Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 14. Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в рф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество организаций (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Комментарий к ст. 307 НК РФ
Прибыль иностранной организации на территории РФ может облагаться налогом на прибыль организаций в РФ только в том случае, если ее деятельность подпадает под определение «постоянное представительство».
Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений статьи 306 НК РФ.
Статья 307 НК РФ устанавливает особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. При этом к отношениям, не оговоренным в этой статье, применяются общеустановленные нормы главы 25 НК РФ.
Как разъяснено в пункте 3.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации), к доходам иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, указанные в статье 250 НК РФ.
Все доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком — иностранной организацией покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В целях взимания налога на прибыль доход иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, определяется исходя из всех поступлений, если такие поступления связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, относящиеся к этому постоянному представительству, независимо от того, выражены они в денежной или натуральной формах. При этом не имеет значения, через какие счета иностранной организации (в России или за рубежом) производятся расчеты, связанные с осуществлением деятельности иностранной организации через ее постоянное представительство в Российской Федерации.
Доходы, относящиеся к постоянному представительству, полученные не в денежной, а в натуральной форме (в виде передачи имущества, товаров, оказания встречных услуг и т.п.), определяются исходя из рыночных цен на соответствующее имущество, товары и услуги в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ.
Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций в расчете показателя выручки за квартал необходимо учитывать поступления от всех хозяйственных операций, совершенных отделением иностранной организации в указанный период, в том числе доходы, облагаемые по различным ставкам, и доходы, освобождаемые от налогообложения по установленным НК РФ основаниям, а также включая случай, предусмотренный пунктом 3 статьи 307 НК РФ, когда налоговая база по непредусмотренному вознаграждению определяется условным способом (20 процентов от суммы расходов, связанных с соответствующей деятельностью).
В том случае, если исчисленная с учетом вышеизложенного выручка от реализации не превышает за предыдущие четыре квартала одного миллиона рублей за каждый квартал без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, постоянное представительство иностранной организации вправе применять кассовый метод определения доходов и расходов.
Как установлено пунктом 6.1 Методических рекомендаций, прибыль иностранной организации от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, исчисленными в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Таким образом, статья 307 НК РФ, определяющая особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, предусматривает единственный метод исчисления подлежащей налогообложению прибыли отделения иностранной организации — это так называемый прямой метод. Возможности применения после 1 января 2002 г. ранее существовавших в актах законодательства о налогах и сборах, действовавших до введения в действие главы 25 НК РФ, условных методов расчета прибыли отделения иностранной организации от деятельности в Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства, на основе полученных доходов или понесенных расходов НК РФ не предусматривает.
Исключение составляет случай, когда иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства. Если в отношении такой деятельности в пользу третьих лиц не предусмотрено получение вознаграждения, то в соответствии с пунктом 3 статьи 307 НК РФ налоговая база определяется в размере 20 процентов от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.
Пунктом 7.1 Методических рекомендаций установлено, что налог на прибыль исчисляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, самостоятельно. В соответствии с пунктом 4 статьи 307 НК РФ при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которое приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению. Таким образом, консолидация расчетов налоговой базы и суммы налога по разным отделениям иностранной организации не допускается.
Покупая у нерезидентов, внимательно считайте НДС!
Если есть предложение, будет и спрос. Имущество, продаваемое иностранными представительствами, покупают российские предприниматели и компании. Являются ли они при этом налоговыми агентами, обязаны ли исчислять и уплачивать НДС? А как быть с налогом на прибыль при перечислении денег (выплате доходов) нерезиденту?
Сначала разберемся с НДС. Обязанность российского покупателя платить налог при приобретении недвижимости у нерезидента возникает в случае, если местом реализации является Россия (НК РФ ст. 147). Итак, имущество находится в РФ. Должна ли бухгалтерия компании-покупателя сразу считать и платить НДС? Нет, не должна. Вопрос об уплате налога решается с учетом того, стоит ли продавец на налоговом учете в России.
Если представительство, продающее имущество, имеет ИНН, определение налоговой базы по НДС, исчисление, уплата налога – его заботы. Если продавец на налоговом учете в РФ не стоит, соответствующие функции придется выполнять покупателю, который выступает налоговым агентом. Позиция ФНС, Минфина на этот счет совпадает. И судебная практика показывает, что за тех, кто стоит на налоговом учете в РФ, покупатели имущества НДС платить не обязаны (Определение КС РФ №2518-О от 24.11.2016).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения по налогу на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, согласно п. 2 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, учет которого ведется в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Так, согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Порядок ведения бухгалтерского учета объектов основных средств регулируется следующими документами:
- Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — Приказ N 94н);
- Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (далее — Приказ N 26н);
- Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее — Приказ N 91н).
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Остаточная стоимость ОС определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации.
Начисление амортизации по объектам ОС производится в порядке, установленном соответствующими положениями Приказов N 26н и N 91н.
Как иностранным представительствам платить «зарплатные» налоги?
В части «зарплатных» налогов у представительства нет никаких особенностей представления расчетов и уплаты. Также, как и российские компании, иностранные представительства должны перечислять НДФЛ при выплате заработной платы и иного вознаграждения своим работникам (п.1 ст.226 НК РФ).
Начисленная заработная плата является объектом обложения страховыми взносами и представительства должны в те же сроки, что и российские компании, отчитаться и оплатить взносы (ст.419, 420 НК РФ).
Например, турецкая головная компания направляет в свое представительство в России турецких граждан для работы. В этой ситуации представительство турецкой компании в России должно уплачивать страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, занятым в представительстве гражданам Турции (Письмо Минфина РФ от 29.12.2018 г. №03-15-06/96582).
Не избавлены представительства и от сдачи отчетности в ПФР, в т.ч. и от форм СЗВ–М, СЗВ–ТД.
Определение статуса постоянного представительства
В Российской Федерации прибыль иностранной компании облагается налогом лишь в случае, если прибыль получена в результате деятельности компании через постоянное представительство, и только в части, которая непосредственно относится к постоянному представительству. Вплоть до момента, пока у иностранного лица не появилось постоянного представительства, это лицо не может рассматриваться как участвующее в экономической жизни страны в той мере, чтобы подпадать под ее неограниченную налоговую юрисдикцию1.
Квалификация деятельности иностранной компании в качестве образующей или не образующей постоянное представительство определяется:
- позицией Минфина России как компетентного органа по разъяснению положений соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе по вопросам образования постоянного представительства;
- позицией контролирующих налоговых органов;
- позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, обеспечивающего единообразие судебной практики, а также федеральных арбитражных судов округов, пересматривающих вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций и формирующих судебную практику2.
Под постоянным представительством иностранной компании понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России, связанную с:
- использованием недр и/или других природных ресурсов;
- проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования;
- продажей товаров с расположенных на российской территории складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет три основных признака постоянного представительства (ст. 306 НК РФ):
- наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории Российской Федерации;
- осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;
- осуществление такой деятельности на регулярной основе.
В российском законодательстве определение понятия «место деятельности компании» отсутствует. Модельная конвенция ОЭСР3 под местом деятельности компании («placeofbusiness») подразумевает любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса. Причем не имеет значения, принадлежат ли они компании или арендуются. Это может быть также любое пространство, без помещения: представитель иностранной компании проводит встречи, заключает контракты, оговаривает существенные условия, и это все само по себе уже создает место деятельности. Кроме того, место деятельности может находиться на другом предприятии, где иностранная компания имеет постоянно в своем распоряжении некоторые помещения. Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в другой стране.
В качестве примера в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР приводится следующая ситуация. Иностранная компания командирует своего сотрудника в другую страну в фирму-контрагента. Сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует выполнение им своих обязательств, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов. Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у компании есть «постоянное место деятельности» в другой стране.
Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Третий признак постоянного представительства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации – осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе. Это означает следующее: если компания осуществляет или намеревается осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней непрерывно или по совокупности в году, то это предполагает, что она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности4.
Таким образом, деятельность иностранной компании приводит к образованию постоянного представительства при одновременном наличии указанных признаков.
Иностранная компания будет рассматриваться как имеющая постоянное представительство, если она:
- проводит поставки через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации;
- действует на территории Российской Федерации от ее имени;
- имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов и согласование существенных условий (цена контракта и условия поставки), создавая правовые последствия для иностранной организации (зависимый агент) (п. 9 ст. 306 НК РФ).
Коммерческая деятельность иностранной компании без образования постоянного представительства
В Налоговом кодексе Российской Федерации прописан ряд случаев, когда при ведении деятельности иностранной компанией в России постоянного представительства не образуется:
- владение ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом при отсутствии прочих необходимых признаков постоянного представительства (п. 5 ст. 306 НК РФ);
- заключение договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, полностью или частично осуществляемую в Российской Федерации (п. 6 ст. 306 НК РФ);
- предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории России в другой организации при отсутствии прочих признаков постоянного представительства (п. 7 ст. 306 НК РФ);
- осуществление операций по ввозу в нашу страну или вывозу из нее товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии других признаков постоянного представительства (п. 8 ст. 306 НК РФ).
Особенности налогового учета представительств иностранных организаций
Специально для Клерк.Ру
В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).
Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:
- осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
- получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),
регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.
При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.
Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».
Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):
- выполняемых в РФ функций,
- используемых активов,
- принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:
- филиал,
- представительство,
- отделение,
- бюро,
- контора,
- агентство,
- любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),
через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).
Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:
- если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
- если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Как видно, при наличии статуса постоянного представительства, деятельность иностранного подразделения подлежит налогообложению по российским нормам в полном объеме. За некоторыми исключениями, к примеру — отсутствие обязанности уплачивать ввозной НДС при получении товаров от головной организации.
Но что же еще выигрывает компания от открытия филиала? Филиал – это нерезидент с точки зрения валютного законодательства. Он может осуществлять расчёты и получать выручку на территории России как в валюте, так и в рублях. Также возможны облегченные переводы между головной организацией и филиалом без валютного контроля.
Открытие представительства – это ответственный шаг, который ведет к расширению бизнеса. Чтобы всё прошло без проблем, Вам следует знать, какие сюрпризы могут Вас поджидать в новой стране.
Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.
В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).
В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).
Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.
На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.
Особенности регистрации филиалов и представительств юридических лиц
Особенности регистрации филиалов и представительств юридических лиц
Представительства и филиалы юридического лица (ЮЛ)
1. Филиалы и представительства ЮЛ характеризуются рядом следующих признаков:
- 1) это обособленные подразделения юридического лица;
- 2) они располагаются вне места нахождения юридического лица;
- 3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
- 4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения;
- 5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности;
- 6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
2. Филиалы и представительства ЮЛ отличаются функциями.
Представительство ЮЛ представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски в суд, осуществляет поиск и устанавливает контакты с потенциальными покупателями, реализует продукцию, занимается рекламой и пр.).
Энциклопедия решений. Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ
Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ
Плательщиками налога на имущество являются как российские юридические лица, так и иностранные организации. Причем для иностранных организаций установлены особенности в определении элементов налогообложения, зависящие от наличия постоянного представительства иностранной организации в России. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 2 ст. 373 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение (п. 3 ст. 306 НК РФ).
Деятельностью иностранной организации на территории РФ в целях НК РФ также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.
Какое имущество подлежит налогообложению у иностранных организаций
Состав имущества, которое признается объектом налогообложения у иностранной организации, зависит от того, есть ли у такой организации постоянное представительство в России.
Если у иностранной организации есть в России постоянное представительство, объектом налогообложения для нее является такое же имущество, что и у российских организаций. Это следует из положений пункта 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на имущество?
Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (ст. 7 НК РФ). Например, согласно статье 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства. А нормами соглашения об избежании двойного налогообложения предусмотрено обратное. В этом случае действует международный договор (п. 2 ст. 373 НК РФ). Плательщиком налога на имущество такая организация может быть признана в единственном случае: если на территории России она имеет собственную недвижимость.
Статус организации, имеющей в России постоянное представительство, иностранная компания получает после постановки на налоговый учет по месту ведения предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 306 НК РФ).
Пример признания иностранной организации плательщиком налога на имущество
Итальянская компания заключила контракт на проведение ремонта здания на территории России. По условиям контракта срок ремонта объекта – восемь месяцев.
Место проведения работ по ремонту образует постоянное представительство итальянской организации на территории России (п. 2 ст. 306, подп. 1 п. 1 ст. 308 НК РФ). Однако в международном договоре сказано, что деятельность компании на строительной площадке приводит к образованию постоянного представительства, только если она продолжается свыше 12 месяцев (подп. «g» п. 2 ст. 5 Конвенции от 9 апреля 1996 г.).
Таким образом, деятельность иностранной организации в России в течение восьми месяцев не приведет к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения.
У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагается недвижимое имущество, которое находится на территории России и принадлежит им на праве собственности. В том числе объекты недвижимости, сданные в аренду российским организациям. Единственное исключение – недвижимость, полученная по концессионному соглашению . Такое имущество облагается налогом у иностранной организации- концессионера , хотя право собственности ей не принадлежит. Это следует из положений пункта 3 статьи 374 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 2 октября 2013 г. № БС-4-11/17698.
Комментарий к Ст. 386 Налогового кодекса
По общему правилу место уплаты налога на имущество организаций и место представления отчетности по данному налогу совпадают. Налог в отношении имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, необходимо уплачивать по месту нахождения организации.
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
С 1 января 2015 г. статья 386 НК РФ была дополнена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» пунктами 4, 5, также в пункт 3 был введен новый абзац. Согласно изменениям иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 374 НК РФ, в определенном случае одновременно с представлением налоговой декларации подают сведения о своих участниках, актуальные по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая данные о порядке косвенного участия (при его наличии) физических лиц или публичных компаний. Аналогичным образом направляют сведения об учредителях иностранные структуры без образования юридического лица.
Официальная позиция.
ФНС России в письме от 23.01.2015 N БС-4-11/835 указала, что первым налоговым периодом исполнения предусмотренной пунктом 3 статьи 386 НК РФ обязанности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, по представлению одновременно с налоговой декларацией сведений об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) будет налоговый период 2015 года.
ФНС России пришла к выводу, что указанные сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год по состоянию на 31 декабря налогового периода 2015 года.
Дополнительно сообщила, что разработка формы сведений, представление которых предусмотрено пунктом 3 статьи 386 НК РФ, относится к компетенции ФНС России.
Внимание.
ФНС России рассмотрела в письме от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@ вопрос корректного отражения КПП в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций.
Налоговая служба, основываясь на статье 386 НК РФ, указала, что в соответствии с пунктом 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) (далее — Порядок) в титульном листе (лист 01) при заполнении титульного листа указываются КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.
Таким образом, в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения организации, необходимо указать КПП, который присвоен организации в налоговом органе по месту нахождения организации, т.е. КПП, указанный в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, должен указываться в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации.
КПП по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, — на основании соответствующего уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Важно.
Письмом от 29.04.2014 N БС-4-11/8482@ ФНС России разъяснила порядок применения отдельных положений статьи 386 НК РФ в части представления налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) и Порядков заполнения налоговой декларации по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, в случае наличия у организации подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Так, с 1 января 2014 г. налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 г. соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае представления налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за первый квартал 2014 года без учета указанных разъяснений ФНС России, налоговым органам следует уведомить таких налогоплательщиков о необходимости представления уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам за первый квартал 2014 года.
Если указанными налогоплательщиками первичные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2014 года в отношении указанных объектов недвижимого имущества:
— были представлены в налоговые органы не по местонахождению указанных объектов недвижимого имущества (представлены в порядке, установленном статьей 386 Кодекса, с учетом разъяснений Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@) или представлены крупнейшими налогоплательщиками в порядке, установленном статьей 386 НК РФ, с реквизитами (КПП и код налогового органа), отличными от реквизитов по местонахождению указанных объектов;
— в установленный статьей 386 НК РФ срок;
— суммы авансовых платежей уплачены без нарушения сроков, установленных законами субъектов Российской Федерации, то начисленные пени подлежат сторнированию в КРСБ и с учетом положений пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ к организации не применяются предусмотренные меры по взысканию пеней и штрафов за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.
При этом течение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным в отношении указанных объектов недвижимого имущества уточненным налоговым расчетам по авансовым платежам начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных расчетов (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).
Внимание.
Как разъяснено в письме ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539, в соответствии со статьями 386, 398 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, в том числе по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и ее обособленных подразделений, налоговую декларацию по налогам (налоговые расчеты по авансовым платежам).
При этом на основании статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (авансового расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме.
Особенности налогового учета ИК
В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.
Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.
Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:
- использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
- организация помещений для формирования товарных запасов;
- организация помещений в целях закупки товаров;
- обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.
Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.
Системы налогообложения для иностранных предприятий
От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:
Вид налогаДля филиала Для совместного предприятия
Налог с доходов (активных) | 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) | Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%. |
Налог с доходов (использование имущества) | Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. | 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Налог с доходов в виде дивидендов | 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% | 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент. |
Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.
Кроме общих случаев, есть множество особых. Так при ведении деятельности на территории особых зон налог с доходов нерезидентов-юрлиц может снижаться до 12,5%.