Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в автомобиле в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:
M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т |
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т |
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т |
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т |
Требования к тахографам
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф и карта = контрольный прибор
Тахограф – это специальный прибор, который считывает, регистрирует и хранит основные параметры перемещения автотранспортного средства и рабочее время водителя. К наиболее важным параметрам, учитываемым тахографом, относятся:
- Время нахождения в режиме следования маршруту;
- Время простоя;
- Расстояние, пройденное транспортным средством за указанный промежуток времени;
- Скорость движения автомобиля.
Тахографы в обязательном порядке устанавливаются на автомобили, выполняющие коммерческие перевозки – не только грузовые, но и пассажирские.
На сегодняшний день разрешается использование только цифровых тахографов, зарегистрированных в перечне ФБУ Росавтотранс. Ранее допускалась эксплуатация аналоговых тахографов, но с 1 июля 2016 года такие устройства на территории РФ использовать нельзя. В то же время нужно отметить, что использование аналоговых тахографов допускается для ТС, участвующих в международных перевозках (в странах ЕС такие устройства разрешены и эксплуатируются до сих пор).
Для эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, у каждого водителя, имеющего права на управление этим транспортным средством, должен быть соответствующий документ – карта тахографа. Карта выдается на срок не более 3 лет и используется для таких целей:
- Идентификации лица, имеющего право на управление ТС, задействованным в сфере коммерческих перевозок.
- Сбор и хранение информации о режиме труда и отдыха водителя.
- Выгрузки данных о времени пребывания в дороге и других сведений движении транспортного средства, хранящихся в памяти устройства.
Зачем использовать личную карту тахографа?
Нормативы об обязательном оснащении автомобилей бортовыми тахографами принимались и внедрялись в первую очередь для снижения аварийности из-за переутомления водителей. Именно поэтому при вождении в гнезде прибора должна находиться личная карта того человека, который управляет автомобилем. Еще один уровень контроля — обязательная активация карты с помощью пин-кода, которая исключает непреднамеренное использования чужого цифрового ключа.
Это правило действует даже в том случае, если экипаж состоит из двух человек:
- Если они меняются в ходе смены, то перед ее началом обе карты нужно установить в соседние гнезда приборов и активировать.
- Если управление ведется поочередно, то карты также можно использовать по очереди.
- Просто поменяться местами без смены карты нельзя: если представитель проверяющей организации зафиксирует это, на виновника будет наложен штраф до 3 тыс. рублей.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Штрафы за отсутствие приборов и нарушение правил их работы
В законодательстве предусмотрена только одна статья, которая вводит штраф за отсутствие тахографа в 2021 году, — ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ. На момент подготовки статьи ее активно дорабатывали, поскольку нормы позволяют уходить от ответственности большинству нарушителей.
В частности, законодателей и экспертов не устраивает, что КоАП РФ не предусматривает штраф на организацию за отсутствие тахографа. Санкции за это введены только для должностного лица и водителя. Аналогичная ситуация и в отношении владельцев грузовых и пассажирских транспортных средств, зарегистрированных в качестве ИП.
Изменить ситуацию позволят поправки, которые вводят новые штрафы. С 01.11.2021 вступит в силу обновленная редакция ст. 11.23 КоАП РФ, где уточнят, какой штраф для ИП за отсутствие тахографа, и во сколько обойдется такое нарушение юридическим лицам.
Помимо размера санкций, законодатель уточняет состав правонарушений, в частности, чтобы было понятно, кому, за что и кто выписывает штрафы.
По новым правилам:
- водителей накажут, если они управляют транспортным средством без спецустройства либо нарушают правила его использования. То есть штраф за отсутствие ленты в тахографе, если ее не было изначально и работник знал об этом, водителю придется заплатить;
- должностных лиц и владельцев транспортных средств (ИП, юрлиц) накажут за выпуск на линию машины без прибора либо с нарушением требований к его использованию. Если взять тот же пример с лентой, контролирующие органы теперь смогут наказать и водителя, и его работодателя, поскольку в законе уже прописано, какой штраф за отсутствие бумаги в тахографе для ИП и юрлиц.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).
Перечень неисправностей, которые влекут наложение штрафа
Логика подсказывает, что можно избежать штрафа — но лишь до тех пор, пока инспектор не обнаружит нарушений. Поэтому компании, которые занимаются перевозками, даже в случае, если число водителей и транспортных средств небольшое, должны пристально следить за соблюдением всех норм и требований.
Неисправности можно разделить на три типа:
- Механические — когда дефекты явно заметны. Они могут быть следствием удара, падения или небрежного отношения.
- Электрические — перепады напряжения, отсутствие питания и другое.
- Нарушение работы программного обеспечения — когда тахометр установлен, работает, но при этом не выдает нужных результатов по причине неполадок программного характера.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
Перечень транспортных средств, которые должны быть оборудованы тахографом, регулируется Постановлением Правительства РФ № 998 от 3 декабря 2020 года. Кроме того, учитывайте приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 декабря 2020 года. Штраф за неустановку устройства на автомобили следующих категорий будет взиматься в 2022 году:
- M2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидений в дополнение к сиденью водителя. Максимальный вес автомобилей этой категории не превышает 5 тонн.
- M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие максимальную массу более 5 тонн. Автомобили этой категории также имеют более 8 сидений.
- N2 — Грузовые автомобили массой 3,5-12 тонн.
- N3 — грузовики массой более 12 тонн.
Физические и юридические лица обязаны установить тахограф в 2022 году. Таково требование в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона № 196 от 10 декабря 1995 года. Физические лица перечислены в п. 3 вышеуказанного положения. В нем говорится, что граждане, эксплуатирующие автобусы и грузовики массой более 3,5 тонн, обязаны соблюдать режим труда и отдыха и оборудовать транспортное средство тахографом.
Кроме того, физические лица перечислены в пункте 1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 440 от 28 октября 2020 года. Положения вышеупомянутых нормативных актов дают понимание того, когда необходимо оборудовать транспортное средство тахографом.
Анализируя вышеуказанные правила, можно сделать вывод, что физические лица должны оборудовать тахографами все транспортные средства категории С и автобусы категории D. Категория С, однако, является более обширной. Он распространяется на все грузовые автомобили с максимальной разрешенной массой более 3 500 кг, включая автомобили с КМУ (манипулятором). Автомобиль с КМУ (манипулятором) не имеет значения «большегрузное транспортное средство» в графе «тип транспортного средства» в свидетельстве о регистрации. Вместо этого указана фраза «кран-манипулятор». Это означает, что такой автомобиль не является грузовиком, хотя и относится к категории С, и гражданин не может быть оштрафован за отсутствие тахографа на манипуляторе. Установка тахографа обязательна, если юридическое лицо владеет транспортным средством с манипулятором.
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
Обязанность оснащения тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска транспортного средства к международным автомобильным перевозкам, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам
Обязанность по оснащению тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
транспортных средств, сведения о которых внесены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, эксплуатирующих эти транспортные средства, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, не будет обязано иметь карточку разрешения на перевозку. Вместо этого транспортное средство должно быть внесено в специальный реестр перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Напомним, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение введено для автобусов, осуществляющих международные перевозки.
Новые условия использования тахографов с 1 сентября 2021 года.
Вкратце:
Транспортные средства, допущенные к международным перевозкам с 1 января 2021 года, уже включены в реестр транспортных операторов, и для них больше ничего не нужно делать.
Если транспортное средство было допущено к международным перевозкам до 1 января 2021 года, рекомендую проверить, внесено ли оно в реестр Ространснадзора.
Внимание. Текущую версию реестра можно найти с помощью поиска на официальном сайте Ространснадзора.
На момент написания этой статьи (10 мая 2022 года) в реестре числится 187 150 автомобилей. И многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись содержит дату 19 февраля 2001 года).
Поэтому в любом случае я рекомендую проверить автомобиль на регистре. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф по-прежнему будет не обязателен.
Если транспортного средства нет в реестре, имеет смысл обратиться в Ространснадзор и объяснить, почему это так.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Если в 2022 году транспортное средство будет обязано быть оборудовано тахографом, а у человека его не окажется, водитель будет оштрафован в первую очередь. Штраф составит от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 11.23. КоАП РФ). Исключением является случай, когда устройство повреждено после выпуска автомобиля на линию.
Лица, ответственные за выпуск автомобиля без тахографа, могут быть привлечены к ответственности. Размер штрафов в 2022 году составит:
- 7000-10000 рублей для официальных лиц;
- 15 000-25 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
- 20 000-50000 рублей для юридических лиц.
Если установлен тахограф, то осуществляется строгий контроль режимов труда и отдыха. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму риск несчастных случаев. Например, максимально допустимое время вождения составляет 10 часов в день. Перерыв следует делать каждые 5 часов. Это должно быть не менее 45 минут. Если эти правила не соблюдаются, водитель будет оштрафован на 1 500-2 000 рублей за тахограф.
Должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели также могут быть привлечены к ответственности. Это возникает, если будет установлено, что нарушение было вызвано тем, что компания установила требования к вождению, которые нарушают закон. Соответственно, штраф за тахограф в 2022 году составит:
- 7000-10000 рублей для официальных лиц;
- 15 000-25 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
- 20 000-50000 рублей для юридических лиц.
Штраф за неисправный тахограф
Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.
При этом если пломбы не повреждены, ему следует по прибытии в гараж доложить руководству о возникновении поломки, а если он и является автовладельцем, то предпринять меры, направленные на устранение неисправности
Здесь важно учесть, что правом проводить ремонтные работы тахографического оборудования обладают уполномоченные организации, имеющие допуск к осуществлению таких работ
В противном случае сотрудник ДПС вправе считать, что поломка произошла до выезда на маршрут, и тогда, в соответствии со ст. 12.05, п. 01, придётся уплатить штраф за неработающий тахограф в размере 500 рублей. Если на этот счет у сотрудника Госавтоинспекции возникли сомнения, он может ограничиться предупреждением, с требованием устранить неисправность по прибытии в гараж.
До 26 июля 2020г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:
- Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
- ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
- Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
- Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
- Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
- Автомобили, используемые в военных целях.
- Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.