Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
Что такое мотивированное мнение
Если ФНС видит несоответствие или противоречие, то она может потребовать пояснений или внесения исправлений. На предоставление пояснений дается 5 дней, на внесение исправлений дается 10 дней.
Обнаружив ошибки или риск-факторы, руководитель или заместитель руководителя инспекции должен составить мотивированное мнение в адрес налогоплательщика по утвержденной форме. Также мотивированное мнение может быть составлено ФНС о деятельности организации и по просьбе самой организации – для получения сторонней экспертной оценки.
Два вида мотивированного мнения:
- по инициативе налогового органа. Отправляется в том случае, если установлен факт, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Направить мотивированное мнение налоговая инспекция должна не позже, чем за 3 месяца до окончания налогового мониторинга;
- по запросу компании. Компания имеет право запросить у ФНС мотивированное мнение в том случае, если имеет неурегулированные вопросы по соблюдению налогового законодательства. ФНС в этом случае должна предоставить компании мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения запроса. Если для подготовки мотивированного мнения требуются дополнительные материалы, то ФНС имеет право их запросить и продлить срок подготовки ответа еще на один месяц.
Налоговый мониторинг: как работает и кому подходит
Впрочем, налоговый мониторинг дает ряд преимуществ и бизнесу:
- освобождает от камеральных и выездных проверок (с некоторыми исключениями, о них расскажем чуть позже) – ИФНС не нужно заново проверять отчетность, так как все документы проверяются постепенно, по мере формирования;
- исключает штрафы и санкции за ошибки или нарушения – при обнаружении подобных ситуаций инспектор сообщает налогоплательщику о выявленных недочетах, дает рекомендации по исправлению через механизм мотивированного мнения;
- компанию признают добросовестным и надежным налогоплательщиком;
- нет доначислений и штрафов за прошедшие периоды, так как все ошибки можно вовремя обнаружить и исправить в соответствии с указаниями налоговых инспекторов: времени на это будет достаточно, так как ежегодный мониторинг растянут по времени (с 1 января текущего года до 1 октября следующего, то есть мониторинг за 2022 год начинается с 1 января 2022 года и заканчивается 1 октября 2023 года;
- снижает количество проверяемой отчетности.
Чем руководствоваться
На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.
Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:
- требования к организации системы внутреннего контроля;
- формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.
Кто может использовать налоговый мониторинг
Об использовании налогового мониторинга можно узнать из п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ. Здесь сказано, что перейти на налоговый мониторинг могут те компании, которые соответствуют определенным критериям по итогам года, предшествующего году представления заявления о желании провести налоговый мониторинг. Критерии следующие:
- общая сумма НДС, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов не меньше 100 млн рублей;
- доходы в бухгалтерской отчетности – не меньше 1 млрд рублей.
- балансовая стоимость активов на 31 декабря – не меньше 1 млрд рублей.
Характерные особенности налогового мониторинга
В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.
Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:
- организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
- юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
- организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
- мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.
Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:
- мониторинговый период прекращен досрочно;
- в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
- организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
- решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.
Мотивированное мнение ФНС
ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:
- По инициативе ФНС — если налоговые инспекторы обнаружили факты неверного исчисления или просроченной уплаты налогов, то они составляют мотивированное мнение и в течение пяти дней направляют его в адрес юридического лица (но не позже чем за три месяца до окончания налогового мониторинга).
- По желанию юридического лица — если у фирмы имеются сомнения в отношении корректности исчисления и уплаты налогов, то компания может не позднее 1 июля того года, в течение которого осуществляется налоговый мониторинг, сама направить запрос в ФНС о предоставлении мотивированного мнения. ФНС обязана подготовить документ с оценкой в срок не более месяца с получения такого запроса.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, при которой выездные проверки налогоплательщиков заменяются на постоянный удаленный контроль за их деятельностью. Контроль организуется путем предоставления налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компаний, при котором контролеры практически в режиме реального времени могут отслеживать, как плательщики рассчитывают и уплачивают налоги, формируют отчетность и исполняют другие налоговые обязанности.
В рамках налогового мониторинга проверки заменяются на оперативное взаимодействие с налогоплательщиком, при котором инспекторы, выявившие какие-либо неточности или ошибки в расчетах плательщика, вправе запрашивать у последнего пояснения и требовать от него исправления допущенных ошибок. Представить пояснения организация, участвующая в мониторинге, должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
Проводить выездные проверки в отношении компаний, участвующих в налоговом мониторинге, налоговики могут лишь в исключительных случаях (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):
- при проведении выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (непредставление пояснений, документов, неисправление выявленных ошибок и т.д.);
- при непредставлении уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга.
Кто может перейти на налоговый мониторинг
Перейти на проведение налогового мониторинга может не каждая организация. Чтобы претендовать на данный вид налогового контроля, компания должна соответствовать ряду обязательных критериев по доходам, активам и уплачиваемым в бюджет налогам. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг компания может при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):
- совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за 2021 год, составляет не менее 100 миллионов рублей (учитываются НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ и страховые взносы; не учитываются налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС);
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за 2021 год составляет не менее 1 млрд рублей;
- стоимость активов по данным бухотчетности на 31 декабря 2021 года не менее 1 млрд рублей.
Период налогового мониторинга
Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:
- Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
- Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
- Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
- Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
- Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
- Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Мотивированное мнение налоговой инспекции
Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:
- По инициативе ФНС.
- По запросу компании.
В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.
Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.
Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:
- В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
- Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.
Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.
Соблюдает ли нейтралитет ФНС?
ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны. Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.
Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.
***
Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.
Виды налогового контроля:
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.