Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлива 2023 Минтранс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Условие | Коэффициент % |
---|---|
Работа в зимнее время года | до 5-20 |
Работа в горной местности | до 5-20 |
Работа за городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
Работа в городской среде | до 5-35 |
Работа с частыми остановками | до 10 |
Работа на пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
При работе в карьерах | до 20-40 |
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Выбор экономичного автомобиля • Нормативное регулирование
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса. Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете В новом отечественном стандарте ГОСТ Р 52368-2005 как и в EN 590 предусмотрена выработка шести сортов дизельного топлива для умеренного климата и пяти классов — для холодного и арктического климата вместо трёх сортов летнего, зимнего и арктического топлива в устаревшем ГОСТ 305-82 для экологических классов Евро-2 и ниже. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега в зависимости от вида используемого топлива бензин — до 2 л; дизельное топливо — до 1,3 л; снг — до 2,64 л; спг — до 2 м 3 ; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 м 3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива. |
Автоперевозчик 2008 №12(99) Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем бензине, газе, солярке для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж. К грузовому грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. |
Иные виды надбавок к базовым значениям
Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:
- работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
- работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
- работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
- работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
- работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
- обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.
Правила учета ГСМ, полученного при покупке автомобиля
При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет — имеются варианты:
- когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
- если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Базовая норма зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения;
- транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза:
- в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
- в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа автотранспортного средства;
- автобуса, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, при этом учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5).
Новыми Нормами введено в действие еще одно понятие — «эксплуатационная норма». Эта норма устанавливается по месту эксплуатации автотранспортных средств на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в нормах.
Установленные единицы измерения представим в виде таблицы:
Вид автомобиля |
Норма расхода топлив на 100 км пробега |
Бензиновые |
В литрах бензина или дизельного топлива |
Автомобили, |
В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л |
Автомобили, |
В нормальных метрах кубических сжатого природного газа |
Газодизельные |
Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м |
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля.
Зимние надбавки к нормам
Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.
Регионы России |
Количество |
Срок |
Предельная |
Центральный федеральный округ |
|||
Москва |
5 |
1 ноября - |
10 |
Белгородская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Брянская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Владимирская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Воронежская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ивановская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калужская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Костромская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Курская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Липецкая обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Московская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Орловская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Рязанская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Смоленская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тамбовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тверская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тульская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ярославская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Санкт-Петербург |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Карелия |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Коми |
6 |
1 ноября - |
15 |
г. Воркута с прилегающим |
6,5 |
15 октября - |
15 |
Архангельская обл. (без Ненецкого |
6 |
1 ноября - |
15 |
Вологодская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калининградская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Ленинградская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Мурманская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новгородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Псковская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ненецкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Дагестан |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Ингушетия |
3 |
1 декабря - |
5 |
Чеченская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Калмыкия |
5 |
15 октября - |
10 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3 |
1 декабря - |
5 |
Краснодарский край |
3 |
1 декабря - |
5 |
Ставропольский край |
3,5 |
1 декабря - |
5 |
Астраханская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Волгоградская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Ростовская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Республика Башкортостан |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Марий Эл |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Мордовия |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Татарстан |
5 |
1 ноября - |
10 |
Удмуртская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Чувашская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Кировская обл. |
5,5 |
15 октября - |
12 |
Нижегородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Оренбургская обл. |
6 |
15 октября - |
15 |
Пензенская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Самарская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Саратовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ульяновская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Свердловская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Челябинская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Республика Бурятия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Республика Тыва |
5 |
1 ноября - |
18 |
Республика Хакасия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Алтайский край |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Красноярский край (без Таймырского |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Кемеровская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новосибирская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Омская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Томская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Читинская обл. (без Агинского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Таймырский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный |
6 |
1 ноября - |
18 |
Эвенкийский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Агинский Бурятский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
18 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Республика Саха (Якутия) |
7 |
15 октября - |
20 |
Приморский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Хабаровский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Охотский район |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Амурская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Камчатская обл. (без Корякского |
6 |
1 ноября - |
15 |
Магаданская обл. |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сахалинская обл. - южная часть |
5 |
15 ноября - |
12 |
Сахалинская обл. - северная часть |
6 |
1 ноября - |
15 |
Еврейская автономная обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Корякский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
15 |
Чукотский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
20 |
Острова Северного Ледовитого океана |
7 |
1 ноября - |
20 |
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Обязательно ли утверждать нормы расхода ГСМ
Все очень просто – нормы расхода ГСМ можно установить внутренним приказом по организации. В нем необходимо учесть специфические особенности эксплуатации автотранспортного средства и утвердить более высокие или более низкие значения для списания топлива по сравнению с рекомендуемыми от Минтранса.
В то же время издание приказа (или другого локального нормативного акта) остается на усмотрение экономических субъектов. Можно обойтись и без него. Связано это с тем, что налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ и их можно списывать по факту. Это подтвердил и Минфин в своих последних разъяснениях, см., например, письмо от 26.09.2019 № 03-03-07/74189.
Но нужно помнить, что утвержденные предприятием нормы способны помочь в конфликтах с налоговиками, если те решат, что затраты на топливо слишком велики. Суды в спорных ситуациях часто встают на сторону компаний при наличии подписанного приказа, которым подтверждается экономическая обоснованность расходов – а это значимое условие для отражения их в налоговом учете.
Кроме того, нормирование расходов поможет предотвратить нецелевое использование или хищение ГСМ. При наличии норм, полученных опытным путем, легче просчитать рентабельность автотранспортной техники.
Все указанные факторы склоняют к тому, чтобы утвердить нормы расходы для списания ГСМ внутренним распорядительным документом.
Новые нормы расхода топлива ГСМ на 2021 год: приказ Минтранса
Если у компании есть транспорт, который исполняет свою непосредственную функцию, то его нужно обеспечивать топливом. Расходы на него в обязательном порядке отражаются в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Нормативы потребления топлива, установленные для конкретных видов транспорта, позволяют правильно учитывать затраты, списывать эти расходы в установленном порядке, контролировать перерасход, выявлять недостачи.
Сегодня необходимо учитывать, что изменились нормы расхода топлива на 2021 год (источник —Минтранс РФ). Последняя редакция в виде таблицы представлена ниже. Эти данные стоит применять и иметь в виду, не дожидаясь вопросов от сотрудников ФНС.
Основной документ, регулирующий данную сферу, — распоряжение Минтранса России от 06.04.2018 № НА-51-р. Хотя оно датировано прошлым годом, его нормы актуальны и в текущем. Новшеством этого распоряжения по сравнению с прошедшим периодом стало включение новых моделей российских легковушек, а также автобусов, грузовых ТС, фургонов. Если раньше юридические лица могли самостоятельно рассчитывать нормативы по топливу на транспортные средства, не названные в рекомендациях, то теперь распоряжение расширило сферу своего контроля. Узнаем, каким образом Минтранс изменил нормы расхода ГСМ на 2021 год.
Таблица (последняя редакция) для наиболее популярных марок отечественных ТС
МОДЕЛЬ ТС | НОРМАТИВ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГОРЮЧЕГО (л/100 км) |
ВАЗ-11186 (Лада Гранта 219010 1.6) | 8,2 |
ВАЗ-21127 (Лада Гранта 219170 1.6) | 8,1 |
ВАЗ-21116 (Лада Приора 217020 1.6) | 8,0 |
ВАЗ-11186 (Лада Калина 219410 1.6) | 8,6 |
RSOY5L (Лада Ларгус 1.6) | 10,7 |
ВАЗ-21129 (Лада Веста 1.6) | 8,5 |
ВАЗ-21129 (Лада XRay 1.6) | 8,6 |
Renault H4M (Лада XRay 1.6) | 8,2 |
ЗМЗ-40905 (УАЗ-3163-10 Патриот) | 13,8 |
Полную версию распоряжения № НА-51-р можно скачать здесь.
Когда издается такое распоряжение
Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно рассчитать расход ГСМ.
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.
Важность ведения учета и списания топлива
Основная статья расходов автопарка — топливо. И грамотный, продуманный учет ГСМ в транспортной организации — приоритетная задача. Продуманная учетная политика, параллельно с непрекращающимся анализом расхода ГСМ по факту, помогут снизить потери топлива и уменьшить издержки на его покупку в среднем на 10–50%.
Разумеется, налоговый, бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов имеет массу тонкостей и охватить все детали этого процесса в одном материале невозможно. Поэтому сосредоточимся на самом важном и разберемся, как организовать учет топлива и горюче-смазочных материалов таким образом, чтобы он был предельно точным и простым для владельца автопарка.
Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.
Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2021 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.
Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.