда суд отказывает в рассматриваемой просьбе.

Первой причиной такого решения становится отсутствие доказательной базы преемственности претендента.

Подобные постановления выносятся на основании убедительных свидетельств правоты заявителя.

Причем здесь юристы говорят еще об одном моменте – смена названия фирмы или фамилии гражданина не считается поводом для удовлетворения такого ходатайства.

Это решение объясняется сохранением состава сторон процесса. В подобных случаях уместно известить пристава об изменениях, направив тому выписку из реестра или копию свидетельства.

Вторая причина, по которой вероятен отказ – окончание периода предъявления исполнительного листа соответствующей службе. Этот период составляет 3 года со дня получения решения суда участником.

Тут судьи аргументируют решение репликой, что сторона спора не заменяется, если истекло время стадии процесса.

Однако тут не исключается шанс на восстановление указанного периода, если заинтересованное лицо представит уважительную причину просрочки. В этой ситуации уместна подача заявления о восстановлении сроков, о котором говорится в этом материале.

Убедительным же доказательством считается потеря бумаг приставом, получение листа после 24 месяцев с момента оглашения вердикта либо минимальный период просрочки.

Реорганизация организации

Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.

Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.

Читайте также:  Оформление европротокола в 2023 году

При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.

Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.

Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.

В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:

  • в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
  • в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
  • в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
  • в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:

  • при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
  • при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.

Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.

Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.

Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Порядок выполнения действий

Обращение в суд в подобных ситуациях объясняется запретом на изменение записей исполнительного листа или решения судьи. Здесь заинтересованная сторона обращается с заявлением в суд первой инстанции, который выносил вердикт по этому делу. Решение вступает в силу с момента оглашения. Однако в этой ситуации допускается подача апелляции на протяжении 30 дней.

Читайте также:  Где и как можно правильно снять и зафиксировать побои?

После получения на руки соответствующего определения, преемник посещает сотрудника исполнительной службы, ведущего контроль над взысканием средств. Теперь работник ФССП вправе вынести нужное постановление и направить копии изменений иным участникам процедуры.

Сроки извещения сторон в этом случае составляют сутки с момента подписания бумаг.

Особенности исполнения исполнительного документа об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком

Исполнительные документы, содержащие неимущественные требования из семейных отношений, являются самыми трудно исполнимыми на практике. Это связано с тем, что, во-первых, при принудительной реализации таких требований государство в лице судебного пристава-исполнителя вторгается в частноправовой институт семьи, который, прежде всего, регламентируется не правом, а нормами морали, нравственности, обычаями и, кроме того, основывается на принципе недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи (ст. 1 СК), а во-вторых, отношения из семейных правоотношений неразрывно связаны с личностью всех участников исполнения. Поэтому в случае, когда стороны исполнительного производства (в первую очередь должник) не желают исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе, реализовать его становится невозможно. Порядок реализации требований о воспитании детей должен проходить в спокойной обстановке, не допускающей применение психического и тем более физического насилия в отношении детей.

Требования, связанные с воспитанием детей, разрешаются судами общей юрисдикции в исковом производстве. Соответственно, исполнительными документами будут являться только исполнительные листы.

Общие черты исполнения административных наказаний неимущественного характера судебными приставами-исполнителями

В настоящее время ФССП России реализует не только требования о взыскании с должников денежных средств, истребования другого имущества либо о понуждении их к определенному поведению, но также выполняет особую функцию органа, исполняющего наказания, по процессуально-правовой роли аналогичного ФСИН. Однако такая цель в законодательстве, регламентирующем статус ФССП России, не отражена. Между тем исполнение наказаний (уголовных и административных) — это отдельный вид процессуальной деятельности, подчиняющийся особым правилам и базирующийся на отдельных правовых принципах.

В исполнительном производстве по исполнению административных наказаний центральным субъектом процессуальной деятельности, обязанным совершать определенные действия, является судебный пристав-исполнитель. Должник в данном случае — это лицо, отбывающее административное наказание. Он обязан претерпевать меры принуждения, предпринимаемые в отношении него, и подчиняться требованиям властного субъекта (пристава).

Исполнение административных наказаний основывается на ином составе принципов. Так, в действие вступает принцип обратной силы закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за совершенное правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП).

Применение уполномоченным должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП). Также процессуальная деятельность по исполнению административных наказаний должна строиться на принципах гуманизма (при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство — ч. 3 ст. 1.6 КоАП), дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, равенства лиц, отбывающих наказание, перед законом, соединения исполнения наказания с исправительным воздействием, стимулирования правопослушного поведения.

Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве

Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.

Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.

Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.

Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.

Процессуальное правопреемство в исполнительном производстве

Кредитора или должника допустимо сменить в обязательстве в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ. При рассмотрении арбитражного процесса участники судопроизводства имеют право подать заявление о процессуальном правопреемстве. Суд руководствуется положениями ГК РФ, АПК РФ, а также Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и выносит определение об отказе или удовлетворении заявления.

Переход долгов происходит, когда умирает должник, происходит реорганизация или уступка прав, выбывает одна из сторон исполнительного производства. В такой ситуации принято проводить процессуальное правопреемство.

Стороны заменяются судебным приставом при наличии следующих оснований:

  • есть судебный акт, определяющий необходимость в замене должника или кредитора его правопреемником;
  • присутствуют документы, устанавливающие право правопреемства, а также, подтверждающие реальность выбывания одной стороны в соответствии с бумагами, выданными должностным лицом или иным уполномоченным органом, в случае, если правопреемство допускается законом.

Пристав после этого выносит постановление. Оно отсылается обеим сторонам арбитражного производства и в суд.

Смерть должника в исполнительном производстве

Если умерший перед смертью имел подтвержденное документально право собственности на недвижимость, у него был счет в банке или он являлся владельцем автомобиля, взятого в кредит, приставом выясняется наличие наследников и их заявлений о вступлении в право наследования. Если таковых не нашлось, то удовлетворяются требования кредиторов из установленной собственности умершего, а оставшаяся невостребованная собственность поступает в доход государства.

Пристав может не ждать вступления в права собственности преемника ответчика и возобновить исполнение сразу после обнаружения заявления о принятии наследства. Подводными камнями в этом случае является наличие нескольких преемников и разделение обременения между ними. Законодательством Российской федерации защищается право гражданина на частную собственность.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...