Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательно определено понятие недвижимых вещей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Непосредственно ст. 132 ГК РФ в судебных постановлениях и определениях высших судов упоминается довольно редко, и в основном в связи с необходимостью подчеркнуть, что сделки, в которых предприятия являются предметами, подлежат государственной регистрации. Особенный состав содержало дело № ГКПИ08-548, которое рассматривалось 31 марта 2008 года по заявлению гражданина Головушкина М. Ю. о признании недействующим пункта 3 Инструкции о порядке госрегистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 6.08.2001 года № 233.
Классификация форм собственности хозяйствующих субъектов закреплена постановлением Госкомстата №97 от 30/03/99 г. Классификатор ОК 027-99 применяется с 01/01/2000 г.
ОКФС предназначается для:
- формирования базы данных реестров, кадастров, в которых содержатся данные о субъектах гражданского права;
- анализа данных статистики, налогового учета, других экономико-управленческих сфер, затрагивающих распоряжение имуществом;
- создания условий для совместимости баз данных, возможности автоматизированной обработки технической, экономической и социальной информации;
- упрощения аналитической работы в экономико-имущественной сфере, прогнозирования социально-экономических явлений, создания рекомендаций по регулированию процессов в ней.
Классификатор в своей основе опирается на нормы ГК РФ и Конституцию – в них закреплены формы собственности РФ. В ОКФС, кроме того, учтены положения федеральных законов, касающихся отдельных форм собственности в России (ФЗ №3085-1 от 19/06/92 г. «О потребкооперации», ФЗ №7 от 12/01/96 г. «О НКО», ФЗ №135 от 11/08/95 г. и пр.).
Форма собственности, а иначе — имущественные отношения, в результате которых имущество закрепляется как собственное за определенным собственником на законодательном уровне, подлежит кодировке в ОКФС по определенному алгоритму.
Классификатор учитывает, что собственниками могут являться не только юридические, но и частные лица, Федерация в целом и ее субъекты, и то обстоятельство, что собственность может являться:
- частной;
- государственной;
- муниципальной.
Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.
Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.
Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.
В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.
Принцип раздельности имущества РФ
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Окунёмся в действительность
А имеем мы по состоянию на конец 2022 года предостаточно. Вот уж точно все смешалось в доме Облонских… Тут вам и не отзвучавшее еще эхо пандемии с ее изоляциями, удаленками и падением уровня доходов населения; СВО; бешеные скачки ключевой, и, как следствие, ипотечной ставки; падение доллара; мобилизация; прогнозируемое завершение льготных ипотечных программ. Кажется, вся худо-бедно выстроенная экономическая система рухнула, и совершенно непонятно, с чего начинать восстановление. В первую очередь обнажились слабые места – зависимость от западного кредитного финансирования и материально-технического обеспечения, которое у нас также заграничное – тут и строительные материалы/технологии, техника и еще много чего, что напрямую повлияло на удорожание себестоимости строительства.
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Понятие и особенности федеральной собственности
В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.
Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.
Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.
Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.
В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.
Свидетельство содержит следующую информацию:
- номер и серия документа,
- если копия: отметка о дубликате,
- сведения о владельце квартиры,
- данные о жилье: адрес, площадь и номер,
- кадастровый номер недвижимости,
- наименование правоустанавливающего документа.
Подобного свидетельства может не быть у граждан, которые приобретали жилье до 2000 года. В это время их не выдавали, однако у владельцев могут иметься другие документы, подтверждающие право владения.
Перечень прочих документов:
- договор передачи жилья в личное имущество,
- соглашение о купле-продаже,
- свидетельство о правах на наследство,
- договор дарения,
- соглашение ренты,
- договор долевого участия.
Документом о подтверждении права может считаться и брачный договор, который вступает в силу во время раздела имущества. Для получения права на имущество необходимо дождаться решения суда.
Структура организационно-правовых форм, предусмотренная ГК РФ
В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:
* индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;
* предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Следовательно, индивидуальное предпринимательство — это такой вид предпринимательской деятельности, которая организуется и реализуется отдельным гражданином (физическим лицом). К данному виду предпринимательства применимы все правила и требования ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц. Это касается как использования предоставляемых правовым статусом прав и гарантий (например, право индивидуального предпринимателя использовать наемную рабочую силу), так и безусловного выполнения всех обязанностей в полной мере (например, имущественная ответственность индивидуального предпринимателя, в случае его банкротства, перед кредиторами).
Отражение статей о собственности в постановлениях и определениях высших судов РФ
Статьи ГК РФ, имеющие отношение к праву собственности, упоминаются в большей части постановлений Пленума ВС РФ и других высших судов. К этой обширной теме в первую очередь имеет отношение Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В нём собраны основные аспекты определений ВС и ФАС по различным типам спорам, которые имеют отношение к собственности.
Определения, связанные с применением статей ГК из раздела II, при рассмотрении частных исков отличаются очень большим многообразием.
Ст. 209 ГК РФ, начинающая этот раздел, упоминалась при рассмотрении дела № 84-АПГ16-3, определение коллегии ВС по которому было вынесено 20 июля 2016 года. Его суть сводится к тому, что гражданин приобрел земельный участок, которым ему не разрешают пользоваться полноценно. Он усмотрел в этом нарушение своих прав и подал иск, указывая в нём на принцип, изложенный в п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ. Причиной является нахождение рядом с его земельным участком руин средневекового монастыря, которые признаны памятником истории и архитектуры.
Несмотря на то, что эта статья закрепляет за собственниками право использовать имущество так, как ему угодно, не нужно забывать об оговорке п. 3, которая ограничивает возможность использования земли в рамках, установленных законом. Поскольку памятники истории и архитектуры, а так же прилегающие к ним земли, законом и охраняются, постановления судов всех инстанций были не в пользу собственника, разрешение на строительство подъездных путей он не получил. Определение ВС оставило эти решения без изменений.
Юридические признаки АО
Работа таких предприятий регулируется двумя документами:
- Гражданский кодекс РФ (статья 96-104);
- ФЗ от 26.12.1995г. №208.
В теории и на практике мы выделяем следующее признаки АО:
- Имеет в собственности или управлении отдельное имущество или ликвидный капитал, который можно быстро продать.
- Имеет юридический адрес, индивидуальный номер налогового учета, расчетный счет и другие официальные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
- Уставным фондом и включенным в него имуществом в собственности несет полную материальную ответственность за свои действия. Однако акционер не несет ответственность по долгам АО.
- Все участники связаны единой целью, задачами и способами их решения. Через иерархическую структуру предприятие подчинено правилам организационного единства. Вступление в компанию через покупку ее ценных бумаг подтверждает согласие нового участника действовать согласно установленным целям.
Виды частной собственности
Частная собственность может выступать в следующих основных формах:
- Единичная собственность — характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;
- Партнерская собственность — она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
- По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
- Корпоративная собственность — базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).
Право государственной и муниципальной (публичной) собственности
В действующем законодательстве отсутствует общее понятие «публичной собственности». Статьи 214 и 215 ГК РФ используют понятия «государственной» и «муниципальной» собственности. В юридической литературе их принято называть публичной собственностью.
Основными особенностями публичной собственности является наличие у ее субъектов властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, имущество которой составляет федеральную собственность, а также субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, имущество которых составляет собственность соответствующего субъекта Российской Федерации.
Субъектами права муниципальной собственности, согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ, являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Определение муниципального образования содержится в ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно указанной статье, к муниципальным образованиям, помимо городских или сельских поселений, относятся также: муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Следует отметить, что в юридической литературе обсуждается вопрос о выделении еще одного публичного собственника – «народа Российской Федерации». Некоторые авторы высказывают предложения о законодательном обособлении категории «национальное (народное) достояние» как особом правовом режиме некоторых видов недвижимости (прежде всего, природных ресурсов) в рамках публичной (государственной) собственности. Объекты национального достояния, по их мнению, должны лишь охраняться государством, без права изменять их правовой режим. Наделение особым правовым статусом объектов национального достояния подразумевало невозможность их приватизации.
Однако Е. А. Суханов указывает, что гражданское право не может признавать правосубъектность народа (нации) в целом.
По его мнению, предполагаемое гражданско-правовое оформление объектов национального достояния сводится к ограничению их оборотоспособности и в действительности лишь демагогически маскирует режим исключительной государственной собственности.
От имени публичных образований права собственника осуществляют соответственно органы государственной власти или местного самоуправления в рамках своей компетенции (см.: п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 и ст. 125 ГК РФ). При этом «стороной конкретных правоотношений собственности юридически является именно государство или иное публично-правовое образование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества)».
Как указывалось ранее, публичная собственность отличается от частной прежде всего по кругу объектов и по основаниям возникновения или прекращения.
Объекты права публичной собственности
Для публичной собственности характерен принцип всеобщности, означающий, что в публичной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое или ограниченное в обороте. Однако в полной мере этот принцип применим лишь к федеральной собственности. «Фактически субъекты РФ в настоящее время являются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота имущества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота».
Виды объектов, ограниченных или изъятых из оборота, которые могут находиться только в федеральной собственности или в собственности иных публичных образований, определяются отдельными законами (см. п. 2 ст. 129 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (см. п. 2 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Однако в настоящее время такой закон отсутствует (исключение составляют земельные участки, см. ст. 16–19 ЗК РФ). До принятия закона сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Согласно указанному постановлению, объекты публичной собственности делятся на: 1) исключительно федеральное имущество; 2) федеральное имущество, которое может быть передано в собственность субъектов РФ; 3) собственность субъектов РФ; 4) муниципальную собственность.
Собственность субъектов РФ образуется за счет федерального имущества в случаях его передачи (отчуждения) от Российской Федерации, которая неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. Субъекты РФ, в свою очередь, вправе передавать находящиеся в их собственности объекты в муниципальную собственность. Такая передача осуществляется безвозмездно и является публично-правовым актом. После завершения разграничения публичной собственности отчуждение публичного имущества возможно только на гражданско-правовых (чаще всего договорных) началах.